Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Бердычева Ирина Викторовна

 

Цель урока:

1      познакомить с правописанием  слов с непроизносимыми согласными;

    формировать умение проверять слова с непроизносимыми    

    согласными;

развивать умение подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание;

обосновывать выбор написания букв в корне слов;

способствовать формированию общеучебных умений и навыков;

2     развивать орфографическую зоркость;

устную и письменную речь;

расширять словарный запас учащихся;

развивать интеллект, творческие способности;

3       воспитывать активную личность, умеющую принимать самостоятельные решения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_urok.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

             Тема: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.                

                                                                                                           3 класс (1-4)

Цель урока:

  1. познакомить с правописанием  слов с непроизносимыми согласными;

    формировать умение проверять слова с непроизносимыми    

    согласными;

развивать умение подбирать однокоренные слова, сравнивать в них произношение и написание;

обосновывать выбор написания букв в корне слов;

способствовать формированию общеучебных умений и навыков;

  1. развивать орфографическую зоркость;

устную и письменную речь;

расширять словарный запас учащихся;

развивать интеллект, творческие способности;

  1. воспитывать активную личность, умеющую принимать самостоятельные решения.  

Ход урока

I       Организационный момент.

        

Прозвенел звонок

и вот, начинается урок.

I I         Постановка темы и целей урока.        

Я предлагаю вам сегодня отправиться в путешествие, а путешествовать мы будем под девизом.

           

Ужас?но    интерес?но    всё   то,    что     неизвес?но.

-   Вы не о чём не хотите меня спросить? (Стоят знаки - ? )

-  Как вы думаете, почему этот  

  девиз я выбрала для нашего

         путешествия?

-  Что нового и неизвестного мы можем узнать на уроках русского     языка?

Вывод :   Сегодня на уроке мы повторим ранее изученный материал, узнаем новое словарное слово и познакомимся с ещё одним орфографическим правилом.

Отправляемся мы с вами в старинный замок.  Хотите в замок попасть?

I I I          Повторение.

  1. Чистописание

Чтобы узнать кто хозяйка замка :

Мы должны выполнить задание-

И заняться чистописанием.        


- На какие две группы разделить, записанные на доске буквы?

- Перечислите гласные, согласные.

- Запишите цепочку из согласных букв.

вдлт

 

- Хозяйка замка – одна из частей слова, которая есть во всех однокоренных словах.

- Догадались в чей   замок мы попали?  

                 - Чтобы попасть в замок и познакомиться с остальными его  обитателями нам придётся выполнить следующее задание.  

  1. Словарно-орфографическая работа.

- новое словарное слово рассыпалось. Соберите его.

             

П

А

Н

Р

И

З

К

Д

(веселье, торжество, установленное или устроенное в честь или в память кого-либо)

-  Проговорите слово так, как вы диктовали бы его себе при записи.

-  Заметили что - то необычное?  Что?

-   Запишите это слово к себе в тетрадь, с пропуском буквы

     «трудного» места.

-  Давайте попробуем подобрать проверочное слово и определить, как же

    пишется это слово?

-  Получается?  (сейчас не можем объяснить)

- Подберите однокоренные слова к слову ПРАЗДНИК(разные части речи)

Праздничек, праздничный, праздновать.

У замка 3 башни и у корня в гостях 3 правила о правописании букв в корне слов. Два из них вы знаете, а с третьим познакомитесь сегодня на уроке.

                

  1. Повторение правописания безударных  гласных.

Кто же живёт в первой башне?

Вы сможете ответить на этот вопрос выполнив задание.

СОГРИВАЛ                         питух

Взглинуть                        Гразовая

Скрепучий                 памидор

ВОРЕНЬЕ

- Согласны ли вы с написанием этих слов?

- Почему?

- Давайте запишем эти слова в тетради исправляя ошибки.

- И объясним как правильно эти слова пишутся.

ВЫВОД: Какое правило   мы  повторили?

В первой башне живут БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.

Сформулируйте правило.

БЕЗУДАРНЫЕ

ГЛАСНЫЕ

  1. Повторение правописания парных согласных.

Кто жители второй башни?

Нас ожидает новое задание:

Прочитайте предложение:

Лё ? кий   и   пушистый   сне?  замёл   доро?ки   в   саду.

Вам нужно списать это предложение, вставив пропущенные буквы. И объяснить, почему вы вставили именно эту букву.

Разбор предложения по членам предложения.

ВЫВОД: Сформулируйте правило о правописании

       корня, с которым мы работали ?                  

Во второй  башне живут ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ.

ПАРНЫЕ

СОГЛАСНЫЕ

I V  Изучение нового материала.

        - Сегодня мы познакомимся ещё с одним правилом, которое учит

            писать согласные буквы в корне слова.

        Порой в словах встречаются

        Ужасные согласные.

        Они не произносятся.

        Но пишутся в тетрадке.

        -  Это правило касается вот этих букв:

        

вдлт

 

- На доске записаны слова, прочитайте их.

здравствуй         - здравие

солнце                 - солнышко

радостный         - радость

сердце                         - сердечко

прекрасный         - прекрасен

-  Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре.

-  И постарайтесь определить, все ли согласные в середине слова хорошо

    слышны?

 - Произнесите первое слово, сравните с написанием. Какая согласная в

   нём не произносится, но пишется.

-  Произнесите второе слово. Что заметили?

-  Найдите несоответствие в третьем слове.

-  Что вы можете сказать о четвёртом слове?

-  Назовите согласные, которые в ряде слов пишутся, но не произносятся.

-  Как называются эти согласные? (НЕПРОИЗНИСИМЫЕ)

ОНИ и живут в третьей башне!

- А как же быть, что нужно делать чтобы не допустить ошибку при

   написании таких слов? (ПРОВЕРЯТЬ – А КАК ?)

- Давайте подберём проверочные слова.

-  А как же последнее слово?

(  БЕЗ   Т  )

- Встречаются слова, где буква Т так и просится, чтобы её написали, но не всегда она пишется. Нужно быть внимательным и проверять.

ВЫВОД: Как проверить непроизносимые согласные

                  В, Д, Т, Л в корне слова ?  

V   Закрепление нового материала.

       Я  диктую слова, вам нужно их записать и подобрать проверочные

     слова:

Грустный, местность, тростник, капустный, свистнул, наездник.

ВОТ И ЗАКОНЧИЛОСЬ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ.

 МЫ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ.

-Вспомним девиз нашего урока.

 Теперь вы сможете сами объяснить почему в словах стоят ? - ?  

V I   Домашнее задание.

        Упражнение 296, по заданию.

Выставление оценок.

V I I        Итог урока.

        - Что нового узнали на уроке?

        - Чем интересен для вас был сегодняшний урок?

СПАСИБО за работу на уроке, урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Учебно-методическая разработка Урок русского языка 3 кл :Тема «ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА»

Конспект урока  в 3 классе по любому УМК по русскому языку .Тема "ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ СЛОВА"  Разработка содержит  материал по развитию речи на данную...

Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова

Презентация урока Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова...

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс

Урок русского языка "Правило правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова" 3 класс...

Методическая разработка к занятию по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова для начальной школы «Иногда согласные играют с нами в прятки»

В игровой форме научить детей правописанию сллов с непроизносимыми согласными.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;Содержатель...