урок русского языка в 4 классе "Комплексный анализ текста"
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Данный урок отличается широким разнообразием применяемых форм, методов,  приёмов организации работы учащихся. Выполнение заданий проблемного и частично-поискового характера способствует формированию обобщённых способов мыслительной деятельности, развитию способности к контролю и самоконтролю, планированию и рефлексии познавательной деятельности.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_rus._yazyk_4_kl_sintaksis.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ  «Майская гимназия»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в 4 классе

 по теме:

Развитие речи. Комплексный анализ текста. Синтаксический анализ предложений.

                                                                                   Клименко Ж. В.

ТЕМА: Развитие речи. Комплексный анализ текста.

              Синтаксический анализ предложений.

ЦЕЛИ: обучать уч-ся проводить комплексный анализ текста (выявлять

              жанровые особенности, осуществлять поиск средств художественной  

              выразительности); отрабатывать умения грамотно анализировать

              предложение как основную синтаксическую единицу по различным

              признакам;

              создать условия для развития мотивации поисково

              исследовательской деятельности; формировать элементы логической

              грамотности;

              воспитывать интерес и уважение к родному языку, потребность и

              способность внимательно вслушиваться и понимать русский язык,

              чувствовать и эмоционально воспринимать его выразительность;

              воспитывать привычку делового сотрудничества, способность к

              самоконтролю и самооценке;

              способствовать формированию творческой личности в процессе

              поисково-исследовательской деятельности.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы и целей урока.

- Эпиграфом к нашему уроку будут слова замечательного советского писателя к. Г.Паустовского:

                                                     Нам дан во владение самый богатый, меткий,

                                                    могучий и поистине волшебный русский язык.

                                                   Языку мы учимся и должны учиться

                                                    непрерывно до последних дней своей жизни.  

                                                                                      К. Г. Паустовский

- Сегодня мы коснёмся тайн родного языка, почувствуем его эмоциональность и выразительность при анализе  текста.  В процессе поисково-исследовательской работы выявим синтаксические особенности слов разных частей речи.

3. Индивидуальная работа у доски – морфологический разбор имени прилагательного самый богатый (из эпиграфа) 

4. Мобилизирущий этап. 

-Подумайте, по какому принципу между словами построен граф отношения «больше»:

                      пословица

        на 2                                 ?

                                               на 2

                       

                       мудрость  

- Выберите из эпиграфа существительное, отличное по типу склонения от данных существительных, которое является искомым для данного графа словом.

- Расположите слова пословица, мудрость, язык в какой-либо закономерности.

-по составу;

-по типу склонения;

- по алфавиту;

- по количеству твёрдых согласных звуков (2, 3, 4);

- звуков меньше (столько же, больше), чем букв.

-Назовите в слове язык согласный звук, который отличается от остальных сразу по 2-м признакам (й  -непарный звонкий)

-Расширьте объём данного понятия согласно схеме, изображённой с помощью кругов Эйлера – Венна.

1 – множество непарных звонких согласных звуков

2 – мн-во непарных согласных

3 – мн-во согласных звуков

4 - мн –во звуков

5 – мн-во букв и звуков

* - Назовите звуки, которые принадлежат 3 – му множеству, но не являются элементами второго.

В каком значении слово язык употреблено в этих предложениях? (средство общения)

Укажите другие лексические значения данного слова:

                Язык – орган вкуса.

                Язык – учебный предмет.

                Язык – система знаков.

                Языки пламени – предметы вытянутой удлинённой формы.

                Язык – пленный, от которого можно получить необходимые

                сведения.    

5 Дифференцированная работа

2 ряд: Подберите имена прилагательные к существительному язык в заданном значении (на партах карточки)

Язык – учебный предмет                                    интересный

                                                                               трудный

                                                                               русский

                                                                               познавательный

Язык – орган вкуса                                              длинный

                                                                              болтливый

                                                                              розовый

                                                                              шершавый

Языки пламени                                                   жадные

                                                                            яркие

                                                                            горячие

                                                                            свирепые         

Все: проверка работы у доски.

- Какую ещё синтаксическую роль в предложении может выполнять имя прилагательное?

Проверка работы по карточкам

- на какие разряды делятся имена прилагательные? Назовите отличительные особенности качественных прилагательных.  Как вы думаете, с прямым или переносным значением существительного используется больше качественных прилагательных? Какую функцию в тексте они выполняют?  

Вывод: Выполняя данное задание, мы убедились в том, что русский язык действительно очень богатый, меткий и выразительный (обращаемся к эпиграфу)  

С русским языком можно творить чудеса. Нет таких образов, звуков, мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.    

6. Комплексный анализ текста.

- Ребята, нам предстоит серьёзная поисково-исследовательская работа. Мы попытаемся провести анализ текста по различным направлениям: отметим жанровые особенности, используемые автором средства художественной выразительности, выполним грамматические задания.    

1. Чтение текста.

-Каков жанр  этого произведения?

Попробуйте определить его тему.

- К какому типу относится текст?

2. Выполнение грамматических заданий.

-Во 2-м абзаце исключите по одному «лишние» предложения так, чтобы остались 3 предложения, которые имеют такую характеристику: повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространённое, неосложнённое.

1) сложное;

2) нераспространённое;

3) односоставное;

4) восклицательное;

5) побудительное;

6) осложнённое        

- В каком из предложений правильно выделена грамматическая основа:

     наползла из-за леса

     наползла туча

     потекла вода  

- Выполните синтаксический разбор этого предложения.

7. Физкультминутка.

Звучит запись шума дождя.

-Слышите звуки дождя? Послушайте, как об этом явлении природы написала в своём стихотворении Астахова Даша.

- Представьте ясный летний денёк. В небе сияет семицветная радуга. Хочется вам босиком пробежаться по тёплым лужицам?

Танец

8. Индивидуальная работа.

-Ребята, мы с вами выявляли закономерности, исключали «лишние» объекты, формулировали определения понятий. Как вы думаете, какую цель преследуют эти задания? ( они развивают логическое мышление)

Фонетический разбор слова мышление

9. Комплексный анализ текста.

- Что, на ваш взгляд, помогло автору создать яркие, образные, выразительные картины в тексте? Какие средства художественной выразительности вы знаете? Сформулируйте определения понятий.

Эпитет – образное определение

Метафора – образное сравнение

Олицетворение – перенесение свойств с одушевлённых предметов на неодушевлённые

Сравнение

-Приведите примеры из текста.

А сейчас я попрошу Настю и Аню запечатлеть на бумаге картины, изображённые в тексте, используя художественные материалы как средства художественной выразительности.

(2 ученика выполняют иллюстрации к тексту)

10. Орфографическая разминка.

-Из 1 абзаца выберите предложения, соответствующие схемам:

1) определение, определение, подлежащее, сказуемое, обстоятельство, дополнение;

2) сказуемое, определение, подлежащее, обстоятельство, определение, обстоятельство, обстоятельство                              

- Выделите группы орфограмм

1) безударная гласная в корне;

2) парная согласная в корне;

3) разделительный ь;

4) правописание приставок;

5) правописание союзов, предлогов;

6) сочетания чк, жи.

- Определите синтаксическую роль имён существительных.

11. Развитие речи – работа в парах

- Составьте предложения, в которых данные существительные выполняли бы другую синтаксическую роль.

- Прекрасные получились предложения в прозе. А в стихах, наверное, они будут ещё краше и выразительнее. Дома вы выполняли творческие работы, используя средства худ. выразительности. Какие чувства вызывает дождь у вас? Поделитесь своими впечатлениями.

Учащиеся читают стихи собственного сочинения.

- Русский язык действительно волшебный. Он заставляет не только слушать, но и рождает желание нарисовать, проявить себя в других видах творчества. Под впечатлением образного слова у ребят родились такие рисунки.

- Какие средства художественной выразительности нашли отражение в рисунках?

- Проведя анализ текста, мы в который раз убеждаемся в том, какие богатые, неисчерпаемые возможности имеет русский язык!

12. Самостоятельная работа в тетради «Учимся писать без ошибок»

                    Упр. 62                  стр.36

Самопроверка (Учитель предъявляет правильный вариант.)

13. Рефлексия.

- Вернёмся к заданию, которое выполняли ребята в парах. Какие признаки, подобранные  к слову язык в значении «учебный предмет», подходят и к нашему уроку.

Урок интересный…

Урок сложный…

Урок познавательный…

13. Итог урока.

- Любите, изучайте родной язык! Кто знает, может, вам удастся в будущем приблизиться к разгадке тайн человеческого языка, а пока загадка остаётся загадкой. И только в одном единодушны современные учёные: если бы вдруг исчез язык, люди перестали бы быть людьми. Язык делает человека человеком.

               

                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в первом классе:Текст. Оформление предложений в тексте.

Урок русского языка с применением дифференцированного подхода. Задание на уроке разделено на 3 группы по уровню развития учащихся. Урок разработан в виде путешествия на паруснике, где парусами служат ...

Проект урока русского языка 2 класс "Анализ возможных ошибок при определении родственных слов и выделении корня"

На данном уроке в результате анализа возможных ошибок, ребята создают памятку, которая позволит им проверять себя при подборе родственных слов и выделении корня....

Урок русского языка. 3 класс. Тема: "Текст - единица языка и речи".

Урок разработан для учащихся 3 класса. В нем представлен материал для работы по теме: "Текст - единица языка и речи". Можно ипользовать материал для парной и групповой работы с учащимися....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Анализ и работа над ошибками по теме «Текст». Имя прилагательное" 3 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Цели деятельности учителя: создание условий для актуализации и обобщения имеющихся знаний об имени прилагательном.Задачи урокиДидактические:1. закрепить знания о понятии «имя прилагательное&raqu...