Календарно - тематическое планирование по русскому языку 1 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс) по теме

Арешко Ольга Сергеевна

Календарно - тематическое планирование по  русскому языку и обучению письму для 1 класса по программе "Перспективная начальная школа" + рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx51.49 КБ
Файл rabochaya_programma.docx43.13 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по обучению грамоте (обучение письму)

УМК «Перспективная начальная школа».

5 часов в неделю – 165 часов.

п /п

урока

Тема

урока

Кол-

во

часов

Дата

Характеристика деятельности

обучающегося

Коррекция тематичес

кого плана

1 четверть – 45 часов.

Подготовительный период (12 часов).

1

1

Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма.  Ориентировка в пространстве.

1

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс, результат выполнения задания и собственные действия.

Сравнивать выполненное учеником с предложенным образцом. Записывать  в соответствии с заданным алгоритмом, контролировать этапы своей работы. Ориентироваться в прописях по заданиям  учителя.

2

2

Письмо прямой линии. Пространственная ориентация.  

1

Анализировать поэтапное выполнение задания. Сравнивать   выполненное учеником задание  с образцом. Находить  написанный элемент из набора письменных элементов.

3

3

Рабочая строка. Точка начала письма. Гигиенические  правила.

1

Воспроизведение на письме заданного в тетради образца элемента письменных букв. Оценка результата письма, определение причины ошибки, допущенной при письме.

4

4

Письмо короткой и  длинной прямой линии. Развитие пространственных  представлений.

Гигиенические  правила.

1

Находить написанные элементы из набора письменных элементов.

Определять критерии  красивого письма: ровное, аккуратное, соответствующее образцу.  

5

5

Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо.

Гигиенические правила.

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Осваивать самые  частотные (основные) элементы букв, поэтапно выполнять  задания; анализировать элементы  букв.

Записывать элементы букв.

Сравнивать написанные учеником элементы букв, с предложенным образцом.

Анализировать поэтапное выполнение задания. Слушать, придумывать, анализировать и воспроизводить слова, предложения.

Сравнивать   выполненное учеником задание  с образцом.

Объяснять принцип деления слов на слоги.

Проводить полный звуковой анализ слова, указывать отдельные звуки.

Контролировать:  этапы своей работы, находить и исправлять ошибки, допущенные при делении слов на слоги, в определении ударного звука.

6

6

Наклонная прямая с закруглением с  двух сторон (сверху слева и снизу вправо: г).  

Гигиенические правила.

1

7

7

Наклонные прямые с  петлей вверху и внизу.

Гигиенические правила.

1

8

8

Письмо полуовала с петлей

в рабочей строке (е).

Гигиенические правила.

1

9

9

Письмо плавной  наклонной линии с закруглением слева снизу и  справа сверху.

1

10

10

Письмо овалов: малого и

большого (о О).

1

11

11

Письмо полуовалов:

письмо справа – c  и подобного – письмо слева.

1

12

12

Письмо короткой прямой линии с половинным овалом: ь.

1

Основной (звукобуквенный) период (90 часов).

 1-й раздел. Изучение букв гласных звуков. Ударение и слог.

13

1

Письмо строчной и заглавной букв А, а. Введение работы со звукобуквенной схемой.  

               

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Проводить полный  и частичный звуковой анализ слова, указывать отдельные звуки.

Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать)  работу (функцию) гласной буквы как показателя твёрдости или мягкости предшествующего согласного.

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву,  начертания заглавных и строчных букв,  написанные учеником буквы с предложенным образцом.

Анализировать поэлементный состав букв.

Дифференцировать буквы, имеющие оптическое и кинетическое сходство  (о – а,

 и – у).

Выполнять письмо под диктовку.

Определять слоги, ударение в словах.

Находить и отмечать «опасные при письме  места» в словах, предложениях.

Контролировать собственные действия: закрашивать только те части рисунка, в которых есть заданная буква.

14

2

Письмо строчной и заглавной букв А, а. Введение работы со звукобуквенной схемой.                  

1

15

3

Письмо строчной и заглавной букв О, о.

1

16

4

Письмо строчной и заглавной букв О, о.

1

17

5

Письмо строчной и заглавной букв У, у.

1

18

6

Письмо строчной и заглавной букв У, у.

1

19

7

Закрепление письма букв гласных в сочетаниях: уа, ау.

1

20

8

Письмо строчной и заглавной букв Э, э.              

1

21

9

Письмо строчной и заглавной букв Э, э.              Введение алгоритма письма под диктовку.

1

22

10

Письмо строчной буквы Ы.

1

23

11

Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль.

1

Письмо вопросительного знака. Графический диктант и взаимооценка с помощью таблицы. Работая по предупреждению возможных ошибок, учитель называет ошибку и ее номер в таблице, спрашивает, каким значком договорились на нее указывать,  и напоминает, что знак, обозначающий ошибку, нужно записать в таблице, и, ошибку, найденную в работе, обозначить на поле строки этим знаком.

24

12

Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Взаимоконтроль.

1

25

13

Письмо строчной и заглавной букв И, и

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Проводить полный  и частичный звуковой анализ слова, указывать отдельные звуки.

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву,  начертания заглавных и строчных букв,  написанные учеником буквы с предложенным образцом.

Анализировать поэлементный состав букв.

26

14

Письмо строчной и заглавной букв И, и.

1

27

15

Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты.

1

Запись зрительного диктанта (последовательность  букв гласных на доске соответствует  алфавиту – без сообщения об этом детям):  а, и, о, у, ы, э. Взаимоконтроль с помощью таблицы.

28

16

Письмо изученных гласных. Слуховой и зрительный диктанты.

1

29

17

Выборочный диктант: запись буквами гласных звуков под ударением.

1

Работа с таблицей «Правила записи слова, предложения на диктанте».

Работа над алгоритмом письма под диктовку: темп, последовательность действий, проверка работы. Графический диктант (составление модели текста) и взаимоконтроль с помощью таблицы.

30

18

[ у], [ы]- звуки, которые не меняются в безударном положении. [а], [о], [э], [и]- звуки, которые в безударном положении могут «надевать маски» других звуков: река – реки.

1

Индивидуальная работа в тетради – письмо изученных гласных. Учебная дискуссия по составлению алгоритма письма под диктовку. Самоконтроль за соблюдением правил письма.

2-й раздел. Изучение букв, обозначающих звонкие парные

по мягкости-твердости согласные звуки.

31

19

Строчная м. Письмо соединений букв. Введение алгоритма записи под диктовку и самопроверки.

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Проводить полный  и частичный звуковой анализ слова, указывать отдельные звуки.

32

20

Закрепление письма соединений букв. Работа над алгоритмом записи под диктовку и самопроверки.

1

Работа с таблицей «Правила записи слова, предложения на диктанте».Звуковой диктант (запись слова «мама»).

33

21

Прописная М. Работа над алгоритмом списывания слова и самопроверки.

1

 Работа над правилами списывания (таблица на обложке).

Графический диктант (составление модели текста) и взаимоконтроль с помощью таблицы.

34

22

Строчная н. Прописная буква в именах собственных. Работа над алгоритмом списывания слов и самопроверки: орфографическое чтение по слогам, темп письма.

1

Работа над правилами списывания (таблица на обложке).

Графический диктант (составление модели текста) и взаимоконтроль с помощью таблицы.

35

23

Прописная Н. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

Запись буквами  гласных звуков  под ударением. Взаимоконтроль с помощью таблицы.

36

24

Строчная л.

1

Запись буквами  гласных звуков  под ударением. Взаимоконтроль с помощью таблицы.

37

25

Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

Работа с таблицей «Правила списывания слова, предложения».

38

26

Прописная Л. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам.

1

Работа с таблицей «Правила списывания слова, предложения».

Графический диктант (составление модели текста) и взаимоконтроль с помощью таблицы.

39

27

Строчная р.

1

Оценка записи предложения: работа по таблице «Оценка записи» (работа с одним предложением на выбор).

40

28

Прописная Р. Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки:  орфографическое чтение по слогам, темп письма.

1

Оценка записи одного предложения: работа по таблице «Оценка записи».Звуковой диктант.

41

29

Буква й. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

Деление слов на слоги.

Работа над алгоритмом списывания: задачи работы на каждом этапе.

42

30

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам.

1

Выборочный диктант – вариант А: запись буквами  гласных звуков  под ударением. Взаимоконтроль с помощью таблицы.

43

31

Буква й.

1

Запись буквами  гласных звуков  под ударением. Взаимоконтроль с помощью таблицы.

Звуковой диктант (правила работы).

3-й раздел.

Изучение букв я, ё, ю, е, обозначающих звук [й’] с последующим гласным в начале слова и после гласных, а также  мягкость предшествующих согласных звуков.

44

32

Строчная я.

1

Этап подготовки предложения к списыванию: 1) анализ образца как необходимого результата при списывании;  2) подготовка к этапу проверки.

45

33

Прописная Я.

1

Подготовка предложения к списыванию (одно из данных). Взаимоконтроль с  помощью таблицы.

2 четверть – 35 часов.

46

34

Строчная ё.

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Проводить полный  и частичный звуковой анализ слова, указывать отдельные звуки.

Анализировать: поэлементный состав букв, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком.

47

35

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: орфографическое чтение по слогам, темп письма.

1

Повторение правил работы на диктанте.  Выборочный диктант –вариант А.  Взаимоконтроль с помощью таблицы  

48

36

Прописная Ё. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

Графический диктант (составление модели предложения/текста) и взаимоконтроль с помощью таблицы;

 проверка записи предложения (учатся определять трудности письма).

49

37

Строчная ю.

1

Учатся определять трудности письма.

50

38

Прописная Ю. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

Подготовка:  слов к списыванию

или  предложения (то, которое не списывали).

Повторение правил работы при списывании; определение трудностей письма.

51

39

Строчная е.

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Проводить полный  и частичный звуковой анализ слова, указывать отдельные звуки.

Анализировать: поэлементный состав букв, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

52

40

Зрительный диктант (предложение). Взаимопроверка.

1

 Повторение правил работы при списывании;

 подготовка слов к списыванию/ зрительному диктанту.

53

41

Прописная Е.

1

 «Оцени запись» (учатся определять трудности письма).

54

42

Буква ь.

1

Анализировать: поэлементный состав букв, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Приводить примеры согласных звуков твёрдых – мягких.

Наблюдать различные способы обозначения на письме мягкости согласных звуков (буквы е, ё, и, ю,  я, ь). Выбирать необходимый звук из ряда предложенных, давать его качественную характеристику.

4-й раздел.

Изучение букв, обозначающих парные по звонкости-глухости согласные звуки.

55

43

Строчная д.

1

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения проблемной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Обосновывать собственное мнение.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Проводить полный  и частичный звуковой анализ слова, указывать отдельные звуки.

Находить необходимый звук из ряда предложенных. Характеризовать звуки (гласные ударные – безударные, согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие).

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву,  начертания заглавных и строчных букв,  написанные учеником буквы с предложенным образцом.

56

44

Прописная Д.

1

57

45

Составление предложений из данных слов, списывание одного из предложений с именем. Взаимопроверка.

1

58

46

Строчная т.

1

59

47

Прописная Т.

1

60

48

Работа над смыслоразличительной ролью звуков.

1

61

49

Строчная з.

1

62

50

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам.

1

Индивидуальная работа в тетради – письмо изученных букв. Коллективное составление алгоритма записи слов под диктовку, самоконтроль соблюдения правил  письма.

63

51

Прописная З. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

Списывание одного из предложений для зрительного диктанта.

64

52

Строчная с.

1

Проверка подготовки к записи одного из предложений и взаимоконтроль с помощью таблицы.

65

53

Прописная С.

1

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Проводить полный  и частичный звуковой анализ слова, указывать отдельные звуки.

Наблюдать: необходимый звук из ряда предложенных; близкое значение слов.

Характеризовать звуки (гласные ударные – безударные, согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие).

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву,  начертания заглавных и строчных букв,  написанные учеником буквы с предложенным образцом.

Анализировать: поэлементный состав букв, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Подбирать слова с заданным количеством слогов. Подбирать слова с заданным ударным гласным звуком. Приводить примеры согласных звуков звонких – глухих.

Записывать под диктовку:  одного слова и предложения с опорой на готовую схему, в которую изученные буквы безударных гласных звуков вписаны.

66

54

Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

67

55

Буквы С, с и З, з.

1

68

56

Строчная г.

1

69

57

Прописная Г.

1

70

58

Строчная к.

1

71

59

Прописная К.

1

72

60

Работа над алгоритмом записи слов под диктовку и самопроверки: темп, орфографическое чтение по слогам

1

73

61

Строчная в.

1

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения проблемной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Обосновывать собственное мнение.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Проводить полный  и частичный звуковой анализ слова, указывать отдельные звуки.

Наблюдать: необходимый звук из ряда предложенных, звучание и написание сочетания жи – ши, и за парными по глухости – звонкости согласными в конце слова применительно к мягким согласным звукам.

Характеризовать звуки (гласные ударные – безударные, согласные твёрдые – мягкие, звонкие – глухие).

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву,  начертания заглавных и строчных букв,  написанные учеником буквы с предложенным образцом.

Анализировать: поэлементный состав букв, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове. Приводить примеры согласных звуков звонких – глухих, твёрдых и мягких.

Записывать под диктовку:  букв, слогов, слов и предложений.

Обводить  по серому шрифту слова и предложения с последующим нахождением в них «опасных при письме мест».

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»).

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс, результат выполнения задания и собственные действия.

74

62

Прописная В. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

75

63

Строчная ф.

1

76

64

Прописная Ф.

1

77

65

Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков; работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

78

66

Строчная б.

1

79

67

Прописная Б.

1

80

68

Строчная п.

1

3 четверть –45 часов.

81

69

Прописная П. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков.

1

82

70

Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков; работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

83

71

Строчная ж «жи пиши с буквой  и».

1

84

72

Прописная Ж, «жи пиши с буквой  и».

1

85

73

Строчная ш, «ши пиши с буквой  и».

1

86

74

Прописная Ш, «жи-ши пиши с буквой  и».

1

87

75

Жи-ши. Составление текста диктанта с  жи-ши.

1

5-й раздел.

Обозначение на письме звука [й’] с помощью сочетаний

разделительных знаков «ь» и «ъ» и букв гласных (ь + е, ё, ю, я, и; ъ + е, ё, ю, я).

88

76

ья, ье, ьё, ью. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков: работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

Индивидуальная работа в прописи – письмо слов с разделительным мягким знаком.

Ориентирование в прописи по заданиям учителя. Парная и фронтальная работа по анализу и конструированию письменной буквы ъ из элементов – шаблонов.

89

77

ья, ье, ьё, ью.

1

Поиск в алфавите букв, обозначающие мягкость согласных. Сравнение и написание букв. Ответы на вопросы. Высказывание предположений.

90

78

ъя, ъе, ъё, ъю. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков.

1

Написание изученных букв, слов с изученными буквами. Конструирование букв. Письмо  под счет.

Перевод звуковой схему в графическую с последующей записью письменными буквами.

Сравнивание элементов букв, выбирая те, которые входят в состав буквы ъ.

91

79

ъя, ъе, ъё, ъю.

 

1

Ответы на вопросы, высказывание предположений, рассуждают, слушают, пишут слуховой и зрительный диктанты, ориентируясь на правила работы на диктанте.

Обсуждение вопросов, которые возникли при взаимопроверке.

92

80

Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

Чтение и обсуждение правил списывания и самопроверки. По иллюстрации нахождение нужного текста в «Азбуке». Списывание по алгоритму, анализ трудных мест, обсуждение вопросов, которые возникнут при взаимопроверке.

6-й раздел.

Изучение букв, обозначающих непарные глухие, мягкие и твердые  согласные звуки [х, х’, ч’, щ’, ц].

93

81

Строчная х.

1

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс и результат решения проблемной задачи. Включаться в групповую работу, связанную с общением.

Обосновывать собственное мнение.

Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.

Проводить полный  и частичный звуковой анализ слова, указывать отдельные звуки.

Наблюдать: написание сочетания  ча – ща, чу – щу и за непарными  согласными х, ц, ч, щ.

Характеризовать звуки (гласные ударные – безударные, согласные всегда твёрдые – всегда мягкие, звонкие – глухие).

Сравнивать: соотносить звук и соответствующую ему букву,  начертания заглавных и строчных букв,  написанные учеником буквы с предложенным образцом.

Анализировать: поэлементный состав букв, делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.

Списывать с печатного текста.

Записывать под диктовку:  букв, слогов, слов и предложений.

Обводить  по серому шрифту слова и предложения с последующим нахождением в них «опасных при письме мест».

Классифицировать звуки русского языка по значимым основаниям (в том числе в ходе заполнения таблицы «Звуки русского языка»).

Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания.

Задавать учителю и одноклассникам познавательные вопросы.

Контролировать этапы своей работы, оценивать процесс, результат выполнения задания и собственные действия.

94

82

Прописная Х.        

1

95

83

Строчная ч; ча, чу.

1

96

84

Прописная Ч; ча, чу. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

97

85

Письмо ча, чу.

1

98

86

 Строчная щ; ща, щу. Работа над алгоритмом списывания  предложения и самопроверки.

1

99

87

Прописная Щ; правописание ща, щу.

1

100

88

Строчная ц.

1

101

89

Прописная Ц. Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

102

90

Работа над алгоритмом списывания предложения и самопроверки.

1

Заключительный период обучения чтению и грамоте (9 ч.)

103

1

Выборочный диктант. Закрепление технологии написания соединений в цельных словах  по алгоритмам.

1

Повторение изученных  орфограмм.

 Выбор  заданного языкового материала  из продиктованных слов или текста.

Отмечают изученные орфограммы.

Осуществляется взаимоконтроль в парах.

104

2

Письмо по памяти.

1

Чтение скороговорки с ускорением темпа. По памяти восстанавливают имена, которые встретились в тексте. Пишут прописные буквы, с которых эти имена начинаются. Читают стихотворение В. Берестова. По памяти записывают последнюю строчку, составляют модели предложений.

Находят и проговаривают орфограммы.

Вспоминают алгоритм работы.

Самостоятельно выполняют работу, проверяют по образцу.

105

3

Запись слов под диктовку.

1

Участвуют в игре «Веселые наборщики». Записывают слова под диктовку учителя.

Создают и записывают с помощью заданных на доске слогов новые слова.

Записывают новые  слова из букв уже записанных слов.

Отмечают и называют орфограммы.

106

4

Запись слов под диктовку.

1

107

5

Составление и запись предложений.

1

Повторяют и обобщают изученные орфограммы.

Читают слова с доски, выделяют орфограммы.

Определяют количество предложений, ориентируясь на количество прописных букв.

Составляют предложения из данных слов по инструкции. Составляют предложения на индивидуальных наборных полотнах, записывают предложения.

108

6

Составление и запись предложений.

1

109

7

Составление словарного диктанта с буквосочетаниями ча- ща, чу-щу.

1

Вставляют пропущенные буквы в предложенные  учителем  слова, называют орфограммы.

После инструкции учителя подбирают слова с заданными орфограммами, записывают слова и обсуждают с соседом.

Пишут словарный диктант.

110

8

Игры со словами.

1

Участвуют в играх.Преобразовывают слова, заменяя буквы в соответствии с заданием. Записывают получившиеся пары слов на листочках соответствующего цвета. Указывают в скобках звуки.

111

9

Запись предложений к празднику «Прощание с первой книгой».

1

Вспоминают вежливые слова, выделяют те из них,  с помощью которых можно поблагодарить Азбуку. Составляют предложения, в которых выражают благодарность «Азбуке» (своей первой книге) и записывают их.

Календарно – тематическое планирование по русскому языку

УМК «Перспективная начальная школа».

п /п

урока

Тема

урока

Кол-

во

часов

Дата

Характеристика деятельности

обучающегося

Коррекция тематичес

кого плана

АЛФАВИТ  (4 ч.)

1

1

Знакомство с новым учебником «Русский язык».

1

Фронтальная работа с условными знаками и «Оглавлением» в учебнике. Коллективное чтение проблемной ситуации в учебнике «Волшебный лес в опасности». Учебная дискуссия о назначении алфавита.

2

2

Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке.

1

Коллективное чтение проблемной ситуации в учебнике «Дети осваивают алфавит», участие в действиях интриги. Учебная дискуссия о назначении алфавита. Работа в парах.

3

3

Закрепление знаний об алфавите.

1

Коллективное чтение проблемной ситуации в учебнике. Обмен мнениями. Работа в парах: классификация и запись названий животных в алфавитном порядке.

4

4

Закрепление знаний об алфавите.

1

ПОСТРОЕНИЕ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВА (5 ч.)

5

1

Слова – названия предметов. Слова – названия действий.

1

Коллективное чтение проблемной ситуации в учебнике «Миша и Маша знакомятся с миром слов». Беседа о словах. Группировка слов  в соответствии с их лексико-грамматическими значениями.

6

2

Слова - названия признаков.

1

Коллективное составление словосочетаний: подбор слов – названий признаков к словам – названиям животных. Уточнение признаков слов – признаков.

7

3

Слова-названия главного и неглавного предмета.

1

Группировка слов  в соответствии с их лексико-грамматическими значениями.

8

4

Слова – помощники.

1

Выделение слов в предложении.

Понимание  функции небуквенного средства записи предложений: пробела между словами.

9

5

Построение звуковой схемы слова.

1

Фронтальная работа по составлению и записи предложений по схемам.

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ (7 ч.)

10

1

Устная и письменная речь.

1

Выявление особых возможностей разных видов речи, их роли в общении

людей. Выделение разных слов в письменной и устной речи их особыми средствами (большая буква, ударение, интонация, знаки препинания и т. д.).

Учебная дискуссия по выявлению отличий между письменной и устной речью. Индивидуальная работа по подбор примеров на каждый вывод.

11

2

Устная и письменная речь.

1

12

3

Средства и возможности устной и письменной речи.

1

13

4

Предложения по цели высказывания и интонации.

Контрольный словарный диктант.

1

14

5

Правила списывания текста.

1

Устанавливают и проговаривают вслух последовательность производимых действий.

4 четверть – 40 часов.

15

6

Большая буква в именах, отчествах, кличках животных, названиях городов, рек.

1

Коллективное обсуждение отличий  устной и письменной речи. Работа в парах при знакомстве с правилом.

16

7

Контрольное списывание №1 по теме:

«Имена собственные».

1

Применение изученных правил при  списывании и записи текста.

ЗВУКИ РЕЧИ (34 ч.)

17

1

Знакомство со звуковым столбиком.

1

Коллективное чтение проблемной ситуации в учебнике. Учебная дискуссия о различении согласных звонких и глухих, мягких и твердых, парных и непарных. Сравнение звуковой записи слов Маша и Миша.

18

2

Упражнение в различении звонких-глухих, мягких-твердых парных согласных звуков.

1

Воспроизведение способа интонационного произношения отдельного звука  в слове для его выделения, умения слышать   при записи своего имении различать звуки.

19

3

Звук [й’] и буква й.

1

Обсуждение вариантов деления на слоги слов со звуком [й’]. Экспериментирование со словом. Коллективное сравнение звукового состава слов «Люда» и «Юра». Самостоятельная работа при записи своего имени и составлении звукобуквенной схемы этого слова.

20

4

Звук [й’] и буква й. Правила переноса слов.

1

21

5

Йотированные гласные звуки в начале слова.  Правила переноса слов.

1

Сравнивают звуки. Производят звукобуквенный анализ слов.

22

6

Упражнение в различении мягких и твёрдых согласных звуков.

1

Коллективное обсуждение проблемы «Твердые и мягкие согласные звуки». Индивидуальная работа при определении твердости – мягкости согласного звука. Работа в парах. Анализ: деление слов на слоги, определение количества слогов в слове.

23

7

Написание слов с мягкими и твёрдыми согласными. Правила переноса.

1

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают.

Сравнивают звуки. Списывают текст. Произносят по слогам названия животных. Делят слова на слоги, отмечают каждый слог дугой.

24

8

Упражнения в различении  твёрдых и мягких согласных звуков. Обозначение на письме гласных звуков.

1

Отвечают на вопросы, высказывают предположения, рассуждают, слушают. Сравнивают звуки. Классифицируют названия животных по принципу твердости мягкости согласного звука начальной буквы.

25

9

Двойная роль (работа) букв е, ё, ю, я. Гласные звуки обозначающие мягкость согласного.

1

Повторение двух ролей букв я, ё, ю, е. Индивидуальная работа по выделению звуков  в слове, по различению твердых и мягких звуков.

26

10

Распознавание мягких и твердых согласных на слух, обозначение их с помощью букв гласных.

1

Объяснение роли буквы  гласного звука как показателя мягкости предшествующего согласного.  Звуковая запись слов как средство моделирования слова. Учет ряда условий при переносе слов.

27

11

Написание слов со звонкими и глухими, мягкими и твердыми согласными.

1

Объяснение роли буквы  гласного звука как показателя мягкости предшествующего согласного.

28

12

 Слова с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци-це.

1

Подбор слов с заданным ударным слогом. Применение изученных правил при  списывании и записи под диктовку.

29

13

 Слова с сочетаниями ци, це; слова-исключения с сочетанием цы.

1

30

14

Правописание слов с сочетаниями жи-ши, же-ше, ци, цы, це.

1

Подбор слов с заданным ударным слогом. Применение изученных правил при  списывании и записи под диктовку.

31

15

 Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща.

1

32

16

Правописание слов с сочетаниями чу-щу, ча-ща. Повторение правил переноса слов.

1

Подбор слов с заданным ударным слогом. Анализ: деление слов на слоги. Учет ряда условий при переносе слов

33

17

Смягчительный мягкий знак на конце слова.

1

Различение двух ролей ь и двух ролей букв я, ё, ю, е, и.

Обсуждение вариантов обозначения звука [й’]

34

18

Смягчительный мягкий знак в середине слова.

1

Анализируют звукобуквенный состав слов. Выполняют упражнения на изученные правила. Отвечают на вопросы. Рассуждают. Высказывают предположения. Доказывают свою точку зрения. Читают. Классифицируют и записывают  названия животных, в которых Ь обозначает мягкость предшествующего согласного.

Сравнивают слова с различным написанием

35

19

 Разделительный  мягкий знак и его работа.

1

36

20

 Разделительный Ъ и его работа.

1

Определение роли Ъ. Повторение двух ролей букв я, ё, ю, е и правил переноса

37

21

Упражнение в написании слов с разделительными мягким и твёрдым знаками.

1

Анализируют звукобуквенный состав слов. Сравнивают написание и произношение слов. Высказывают и аргументируют  свою точку зрения. Объясняют схему.

С помощью опорных слов формулируют правило.Записывают слова парами по инструкции (У. №37). Рисуют схемы слов. Дешифруют схемы слов (Т. №1).

38

22

Развитие умения писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками.

1

39

23

Списывание текста. Составление схем предложений. Подбор слов по звуковой схеме и составление звуковых схем к словам.

Контрольный словарный диктант.

1

Анализируют предложения по цели высказывания и по интонации. Осуществляют звукобуквенный анализ слов.

Дешифруют схемы предложений, слов. Отвечают на вопросы. Соотносят слово и звуковую схему. Произносят слова.

Самостоятельная работа. Пишут словарные слова. Вписывают подходящие по смыслу словарные слова. Списывают текст по правилам.

40

24

Повторение по теме: «Предложение». Повторение звукового состава слова.

1

Проводят сравнение, классификацию изученных фактов языка по заданным критериям.

41

25

Парные звонкие и глухие согласные в конце слова.

1

Звукобуквенный анализ слов.

Сравнивают звонкие и глухие согласные. Рассуждают, как будут выполнять задание. Подчеркивают указанные звуки по инструкции. Записывают в 2 столбика слова по инструкции. Дешифруют схемы слов.

42

26

Способы  проверки слов с парными согласными на конце слова.

1

43

27

Способы  проверки слов с парными согласными на конце слов.

1

Отвечают на вопросы, рассуждают, слушают, высказывают предположения. Записывают и проверяют звуковые схемы слов. Выполняют задание по образцу и по памятке. Выполняют проверку написания слова путем изменения его формы. Пишут словарные слова. Подчеркивают. Заполняют таблицу.

44

28

Написание слов  с парными согласными на конце слов.

1

Применение изученных правил при  списывании и записи под диктовку. Подбор проверочных слов. Орфографическое чтение при подготовке к записи слов, предложений.

45

29

Упражнение в правописании согласных на конце слова. Подбор проверочных слов.

1

46

30

Контрольное списывание № 2(адм.) по теме: «Проверка работы над алгоритмом списывания».

1

Применение изученных правил при  списывании.

47

31

 Сравнение предложений по цели высказывания и интонации.

1

Различение предложений по цели высказывания и по интонации.

 Выявление особой записи предложений в стихотворном тексте.

Применение изученных правил при  списывании и записи под диктовку.

48

32

Повествовательные и вопросительные предложения.

1

49

33

Закрепление знаний о предложении. Схемы предложений.

1

50

34

Оформление писем и заполнение анкет.

Осуществляют поиск нужной для решения учебной задачи информации в учебнике.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ (4 ч.)

51

1

Р.р. Азбука вежливости. Приветствие и общение при случайной встрече со знакомым(и).

1

Обсуждение ситуации, предложенной  внешней интригой  учебного пособия. Участие в учебном диалоге: ответы на вопросы, постановка вопросов.

52

2

Р.р Азбука вежливости. Встреча со знакомыми и приём приглашения зайти в гости.

1

Обсуждение ситуации, предложенной  внешней интригой  учебного пособия. Участие в учебном диалоге: ответы на вопросы, постановка вопросов

53

3

Р.р Азбука вежливости. В гостях. Общение  с хозяйкой и правила поведения за столом.

Контрольный словарный диктант.

1

Участие в учебном диалоге: ответы на вопросы, постановка вопросов. Предложение своих вариантов действий.

54

4

Р.р Азбука вежливости. В гостях. Общение  с хозяйкой и правила поведения за столом. Общение в конце встречи, обеда. Прощание.

1

Участие в учебном диалоге: ответы на вопросы, постановка вопросов. Предложение своих вариантов действий.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ»

1 КЛАСС

(на основе программы курса «Обучение грамоте» Н.Г.Агарковой, Ю.А. Агаркова, Н.М. Лавровой).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с новыми образовательными стандартами на основе концепции «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом прочности усвоения знаний.

Цель курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе  этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и, наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно дальнейшее полноценное их обучение.

В процессе усвоения грамоты у детей формируются первоначальные представления об основных единицах системы русского языка (звук, слово, словосочетание, предложение, текст), развивается фонематический слух, культура звукопроизношения. Они овладевают умением, во-первых, воспроизводить вслух звуковую форму слова на основе условных моделей разного уровня абстракции: геометрических фигур (квадратов, кружков) и системы специальных транскрипционных знаков, во-вторых, перекодировать фонетическую запись речи в соответствующие буквы (печатные или письменные), в-третьих, воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели, то есть читать. Вместе с этим учащиеся овладевают технологией начертания письменных букв и их соединений в слогах, словах и предложениях.

Последовательность изучения звуков и букв в «Азбуке» и соответственно в «Тетради по письму» обусловлена позиционным (слоговым) принципом русской графики и принятыми в ней правилами обозначения твердости/мягкости согласных и передачей на письме звука [й,].

Гласные звуки (а, о, э, ы, и) и соответствующие буквы, обозначающие эти звуки, изучаются в первую очередь, так как они образуют слоги, на основе которых дети знакомятся с технологией чтения.

После гласных изучаются сонорные звуки, что обусловлено тем, что они противопоставлены только по признаку твердости/мягкости и не имеют пар по глухости/звонкости (а [й,] не имеет пары и по твердости/мягкости). На примере именно этой подгруппы согласных букв вводится понятие позиционного принципа графики, который гласит, что узнать значение буквы можно только по ее окружению. Это можно показать с помощью изученных ранее букв гласных звуков, а именно: «а, о, у, э, ы» обозначающих твердость предшествующих согласных, а «и» - мягкость.

Кроме этого, изучение звука [й,] в этой группе позволяет познакомить детей с двумя функциями букв «е, ё, ю, я»: 1) обозначать два звука - [й,] и гласный, 2) обозначать гласный звук и указывать при этом на мягкость предшествующего согласного.

Дети знакомятся с употреблением мягкого знака для обозначения мягкости согласных.

На следующем этапе при изучении парных звонких и глухих согласных дети имеют возможность закрепить правила обозначения твердости-мягкости согласных и звука [й,] на письме на достаточно обширном словесном материале.

Затем они упражняются в звуковом анализе и чтении слов с разделительными «ь» и «ъ» и лишь потом изучают непарные по глухости/звонкости шумные согласные звуки знакомятся с некоторыми традиционными правилами написания сочетаний шипящих и «ц» с различными гласными.

Помимо специально созданных текстов для чтения в «Азбуку» включены произведения других жанров: стихи, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки, дразнилки, приговорки, считалки, то есть то, что отвечает потребностям ребенка и способствует формированию у него познавательного интереса. Развитие фонематического слуха и культуры произношения на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приемов: а) наращивания и б) реконструирования слов.

Особой задачей для учащихся является усвоение форм печатных и письменных буквенных знаков. В связи с этим на основе структурно-системного подхода к совокупностям печатных и письменных букв разработаны элементы-шаблоны для их конструирования. Ребенок имеет возможность на уровне практического действия – руками – самостоятельно воссоздать форму изучаемой буквы.

Параллельно с обучением чтению в 1 классе дети должны овладеть и письмом. Природа письма в отличие от чтения характеризуется не только слухоартикуляционным зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным элементом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.

Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления , во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении звуковой и графической форм слов.

Период обучения письму, так же как и чтению, состоит из трех этапов: 1) подготовительного; 2) основного (звукобуквенного) и 3) заключительного.

На подготовительном этапе (тетрадь по письму №1) первоклассники знакомятся с девятью структурными единицами, или элементами графической системы письменных букв русского алфавита. Элементы даны в виде линий и полосок, идентичных по форме этим линиям, то есть шаблонов для конструирования письменных букв.

На основном этапе обучения первоначальному письму, который соответствует также основному (звукобуквенному)этапу обучения чтению по «Азбуке» (Тетради по письму №1,2,3), первоклассники овладевают написанием всех письменных букв и их соединений в слогах, словах, предложениях.

На заключительном этапе (в процессе обучения русскому языку) проводится работа по исправлению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и закреплению элементарного графического навыка.

Содержание программы

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (12 ч.)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.

Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.

ОСНОВНОЙ, ЗВУКОБУКВЕННЫЙ ПЕРИОД (90 ч.)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в

памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.

Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

Формирование в памяти первоклассников четко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, т. е. письма букв под счет.

Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД (9 ч.)

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования).

Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.

Требования подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу подготовительного периода

Учащиеся должны знать/понимать:

•        на слух различать структурные единицы языка: слово, предложение, текст;

•        знать, называть и различать по форме структурные единицы графической системы – элементы печатных и письменных букв русского алфавита.

Уметь:

•        составлять предложения из 2–4 слов и рассказы из 3–4 предложений на основе иллюстрации, графической модели или созданной на уроке речевой ситуации с использованием соответствующих фишек;

•        правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв по алгоритмам и под счет, правильно называть их.

Требования подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу основного звукобуквенного периода

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. различать звуки и буквы русского языка;
  2. различать гласные – ртораскрыватели, произносящиеся без преграды в ротовой полости, и согласные – ртосмыкатели, образующиеся при наличии преграды;
  3. определять на слух ударные и безударные гласные;
  4. делить звучащее слово на слоги, один из которых (ударный) произносится с большей силой и длительностью;
  5. определять согласные твердые и мягкие, звонкие и глухие;

уметь:

  1. акцентированно произносить звуки в заданной последовательности в слове, выделять один из них (в соответствии с заданием учителя) и давать ему полную характеристику;
  2. обозначать звуки речи с помощью условных графических символов (кружков, квадратов) – создавать звуковую схему-модель слова;
  3. читать в схемах звуковую запись слов по слогам и орфоэпически;
  4. обозначать звуки буквами и условными значками;
  5. читать в схемах и текстах «Азбуки» буквенную запись слов по слогам и орфоэпически;
  6. перекодировать звуковую форму слов из условно-графической в буквенную и наоборот;
  7. правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
  8. писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
  9. выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
  10. при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;
  11. конструировать печатные и письменные буквы из элементов-шаблонов;
  12. определять слова, которые называют предметы, их признаки, действия, а также слова-помощники (предлоги, союзы), которые служат для связи основных слов в предложении; использовать графические символы для их обозначения в модели предложения;
  13. членить устное высказывание на предложение и текст, изображать эти единицы языка графически;
  14. правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу « Обучение грамоте» к концу заключительного периода обучения грамоте.

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. Структуру родной речи, иметь образные представления, о единицах русского языка – звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности, а также о словосочетании, предложении и тексте;
  2. Графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;
  3. Форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;
  4. Иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

Уметь:

  1. читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;
  2. отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  3. пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);
  4. озаглавливать прослушанный текст;
  5. связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;
  6. ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. А именно:

  1. выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями: ЧК, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящихся в сильной позиции, то есть под ударением;
  2. анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;
  3. применять приемы а) слогового, б) орфоэпического, в) связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;
  4. осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;
  5. применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й,].

Тематический план учебного курса

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

1 четверть

45

2 четверть

35

3 четверть

31

Итого:

111

Наименование разделов

Всего часов

1

Подготовительный период

12

2

Основной (звукобуквенный) период

90

3

Заключительный период обучения чтению и грамоте

9

Итого:

111

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

1 класс (54 ч.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, 2009 год, примерной программы по русскому языку, основных положений развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа», на основе авторской программы М.Л.Каленчук, Н.А.Чураковой, О.В.Малаховской, Т.А.Байковой, Н.М.Лавровой «Систематический курс русского языка» 1 класс (Москва, Академкнига/Учебник, 2011).

Структура документа

Рабочая программа включает разделы:

Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; особенности класса, особенности реализации программы в классе, основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса  и  требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу; список литературы.

Матрицу содержания программы.

Тематическое планирование.

Приложения (методическое сопровождение, КИМы и пр.)

Учет психологической характеристики современного школьника потребовал пересмотра некоторых важных теоретических позиций, продумывания особого гуманитарного статуса учебно-методического комплекта по русскому языку, включения в его корпус той словарной и орфоэпической работы, которая никогда ранее не практиковалась как система.

1. А. Обязательный учет реальных норм произношения на территории огромной страны. 

   Б. Учет реальных норм произношения предполагает и учет статистики самых частотных ошибок произношения, связанных, во-первых, с неправильным ударением, а во-вторых, с искажением произношения отдельных звуков.

2. Учет того, что с каждым годом в классах растет процент учащихся, для которых русский язык является вторым, а не первым языком, на котором они говорят. 

3. Учет того, что практически каждый ребенок, приходящий в начальную школу, — это ребенок со своим набором логопедических проблем, потребовал разработки специальной системы
упражнений, цель которой — усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения. В течение первого года обучения каждый школьник осваивает базовые звуковые оппозиции (к которым относятся гласные и согласные, а внутри гласных — [а]-[о]; внутри согласных — [м]-[п], [т,]-[д,], [д]-[н] и др.). Эта система работы в итоге приводит к правильному определению корней слов и — что очень важно — к правильному выделению окончаний.

4. Учет того, что ученик начальной школы — это не только городской, но и сельский ребенок.

5. Учет неврологического образа современного ребенка вызывает к жизни работу в нескольких направлениях.

А. Изучение всего материала строится не на искусственных языковых моделях и примерах, а на реальных коротких стихотворных, часто шуточных, текстах, которые: а) представляют собой реальные высокохудожественные, доступные возрасту образцы речи, б) способны удержать внимание ребенка своей эмоционально-образной системой и поддержать его интерес к рассматриваемой проблеме.

Б. Система заданий представляет собой пошаговое продвижение в рассмотрении языковой проблемы, а сама проблема складывается как система конкретных наблюдений. Только движение от конкретных наблюдений к обобщению и только пошаговое рассмотрение материала соответствуют возрастным особенностям младшего школьника и создают условия ненасильственного изучения материала.

В. Свойственная возрасту и современному неврологическому состоянию сознания неспособность младшего школьника долго удерживать внимание на чем-то одном, а также удерживать в памяти открытую закономерность или правило требует многократного возвращения к уже завоеванным позициям на протяжении всего периода обучения. Любое изученное правило, каждая открытая языковая закономерность через определенный отрезок времени вновь и вновь предъявляются школьнику — но не для того, чтобы он ее вспомнил, а для того, чтобы он ею воспользовался как инструментом для решения текущей языковой задачи.

6. Для создания условий выживания в мире информации, поток которой постоянно возрастает, в УМК продумана система работы, которая побуждает школьника постоянно самому добывать информацию и оперировать ею. 

7. Для создания или восстановления целостной картины мира в учебнике продумана внешняя интрига, герои которой будут сопровождать школьника на протяжении 4-х лет обучения.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, сделавшего упор на формирование универсальных учебных действий (УДД), на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.

Программа разработана и в соответствии с принципами, которые сформулированы в концепции «Перспективная начальная школа» (т. е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).

  1. Принципы развивающего обучения, ориентированные на осознанность процесса учения, стали основанием для выстраивания линии последовательной фонетической работы; для выявления механизмов работы звука в слове, слова — в предложении, предложения — в тексте.
  2. Традиционный принцип прочности, ориентированный на усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету, лег в основу организации многократного возвращения к одним и тем же теоретическим проблемам и, тем более, к решению одних и тех же орфографических задач.

В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно - коммуникационная технология, технология личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.

Методы обучения:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно - рецептивный: рассказ, лекция,  объяснение,  работа с учебником,  демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.;

б)  репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование;

в) проблемное изложение изучаемого материала;

г) частично-поисковый, или эвристический метод;

д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Формы организации процесса обучения:

  1. Индивидуальная
  2. Парная
  3. Групповая
  4. Фронтальная

                Программой предусмотрено – 54 часа.

Распределение часов по разделам:

Система контроля и оценки достижений учащихся разработана с учетом современных требований к деятельности учителя начальных классов по контролю и оценке результатов обучения и соответствуют федеральному компоненту государственного стандарта по русскому языку для начальной школы. Все задания проверочных и контрольных работ разработаны на основе программы и учебно-методического комплекта по русскому языку для 1 класса УМК «Перспективная начальная школа».(Н.А.Лаврова «Сборник проверочных и контрольных работ 1-2 классы»)

В качестве контроля усвоения учащимися изученного материала проводятся проверочные  и контрольные работы.

Тематический план учебного курса

Период обучения

Количество часов

Диагностический материал

3 четверть

14

КСД- 1;

4 четверть

40

К.р.-2;  КСД- 2;

Итого:

54

К.р. – 2 КСД - 3

Наименование разделов

Всего часов

1

АЛФАВИТ  

4

2

ПОСТРОЕНИЕ ЗВУКОВОЙ СХЕМЫ СЛОВА

5

3

РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ И УСТНАЯ

7

4

ЗВУКИ РЕЧИ

34

5

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

4

Итого:

54

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Алфавит. Правильное название букв. Практическое использование последовательности букв алфавита: алфавитный принцип расстановки книг на библиотечных полках и в словарях.

Звуки речи. Гласные и согласные; ударные и безударные гласные; звонкие и глухие согласные, парные и непарные; твердые и мягкие согласные, парные и непарные. Слог. Ударение. Буквы гласных как показатель твердости-мягкости согласных звуков. Обозначение буквами звука [й,]. Буквы гласных после шипящих в сильной позиции (под ударением: жи-ши, ча-ща, чу-щу). Буквы и, е после ц в сильной позиции. Парные по звонкости-глухости согласные на конце слова.

Построение звуковой схемы слова 

Слова-названия предметов, признаков, действий. Слова-помощники слов-названий предметов (предлоги). Прописная буква в именах собственных. Предложение. Прописная буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. Построение схемы предложения.

Речь письменная и устная. Первое знакомство с особенностями устной речи, которые не подтверждаются письменно (выделение слова голосом, ударение). Знакомство с особенностями письменной речи, которые не подтверждаются устно (письменная форма слова, которая не подтверждается на слух; прописная буква в начале предложения и в именах собственных). Особенности устной речи, которые дублируются письменно (разница предложений по цели высказывания и по интонации, выражение этой разницы знаками препинания).

«Азбука вежливости»(4 часа): несколько формул речевого этикета (ситуации встречи, расставания, просьбы, поведения за столом, совершенного проступка), их использование в устной речи при общении со сверстниками и взрослыми(Т.с. 48-62)

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Русский язык» к концу 1-го года обучения

Содержательная линия «Система языка»

Раздел «Фонетика и графика»

Обучающиеся научатся:

  1. различать звуки и буквы;
  2. различать буквы и их основные звуковые значения;
  3. различать гласные и согласные звуки; звонкие и глухие согласные; мягкие и твердые согласные; парные звонкие-глухие согласные; только твердые и только мягкие согласные;
  4. делить слова на слоги, определять ударный слог;
  5. пользоваться способом обозначения твердых согласных с помощью гласных первого ряда (а, о, у, э, ы) и способами обозначения мягких согласных с помощью гласных второго ряда (я, е, ю, ё, и) и мягкого знака;
  6. пользоваться способом обозначения звука [й,] в начале слова (с помощью букв е, ё, ю, я);
  7. пользоваться алфавитом, быстро находить нужную букву в алфавитном столбике; использовать последовательность букв в русском алфавите для расположения заданных слов и фамилий в алфавитном порядке.

Раздел «Орфоэпия»

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. соблюдать известные орфоэпические нормы речи;
  2. устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета.

Раздел «Синтаксис»

Обучающиеся научатся:

  1. различать предложение и слово;
  2. определять характер предложения по цели высказывания как в устной, так и в письменной речи (без применения терминологии).

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

Обучающиеся научатся:

  1. определять границы предложения как в устной, так и в письменной речи; правильно обозначать на письме границы предложения (прописная буква в начале и знаки в конце предложения);
  2. писать прописную букву в именах собственных;
  3. делить слова на слоги, определять ударный слог, правильно переносить слова по слогам с одной строчки на другую;
  4. писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, ци-це под ударением;
  5. писать словарные слова, определенные программой;
  6. писать под диктовку текст объемом  18 – 20 слов в соответствии с изученными правилами  правописания;
  7. списывать небольшой текст по правилам списывания;
  8. читать и составлять простейшую графическую схему слова и предложения.

Словарь

Адрес, алфавит, город, дежурный, карандаш, карман, картина, картон, картофель, квадрат, квартира, компот, коньки, косынка, лимон, линейка, морковь, Москва, облако, окно, пальто, пенал, пирог, платок, портфель, Россия, сапог, телевизор, телефон, улица, яблоко (31 слово).

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1-го года обучения

В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

  1. ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и на развороте; находить нужную дидактическую иллюстрацию;
  2. первоначальным навыкам инструментального освоения алфавита: представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков (буквы) находятся в его начале, конце, середине;
  3. работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы): сопоставлять условные обозначения учебника и тетради.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

  1. работать с соседом по парте: договариваться о распределении работы между собой и соседом, выполнять свою часть работы, пробовать проверять часть работы, выполненную соседом;
  2. выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

  1. видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться только к одной из них.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся научатся:

  1. понимать, что необходимо выполнения работы над ошибками;
  2. выполнять работу над ошибками с помощью взрослого.

Учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник,2011.
  2. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник,2011.
  3. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник,2011.
  4. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1–2 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник,2011.

Для учащихся:

  1. Чуракова Н.А. Русский язык. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник,2011.
  2. Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по русскому языку по ФГОС 2 класс УМК "Школа России"

Календарно-тематическое планирование по русскому языку с УУД 2 класс по программе Канакиной "Школа России"...

календарно-тематическое планирование по русскому языку. 2класс,ФГОС

календарно-тематическое планирование по русскому языку,Канакина, 2 класс, ФГОС...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку 3 класс по учебнику В.П.Канакиной «Русский язык», программа «Школа России» ФГОС II

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - В.П.Канакина, В.Г.Горецкий).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного ст...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку по ФГОС. 4 класс. Программа "Начальная школа 21 века"

Календарно -тематическое планирование по русскому языку с ууд 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа по русскому языку по теме: Пояснительная записка к календарно - тематическому планированию по русскому языку(автор Канакина В.П.) и обучение грамоте ( автор Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.) по ФГОС в 1 классе

Материал содержит пояснительную записку по русскому языку УМК " Школа России" по ФГОС в 1 класс, автор КанакинаВ.П.  И обучение грамоте УМК "Школа 2100", авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.по ФГОС...

Календарно – тематическое планирование по русскому языку к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык» 3 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование по русскому языку к учебнику В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого "Русский язык" 3 класс ФГОС...