Учимся писать письма
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Разработка урока , которая поможет уч-ся научиться правильно писать письма и подписывать конверт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_pisma.docx31.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СУЕТОВСКАЯ СОШ

 ЯРЦЕВСКОГО РАЙОНА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

« УЧИМСЯ ПИСАТЬ ПИСЬМА»

( УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА)

ПОДГОТОВИЛА  УРОК:

 УЧИТЕЛЬ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

ВОРОНЦОВА НИНА АЛЕКСАНДРОВНА

2012 г

Цели:-  познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей;

               - письмом как разновид ностью текста, имеющей свою структуру и       стилистические особенности;

- с правилами и вежливы ми формами переписки;

-  воспитывать доброжела тельное отношение к окружающим.

Оборудование. Конверты; открытки; почтовый ящик; карточки с правилами переписки ; мультфильм « Простоквашино», детские журналы с письмами детей,  Презентация «Учимся писать письма» , образцы писем.

Литература:

  1. Т.Г. Рамзаева «Русский язык»  3 кл (ч.1,2). М., «Дрофа», 2004г.
  2. В.Б. Маркина «Занимательное чистописание». М., «Чистые пруды», 2007г.

 3. Школьный толковый словарь русского языка.

 4.А. Ундзенкова «Русский с увлечением». Екатеринбург, 2003г.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Вводная беседа

Раздается стук в дверь.

Учитель.

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

 С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

(С. Маршак. «Почта»)

 -Это он, это он... Кто, ребята?

Дети. Почтальон.

Входит почтальон.

   Почтальон.

Здравствуйте, дети!

Я веселый почтальон!

Детям я давно знаком.

Много писем и газет

Возит мой велосипед!

 Разноцветные конверты,

И открытки, и пакеты,

 И посылки, телеграммы

 -Доставляю все их вам я!

Почтальон вручает  письмо и детские журналы.

- До свиданья, ребята! Я спешу. У меня в сумке еще очень много писем , газет и журналов. Мне нужно их вовремя всем доставить .

Почтальон уходит.

Учитель:

 - Ребята, у нас письмо одной из наших учениц - Степченковой Ангелине, оно из детского журнала. Давайте его прочитаем.

2

Дети отвечают. Учитель открывает 1 слайд  с правилами переписки:

_______________________________________________________________

Правило 1

Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат.


Получателя письма называют адресат. Адресат — от немецкого слова адрес.


Нельзя читать чужие письма!




У. Значит , Ангелина сама прочитает полученное письмо.

Ангелина: Ребята, это ответ на мое письмо. В одном из детских журналов проводился конкурс рассказов о домашних любимцах. Я написала письмо, в котором рассказала о своей кошке. Мой рассказ очень понравился и я получу приз.

Слайд 2 на доске:

==================================================

Правило 2

Невежливо не ответить на полученное письмо.


Сделать это необходимо не позднее 3—5 дней после получения и в вежливой форме.


      Дети: Это так просто – написать письмо.

Ангелина : Нет ребята, не все так просто существует определенный порядок написания писем. Мне о нем рассказала мама.

Учитель: Ребята, а вы хотите научиться правильно, писать письма?

Ответы детей.

III. Сообщение цели урока

У. Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма. Между тем, кто пишет письмо, то есть отправителем, и тем, кому оно адресовано, то есть получателем, соблюдается выработанный веками порядок, с которым вы познакомитесь.

IV. Актуализация знаний детей

Учитель:-  Кто уже получал письма? От кого? О чем вы узнавали из писем?

3

- Сохраняются ли у вас в семье чьи-либо пись ма? Если сохраняются, то почему?

- С какой целью люди пишут письма?

- Кому из вас приходилось писать ответ?

- Какие письменные принадлежности вам пона добились при работе?

Дети отвечают. На доске  слайд

____________________________________________________________________________________

Правило 3

Бумага и конверт должны быть безупреч но чистыми.

Если вы пишете письмо от руки, постарайтесь, чтобы оно было написано аккуратным почерком, без исправлений.

Если страниц несколько, их следует пронумеровать.

 Складывают послание текстом внутрь.

__________________________________________________________________________

V. Знакомство со структурой письма

Просмотр отрывка из мультфильма « Простоквашино»

.

- Какие чувства  испытывали родители дяди Федора, когда начали читать письмо? А потом? Почему?

 -  Да, очень приятно чувствовать внимание и за боту со стороны близких, друзей. Интересно уз нать о жизни своих знакомых, их увлечениях. Пи шут письма только в хорошем настроении.

- А с чего же начать письмо? Как обратиться к адресату: на «вы» или «ты»? От чего это зависит?

Чтение писем ребят в детских журналах.

- Можете ли вы определить, к кому обращены письма - к ровесникам или ко взрослым? Как начинал свое письмо дядя Федор?

-  Что вам помогло догадаться?

На доске появляются слова здравствуйте, привет.

- Прочитайте, как обращаются в письмах к вам ребята?

- Какое обращение было бы приятно вам прочи тать в письме?

4

- Как выделяется обращение?

- «Слово, которое называет того, к кому ты обра щаешься (обращение), всегда выделяется запяты ми или восклицательным знаком: Здравствуй, Маша! Как у тебя, Сережа, дела? До свида ния, Люда. Здравствуйте, бабушка и дедушка!

В «приступе» описывается причина написания письма:

Я очень скучаю...

Мне необходим твой совет...

Получила от тебя письмо...»

- О чем можно рассказать в основной части письма?

Подумайте, как вы будете прощаться в пись ме, если оно адресовано:

- учителю;

- другу или подруге;

-родителям, бабушке, дедушке;

- инопланетянину.

По ходу беседы на доске демонстрируется слайд.

__________________________________________________________

СХЕМА ТЕКСТА ПИСЬМА

1. Обращение (начальная фраза о состоянии переписки)

Дорогие мама и папа! Получила ваше письмо.

2. Основное содержание письма, сообщение о новостях

Опишу вам, как идет жизнь в спортив ном лагере. У нас много новостей. Живем мы весело: ходим в походы, играем, купаем ся в море.

3. Вопросы адресату

Как вы живете? Как ваше здоровье? Ка кие у вас новости?

Благодарность. Просьбы. Приветы.

Спасибо за то, что положили мне теп лые вещи. Я прошу вас писать мне чаще. Передайте большой привет Юре и Тане.

4. Прощание (подпись. Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу)).

До свидания. Любящая вас Катя. 10 июля 2010 г

__________________________________________________________________________

VI. Физкультминутка

VII. Работа в группах

Класс делится на группы. Каждая группа пи шет письмо по выбору:

- другу;

- заболевшему учителю;

- бабушке, живущей в другой местности;

- из летнего лагеря маме;

- другу по переписке;

- в детский журнал

Дети читают письма.

5

Учитель:-  Чье письмо вам понравилось? Почему? Ка кое письмо легче читать адресату?

Д. Письмо, в котором выделено обращение, со блюдены абзацы, имеется подпись.

VIII. Знакомство с правилами оформления конверта

Учитель: - Чтобы письмо нашло своего адресата, то есть получателя, нужно на конверте четко и разборчиво написать адрес.

Дети рассматривают образец заполнения и подписывают конверты. Работа со слайдами .

Письмо само

Никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти -

Оно пробежит,

Пролетит,

Проплывет

Тысячи верст пути.

(С. Маршак)

- Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, то есть собирают в большие тюки или мешки те письма, которые нужно доста вить в определенное место страны. Ускорить эту работу помогают машины-сортировщики. Они счи тывают не весь адрес, а только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта. В индексе 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие - почтовое отделение. Например: 215810. 215 – Смоленская область, 8107 - номер нашего почтового отделе ния. Укажите индекс на конверте.

Письма - это маленькие путешественники. Из города в город они едут на поезде, плывут на парохо де или даже летят на самолете. Но ведь, как и всяко му путешественнику, письмам нужны проездные би леты. Поэтому каждый, кто посылает письмо, дол жен купить ему почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет тому назад.( Работа со слайдом )

Затем письмо необходимо опустить в почтовый ящик или отнести на почту.

IX.  Итог урока

Учитель: На сегодняшнем уроке вы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом веке был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, сти хотворные послания мы находим у Пушкина, Дос тоевского, Чехова.

Сейчас письма, деловые и личные, вытеснены телефоном, телефаксом, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах -этом старинном способе общения людей.

Какие правила составления писем вы узнали на уроке?

Дети работают  со слайдом  «Проверь себя».

1. Для письма используй __... _бумаги.

2. Письмо - это текст. Назови его части___... _________________

3. Отвечать на письмо нужно _...______________________

6

4. Письмо складывается текстом _...___________________

5. Адрес нужно писать____... ________________________

6. Не забывай указать на конверте _... _________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Учимся писать письма" УМК "Школа XXI века"

Урок развития речи. На этом уроке идет обучения правильному написанию письма. Отрабатываются навыки монологической речи. Проводится поисковая работа на краеведческом материале....

Урок развития речи "Учимся писать письмо"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята  знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать письмо" 7класс

Конспект разработан для учвщихся школ 8 вида, 7 класс...

Учимся писать письма

Методическая разработка урока письмас презентацией....

"Учимся писать письма"

материал содержит конспект и презентацию открытого урока русского языка в 3 классе...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Учимся писать письма. Письмо Деду Морозу"

Обучение развитию письменной речи на основе эпистолярного жанра по УМК "Начальная школа 21 века" начинается в 1 классе. Учащиеся знакомятся с написанием писем, учатся подписывать конверт. В посдедующи...