Учимся писать письма
методическая разработка по русскому языку по теме

Методическая разработка урока письмас презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.rar1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Учимся писать письма».

Учитель                          начальных классов МОУ СОШ №4 Лукашевич Оксана Владимировна

                                                     

       Тема: Учимся писать письма.

Тип урока: практический урок формирования навыков.

Цель урока: создать условия для выявления степени осознанности и применяемости учениками изучаемой темы в реальной жизни человека.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся со значением переписки в жизни человечества, её важность, необходимость и востребованность обществом; о    способствовать определению ряда тематических понятий в мировоззрении детей; о    научить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию; о    познакомить с видами писем; о    научить оформлять (заполнять) надпись на конверте с целью его дальнейшего отправления.

Развивающие: совершенствовать навыки орфографической зоркости; формировать умения ориентироваться в тексте; способствовать формированию навыков изложения информации в письменном виде.

Воспитательные:  воспитывать чувства отзывчивости, доброты, уважения, и т.д. к адресату   воспитывать любовь к произведениям русских классиков);  воспитывать любовь к предмету "Русский зык" через актуальность его использования в жизни.

Оборудование: мультимедийная установка.

                                                                       

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

Звучит музыка для релаксации.

 - Улыбнёмся друг другу, ребята. Сядьте удобно, закройте глаза, положите руки на колени и повторяйте за мной.

     Я в школе на уроке.

     Сейчас я начну учиться.

     Я радуюсь этому.

     (Пауза).

     Внимание моё растёт.

     Память моя крепка.

     Голова моя мыслит ясно.

     (Пауза).

     Я хочу учиться.

     Я готов работать.

     Я работаю.

II. Сообщение темы и цели урока.

     Сбоку марка и картинка,

     В круглых штампах

     Грудь и спинка.

     Маленькое очень,

     Быстрое,  как птица,

     Если захочешь –

     За  море умчится.   (Письмо).      

СЛАЙД 1.

 - Правильно, это письмо.

     Разговор сегодня важный

     Предстоит нам совершить:

     Как письмо в конверт бумажный

     Написать и положить,

     Как направить адресату

     Сообщенье о себе,

     Как спросить и как ответить

     Чувства, раскрывая все.

 - А кто знает, что такое письмо? Для того, чтобы узнать точное значение этого слова, давайте обратимся к толковому словарю русского языка Д.Н. Ушакова.

«Письмо – бумага, с написанным на ней текстом для сообщения чего-нибудь, для             общения с кем-нибудь.»

 - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с разными письмами, с правилами написания письма, узнаем кому, куда и для чего их пишут, и научимся писать письма своим близким и друзьям.

III. Работа по теме урока.

1.Историческая справка о письме.

2.Какие бывают письма.

 - Прочитайте письмо и определите, кому и для какой цели оно написано.

Первое письмо.

Дорогой Иа-Иа!

Поздравляю с днем рождения!

Желаю всего-всего хорошего.

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек — Очень Полезный Горшочек.

Твой Пух.

—        Это письмо-поздравление, в котором  Винни-Пух поздравляет своего
друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.

Второе письмо.

                                 Дорогие друзья!        

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной.

Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.

У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно.

Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам.

                                           До встречи! Лягушка-путешественница.

—        Это письмо друзьям: письмо-информация.

В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и что видела.

Это письмо не только несет информацию, но и отражает настроение и характер отправителя.

Третье письмо.

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

                                    Черепаха Тортила.

—        Это письмо-пожелание. В нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным...

Какие бывают письма? Кому они могут быть адресованы? Кого мы называем отправителем письма, а кого получателем или адресатом?

Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания.

Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям в своей стране и за рубежом.

Получателя письма называют адресатом — от немецкого слова «адрес».

СЛАЙД (Схема-опора)

 

3. Особенности текста письма. Структура письма.

 - Чтобы написать письмо, что надо знать и уметь? (Уметь написать письмо грамотно, аккуратно, по всем правилам.)

- Можно ли считать письмо текстом? Почему? (Предложения связаны по смыслу, есть законченная мысль.)

 - Так что же является письмом? СЛАЙД 11.

Письмо.

Письмо - способ или средство, с помощью которого создаются тексты.

Письмо должно передавать информацию.

Письмо - это запись речь.

Письмо - только то, что можно увидеть глазами; это обязательно речь, запечатленная на какой-либо поверхности.

Письмо предполагает систему, то есть использование только заранее определенных знаков по определенным правилам.

Не письмо.

Детские каракули письмом не являются.

Географические карты, дорожные знаки и многие другие способы сообщения информацию передают, но это тоже не письмо.

Попытка выразить рисунком или символическими знаками какую-нибудь мысль тоже не будет письмом.

Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. С их помощью когда-то указывали количество предметов - проданных, взятых в долг и т.д. Иногда такие палочки раскалывали вдоль на две части, кредитор и должник получали половинки с одинаковым числом зарубок. Получалась "документальная запись" договора, подлинность которой можно было проверить, соединив эти половинки.

- Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но оно имеет и свои особенности. У письма есть адресат. В письме присутствуют приветствие, обращение, прощание.

СЛАЙД 12.  Как писать письмо.

Схема письма.

Содержание письма.

I. Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки.





II. Раскрывается основное содержание письма, сообщается о новостях.


III. Вопросы родным и близким.




IV. Слова благодарности.



V. Просьбы.

     Приветы.

     Прощание.

     Концовка. Подпись.




VI. Дата и место написания.

(Если их нет в начале письма).

Мои дорогие мама и папа!

Дорогая бабуля!

Получил(а) ваше письмо… Давно не было писем… Очень захотелось побыстрее написать вам.


Расскажу о нашей жизни в лагере…



Как здоровье дедушки? Какие у вас новости?

Получили ли вы мою фотографию?


Спасибо за письмо.

Спасибо за подарки.


Пишите мне чаще.

Передайте привет…

До свидания! До скорой встречи!

Целую много-много раз.

Обнимаю и целую.

Ваш сын…

Работа по таблице.

- Что включает в себя начало?

- О чём говорится в основной части?

- Как завершается письмо?

Физкультминутка.

4. Конструирование письма.

Работа в группах.

1 группа – письмо родным и близким.

2 группа – письмо другу.

5. Работа с текстами писем.

На данном этапе происходит коррекция отдельных фрагментов текстов. Применяется эмоциональная окраска в форме эпитетов, сравнительных выражений, уточняющих характеристик для насыщения письма.

Физкультминутка.

6. Знакомство с правилами оформления конверта.

- Письмо написано. Его необходимо передать адресату. Как это сделать?

(Высказывания детей.)

- Письмо умеет путешествовать. И наши письма сейчас отправятся в дорогу. Что нам для этого надо?

        Заклеили клеем прочно

        И ко мне прислали срочно.

        Я его не пожалею:

        Получу и вмиг расклею.       (Конверт).

- Вложите свои письма в конверты и заклейте их. Теперь они могут отправиться в путь? (Нет). Почему? (На них нет адреса). Давайте подпишем наши конверты.

СЛАЙД 13.

Правила.

Образец.

- адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно;



- названия стран, городов, посёлков, деревень и других населённых пунктов пишутся в именительном падеже; фамилия, имя, отчество получателя – в дательном падеже; отправителя – в родительном падеже;


- на почтовом отправлении внизу в левой части конверта пишется цифровой индекс предприятия связи места назначения, состоящий из шести цифр (образец написания их дан на обратной стороне конверта);


- располагаются части адреса в строго установленной органами связи последовательности: вверху в левой части конверта вначале указывается фамилия, имя и отчество адресанта, затем названия


улицы, номера дома, квартиры;

населённого пункта;

района;

области (края);


- внизу в правой части – вначале указывается фамилия, имя и отчество адресата, далее адрес в указанной выше последовательности.

От кого Борисенко Михаила Ивановича


Откуда ул. Гагарина, дом 4, кВ. 1


с.Золотарёвка


Ипатовский  район


Ставропольский край


Россия


Кому Зерний Ирине Геннадьевне


Куда ул. Пролетарская, дом 100, кВ. 1


с.Софиевка


 Ипатовский  район


Ставропольский край


Россия


 - Теперь, когда наши конверты подписаны, мы опустим их в почтовый ящик, откуда они отправятся в своё путешествие.

СЛАЙД 14.

7. Знакомство с правилами переписки.

СЛАЙД 15.

- Как по-вашему, кто имеет право распечатать конверт с письмом? Почему? Что вы будете делать, если вам в руки попадёт письмо, адресованное не вам?

- Сделайте, пожалуйста, этический вывод, который станет первым правилом переписки.

 Полученное письмо вправе распечатать и прочитать только его адресат!      Нельзя читать чужие письма!

- Кто же такой адресат? Адресат – это человек, получатель письма или другого письменного сообщения. Слово адресат произошло от немецкого слова адрес.

- Будете ли вы отвечать на полученное письмо? Какое время вам потребуется на то, чтобы собраться с ответом? Как быстро следует ответить на полученное письмо?

- Какой вывод послужит вторым правилом переписки?

Ответить на полученное письмо следует как можно быстрее (не позднее     недели). Неприлично, невежливо оставить письмо без ответа!

- Каким образом вы должны написать текст письма?

- Сделайте, пожалуйста, ещё один вывод, который будет служить нам третьим правилом переписки.

 Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений. Бумага     и конверт должны быть идеально чистыми.

IV. Подведение итога урока.

- Сегодня на уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Он в прошлом и позапрошлом веках был чрезвычайно популярен. Романы в стихах, стихотворные послания мы находим у поэтов и писателей того времени. Сейчас письма, к сожалению, заменяются SMS-сообщениями (которые тоже надо уметь грамотно писать). Письма деловые и личные вытеснены телефоном, телеграфом, электронной почтой. Но не следует забывать и о письмах – об этом старинном способе общения людей.

СЛАЙД 16.

Письма – серьёзный и полезный «предмет».

Письма бывают длинными и короткими.

Ценными и дорогими.

Письма творят добро.

Пишите письма, хорошие письма и пусть торжественные ваши письмена всегда радуют тех, кому они адресованы!

                                                                                   

Лукашевич Оксана Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Учимся писать письма" УМК "Школа XXI века"

Урок развития речи. На этом уроке идет обучения правильному написанию письма. Отрабатываются навыки монологической речи. Проводится поисковая работа на краеведческом материале....

Урок развития речи "Учимся писать письмо"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята  знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать письмо" 7класс

Конспект разработан для учвщихся школ 8 вида, 7 класс...

Учимся писать письма

Разработка урока , которая поможет уч-ся научиться правильно писать письма и подписывать конверт...

"Учимся писать письма"

материал содержит конспект и презентацию открытого урока русского языка в 3 классе...

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Учимся писать письма. Письмо Деду Морозу"

Обучение развитию письменной речи на основе эпистолярного жанра по УМК "Начальная школа 21 века" начинается в 1 классе. Учащиеся знакомятся с написанием писем, учатся подписывать конверт. В посдедующи...