Программа работы кружка "Секреты русского языка"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование занятий кружка "Секреты русского языка" в 4 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО Пр.№____от_____________ Председатель ШМО _______/И.А. Рудакова | Согласовано Зам. директора по УВР ______________________ В. В. Назарова | Утверждено Директор школы _______________________ Е.А. Платонова |
Программа кружка «Секреты русского языка»
4 класс
Составитель: Куталина В. Б., учитель начальных классов МБОУ средней общеобразовательной школы №62 Ленинского района г. Нижнего Новгорода.
Срок реализации – 1 год (34 часов)
Название программы: « Секреты русского языка»
Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших
школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.
Задачи:
- вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
- развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
- активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
- обогащать словарный запас учащихся;
- постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты русского языка» для учащихся начальных классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников проводится курс занятий по программе «Секреты русского языка». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа « Секреты русского языка» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения курса «Секреты русского языка» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
В программе живут «секреты». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Форма учебной работы: кружковая
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты русского языка» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Основания для разработки программы: Закон «Об образовании РФ».
Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16)
Список литературы:
1.Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - Москва, Просвещение, 1998 г.
2.Ладыженская Т.А. Программа курса «Детская риторика» Москва, Ювента, 2008 г.
3.М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - Москва, Просвещение, 1985 г.
4.Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - Москва, Просвещение, 1980 г.
5.А.А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной» Москва, Детгиз, 2008.
Планирование занятий в кружке
« Секреты русского языка»
в 4 – б классе
Учитель: Куталина В. Б.
№ | Тема занятия | Дата |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25-26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. | Первое полугодие Чистоговорки и скороговорки. Кто быстрее? Ударение и его фокусы. Многозначные слова. Словари и их роль в жизни человека. Как работать со словарем. Переносное значение слов. Крылатые выражения. Синонимы и антонимы. Загадки и отгадки. Сочини свою. Что такое рифма. Игра «Доскажи словечко» Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять. Эпитеты и сравнения. Допиши стихотворение. Чудесные превращения слов. Тематические группы слов. Словосочетание и предложение. Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи Второе полугодие Народные приметы в пословицах и поговорках. Пословицы и поговорки. Игра «Да-нетка». Салат из сказок. Сказки наоборот. Собери пословицу (о дружбе и труде). Шарады по русскому языку. Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная. Текст – описание. Знакомство с текстом – описанием на примере из произведений русских писателей. Устное сочинение – описание «Домашний любимец» Сочинение загадок. Текст – повествование. Знакомство с текстом – повествованием на примере из произведений русских писателей. Устное сочинение – повествование «Случай на каникулах» Текст – рассуждение. Знакомство с текстом – рассуждением на примере из произведений русских писателей. Устное сочинение – рассуждение «Зачем я учусь в школе » Практикум «Говори правильно» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольные работы по русскому языку по программе Начальная школа 21 века
Контрольные работы по русскому языку 4 класс...
Сборник контрольных работ по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"
Сборник составлен в соответствии с програмным материалом "Школа России" Сделана выборка диктантов, тестов для всего учебного года в нескольких вариантах из разных источников.Тесты в электр...
Тематические контрольные работы по русскому языку № 3, 4, 5, 6 (программа Рамзаевой, 2 класс).
Данные контрольные работы составлены по программе Рамзаевой 2 класс и соответствует требованиям ФГОС, т. к. имеет 4 уровня сложности (А, В, С, D).Для удобства учителей и родителей (они имеют возможнос...
Итоговая тестовая работа по русскому языку для 3 класса ( программа В.Л. Занкова)
В данной разработке представлена итоговая тестовая работа по русскому языку для 3 класса ( программа В.Л. Занкова). Тестирование включает в себя вопросы по всему курсу русского языка 3-его класса. Тес...
Контрольные работы по русскому языку 4 класс программа Школа России
Контрольные работы по русскому языку составлены в соответствии с УМК "Школа России". В работы входят диктанты, изложения по программе....
Итоговая диагностическая работа по русскому языку.2 класс.Программа "Школа России"
Задания по основным вопросам курса русского языка 2 класса. Программа "Школа России"...