Программа работы кружка "Секреты русского языка"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Куталина Вера Борисовна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование занятий кружка "Секреты русского языка" в 4 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании ШМО

Пр.№____от_____________

Председатель ШМО

_______/И.А. Рудакова

Согласовано

Зам. директора по УВР

______________________

 В. В. Назарова

Утверждено

Директор школы

_______________________

Е.А. Платонова

Программа кружка «Секреты русского языка»

4 класс

Составитель: Куталина В. Б., учитель начальных классов МБОУ средней общеобразовательной школы  №62 Ленинского района г. Нижнего Новгорода.

Срок реализации – 1 год (34 часов)

Название программы: « Секреты русского языка»

Цель: создание условий для формирования языковой компетенции младших

школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать свои собственные мысли и на этой основе создание   речевых ситуаций для развития и реализации творческих способностей.

Задачи: 

  1. вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли;
  2. развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
  3. активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения;
  4. обогащать словарный запас учащихся;
  5. постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.

         Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:

занимательность;

научность;

сознательность и активность;

наглядность;

доступность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся;

принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся.

   Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты русского языка» для учащихся начальных классов.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Именно с целью обеспечения интенсивного речевого развития младших школьников проводится курс занятий по программе    «Секреты  русского языка». Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа « Секреты русского языка» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.

Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

 Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Специфика изучения курса «Секреты русского языка» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

В программе живут «секреты». Они только и  мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.

В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Форма учебной работы:  кружковая

 Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты русского языка» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.

Основания для разработки программы: Закон «Об образовании РФ».
Концепция модернизации российского образования до 2010 года, утвержденная приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866.
Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования России от 18.06.2003 № 28-02-484/16)

Список литературы:  

1.Н.И. Жинкин «Язык – речь – творчество» - Москва, Просвещение, 1998 г.

2.Ладыженская Т.А. Программа курса «Детская риторика» Москва,  Ювента, 2008 г.  

3.М.Р. Львов «Речь младших школьников и пути её развития» - Москва, Просвещение, 1985 г.

4.Н.С. Рождественский «Речевое развитие младших школьников» - Москва, Просвещение, 1980 г.
5.А.А. Шибаев «Язык родной, дружи со мной» Москва, Детгиз, 2008.

Планирование занятий в кружке

«  Секреты русского языка»

в 4 – б классе

 Учитель: Куталина В. Б.

Тема занятия

Дата


1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

 

 

 

 


18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25-26.


27.



28.

29.

30.



31.


32.



33.


34.

Первое полугодие

Чистоговорки и скороговорки. Кто быстрее?

Ударение и его фокусы.

Многозначные слова.

Словари и их роль в жизни человека.

Как работать со словарем.

Переносное значение слов.

Крылатые выражения.

Синонимы и антонимы.

Загадки и отгадки. Сочини свою.

Что такое рифма. Игра «Доскажи словечко»

Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять.

Эпитеты и сравнения.

Допиши стихотворение.

Чудесные превращения слов.

Тематические группы слов.

Словосочетание и предложение.

Словесное (вербальное) и несловесное (невербальное) общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи



Второе полугодие

Народные приметы в пословицах и поговорках.

Пословицы и поговорки.

 Игра «Да-нетка».

Салат из сказок.

Сказки наоборот.

Собери пословицу (о дружбе и труде).

Шарады по русскому языку.

Об одном и том же по-разному. Стилистическое многообразие речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.

Текст – описание.

Знакомство с текстом – описанием на примере из произведений русских писателей.

Устное сочинение – описание «Домашний любимец»

Сочинение загадок.

Текст – повествование.

Знакомство с текстом – повествованием на примере из произведений русских писателей.

Устное сочинение – повествование «Случай на каникулах»

Текст – рассуждение.

Знакомство с текстом – рассуждением на примере из произведений русских писателей.

Устное сочинение – рассуждение «Зачем я учусь в школе »

Практикум «Говори правильно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник контрольных работ по русскому языку для 2 класса по программе "Школа России"

Сборник составлен в соответствии с програмным материалом "Школа России"  Сделана выборка диктантов, тестов  для всего учебного года в нескольких вариантах из разных источников.Тесты в электр...

Тематические контрольные работы по русскому языку № 3, 4, 5, 6 (программа Рамзаевой, 2 класс).

Данные контрольные работы составлены по программе Рамзаевой 2 класс и соответствует требованиям ФГОС, т. к. имеет 4 уровня сложности (А, В, С, D).Для удобства учителей и родителей (они имеют возможнос...

Итоговая тестовая работа по русскому языку для 3 класса ( программа В.Л. Занкова)

В данной разработке представлена итоговая тестовая работа по русскому языку для 3 класса ( программа В.Л. Занкова). Тестирование включает в себя вопросы по всему курсу русского языка 3-его класса. Тес...

Контрольные работы по русскому языку 4 класс программа Школа России

Контрольные работы  по русскому  языку составлены  в соответствии с УМК  "Школа России". В работы входят диктанты, изложения  по программе....

Итоговая диагностическая работа по русскому языку.2 класс.Программа "Школа России"

Задания по основным вопросам курса русского языка 2 класса. Программа "Школа России"...