Проект урока "Закрепление ранее изученного материала по теме "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Петрова Лариса Станиславовна

Совершенствование знаний об однокоренных словах и значимых частях слова, развитие устной и письменной речи учеников,а также прививание бережного отношения к окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока

Предмет: русский язык

Класс: 3

Тема: «Закрепление ранее изученного материала по теме «Состав слова»

Программа: традиционная Л.М.Зеленина

Тип урока: закрепление изученного материала

Выполнила:

учитель начальных классов

МОУ средней общеобразовательной школы №185

 Ленинского района города Нижнего Новгорода

Петрова Лариса Станиславовна

Дата выполнения: январь 2011г.

Психолого-педагогическая характеристика класса

В классе 25 человек: 11 мальчиков и 14 девочек. Данная группа детей существует с 1-го класса, за исключением одной девочки, которая прибыла во втором классе.

21 детей воспитываются в полных семьях, 4 человек – в неполных семьях. У большинства учащихся дома созданы благоприятные условия для учебных занятий. Родители контролируют детей, интересуются их жизнью. По итогам 2 четверти в классе 3 отличника, 15 хорошистов, что составляет 72% от общего числа учащихся класса.

Отношение к учебной деятельности разнообразно. У 15 человек наблюдается познавательная мотивация, у 6 человек - эмоциональная и у 4 человек - социальная. Класс можно разделить на 3 группы по общему развитию:

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Количество человек

3 человека

15 человек

7 человек

В процентах

12%

60%

28%

1 группа - высокий уровень развития. Они быстро включаются в работу, внимание у них послепроизвольное, большого объема, концентрации и устойчивости. Присутствует гибкость внимания. Они способны легко переключаться на другие виды работ. У них развита наблюдательность, острая восприимчивость, умение видеть и выделять признаки, анализировать, сравнивать и находить различия, классифицировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. У этих детей развиты почти все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная, логическая. Запоминают все быстро, прочно и продуктивно. Присутствует практическое, образное, логическое мышление. Хорошо развита речь, богат ее словарный запас, лексика эмоционально окрашена. Дети умеют отвечать на вопросы, давать полные ответы, связно рассказывать, могут задавать интересные вопросы. Хорошо развит познавательный интерес. Высокий уровень обучаемости. Они уравновешены, способны к волевому усилию, соблюдают правила поведения.

2 группа - средний уровень развития. Это дети, у которых процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Внимание произвольное, объем, концентрация и устойчивость средние, появляется утомление, преобладает механическая память. Эти дети не сразу усваивают учебный материал. Для усвоения им нужно еще 1-2 раза повторить нужные определения, правила, рассуждения, выводы. Они видят, выделяют признаки, анализируют, сравнивают, находят различия, классифицируют, обобщают, устанавливают причинно-следственные связи не всегда, часто им необходима помощь учителя или сильного ученика. У них больше развито практическое мышление. Только после нескольких повторов можно давать им самостоятельную работу. Эти дети меньше читают, но умеют отвечать на вопросы, рассказывать, однако, затрудняются выполнять творческие задания. Рассуждают и делают выводы с помощью учителя и сильного ученика. Учебный материал усваивают. Эти дети со средним уровнем обучаемости. Это в основном уравновешенные дети, способные к волевому усилию, соблюдают правила поведения, любят учиться и трудиться.

3 группа - низкий уровень развития. Эти дети с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. У них процесс написания, решения, ответа опережает процессы обдумывания, анализа. Внимание непроизвольное, объем, концентрация и устойчивость - низкие. Отсутствует способность к длительной и стойкой сосредоточенности. Быстро появляется утомление. Гибкость внимания низкая. У этих детей слабо развита слуховая, зрительная, моторная память. Этой группе детей необходимы упражнения с комментированием, частое повторение правила, большой объем практической работы над ними, объяснение каждого действия, рассуждения, что сделать сначала, что потом. Они нуждаются в постоянном контроле со стороны учителя. У этих детей слабо развита речь, небольшой словарный запас, они не могут объяснить свой выбор решения, не могут и затрудняются выражать свои мысли. Задания выполняют только по образцу. Эта группа детей медленно усваивает учебный материал, затрудняется делать выводы, рассуждать, обобщать. Низкий уровень обучаемости. Эти дети заторможены, а некоторые сильно возбудимы. Они не способны к волевому усилию.

В эмоционально-волевой сфере класс в целом уравновешен. Но есть дети, которые регулярно нарушают дисциплину, как на уроке, так и во внеурочное время.

Классный коллектив в целом сформирован. Ребята охотно участвуют в общешкольных и классных мероприятиях. Дети дружат, охотно общаются, помогают друг другу. Многие общаются и во внеурочное время.

Диагностика уровня развития и обученности детей.

Мотивация учебной деятельности

Мотивация учебной деятельности (УД) была проверена с помощью анкеты «Почему ты учишься?».

Детям были предложены 9 мотивов УД. Учащиеся выбирали для себя наиболее значимые. Результаты анкетирования даны в таблице №1:

Таблица №1

 Мотив

Познавательный

Социальный

Эмоциональный

 Кол-во чел. %

15 чел. - 60%

4 чел. - 16%

6 чел - 24%

        Из приведенных выше данных видно, что большинство детей класса

имеют познавательный мотив УД.

Совместно с психологом школы Глебовой М.А. была проведена диагностика словесно-логического и математического мышления, развития памяти и внимания.

1.Диагностика словесно-логического мышления проводилась по методике Зямбицевичене.

Результаты исследований занесены в таблицу №2.

Таблица №2

 Уровень

Высокий

Средний

Низкий

 Кол-во чел. %

6 чел. - 24%

15 чел. - 60%

4 чел. - 16%

Результаты исследования показали, что лучше всего у учащихся развита операция абстрагирования, хуже - установление отношений и логических связей. Учащиеся показали уровень словарного запаса выше среднего. Интеллектуальные задания в непривычной форме вызывали некоторый страх и замешательство.

2.Диагностика математического мышления проводилась по методике «Числовые закономерности». Ребятам были предложены числовые ряды. Дети должны были отыскать в каждом ряду закономерность и продолжить его.

Результаты исследований занесены в таблицу №3.

Таблица №3

 Уровень

Высокий

Средний

Низкий

 Кол-во чел. %

16ч..- 64%

6ч. - 24%

3 чел. - 12%

Большинство детей класса имеют высокий и средний уровень математического мышления. Низкий уровень математического мышления показали 3 человека. Эти дети не умеют логически оперировать числами.

3.Диагностика развития типов памяти определялась по методике М.Р.Битяновой, Т.В.Азаровой. Детям были предложены для запоминания:

  1.  10 слов;
  2.  10 чисел;
  3.  8 фраз.

Результаты исследований даны в таблице №4.

Таблица №4

 Уровень

Высокий

Средний

Низкий

 Кол-во чел. %

13 чел. - 52%

9 чел. - 36%

5 чел. - 20 %

По уровню развития памяти большинство учащихся показали наилучшие результаты по смысловой памяти, хуже других - по числовой. Наилучшим образом развита у учащихся класса зрительная и зрительно-моторно-слуховая память. Для пятерых учащихся характерны парамнезии при слуховом и зрительном материале.

4.Диагностика внимания проводилась по методике «Корректурная проба» Бурдона

Результаты исследования занесены в таблицу №5 и №6.

Концентрация внимания

Таблица №5

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во чел. %

10 чел. - 40%

10 чел. - 40%

5 чел. - 20%

У большинства учащихся класса выявлен.высокий и средний уровень концентрации внимания и работоспособности. У 5 человек - низкий уровень.

Устойчивость внимания

Таблица №6

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Кол-во чел. %

8 чел. - 32%

14 чел. - 56%

3 чел. – 12%

У большинства учащихся выявлен средний и высокий уровень устойчивости внимания. У 3 человек - низкий уровень. Эти дети допускают много ошибок в работе.

Результаты исследований говорят о том, что детей данного класса по уровню развития можно разделить на 3 группы: высокий уровень развития, средний и низкий.

Учителю при подготовке к урокам следует учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося и использовать дифференцированный подход.

Диагностика ЗУН, необходимых для урока.

Учащиеся знают:

  1. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог;
  2. Части слова: корень, приставка, суффикс, основа слова;
  3. Однокоренные и родственные слова;
  4. Безударные гласные с корне слова.

Учащиеся умеют:

  1. Правильно употреблять предлоги и приставки в речи;
  2. Отличать приставку от других частей слова;
  3. Правильно подбирать однокоренные слова.

План урока

I.

Организационный момент

1 минута

II.

Чистописание

3 минуты

III.

Сообщение темы и целей урока

1 минута

IV.

Повторение ранее изученного материала

15 минут

V.

Физкультминутка

2 минуты

VI.

Повторение ранее изученного материала (продолжение)

15 минут

VII.

Словарно-орфографическая работа

5 минут

VIII.

Домашнее задание

2 минуты

IX.

Итог урока.

1 минута

Тема урока: Закрепление ранее изученного материала по теме «Состав слова»

Цель урока: совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова; развивать устную и письменную речь учеников; прививать бережное отношение к окружающему миру.

Задачи:

  1. Углубление знаний о приставках и суффиксах;
  2. Дальнейшее развитие фонетических умений, орфографической зоркости, расширение словарного запаса учащихся;
  3. Дальнейшее развитие логического мышления, внимания, памяти;
  4. Развитие самостоятельности взаимоконтроля и самоконтроля;
  5. Продолжение работы по формированию коммуникативных умений учащихся;
  6. Воспитание интереса к предмету.

Оборудование: карточки для разбора слова по составу, с суффиксами, частями слов, цветок – ромашка с лепестками.

ХОД УРОКА

Ход урока

Психолого-педагогическое обоснование

  1. Организационный момент.

- давайте улыбнёмся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость от общения друг с другом. Успехов Вам и удач. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

* Весёлым, интересным, чтобы узнали что-то новое.

Развитие мотивационного компонента учебной деятельности (социальная мотивация). Взаимное приветствие помогает настроить на учебную деятельность, привлечь внимание к работе.

  1. Чистописание.

- Расскажите всё, что знаете о букве Е.

* Буква Е – обозначает [э] – он гласный, бывает ударным и безударным.

* Если буква Е пишется после гласной буквы, после Ь и Ъ знаков, и в начале слова,  то обозначает два звука [йэ].

- Повторите по три раза образцы написания соединений на пяти строках, при написании каждой группы букв старайтесь не отрывать руку









Проверка посадки, упражнения для работы над формой отдельных букв, способов соединения, выработка аккуратности и чистоты письма. Отработка фонетических навыков.

  1. Сообщение темы и целей урока.

- Сегодня у нас необычный урок русского языка: урок – игра «Путешествие в страну родственных слов». Мы с вами будем выделять группы родственных слов и образовывать из них новые слова.

Развитие операционного компонента учебной деятельности..

  1. Повторение ранее изученного материала.

- Сейчас мы с вами отправимся в удивительный сад.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он только словом.

Это слово, слово – корень.

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло –

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада,

Вот ещё посадки рядом, а вот садовод,

К ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном!

- Какие слова «выросли» из корня -сад- ?

(На доске закрепляется иллюстрация дерева с корнем -сад-. Дети называют слова, а затем прикрепляют их к веточкам дерева.













* Рассада, садовник, посадили, посадка, садовод.

- Как называются эти слова?

* Родственные или однокоренные.

- Почему?

* У этих слов один корень и они сходны по смыслу.

- На нашем волшебном дереве найдите «лишнее» слово.

* Посадили – потому что все слова существительные, а это – глагол.

- Запишите в тетрадях слова рассада, посадки, разберите их по составу и объясните, какая часть слова образовала новое слово, и какая орфограмма находится в этой части слова.

* Слово рассада образовано при помощи приставки рас-, которую пишем с безударной гласной а.

Показываю карточку с соединением



* Слово посадки образовано при помощи приставки по-, которая пишется с безударной гласной о.

Показываю карточку с соединением




- Какая орфограмма находится в корне слова посадки?

* Парная звонкая согласная д. Проверим словом посадил.

Показываю карточку с соединением  

 


* Слово садовод состоит из двух корней, а безударная гласная о соединила эти корни.

Показываю карточку с соединением букв



* Слово садовник образовано при помощи суффиксов –ов- и –ник-. В суффиксе –ник- безударная гласная и.

Показываю карточки с соединением



- Как пишутся корни в родственных словах?

* Корни пишутся одинаково.

- Какая безударная гласная во всех этих слова?

*Безударная гласная а.

Повторение пройденного материала, опора на ранее изученное.

















Диагностика знаний о корне слова.





Развитие операционного компонента учебной деятельности, а именно развитие приёмов обобщения и конкретизации




















Диагностика знаний о приставке.































Диагностика знаний о суффиксе.

  1. Физкультминутка.

- Слушайте внимательно пары слов, которые я буду произносить. Если я назову пары однокоренных или родственных слов, разводите руки в стороны. Если в парах слов нет однокоренных или родственных – руки вверх:

Место – местный, гриб – сруб, лес – лесник, дождь – ложь, книга – журнал, мел – мель, река – речной, игла – икра, ёж – ежовый, грач – врач.

Использование комплекса упражнений для снятия утомления с мышц туловища.

  1. Повторение ранее изученного материала (продолжение).

Игра «Волшебное дерево».

- Какие волшебные веточки могут вырасти на дереве с корнем -цвет-?

* Цветок, цветной, зацвёл.

Дети записывают слова в тетради.

- Как называются эти слова?

* Родственными или однокоренными?

- Почему?

* У них один корень, и они связаны по смыслу.

- А какие цветы вы знаете?

* Роза, тюльпан, василёк, ирис, ландыш, одуванчик, нарцисс, алоэ.













- Отгадайте, что это за цветок.

Стоит в поле кудряшка –

Сердечко золотое. Что это такое?

* Цветок ромашка.

Показываю ученикам рисунок ромашки.

- А сейчас каждый из вас превратится в садовода и вырастит свою ромашку. Это будет необычная ромашка – её лепестки будут состоять из родственных слова осина.

На доске лепестки: осинка, оса, осиновый, ослиный, осинник, подосиновик. 













Работа по вариантам.

Вариант 1. Составляет ромашку к слову вода: водяной, водичка, водица, водить, провод, проводник, подводник.

Вариант 2. Составляет ромашку к слову гора: горе, горка, гористый, горняк, горный.

- Какие лепестки оказались лишними? Почему?

* В первом варианте это слова водить, провод, так как они связаны по смыслу с остальными.

* Во втором варианте это слово горе.

- А сейчас мы отправимся в осенний лес.

- Что произошло в лесу с приходом осени.

Составьте и запишите несколько предложений про осенний лес.

Слабым ученикам раздаю карточки с опорными словами: лес, золотой, убор, ковёр, листья, земля.

Средним ученикам раздаю карточки с изображением леса.

Сильные ученики выполняют задание самостоятельно.

- Какие деревья не изменили окраску с приходом осени.

* Ель, сосна.

Формирование мотивационной сферы учебной деятельности, познавательной мотивации на основе игры. Коллективная работа вызывает у детей чувство радости, удовлетворения работой. Развитие операционного компонента учебной деятельности – дифференцированный подход.












































Дифференциация по объёму, степени, сложности, по уровню творчества. Развитие орфографической зоркости, самостоятельности, самоконтроля учащихся. Развитие речи, воображения и логического мышления.









Развитие операционного компонента учебной деятельности. Работа по развитию речи учащихся.

  1. Словарно-орфографическая работа.

- Птицы – обитатели леса, а кто ещё живёт в лесу.

* Дикие животные.

Собака

Заяц

Корова

Лисица

- Назовите диких животных.

* Заяц, лисица.

- Назовите домашних животных.

* Собака, корова.

- Назовите их детёнышей.

* Собака – щенок, заяц – зайчонок, корова – телёнок, лисица – лисёнок.

- Будут ли родственными слова в этих парах?

* Только лисица – лисёнок, заяц – зайчонок. А остальные пары слов не являются родственными, потому что у них разные корни.

- Какая часть слова помогла образовать новые слова?

* Суффиксы -онок- и -ёнок-.

- Обратите внимание на написание этих суффиксов, они пишутся всегда одинаково. Запишите названия этих животных, выделите суффикс.

Развитие орфографической зоркости.


Регулирующий компонент учебной деятельности. Коллективная проверка в виде фронтальной беседы.

  1. Домашнее задание

Стр. 52, упр.136 (по заданию), повторить правило.

Подробный инструктаж по выполнению домашнего задания.

  1. Итог урока.

- Что мы сегодня на уроке повторяли?

* Однокоренные слова.

- Как они образуются?

* Суффикс и приставка служат для образования новых слов.

- Молодцы, ребята, всем спасибо за урок.

Операционный компонент учебной деятельности приёма обобщения и конкретизации.

Самоанализ урока

        Тема урока: «Закрепление ранее изученного материала по теме «Состав слова».

Урок обобщения и закрепления учебного материала.

        Считаю, что в процессе урока реализованы образовательная, развивающая, воспитательная цели обучения.

На уроке использовались аналитико-синтетический и частично поисковый методы. Логичность подобранного материала, его научность и доступность, разнообразие приемов (фронтальная беседа, коллективная работа, индивидуальная, самостоятельная работа), применение дифференцированного подхода с учетом психологических особенностей каждого ребенка, постоянная смена одного вида деятельности другим обеспечили положительные результаты урока. Постоянно менялись виды деятельности, развивалась орфографическая зоркость, составлялись предложения, осуществлялась обратная связь, обеспечивающая положительный результат урока.

Повторение изученного материала происходило с опорой на знания детей, в результате чего учащиеся конкретизировали и обобщили материал, успешно справляясь с предложенными заданиями.

        На уроке проходила работа по развитию внимания, логического мышления, коммуникативных умений, рефлексии учащихся.

        Для снятия усталости, напряжения использовала тематические упражнения во время физкультминутки.

        В конце урока учителем дан четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.

        Доброжелательная обстановка на уроке, готовность помочь друг другу способствовали активизации умственной деятельности учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение в написании слов и предложений с буквой С и другими ранее изученными буквами

Данная презентация является приложением к уроку обучения грамоте по теме:"Упражнение в написании слов и предложений с буквой С и другими ранее изученными буквами" в системе "Школа 2100"....

Класс: 4 Тема: «Развитие орфографической зоркости. Правописание безударных гласных в корне слова. Повторение ранее изученного материала».

Конспект урока по русскому языку по отработке навыков безошибочного письма включает в себя разнообразные виды упражнений....

Урок математики в 3 классе по программе «Школа 2100» Урок 9 (§ 1.9). Тема: Решение задач (Повторение и обобщение ранее изученного материала)

Урок математики в 3 классе по программе «Школа 2100» Урок 9 (§ 1.9). Тема: Решение задач (Повторение и обобщение ранее изученного материала) Цели:  1. Повторять последовательность натур...

Технологическая карта урока по физической культуре. Тема урока "Легкая атлетика: повторение ранее изученного материала"

данный урок соответствует требованиям ФГОС, применены новые образовательные технологии (активные методы обучения) АМО и технологии интерактивного обучения (это обучение, погруженное в общение)....

ГЛАГОЛ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА 4 класс

Урок - закрепление знаний о глаголе в 4 классе....

Обучающие карточки на уроках английского языка как эффективное средство изучения и запоминания новых слов, а также повторения ранее изученного лексического материала.

В этой статье показан один из эффективных способов изучения, закрепления и повторения лексического материала по любой теме на уроках английского языка. В статье представлена лишь одна из многочисленны...

Развитие быстроты на основе подвижных игр, закрепление ранее изученного материала в начальной школе

Игровая деятельность имеет функции: развлекательную, коммуникативную, диагностическую, самореализации, коррекции, социализации. Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися ...