"Однородные члены предложения" 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Афанасьева Галина Александровна

Урок русского языка во 2 классе УМК "Перспектива" с картой РНС

Скачать:


Предварительный просмотр:

21 декабря 2011 года

Русский язык

Галина Александровна Афанасьева

учитель первой квалификационной категории

Тема: «Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами»

ТК №6, Блок Г.

Цели:

•Актуализировать умение раскрывать значение выражения «однородные члены

предложения».

•Научить:

- объяснять правило постановки запятых при однородных членах предложения с союзом и без

него;

- составлять и писать предложение с однородными членами:

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога;

- обосновывать своё мнение.

Планируемые умения:

- раскрывать смысл понятий «главные члены предложения» и «второстепенные члены предложения» и обосновывать своё мнение;

- определять главные члены предложения в тексте и обосновывать своё мнение;

- определять знаки препинания в предложении с однородными членами с союзом или без, обосновывать своё мнение;

- рассказывать о правописании предложений с однородными членами с союзами или без них;

- определять предложение с однородными членами;

- составлять и писать предложение с однородными членами;

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку и вносить корректировку;

- адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

Оборудование

Информационный материал: учебник «Русский язык» часть1, (автор Л.Ф. Климанова),

стр.129,  рабочий материал для школьников (памятка-алгоритм, лист работы, технологическая

карта).

Демонстрационный материал: презентация.

Интерактивный материал: карточки с заданиями.

Структура урока

Организационный момент.

Актуализация знаний и умений о членах предложения и их  

            правописании.

Освоение правил написания предложений с однородными членами (с

            союзами и без них).

Самостоятельная работа.

Рефлексия работы в парах.

Итоги урока.

Ход урока по теме: «Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами».

1.Оргмомент.

2. Актуализация знаний и умений о членах предложения и их  правописании.

Под новый год случаются всякие чудеса. Вот и сегодня к нам  пришёл  снеговик с просьбой (слайд 2)

СНЕГОВИК: Ребята, дед  Мороз поручил  мне написать  поздравление. А  там  встретилось  предложение с однородными  членами. У меня не получается поставить знаки препинания. Помогите! (слайд 3)

Поможем Снеговику?

Мы отправимся с вами в «Лесную школу» и вместе с нашими друзьями постараемся ему

помочь. (слайд 4)

Давайте вспомним, что  мы уже знаем об однородных членах предложения. (слайд 5)

Какие признаки однородных членов вы знаете? (слайд 6)

Ребята, сегодня вы будете получать на уроке баллы, сами себя будете оценивать. Для

этого я даю вам карту урока.

Задание 1. МЕДВЕДЬ: Составьте и запишите предложение о зимнем лесе по схеме:

                                                        О, О, О ==== _______ . (слайд7)

ДЕТИ: (Находят основу предложения, ставят вопрос к однородным членам

предложения, объясняют постановку запятой)

Оцените себя по тех.карте. (слайд 8)

ЛИСИЧКА: А я составила вот такое предложение, но не знаю, так ли сделала:                  

На деревьях кустах и траве лежит снег. (слайд 9)

Ребята, как вы думаете, правильно лисичка все сделала?

/ предположения ребят/

Что ещё Лисичка использовала в своём предложении? (союз И)      

ТЕМА УРОКА: «Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами». (слайд № 10)

3. Освоение правила  написания предложений с однородными членами (с союзами и

   без них). (слайд 11)

            МУДРАЯ СОВА познакомит нас с правилом. (слайд 12)

СОВА: При однородных членах предложения запятая ставится:

Между однородными членами: О,О,О

Перед союзами А, НО : О, а О ; О, но О

При повторяющихся союзах; и О, и О, и О.

При однородных членах предложения запятая не ставится:

Перед союзом, который объединяет однородные члены предложения в пары: О и О.

Повторим.( слайд 13) Ученики приводят свои примеры на эти правила (в карточках)

Повторяем алгоритм, как нужно действовать, чтобы правильно поставить знаки в

предложениях с однородными членами (слайд 14)

Задание 2. А теперь мы можем помочь лисичке. (слайд 15)

ФИЗМИНУТКА (слайд 16)

Задание 3. БЕЛОЧКА: Прочитайте  предложения.  Поставьте знаки препинания. Соотнесите

            предложения с соответствующей схемой на слайде. (слайд 17) (задание по рядам)

1. Скворцы  жаворонки  гуси улетают от нас осенью. (схема № ____ )

2. В городе на зиму остаются и воробьи и галки и вороны. (схема № ____ )

3. Зимой солнышко встаёт поздно а прячется рано. (схема № ____ )

/на доске схемы - определяют нужную/

Оцените себя по тех.карте (слайд 18)

Задание 4. ЗАЯЦ: Прочитайте предложения. Вставьте нужный союз и знаки препинания. Обоснуйте

            свой выбор.  (слайд 19)

Ребята готовятся к празднику: рисуют играют танцуют…. поют песни.

Держи голову в холоде ….ноги в тепле.

Снегирь зимой поёт и на снег и на вьюгу и на слякоть.

ФИЗМИНУТКА / для глаз/ (слайд 20)

Задание 5. ЁЖИК: Прочитайте предложения. Подчеркните в тексте предложения с однородными

            членами, проверьте постановку знаков и запишите к ним схемы. (слайд 21)

Стояла зима. Дули холодные ветры. Сосны и ели надели снеговые шубки. Берёзки,  

тонкие осинки покрылись пушистыми шапками. Съёжились от холода  и синицы, и

воробьи. Птички ждут помощи от людей.

/Как люди могут помочь  птицам?/

Оценка по тех.карте (слайд 22)

Задание 6. МЫШКА: Найдите и исправьте ошибки: (слайд 23)

Солнце зимой ярко свети но, не греет..

Дети вокруг елки кружились пели, плясали.

В декабре и реки и озёра и пруды покрылись льдом.

Оценка по тех.карте (слайд 24)

Задание 7. Продолжите предложения в рабочих листах: (слайд 25)

Однородные члены предложения могут соединяться при помощи __________ .

Если однородные члены предложения соединены союзами А, НО, то запятая ____ .

Если однородные члены предложения соединены несколько раз союзом И, то

запятая ______ .

Если однородные члены предложения соединены союзом И, то запятая ______ .

(Взаимопроверка  и оценка)

4.Самостоятельная работа (слайд 26)

Задание 8. Выполните задание по собственному выбору.

Расставьте знаки препинания:

Более всех шумели суетились хлопотали маленькие птички.

Скрылись до весны лягушки ящерицы и змеи.

Составьте предложение о зиме по вопросам:

И кто? и кто? и кто? что делает? от  чего?

Составьте предложение о зиме по схеме:

О , О и О ===== ______ .

(слова  для  справок : снегирь, ворона, воробьи, прятаться, холод, от, помогать, люди.

5.Подведение итогов работы на уроке.

Что мы теперь знаем и умеем? (слайд 27)

 Рефлексия.

 Оцените свою работу (в технологической карте).                                                              

 Обсудите и  оцените работу в парах. За помощь товарищу запишите дополнительно 1 балл.

 За активную работу сегодня на уроке я хочу добавить вам ещё по 1 баллу.

Подсчитайте общую сумму баллов. Поднимите руку, кто сегодня получает за урок «5», «4»…

6. Итоги урока. (слайд 28)

СНЕГОВИК: Спасибо за  помощь. Теперь я  смогу написать поздравление.

Дорогие  ребята и ваши  гости!

Поздравляю  вас с наступающим Новым Годом! Желаю  здоровья, успехов и радости.

      Снеговик.

Д.З. Составьте свое поздравление с Новым Годом и красочно его оформите.



Предварительный просмотр:

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами

ЛИСТ РАБОТЫ  

Учени___  3 «В» класса ___________________________

Задание 1. Составьте и запишите предложение о зимнем лесе по схеме, используя слова: деревья, кусты, трава, снег, лежит, на.

О, О, О ==== --------.




Задание 2. Поставьте  знаки  препинания и объясните свой выбор.

На деревьях кустах и траве лежит снег.

Задание 3. Прочитайте предложения. Поставьте знаки препинания. Соотнесите предложения с соответствующей схемой. Обоснуйте ответ. (Задание по рядам)


1. Скворцы  жаворонки  гуси  улетают от  нас  осенью. (схема № ___)


2. В городе на зиму остаются и воробьи  и галки  и вороны. (схема № __)


3. Зимой солнышко встаёт поздно  а прячется рано. (схема № ____ )

Задание 4. Прочитайте  предложения. Вставьте нужный союз и знаки препинания. Объясните свой  выбор.


Ребята готовятся к празднику: рисуют  играют  танцуют ….

поют  песни.


Держи голову в холоде  ….  ноги в тепле.


Снегирь зимой поёт и на снег и на вьюгу  и на слякоть.


Задание 5. Прочитайте текст. Подчеркните в тексте предложения с однородными членами, проверьте постановку знаков и запишите к ним схемы.

         

Стояла  зима. Дули  холодные ветры. Сосны и ели  надели снеговые шубки. Берёзки, тонкие осинки покрылись пушистыми шапками. Съёжились от холода и синицы, и воробьи. Птички ждут помощи от людей.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Найдите и исправьте ошибки.


Солнце зимой ярко светит  но не греет.

Дети вокруг елки кружились  пели  плясали.

В декабре и реки  и озёра  и пруды покрылись льдом.

Задание 7. Продолжите предложения:


Однородные члены предложения могут соединяться при помощи

_____________________ .

Если однородные члены предложения соединены союзами  А,  НО,

то запятая___________________________ .

Если однородные члены предложения соединены повторяющимся

союзом И, то запятая ___________________ .

Если однородные члены предложения соединены одиночным

союзом  И, то запятая_____________________ .

Задание 8. Выполните задание по собственному выбору.


1.Расставьте знаки препинания:

Более всех шумели суетились хлопотали маленькие птички.

Скрылись до весны лягушки ящерицы и змеи.


2.Составьте предложение о зиме по вопросам:

И кто? и кто? и кто? что делают? от  чего?

________________________________________________________________________________________________________________________________


3.Составьте предложение о зиме по схеме:

О , О и О ------- ======.

________________________________________________________________________________________________________________________________

Слова для справок: снегирь, ворона, воробей, прятаться, холод, помогать, люди, от.



Предварительный просмотр:

Карта урока русского языка по теме

«Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами»

Учени_____ 3 «В» класса 683 школы  _____________________________

Учитель – Афанасьева Галина Александровна

Виды деятельности

Кол-во баллов

Мои баллы

Задание 1

- я составил предложение с  помощью соседа

1

- я составил предложение самостоятельно

2

- я составил предложение самостоятельно и смог представить свой вариант

3

Задание 3 (одно предложение)

- я поставил знаки с помощью соседа и соотнёс со схемой

1

- я поставил знаки самостоятельно и соотнёс со схемой

2

- я поставил знаки самостоятельно, соотнёс со схемой и смог объяснить свой выбор

3

Задание 5

- я смог подчеркнуть не все предложения, но записал к ним схемы

1

- я смог подчеркнуть все предложения, но не все схемы записал

2

- я подчеркнул все предложения и записал все схемы

3

Задание 6

- я допустил 3 ошибки, но смог объяснить исправленную ошибку

1

- я допустил 2 ошибки, но смог объяснить исправленные ошибки

2

- я допустил 1 ошибку и смог объяснить исправленные ошибки

3

- я правильно исправил все ошибки, но не все смог объяснить

4

- я правильно исправил все ошибки и все смог объяснить

5

Всего баллов:

14

«5» - 12 - 14 баллов

«4» - 9 – 11 баллов

«3» - 6 – 8 баллов

5 баллов и менее – незачет (жду на дополнительные занятия)

Спасибо за работу на уроке!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Учитель начальных классовсредней школы № 683Приморского районаАфанасьева Г.А..

Слайд 2
Ребята, Дед Мороз поручил мненаписать поздравление. А там встретилось предложение с однородными членами. К сожалению, я не знаю, как правильно ставить знаки препинания в предложении. Помогите, пожалуйста!

Слайд 3
Что надо знать
Что надо уметь
1. Признаки однородных членов предложения.
Находить в тексте однородные члены предложения.Правильно расставлять знаки препинания.Употреблять однородные члены предложения в своей речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Скворцы , жаворонки , гуси улетают от нас осенью. В городе на зиму остаются и воробьи , и галки , и вороны . Зимой солнышко встаёт поздно, а прячется рано. 1. ____ , а . 2. ____, ____, ____ . 3. и ___, и ___, и ___ . Задание № 3

Слайд 3

Задание № 3 Задание 3 (одно предложение) - я поставил знаки с помощью соседа и соотнёс со схемой 1 - я поставил знаки самостоятельно и соотнёс со схемой 2 - я поставил знаки самостоятельно, соотнёс со схемой и смог объяснить свой выбор 3

Слайд 4

Задание № 4

Слайд 6

Стояла зима . Дули холодные ветры. Сосны и ели надели снеговые шубки. Берёзки, тонкие осинки покрылись пушистыми шапками. Съёжились от холода и синицы, и воробьи. Птички ждут помощи от людей. Задание № 5


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложных союзных и бессоюзных предложениях, запятая в простых предложениях с однородными членами. 4 класс

Конспект урока написан в форме сказочного приключения по поиску клада героями известного мультфильма.Игровая форма подачи материала понравятся ребёнку и превратят урок в увлекательную игру.На данном у...

Тест по русскому языку "Однородные члены" 4 класс

Может использоваться после изучения темы....

Проверочная работа по русскому языку "Предложения с однородными членами", 4 класс, УМК "ПЕРСПЕКТИВА"

Проверочная по русскому языку "Предложения с однородными членами", 4 класс, УМК "ПЕРСПЕКТИВА"...

Проверочная работа по русскому языку "Предложения с однородными членами", 4 класс, УМК "ПЕРСПЕКТИВА"

Проверочная по русскому языку "Предложения с однородными членами", 4 класс, УМК "ПЕРСПЕКТИВА"...

Конспект урока "Предложения с однородными подлежащими, сказуемыми. Употребление запятых между однородными членами". 4 класс. УМК «Планета знаний»

Конспект содержит задачи, планируемые результаты, к каждомуэтапу урока- задачи по развитию УУД....

"Предложения с однородными членами". 3 класс

Конспект урока по программе "Перспектива"...

Проверочная работа по русскому языку по теме "Предложения с однородными членами" - 4 класс

Цель проверочной работы по русскому языку по теме "Предложения с однородными членами" для 4 класса - проверка предметных знаний по теме "Однородные члены предложения"...