Рабочая программа по русскому языку 2100
рабочая программа по русскому языку по теме

Поносова Галина Ивановна

 

Данный материал представляет собой рабочую программу для 1-4 классов по русскому языку. Содержание программы:  пояснительная записка, методика изучения  и содержание  курса,  результаты обучения, критерии и нормы оценок результатов, материально-техническое обеспечение образовательного процесса, глоссарий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2100.doc326.5 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

«СОШ - Европейская школа »  

Индустриального района  г. Перми

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ______ от _____________

Руководитель МО _________________

Утверждаю

Директор НОУ СОШ

«Европейская школа «Ex professo»

____________ (Н.Н.Захаров)

«____» _____________________

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА  

ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 

 4 часа в неделю (всего 136 часов)

                                                                                                  Автор – составитель:

                                                                                                                   Поносова Г.И.

                                                                                                                   учитель начальных классов,                            

                                                                                                             педагог высшей категории                                                                                                                                  

2012 – 2013  учебный год

   

Пояснительная записка

             

     Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту, обеспечена учебниками «Русский языка» для 1-4 кл., авторы Н Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина (Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год) и ориентирована на развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения; формирование элементарной лингвистической компетенции.

 Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.10.2009 года №373);

- Примерных  программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Часть 1. – М.: Просвещение, 2010 – 400с. – (Стандарты второго поколения);

-Авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной «Русский язык» (Образовательная система «Школа 2100»);

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Планируемых результатов начального общего образования.

Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании.

Цели обучения русскому языку в основной школе:

1) развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности:

чтения, письма, слушания, говорения;

2) формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

       Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно

– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);

– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

В соответствии с этой целью ставятся задачи:

1) развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

2) осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

3) формирование у детей чувства языка;

4) воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

5) сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

 Реализация программы основана на следующих принципах:

*личностно-ориентированные (знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного отношения к миру);

*культурно-ориентированные (человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей);

* деятельностно-ориентированные (решение проблемных и творческих задач);

Обучение  русскому языку включает повторение и систематизацию пропедевтического курса русского языка, знакомство с которым происходит в ходе обучения грамоте.

     В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения русского языка на первой ступени начального образования (1 класс):

* развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии и с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

* освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

* овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

* воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Освещаемые подходы и программа обучения русскому языку в 1 классе охватывают период после обучения грамоте. Программа расширяет и углубляет сведения о соотношении между звуками и буквами, полученные в период обучения грамоте, их обобщение и систематизацию, о слове и предложении, формах речи и тесно связана с начальными сведениями по грамматике и правописанию.

      Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Методы и формы обучения:

Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса в классно-урочной форме, уроков-игр, уроков-путешествий  с использованием современных технологий: проблемно-поискового обучения и личностно ориентированного развивающего обучения. Процесс обучения представляет собой сотрудничество учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон.

Место курса в учебном плане:

Систематический курс русского языка по программе "Школа2100" рассчитан на 540 ч. Из них: 1й класс – 132 ч (4 часа в неделю, 33 учебные недели), 2–4й класс – по 136 ч в год (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). Сначала изучается курс  "Обучение грамоте" (92 ч), затем  - курс «Русский язык» (448 ч).  

Содержание курса

    В курсе  русского языка в  начальной  школе ведущим направлением  учебной деятельности детей является овладение письменной речью,  культурой  письменного  общения  (естественно,  наряду  с развитием умений чтения, говорения и слушания).

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1) овладение функциональной  грамотностью  на  уровне  предмета (первичные навыки работы  с информацией);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3)  овладение  умениями,  навыками  различных  видов  устной  и  письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4)  приобретение  и  систематизация  знаний  о  языке  как  основы речевой деятельности;

5) дальнейшее овладение родным языком;

6) овладение орфографией и пунктуацией;

7) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8) развитие чувства языка.

В курсе «Обучение  грамоте» обеспечивается  пропедевтика  изучения курса русского языка.

     Из области фонетики дети знакомятся с  понятием звук в  сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими  и  глухими,  твёрдыми  и  мягкими; с  ударением, ударными  и  безударными  гласными;  с делением  слова на слоги;  с обозначением  мягкости согласных на письме  с  помощью букв  е, ё,и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и  произношения  (буквосочетания  жи–ши,  чу–щу,  ча–ща,  безударные  гласные).  Дети  учатся  произносить  звуки,  слушать  звучащее  слово, соотносить  произношение  и  написание,  делать  слогозвуковой  и звукобуквенный анализ слов.

     В период обучения грамоте закладываются основы для развития у  детей  орфографической  зоркости.  Изучение  орфографии  в  начальной  школе  направлено  на  то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический   навык.   Орфографически   правильная  письменная   речь  – залог успешного общения в письменной форме.

    Проходит  ознакомление  с  явлениями  и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами,  суффиксом,  приставкой,  графическим  обозначением  этих  частей  слова,  наблюдают  за приставочным и суффиксальным  способами образования слов.

В ходе  рассредоточенной лексической  работы дети  наблюдают  за  тем,  что   слова  называют  предметы,  их  признаки;  действия людей, животных и предметов; осознают, что  каждое слово что – то означает,  то  есть  имеет  значение;  что  значений  у  одного  слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над  сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

       Морфология – самый сложный  для ребёнка раздел, так  как его изучение  предполагает  сформированность  определённых  мыслительных операций, способности к обобщению,  к абстрагированию Из  области  морфологии  первоклассники  получают   первоначальное  представление  о  существительных,  прилагательных, глаголах  и  личных  местоимениях  (без  введения  понятий);  о  предлогах;  учатся ставить  вопросы  от слова к слову, различать предлоги

и  приставки.

       Вводятся  также  такие  синтаксические  понятия,  как  предложение,  текст.  Дети  учатся  правильно  писать  и  пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения  с  правильной  интонацией.  Знания  и умения из области синтаксиса и  пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и  письменной  речи,  для  изучения  слова  с  разных  точек  зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит.

      В  курсе  русского  языка  дети  получают  первоначальное  представление  о  системе  языка,  т.к.  знакомятся  на  элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием,  предложением  и  текстом,  наблюдают  соотношения между этими языковыми единицами.

      Программа предполагает систематическое обращение к языковому опыту учащихся, опору на «чутье языка», обогащение речи новыми лексическими и грамматическим категориями. Развитие речи детей связано с характером коммуникативной деятельности и в первую очередь с развитием содержания потребности в общении: с развитием познавательных мотивов общения, интереса к явлениям мира и миру людей, личностных мотивов общения, т.е. направленностью на новые стороны действительности.

Организация практики устного общения, устные речевые упражнения, преобразующая речевая деятельность учащихся в форме письменной речи нацелены на связь языкового и речевого содержания курса, анализ языковых явлений, предложений, текстов, овладение навыками общения в различных формах и ситуациях.

Развитие устной речи происходит при рассматривании картин и других наглядных объектов, в беседах с учителем и сверстниками, при чтении художественных текстов. Разнообразие тематики бесе, характера картин и наглядных материалов служит важным условием того, чтобы дети использовали широкий круг слов и речевых оборотов.

Работа по развитию речи начинается с первых дней обучения в школе и проводится систематически не только на уроках русского языка и чтения, но и на других уроках. Целенаправленное обучение связной речи в устной и письменной форме проводится в виде различных упражнений. Большое значение имеют синтаксические упражнения, аналитическая работа с различными текстами, их составление и обсуждение, выработка композиционных умений.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой  внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Наблюдение за совместным выполнением школьниками заданий – будь то разбор слова или предложения на уроке русского языка, решение математической задачи или другое задание – показывает, что в этой форме работы детей привлекает в первую очередь то, что разрешаются и даже поощряются их коммуникативные действия: дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, — словом, действовать естественно, раскованно, «не как на уроке».  

По своей мотивационной наполненности такого рода учебная работа близка к игровой деятельности с характерной для нее актуализацией соревновательных мотивов, инициативным поведением и активным взаимодействием. Естественно, что эмоционально положительное отношение детей к этой работе резко повышает ее эффективность и тем самым способствует сохранению учебной мотивации и позитивного отношения к учению в целом.

Основные разделы и темы (1-4 классы)

Виды речевой деятельности (135-130 час.)

Слушание (аудирование). Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

Письмо. Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме[1]. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.

Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Изложение текста-повествования, повествования с элементами описания. Создание письменных высказывании разных стилей, жанров и типов речи (письмо, записка, поздравление, отзыв, инструкция). Создание небольших текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.)

Текст. Осознание текста как результата речевой деятельности (на практическом уровне). Признаки текста. Выделение в тексте темы, основной мысли. Составление плана текста. Особенности текста-повествования и текста-описания. Создание простейших текстов различного типа в соответствии условиями общения в учебной и бытовой сферах, текстов образного характера (после детальной предварительной подготовки).

Фонетика и графика (135-130 час.)

Содержание данного раздела направлено на углубление и систематизацию знаний по фонетике и графике, полученных детьми в период обучения грамоте, на развитие фонематичкого слуха, орфографической зоркости.

Звуки и буквы: гласные и согласные. Гласные ударные и безударные. Согласные звонкие и глухие, мягкие и твердые; парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по мягкости и твердости. Их различение. Деление слов на слоги. Словесное ударение.

Звукобуквенный анализ как основа «перевода» слова звучащего в слово написанное. Произношение и обозначение на письме ударных и безударных гласных в слове. Произношение и обозначение на письме парных согласных в слове, обозначение мягкости согласных. Соотношение звуков и букв в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными, с двойными и непроизносимыми согласными.

Разделительное произношение звуков в слове и способы их обозначения. Разделительные ь и ъ знаки. Произношение и обозначение на письме слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.

Русский алфавит: правильное название букв, знание их последовательности. Умение пользоваться алфавитом при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных.

Небуквенные графические средства: пробел (раздельность написания: в поле, в шесть, ко мне и т.д.), черточка (знак переноса: кни-га, по-крышка и т.д.).

Состав слова (105-110 час.)

 Родственные слова. Выделение и определение значимых частей слова: корня, окончания, приставки, суффикса. Разбор слова по составу. Однокоренные слова и различные формы одного и того же слова.

Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Значение суффиксов и приставок. Их смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности.

Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в корне слова. Правописание слов с непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных.

Правописание гласных и согласных в неизменяемых на письме приставках.

Разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова; подбор однокоренных слов; использование орфографического словаря.

Морфология (160-170 час.)

Имя существительное. Значение и употребление. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»; имен существительных мужского, женского и среднего рода. Род имени существительного: мужской, женский, средний. Существительные мужского и женского рода с шипящими на конце (рожь, нож, ночь, мяч, мышь, камыш, вещь). Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам (падежные вопросы) и числам. Различение первого, второго, третьего склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных I, II, III склонения (кроме существи-тельных на –мя, -ий, -ья, -ье, -ия, -ов, -ин).

Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, согласование с именами существительными. Склонение имен прилагательных, кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин. Правописание безударных окончаний имен прилагательных (кроме прилагательного с основой на ц).

Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица, единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений. Раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола, вопросы «что делать?» и «что сделать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Практическое овладение способом определения спряжения глаголов по ударному окончанию и по неопределенной форме.

Правописание глаголов во 2-м лице единственного числа (-шь). Правописание безударных личных окончаний глаголов (I и II спряжения), не с глаголами.

Предлог. Значение предлогов в речи. Отличие предлогов от приставок. Раздельное написание предлогов с другими словами.

Лексика

Слово и его значение. Словарное богатство русского языка. Однозначные и многозначные слова, их различение. Прямое и пере-носное значение слова: анализ образцов использования в тексте, употребление в собственной речи. Синонимы и антонимы: наблюдение в эталонных текстах, использование в речи.

Словари русского языка и их использование в учебной деятельности и повседневной жизни.

Синтаксис и пунктуация (70-65 час.)

Различение предложения, словосочетания, слова (их сходство и различие). Разновидности предложений по цели высказывания (по-вествовательные, вопросительные и побудительные); по эмоциональной окраске (интонации) – предложения восклицательные и невосклицательные. Знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Интонационные особенности повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений. Логическое ударение (практическое усвоение).

Главные и второстепенные члены предложения (без введения терминологии). Подлежащее и сказуемое. Установление связи слов в предложении. Порядок слов в предложении.

Предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Интонация перечисления. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Различение и употребление в речи простых и сложных предложений.

Содержание программы для 1 класса   ( 36 ч / 4 ч в неделю)

Повторение и систематизация пропедевтического курса русского  языка,  знакомство  с  которым  происходило  в  курсе  обучения грамоте.

Слово. (31 ч)

Звуки речи (гласные –  ударные и  безударные), согласные  (звонкие  и  глухие,  парные  и  непарные;  твёрдые  и  мягкие,  парные  и  непарные), слог, ударение.

Обозначение мягкости согласных звуков на письме.

Алфавит.

Правописание  буквосочетаний  жи–ши,  ча–ща,  чу–щу,  чк,  чн.

Большая буква в именах, фамилиях, географических названиях.

Однокоренные слова. Корень слова.

Слова,  которые  отвечают  на  вопросы кто?  что?  какой? какая ?какое?  какие? что делает? что сделал?

Предложение. Текст. (5 ч)

Признаки предложения, оформление предложения на письме.

Отличие текста от набора предложений, записанных как текст.

Каллиграфия.  Закрепление  навыков  письма  в  одну  линейку, обучение работе в тетрадях по русскому языку. Совершенствование навыка  написания  букв  и   соединений,  отработка  написаний,  в которых дети допускают ошибки.

Содержание программы для 2 класса   (170 ч / 5 ч в неделю)

Слово (5 ч)

Чем мы будем заниматься на уроках русского языка.

Звуки, части слова, слово, предложение, текст.

Предложение (11ч)

Признаки предложения (предложение состоит из  слов, выражает  законченную мысль, произносится с повествовательной, вопросительной или восклицательной интонацией; слова в предложении связаны по смыслу). Умение членить сплошной текст на предложения (определять границы предложений на основе смысла и интонации,  оформлять  предложение  на  письме).  Конструирование  предложений из слов, наблюдение за порядком слов в предложениях.

Нахождение в предложении слов, составляющих его грамматическую основу (без введения этого понятия): о ком или о чём говорится  в  предложении?  Что  говорится?  Умение  устанавливать  связи между словами в предложениях с помощью  вопросов, выделять из предложения пары слов, связанных при помощи вопроса.

Текст (12 ч)

Понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте  связаны  по  смыслу;  по  заглавию  можно  определить,  о  чём будет говориться в тексте).

Формирование типа правильной читательской деятельности – умение  самостоятельно  осмысливать  текст  до  чтения  (с  помощью заглавия,  иллюстрации,  ключевых  слов),  во  время  чтения (в  ходе постановки вопросов к тексту, прогнозирования ответов и проверки  себя по тексту, т.е. диалога с автором) и после чтения (в ходе ответов  на  вопросы  к  тексту  в  целом).  Развитие  умения  находить  в  тексте главную  мысль,  соотносить  её  с  заглавием;  самостоятельно  выбирать заглавие к тексту из ряда данных.

Слово (продолжение). (119 ч)

1. Слова, которые отвечают на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делал? что сделал? Развитие умения ставить вопросы к словам. Связь слов в предложении.

Слова, к которым нельзя задать вопрос (предлоги; слова, выражающие  чувства,  но  не  называющие  их,  –  без  введения  понятия «междометие»). Раздельное написание предлогов с другими словами  (орфограмма-пробел);  умение  видеть  и  графически  обозначать эту орфограмму.

2. Наблюдение  над лексическим  значением  слова,  над  тем,  что слово может иметь несколько значений, над прямым и переносным значениям   слова   (без   введения   специальной   терминологии).

Особенности  словоупотребления,  сочетаемости  слов.  Нахождение в  тексте  слов  со  сходным  значением,  с  противоположным  значением.

3. Части слова. Корень (определение), однокоренные слова (определение).  Наблюдение  над  лексическим  значением  однокоренных  слов,   над   единообразием   написания   корня   в   однокоренных  словах.

Умение подбирать  однокоренные слова.

Суффикс (определение). Суффиксы -ок-, -ик-, -ушк-, -юшк-, -онок-,-ёнок-,  -ат-,  -ят-,  -тель-,  -ищ-,  их  значения.  Умение  видеть  эти  суффиксы  в  словах,  образовывать  слова  с  данными  суффиксами (на   материале   существительных   мужского   рода   с   нулевым окончанием).

Приставка   (определение).   Образование   слов   с   приставками  (на  материале  глаголов  движения  типа  летел,  полетел,  улетел, прилетел  и  т.п.),   наблюдение   над   ролью   приставки   в  слове.

Разграничение   приставок   и   предлогов   с,   на,   за,   до,   по,   про, от и т.п.

4.   Алфавит.   Знание   букв   в   алфавитном   порядке,   умение правильно  называть   буквы.   Практическая   значимость   знания алфавита.

5.  Орфография. Большая буква  в  именах,  отчествах, фамилиях  людей, кличках животных, географических названиях. Наблюдение над  несоответствием  произношения  и  написания  слов.  Умение слышать и видеть в словах «опасные» места: гласные в безударных слогах; согласные  на конце  слова, звук [й’] после  согласных  перед гласными; место после мягкого согласного, после  звуков и  букв ж, ш, ч, щ.

Орфограмма. Знакомство с орфограммами:

1) буквы и, у, а после букв шипящих ж, ш, ч, щ;

2) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я;

3)  ь для обозначения  мягкости  согласных  в  конце  и  в  середине слова; написание буквосочетаний чк, чн в словах;

4) ь и ъ разделительные;

5) буквы проверяемых и непроверяемых безударных  гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) буквы звонких и глухих согласных в  конце слова.

Развитие  умений  видеть  орфограммы  в  словах,  писать  слова  с этими  орфограммами, графически  обозначать  орфограмму  и  условия выбора.

Повторение (13 ч)

Развитие речи осуществляется на каждом уроке русского языка при  изучении  программного  материала  и  ведётся  в  нескольких направлениях:

1) обогащение словарного запаса детей – количественное (в ходе образования слов с  помощью суффиксов и приставок) и качественное (уточнение и разъяснение лексического  значения слов);

2) развитие грамматического строя речи  (анализ и  конструирование предложений, словосочетаний);

3)  развитие  связной  устной  речи  (ответы  на  вопросы,  составление  предложений и небольших текстов), письменной речи (составление и запись предложений, небольших текстов из 5–6 предложений, свободные диктанты, письменные изложения с предварительной подготовкой);

4) обучение правильному произношению  слов,  ударению, интонированию.

Каллиграфия. Закрепление навыка начертания букв и соединений,  гигиенических  навыков  письма.  Совершенствование  навыка письма в одну линейку.

Резерв (10 ч).

2. Результаты изучения курса

ТАБЛИЦА ПРЕДМЕТНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

к умениям учащихся по русскому языку (1—4-й классы)

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

- овладение функциональной     грамотностью;

- развитие умений и навыков   различных видов устной и письменной речи;

- развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

— приобретение и систематизация знаний о языке;

— развитие чувства языка

- овладение орфографией и пунктуацией

Интеллектуально-речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

1-й класс

• составлять предложения из слов;

• отличать текст от набора предложений;

• различать гласные и согласные звуки, согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и

• писать большую букву в начале предложения, в именах собственных

• писать буквы и, у, а после букв

• составлять неболь-

шой текст (3-4 пред-

ложения) на заданную

тему и записывать его с помощью учителя;

• правильно списывать

слова, предложения, текст; проверять написанное,  сравнивая с образцом


непарные);

• делить слова на слоги, ставить ударение;

• находить корень в груп-

пе доступных однокорен-

ных слов

шипящих (в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу—щу);

• обозначать мягкость со-

гласных на письме с помо-

щью ь;

• не употреблять ь в буквосочетаниях чк, чн, нч, нщ

и т.п.;

• писать изученные слова с непроверяемой буквой безу-

дарного гласного в корне;

• делить слова на части для переноса;

• ставить знак препинания в конце предложения

2-й класс

• правильно списывать

слова, предложения, тексты;     проверять написанное;

• составлять предложения из слов; по данным схемам;

• определять границы предложений в тексте без знаков препинания;

• составлять небольшой текст (4-5 предложений) на заданную тему, по картинке и записывать его с помощью учителя; составлять текст из данных абзацев;

• выбирать заглавие к тексту из ряда данных

Выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия  произношения  и написания в слове;

• находить корень в группе однокоренных слов;

• подбирать однокоренные слова;

• находить суффиксы и приставки в доступных словах;

• образовывать слова с помощью  суффиксов  и  приставок;

• отличать приставки от предлогов (по, на, под и т.д.);

• ставить вопросы к словам в предложении (кто? что?    какой?    какая? какое? какие? что делает?)

• находить в предложении

(тексте)   слова,   отвечающие на эти вопросы;

• находить предлоги в предложении (тексте)

• делить слова на части

для переноса;

• видеть в словах опасные места,  изученные орфограммы;

• писать предлоги раздельно со словами;

• писать большую букву в словах   (изученные  случаи);

• писать буквы безударных гласных звуков, проверяемых  ударением,   в корнях двусложных слов;

• писать изученные слова с

непроверяемым безударным гласным в корне;

• писать буквы проверяемых согласных на конце слова;

• употреблять ъ для обозначения мягкости согласных звуков на конце и в

середине слова;

• не употреблять ь в буквосочетаниях чн, чк

3-й класс

правильно списывать

слова,  предложения,

текст; проводить само-

проверку;

• писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунтограммами;

• читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации;

• составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного);

• читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

• писать подробное изложение доступного текста;

• определять тему текста;

• читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений

выполнять звукобуквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения  и написания в слове;

• находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс);

• выделять два корня в сложных словах;

• конструировать сложные слова;

• подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне;

• различать однокоренные слова и формы слова;

• распознавать   имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;

• выполнять морфологический разбор изученных частей речи;

• образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы - с помощью приставок;

• подбирать синонимы и антонимы к доступным  словам;

• определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

• выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены   от   второстепенных;

• выделять из предложения словосочетания;

• видеть в предложении однородные члены;

• различать  простое  и сложное предложение;

• выполнять синтаксический разбор

доступных простых и сложных предложений

находить в словах изученные  орфограммы  по

определённым    признакам;

• писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением и не проверяемыми ударением (изученные случаи);

• обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;

• писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на   стыке   приставки   и корня (изученные случаи);

• писать слова с ъ и ь разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных;

• писать сложные слова с соединительной буквой о и е;

• писать раздельно частицу не с глаголом;

• писать ъ после ч в неопределённой форме глагола;

• писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;

• самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;

• графически объяснять выбор написания;

• находить и исправлять

орфографические ошибки на изученные правила;

• правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами    согласных    в корне, на стыке приставки и корня;

• пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;

• ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически     объяснять выбор знака

сочетаниях чк, чн, нч и пр.;

• писать ъ и ь разделительные;

• графически объяснить выбор написания;

• находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила

4-й класс

• владеть типом правильной читательской деятельности;

• читать учебно-научный текст изучающим чтением;

• читать и составлять схемы    словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках   изученного); составлять предложения по схемам;

• читать и составлять простые таблицы;

• писать   подробное изложение доступного текста-повествования;

• писать сочинение с языковым   заданием по личным впечатлениям   с   соответствующей подготовкой;

• использовать в речи предложения с однородными     членами, сложные   предложения;

• подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать   их   в речи

• выполнять фонетический разбор доступных слов;

• выполнять разбор по составу доступных слов;

• различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

• выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

• выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);

• видеть в тексте синонимы,   антонимы,   многозначные слова

• писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

• писать ь после шипящих на конце имён существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце имён существительных м.р. 2 склонения;

• писать частицу не с глаголами;

• писать буквосочетание – тся;

-тъся в глаголах;

• писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;

• ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);

• ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;

• графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

• находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила

1-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

 Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из Букваря.  

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»   является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса  «Русский язык»  является сформированность следующих умений:

 отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

осмысленно, правильно читать целыми словами;

отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

подробно пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на письме;

определять количество букв и звуков в слове;

писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях

ставить пунктуационные знаки конца предложения;

списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

находить корень в группе доступных однокоренных слов.

2-й класс

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей

(интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану.

 Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

☺ Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

подробно и выборочно пересказывать текст;

правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударные слоги;

делить слова на части для переноса;

производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в доступных двусложных словах;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное, сравнивая с образцом;

писать под диктовку слова, предложения, текст из 30–40 слов, писать на слух без ошибок слова, где произношение и написание совпадают;

видеть опасные места в словах, видеть в словах изученные орфограммы;

писать без ошибок большую букву в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; буквы безударных гласных, проверяемых ударением, в корнях двусложных слов; проверяемые буквы согласных на конце слов; буквосочетания чк, чн в словах; ь для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова; слова с непроверяемыми написаниями, определённые программой; писать предлоги раздельно с другими словами; различать одинаковые по написанию приставки и предлоги; графически объяснять выбор написаний в словах с изученными орфограммами;

находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;

находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок; видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова

обращать внимание на особенности употребления слов;

ставить вопросы к словам в предложении; видеть слова, называющие, о ком или о чём говорится в предложении и что говорится

составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;

предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста; отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения; выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;

составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать

других и самому быть понятым.

3–4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

☺ Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст; иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

 Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

3-й класс

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;

производить звукобуквенный анализ доступных слов;

видеть в словах изученные орфограммы по их опознавательным признакам (без введения этого понятия), правильно писать слова с буквами безударных гласных в корне, буквами проверяемых и непроизносимых согласных, с удвоенными буквами согласных в корне, с ь

 для обозначения мягкости, ь разделительным; владеть способами проверки букв гласных и  согласных в корне; писать слова с непроверяемыми написаниями по программе; сложные слова с соединительной буквой о и е; частицу не с глаголами; буквы безударных гласных в

окончаниях имён прилагательных; графически обозначать изученные орфограммы и условия их выбора (без использования термина «условия выбора орфограммы»); находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное; писать под диктовку текст с изученными орфограммами и пунктограммами (объёмом 55–60 слов), правильно переносить слова с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки     и корня, с ь;

находить в слове окончание и основу, составлять предложения из слов в начальной форме (ставить слова в нужную форму), образовывать слова с помощью суффиксов и приставок; подбирать однокоренные слова, в том числе с чередующимися согласными в корне; разбирать по составу доступные слова; выделять два корня в сложных словах;

распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы; производить морфологический разбор этих частей речи в объёме программы;

определять вид предложения по цели высказывания и интонации, правильно произносить предложения с восклицательной и невосклицательной интонацией, с интонацией перечисления;

разбирать предложения по членам, выделять подлежащее и сказуемое, ставить вопросы к второстепенным членам, определять, какие из них относятся к подлежащему, какие к сказуемому; выделять из предложения сочетания слов, связанных между собой;

видеть в предложении однородные члены, ставить запятую в предложениях с однородными членами (без союзов, c одиночным союзом и);

составлять предложения с однородными членами, употреблять их в речи;

осознавать важность орфографически грамотного письма и роль знаков препинания в письменном общении;

читать художественные тексты учебника, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), делить текст на части с опорой на абзацы, озаглавливать части текста, составлять простой план, пересказывать текст по плану;

читать и понимать учебно-научные тексты (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);

письменно пересказывать текст (писать подробное изложение доступного текста).

Учащиеся должны осмысленно относиться к изучению родного языка, сознательно наблюдать за своей речью, стремиться к употреблению в собственной речи изученных конструкций, слов, к совершенствованию своей речи;

4-й класс

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

 4. Контроль за усвоением УУД

Контроль УУД осуществляется через диагностические работы, позволяющие выявить, насколько  успешно идёт личностное развитие каждого ребёнка.  Диагностические материалы  опубликованы  в пособии  Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В.

Для отслеживания результатов  предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

Текущий:

прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль   в  следующих формах:

тестирование;

практические работы;

творческие работы учащихся;

контрольные работы:

Комплексная работа по итогам обучения

Стандартизированная  контрольная работа.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Практическая часть программы по русскому языку

     Количество итоговых работ в 1-4 классах:




Виды работ

Классы

1

2

3

4

1 триместр

2 триместр

3 триместр

1 триместр

2 триместр

3 триместр

1 триместр

2 триместр

3 триместр

1 триместр

2 триместр

3 триместр

итого

Диктанты (с грамматическими заданиями)

-

-

1

2

2

2

3

3

3

3

3

4

26

Списывание текста

-

1

1

1

-

1

-

1

1

-

1

1

8

Изложение

-

-

-

-

-

1

-

-

1

1

3

Сочинение

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Проверочные работы по программе

1

1

2

3

3

4

4

5

2

2

3

30

     

 Количество обучающих работ в 1-4 классах:

классы

Изложение

Сочинение

1 триместр

2 триместр

3 триместр

1 триместр

2 триместр

3 триместр

1

-

-

-

-

-

-

2

2

2

3

2

3

3

3

3

3

4

3

3

3

4

3

4

4

3

3

3

4. Критерии и нормы оценки результатов образования

     В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Особенностями системы оценки являются:

комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

использование персонифицированных процедур  итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами  таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.  

Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Поэтому объектом оценки предметных результатов является способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

                         

Диктанты

Отметка "5" ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

Отметка "4" ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.

Отметка "3" ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.

Отметка "2" ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.  

Ошибкой в диктанте следует считать:

- нарушение правил орфографии при написании слов;

- пропуск и искажение букв в словах;

- замену слов;

- отсутствие знаков препинания в пределах программы данного класса; неправильное написание словарных слов.

  За ошибку в диктанте не считаются:

- ошибки на разделы орфографии и пунктуации, которые не изучались;

- единичный  пропуск точки  в конце предложения, если  первое слово следующего    

   предложения  записано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова другим без искажения смысла.

За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове.

    Негрубыми ошибками считаются следующие:

 - повторение одной и той же буквы в слове;

 - недописанное слово

 - перенос слова, одна часть которого написана на одной строке, а вторая опущена; дважды     записанное одно и то же слово в предложении.

Грамматические задания 

Отметка "5" ставится за безошибочное выполнение всех заданий.

Отметка "4" ставится, если ученик правильно выполнил не менее   3/4  заданий.

Отметка"3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 1/2 заданий.

Отметка "2" ставится, если ученик не справился с большинством грамматических заданий.

Изложения и сочинения 

Отметка"5" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-        правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности);

б) грамотность:

-    нет орфографических и пунктуационных ошибок;

-         допускается 1 --2 исправления.

Отметка"4" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей;

-         имеются отдельные фактические и речевые неточности;

-         допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста.

б) грамотность:

-                   две орфографические и одна пунктуационная ошибки.

Отметка "3" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         допущены отклонения от авторского текста;

-         отклонение от темы;

-         допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей;

-         беден словарь;

-         имеются речевые неточности;

-         допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста;

б) грамотность:

-                   3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.

 Отметка "2" ставится:

а) по содержанию и речевому оформлению:

-         работа не соответствует теме;

-         имеются значительные отступления от авторской темы;

-         много фактических неточностей;

-         нарушена последовательность изложения мыслей;

-         во всех частях работы отсутствует связь между ними;

-         словарь беден;

-         более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста;

б) грамотность:

-                   более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок.

 

Контрольное списывание

Отметка"5" ставится:

-         нет ошибок и исправлений;

-         работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма.

 Отметка "4" ставится:

-   имеется 1 ошибка и одно исправление.

 Отметка "3" ставится:

-         имеется 3 ошибки и одно исправление.

 Отметка "2" ставится:

-  имеется 3 ошибки и 1-2 исправления.

                                        Словарные диктанты

Отметки:

«5» – без ошибок.

«4» – 1 ошибка и 1 исправление.

«3» – 2 ошибки и 1 исправление.

«2» – 3 и более ошибок.

5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Для реализации цели и задач обучения русскому  языку по данной программе используется УМК по русскому языку издательства «Баласс».

Основная литература:

1..Бунеева Е.В., Комисарова Л.Ю., Яковлева М.А.; Методические рекомендации по русскому языку для 1 -2 класса - М.: «Баласс»,  2009г

2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.. Методические рекомендации по русскому языку для 3 класса- М.: «Баласс»,  2009г

3. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.. Методические рекомендации по русскому языку для 4 класса -М.: «Баласс»,  2009г

4. Е.В.  Бунеева,  М.А.  Яковлева  «Рабочая  тетрадь  к  учебнику «Русский язык (первые уроки)»;

- М.: «Баласс»,  2011г.

5. Бунеев Р.Н, Е.В.Бунеева Е.В. Слова с непроверяемыми написаниями. 1-4 кл.- М.: «Баласс»,  2011г.

6. Бунеев Р.Н,. Бунеева Е.В., О.В. Пронина «Русский язык (первые  уроки)» для 1 кл.- М.: «Баласс»,  2011г.

7. Бунеева Е.В. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» в 2 вариантах для  2 класса. - М.: Баласс, 2011г.

8. Бунеева Е.В. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» в 2 вариантах для  3 класса. - М.: «Баласс», 2011г.

9. Бунеева Е.В. «Проверочные и контрольные работы по русскому языку» в 2 вариантах для  4 класса. - М.: «Баласс»,  2011г.

10. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,  Пронина О.В  «Русский  язык». Учебник для 2 класса. - М.: «Баласс», 2011г

11. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,  Пронина О.В  «Русский  язык». Учебник для 3 класса в 2-х ч. - М.: «Баласс» 2011г

12. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,  Пронина О.В  «Русский  язык». Учебник для 4 класса в 2-х ч. - М.: «Баласс», 2011г

13. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.,  Фролова Л.А  «Орфографическая тетрадь по русскому языку», 2-й класс - М.: «Баласс», 2011г

14. Бунеев Р.Н, Бунеева Е.В., О.В. Пронина «Букварь» для 1 кл.- М.: «Баласс»,  2011г

15. Комисарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 2 кл. – М.Баласс, 2009

16. Комисарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку. 3 кл. – М.Баласс, 2009

17. Комисарова Л.Ю. Дидактический материал по русскому языку.  4 кл. – М.Баласс, 2009

18. Пронина. О.В. Мои волшебные пальчики. Прописи в 5 частях. М., «Баласс» 2011

19. Уроки  обучения  грамоте  по  учебнику «Моя  любимая Азбука» и прописям «Мои волшебные  пальчики». Методические  рекомендации для  учителя. Под научной редакцией Е.В. Бунеевой. ИЗД.2-е, испр .-М.: «Баласс» , 2011.

20..Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. К учебнику «Русский язык» 2кл. – М.,Баласс,2010

21. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. К учебнику «Русский язык» 3кл. – М.,Баласс,2010

22. Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию. К учебнику «Русский язык» 4кл. – М.,Баласс,2010

                                                                                                                             

Дополнительная литература:

1. Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.- М.: Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

2. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2009. – 400 с.

3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

5. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. «Просвещение», М., 2011

6. Стандарты второго поколения. Планируемые результаты начального общего образования.  «Просвещение», М., 2011

7.Стандарты второго поколения. Примерные программы  учебных предметов. Начальная школа. «Просвещение», М., 2011

Электронное учебно-методическое обеспечение:

1.Бахолдина Е. В., Тимофеева О. А., Ханина Н. А. Русский язык. 1-2 классы: поурочные планы по программе "Школа 2100 ". Компакт-диск для компьютера

2. Русский язык (первые уроки) 1 класс. Комплект цифровых образовательных ресурсов (3 и 4 четверти) к учебнику "Русский язык (первые уроки) 1 класс" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной издательства  БАЛАСС  (ЗАО «1С»)

3. Русский язык 2 класс. Комплект цифровых образовательных ресурсов (1 и 2; 3 и 4 четвертям) к учебнику "Русский язык  2 класс" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной издательства  БАЛАСС  (ЗАО «1С»)

4. Русский язык 3 класс. Комплект цифровых образовательных ресурсов (1 и 2; 3 и 4 четвертям) к учебнику "Русский язык  3 класс" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной издательства  БАЛАСС  (ЗАО «1С»)

5. Русский язык 4 класс. Комплект цифровых образовательных ресурсов (1 и 2; 3 и 4 четвертям) к учебнику "Русский язык  4 класс" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, О.В.Прониной издательства  БАЛАСС  (ЗАО «1С»)

К техническим средствам  обучения, которые могут эффективно использоваться на уроках русского языка, относятся: DVD-плеер, (видеомагнитофон), телевизор; компьютеры, Smart board 

Приведём примеры работ при использовании компьютера:

– орфографический и пунктуационный тренинг;

– редактирование (взаиморедактирование);

– создание текста, его коллективное обсуждение;

–  создание  мультимедийных  презентаций  (текстов  с  рисунками, фотографиями  и  т.д.),  в  том  числе  для  представления  результатов проектной деятельности.

При использовании компьютера учащиеся применяют полученные  на уроках информатики нструментальные  знания (например, умения  работать  с текстовыми, графическими  редакторами  и  т.д.),  тем самым у  них  формируется готовность  и  привычка  к  практическому  применению новых информационных технологий.

Технические средства на уроках русского языка широко привлекаются также при создании классных газет и журналов.

6. Глоссарий

~ БЕЗУДА́РНЫЙ,   -ая, -ое; -рен, -рна (спец.). О звуке, слоге: не имеющий на себе ударения.

| сущ. безударность, -и, ж.

~ ГЛАГО́Л, глагола, ·муж.

1. Часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам (грам.).

2. Речь, слово (·церк.-книжн., ·поэт. ·устар. ). «Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется, душа поэта встрепенется, как пробудившийся орел.» Пушкин.

 ~ КО́РЕНЬ, -рн -, мн. ч. -рни, -рней, м.

В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нём после отделения окончания, приставок и суффиксов

~ МЕСТОИМЕ́НИЕ, -я, ср. В грамматике: слово (существительное, прилагательное, числительное или наречие) в предложении, указывающее на предмет или признак и замещающее соответствующие знаменательные имена и наречия.Личные, возвратные, указательные местоимения.

| прил. местоименный, -ая, -ое.

~ ОКОНЧА́НИЕ, -я, ср.

1. см. окончить, -ся.

2. Конец, завершающая часть чего-н. Благополучное о. повести. О. романа в следующем номере журнала.

3. В грамматике: то же, что флексия. Падежное о.

~ ОРФОГРА́ФИЯ, -и, ж.

1. Правила написания слов и их форм.

2. Само такое правильное написание. О. страдает у кого-н. (пишет с ошибками; ирон.).

| прил. орфографический, -ая, -ое. Орфографическая ошибка

~ ПРЕДЛО́Г, -а, м. В грамматике: служебное слово, выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами (словом и формой слова), напр. на (поставить на стол), по (идти по полю), при (находиться при доме).

| прил. предложный, -ая, -ое. Предложная конструкция.

~ ПРЕДЛОЖЕ́НИЕ, -я, ср. В грамматике: синтаксически и интонационно оформленная конструкция, выражающая сообщение. Простое, сложное п. Главное, придаточное п. Личное, безличное п. Главные и распространяющие члены предложения.

~ ПРИЛАГА́ТЕЛЬНОЕ, -ого, ср. или имя ~. В грамматике: часть речи, обозначающая качество, свойство или принадлежность и выражающая это значение в формах падежа, числа и (в ед. ч.) рода. Полные, краткие прилагательные. Качественные, относительные прилагательные. Местоименные прилагательные.

~ ПРИСТА́ВКА, -и, ж.

1. см. приставить.

2. То, что приставлено, присоединено к чему-н. Магнитофонная п. (магнитофон без усилителя мощности и громкоговорителя).

3. В грамматике: морфема, стоящая перед корнем, префикс.

| прил. приставочный, -ая, -ое (к 3 знач.). Приставочные глаголы.

~ СИ́НТАКСИС, -а, м.

1. Раздел грамматики наука о законах соединения слов и о строении предложений.

2. Система языковых категорий, относящихся к соединениям слов и строению предложений. С. словосочетания. С. предложения. С. текста. С. разговорной речи.

| прил. синтаксический, -ая, -ое.

~ СЛОВА́РЬ, -я, м.

1. Собрание слов (обычно в алфавитном порядке), устойчивых выражений с пояснениями, толкованиями или с переводом на другой язык. Толковый с. Энциклопедический с. Фразеологический с. Двуязычный с. Терминологический с. Словари синонимов, омонимов, антонимов. С. морфем (толкующий значимые части слов).

2. ед. ч. Совокупность слов какого-н. языка, а также слов, употреблённых в каком-н. одном произведении, в произведениях какого-н. писателя или вообще употребляемых кем-н. Богатство русского словаря. Поэтический с. Пушкина. Он изъясняется по-английски с трудом: его с. очень беден.

| уменьш. словарик, -а, м. (к 1 знач.).

| прил. словарный, -ая, -ое. Словарная статья (главка словаря, посвящённая отдельному слову или фразеологизму, вынесенному в её заглавие). С. запас.

~ СЛОВООБРАЗОВА́НИЕ, -я, ср.

1. Система языковых категорий, относящихся к производству и строению слов (спец.). Глагольное, именное с.

2. Раздел языкознания, изучающий такие категории, законы образования производных слов и их строение.

| прил. словообразовательный, -ая, -ое.

~ СУЩЕСТВИ́ТЕЛЬНОЕ, -ого, ср. или имя ~ в грамматике: часть речи, обозначающая предмет и выражающая значение предметности в формах рода, числа и падежа. Склонение имён существительных. Существительные конкретные и абстрактные. Существительные собственные и нарицательные. Существительные одушевлённые и неодушевлённые.

~ СУ́ФФИКС, -а, м. В грамматике: морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Словообразовательный с. (напр. чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий). Словоизменительный с. (напр. чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее).

| прил. ~альный, -ая, -ое.

~ ТЕКСТ, -а, м.

1. Всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них). Т. сочинений Пушкина. Подлинный т. Т. оперы. Открытым ~ом сообщить, передать что-н. (не секретно; также перен.: прямо, недвусмысленно).

2. В лингвистике: внутренне организованная последовательность отрезков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению. Теория ~а.

3. В полиграфии: основная часть печатного набора (без иллюстраций, чертежей, таблиц).

 Нотный ~ нотная запись музыкального произведения.

| прил. ~овой, -ая, -ое и ~овый, -ая, -ое.

   

~ УДАРЕ́НИЕ, -я, ср. Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. У. падает на первый слог. Поставить у. Логическое у. (интонационное выделение важнейшего в речи

~ ФОНЕ́ТИКА нэ , -и, ж.

1. Раздел языкознания учение о звуках речи. Экспериментальная ф.

2. Звуковой состав языка. Русская ф.

| прил. фонетический, -ая, -ое.

   



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку и литературному чтению по программе "Школа 2100"

Рабочая программа включает четыре раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; осно...

рабочая программа по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит пояснительную записку...

рабочая программа по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит пояснительную записку...

рабочая программа по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"

Данная разработка содержит пояснительную записку по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"...

Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

В связи с тем, что количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе, появилась необходимость в создании рабочей програм...

рабочая программа по русскому языку 3 класс по программе 2100

Представлена рабочая программа по русскому языку 3 класс ( программа 2100) , где также есть календарно- тематическое планирование....

Рабочая программа по русскому языку 2100

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе 2100...