Развивающие игры с текстом
материал по русскому языку по теме

Семикопенко Лариса Юрьевна

Игры, с нашей точки зрения, способствуют вьшолнению важных методических задач:созданию психологической готовности детей к рече-вому общению;обеспечению естественной необходимости многократ-ного повторения ими языкового материала;тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спон-танности речи вообще.В соответствии со школьной системой обучения ино-странному языку игры делятся на: грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры.Овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторення, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной. Лексические- игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых — освоение правописания изученной лексики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchie_igry_s_tekstom.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на зффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра — особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения — как поступить, что сказать, как вьиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ребенок будет при этом говорить на иностранном языке? Не таятся ли здесь богатые обучающие возможности? Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего — увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий — все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности — «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми».

Детская игра — понятие широкое. Это и игра по ролям, когда ребенок воображает себя летчиком, а стулья — сверхзвуковым самолетом, и мы присутствуем на небольшом домашнем спектакле. Это и игра по заранее становлнным правилам (в прятки, фанты и т. д.), где между играющими происходит в том или ином виде своеобразное соревнование.

Игры, с нашей точки зрения, способствуют вьшолнению важных методических задач:

созданию психологической готовности детей к рече-вому общению;

обеспечению естественной необходимости многократ-ного повторения ими языкового материала;

тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спон-танности речи вообще.

В соответствии со школьной системой обучения ино-странному языку игры делятся на: грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры.

Овладение грамматическим материалом прежде всего создает возможность для перехода к активной речи учащихся. Известно, что тренировка учащихся в употреблении грамматических структур, требующая многократного их повторення, утомляет ребят своим однообразием, а затрачиваемые усилия не приносят быстрого удовлетворения. Игры помогут сделать скучную работу более интересной и увлекательной.

 Лексические- игры, логически продолжающие «строить» фундамент речи. Фонетические игры предназначаются для корректировки произношения на этапе формирования речевых навыков и умений. И, наконец, формированию и развитию лексических и произносительных навыков в какой-то степени способствуют орфографические игры, основная цель которых — освоение правописания изученной лексики.

«Творческие игры». Цель этих игр — способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Возможность проявить самостоятельность в решении речемыслительных задач, быстрая реакция в общении, максимальная мобилизация речевых навыков — характерные качества речевого умения —могут быть проявлены в аудитивных и речевых играх. Игры  тренируют учащихся в умении творчески использовать речевые навыки.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов и подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока и т, д. Так, скажем, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20—25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3—5.минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Ряд грамматических игр могут быть эффективны при введении нового материала.

Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока. Данные рекомендации, однако, весьма ус-ловны, ибо все зависит от конкретных условий работы учителя. Следует только помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального  воздействия.

Развивающие игры с текстом.

Весьма разнообразны и заслуживают пристального внимания приемы работы зарубежных методистов с текстом, особенно упражнения, предваряющие чтение текста (вызывающие интерес к тексту и облегчающие работу над ним)

1. Главное слово

Найдите в тексте(бегло просмотрите его) "самое главное слово",затем прочитайте текст более детально, убедитесь в правильности/ неправильном своего выбора.

Вариант: слово дает учитель и просит по этому слову, не читая текст, догадаться, о чём пойдет речь в тексте.

2.Игра- составь рассказ по ключевым словам.

Дан заголовок или ряд ключевых слов, придумайте свой рассказ с этими словами. Прочитайте текст, сравните его содержание с тем, что придумал сам.

3.Игра "установление ассоциативных связей"

Известно, что хорошо понимая смысл ключевых слов, легко понять и весь текст. Запомнив эти слова легко пересказать. Существует немало полезных игр с ключевыми словами. Например: слова расписываются на «горячие» и «холодные» ,а в случае затруднения в определенных словах пишут посередине. Доказывает каждый ученик, что слово "горячее-холодное",по-своему.

Например:"Я написал слово apple в "горячее" ,потому что вспоминается жаркое лето, когда собирают яблоки. Красное яблоко-цвет огня"

"а я написала в "холодное", потому что гладкое и холодное, холодное на ощупь".

Суть игры в том, что ребенок долго и серьезно изучает каждое слово, ассоциируют его с чем-то, а, следовательно, хорошо запоминает.

4.Игра

Нарисовать карту своего микрорайона, целого города, связывая ключевые слова текста с каким-то местом на карте.

Например: Я поместила слово friendship на здание школы, потому что здесь я приобрела много друзей, а слово money на банк, потому что там хранят много денег.

5.Подвижная игра разминка.

Необходимо изобразить суть слова тоном, тембром, интонацией, жестами, повторяя несколько раз, очень  тихо или громко (интонация люлька), ласково или угрожающе (в зависимости от смысла) можно играть в угадалку.

6.Подвижная игра разминка.

Начало предложение ( на этапе обучения чтения слова) у детей  окончания разбросаны по классу(вариант: начало- у одного, конец- у другого)дети собирают предложение, пословицу, слово. Вариант может быть неожиданным, с юмором. Детям надо объяснить, что окончание логически подходит к началу.

Например: My mama is + like kettle (чайник);

      Моя мама любит погорячиться

Игра является действенным инструментом преподаванием, которая активизирует мыслительную деятельность ученика, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся сопереживать. Это мощный стимул к овладению иностранным языком.

По мнению психологов, мотивация, создаваемая игрой, т. е. игровая мотивация, должна быть представлена в учебном процессе наряду с коммуникативной, познавательной и эстетической мотивацией.

Игра выполняет 4 функции:

1) средство развития мотивационно потребностной среды;

2) средство познания;

3) средство развития умственного действия, умственных способностей;

4) средство развития произвольного поведения.

Игра всегда предполагает принятие решения, как поступать, как сказать, как выиграть. Это обостряет мыслительную деятельность учащихся. Именно в игре ученик усваивает общественные функции, нормы поведения. Игра ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в её природе, так как игра - это всегда эмоции, а там где эмоции,- там активность, внимание и воображение и следовательно работает мышление.

Игра - это...

a. деятельность;

b. мотивированность;

c. индивидуализированная деятельность;

d. обучение и воспитание в коллективе и через коллектив;

e. развитие психологической функции и способности;

h. учение с увлечением.

ИГРЫ

BOOM!

Учитель произносит предложение, в котором один из главных заменен словом "BOOM".Ученикам нужно отгадать,вместо какого слова стоит BOOM.

Ex: I like to Boom every day/

     I Boom with my pensils ("draw")

"Лишнее" слово

Учитель предлагает ученикам несколько слов,объединяются по какому-то общему признаку и одно слово, не имеет этого признака a cat, a dog, a box, a bird найти лишне слово и объяснить почему оно не подходит (зрительная опора)

Отгадай задуманное

Учитель задумывает слово (предмет или рисунок).Ученики задают вопросы и пытаются отгадать задуманное.

P1 : Is it large or small ?

P2 : Is it wight or black?

P3 : Can it... ?

Затем загадать слово могут и дети.

"Путаница"

T: This is my foot (указывает на руку)

Ученики должны ответить правельно.

P1: This is my arm(показывает на палец)

P2: This is my finger...(по цепочке)

"Отгодай предмет по описанию"

Ребенок описывает какой-либо предмет на англиском языке,не называя его,а остальные отгадывают,что он задумал,etc.

"Да"-"Нет" не гворите.

Игра "Невербальная сказка"

Цель: развивает понимание речи,навыки невербального общения,кооперации и сотрндничество с другими учениками в игре Д.

Оборудование:карточки с наборами ролей, текст сказок или рассказов д/прочт

Описание игры:

Вариант 1

Ученикам предлагают карточки с ролями - персонажа,неодушивленных предметов,теотрального реквизита(зановес).Учитель объясняет,что сейчас он будет читать сказку-рассказ,а все ученики одновременно со звучанием текстом будут разгадывать его содержание пользуясь только невербальными средствами общения(мимикой,жестами,пантомимикой.В 1-2 классах можно воспользоваться предваритльным прочтением текста,но нельзя обсуждать будущие действия участников инсценировки.

Затем ученики обсуждают наиболее  удочно разыгранне роли и трудности ,возникшие в ходе игры.

Вариант 2

клас разбивается на 2 команды,учитель дважды читает текст(вначале одной команде,затем-другой).Каждая команда по очереди разыгрыает сказку или рассказ.Затем коллективно решается,чья инсценировка была более точной и интересной.

Вариант 3

Класс рзбваетя на 2 кманды,одна команда придумывает ситуацию и разыгрывает сюжет,но без слов.Другая команда придумыает текст к данной ситуации и озвучивающие персонажи при этом повторяя жесты,позы.Об команды сопоставляют свои тексты.

Игра "Послушай песню"

Цель:развивает навыки аудирования.

Оборудование:текст песни на листке бумаги по количеству участников,вместо которых в тексте сделан пропуск,аудиозапись песни.

Описание игры:каждому участнику раздают листы с текстом песни.Ученики следом объясняют,что в тексте пропущены слова их надо определить и вписать,слушая песню(слова могут быть написаны на доске не по порядку).

Аудиозапись предъявляется небольшими частями.Дети могут совещаться по поводу узнавания слова,высказывая свои предположения вслух.В случае затруднения учитель может помочь.Когда все пропущеные слова вписаны,участники должны спеть всю песню хором с опорой на текст.

Обучающ. поиску анологии.

Цель:развитие нестандартному мышлению

Описание игры

Детям раздают карточки с картинками на первый взгляд абсолютно не связанный с текстами,который будет звучать.Н-р у учеников картинки разных комнат,различно одетых людей озвуч будущий текст "Stasons".Предполоим,что учитель читает следующие строки:

Autumn is nice.Trees are bright.They are red,yellow,orange and brown.

Один из учеников поднимат руку:

"It is abot my picture,my room look like autumn.The sjfe is red.The carpet is yellow or brown.The curtains are orange."

Обучая этой игре можно сначала разрешается объяснят учащимся на родном языке.Ученик нашедшии больше всего общего ,больше рассказом и картинкой, побеждает.Причем доказательства общности могут быть как угодно абсурдны.Любое мнение ученика приветствуется.

Н-р: "It often rains in autumn.-

       It is about my picture,I can see a girl in it Girl like to cry.It is like raining"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.

Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....

Открытое занятие факультатива "Развивающие игры". Тема: "Волшебный круг" - игра на воссоздание силуэтов"

Данная игра развивает пространственные представления детей, воссоздавая силуэты ракеты, человека, ножниц, улитки, дельфина; развивает образное и логическое мышление, смекалку, сообразительность. расши...

"Развивающие игры и как в них играть"

Совместное проведение занимательных игр с родителями и детьми "Развивающие игры и как в них играть"(за круглым столом)...

Коррекционно-развивающие игры: Играй, думай,считай.

Способствовать развитию у воспитаников вниманию, восприятия увиденного, память, мышление, устной речи и эмоционнально-волевой сферы, то есть развитие положительных черт характера....

Социально значимый проект «Игры из ничего». Коррекционно-развивающие игры и пособия для логопедического кабинета.

Проект направлен на создание коррекционно-развивающих игр и пособий из подручных и бросовых материалов с привлечением учащихся 6-7 классов, которые будут использоваться на логопедических занятиях учащ...

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Развивающие игры для коррекционно-развивающих занятий с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...

Методические и практические рекомендации по дидактическим играм по предмету «Развивающие игры» для детей с нарушением интеллекта

Одним из эффективных методов обучения умственно отсталых детей и приёмов работы на уроках «Развивающие игры» является дидактическая игра. Игра действует в первую очередь на эмоциональную сферу ребёнка...