урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

 

Постановочный урок Тема урока:     Слабые и сильные позиции согласных звуков? 2 класс (Эльконина-Давыдова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_uroka.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Проект урока русского языка

Тема урока:

« Слабые и сильные позиции согласных звуков»

                Разработала:

                                                                                                               Иванова Елена Михайловна,

                                        учитель начальных классов

                        МБОУ «СОШ №1»

                                       г. Бийска Алтайского края

г. Бийск

2012 г.

Конспект урока  русского языка

Аттестуемый педагог    Иванова Елена Михайловна

Предмет  Русский язык        Класс  2 Д        Дата  

Тема урока     Слабые и сильные позиции согласных звуков?

Цель урока:

Создать условие для постановки учебной задачи на определение слабой и сильной позиции согласных звуков.

Задачи: 

для учителя:

Организовать повторение известного способа письма с пропуском орфограмм слабых позиций гласных звуков;

На основе анализа слов подвести  учащихся к пониманию позиционного чередования согласных звуков;

Обеспечить условия для развития умения сравнивать, анализировать, схематически фиксировать знания, выстраивать гипотезы.

Способствовать воспитанию уважения друг к другу, умения работать в паре, толерантность по отношению к другим.

для учащихся:

Продемонстрировать владение известным способом действия;

Выяснить, есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиция?

Учиться ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы

Содействовать формированию следующих УУД:

Предметные:

формировать умение видеть орфограмму;

развивать орфографическую зоркость;

Личностные:

уметь оценить свою работу и работу товарища;

уметь находить причину успеха работы;

положительное отношение  к учёбе.

Познавательные

уметь выдвигать гипотезы, подводить под понятие;

выбор оснований и критериев для сравнения;

построение рассуждений;

знаково-символическое моделирование.

Регулятивные

уметь контролировать и корректировать свою работу;

уметь определять и сохранять учебную задачу;

Коммуникативные:

уметь строить работу с партнёрами;

уметь правильно формулировать свои мысли, ставить вопросы;

Новое знание:

Позиционное чередование согласных звуков

Проблема:

Есть ли слабые и сильные позиции согласных звуков?

Оборудование:  - опорные схемы

                             - листочки с заданиями для работы в парах

                             

Характеристика класса.  

      В классе обучается 28 человек.  В коллективе преобладает положительная мотивация к обучению. Большая часть детей любознательны, можно отметить высокий уровень трудоспособности,  желание работать на уроках, выполнять дополнительные задания, отмечается стремление к пополнению знаний.

      Есть группа детей, у которых хорошо развита речь, умеют отвечать на вопросы, но творческие задания вызывают затруднения, требуется помощь учителя.  Внимание частично-рассеяное, приходится неоднократно повторять материал и задания для выполнения. Учебный материал усваивают

Тип урока: постановка учебной задачи. 

Особенности данного урока

  На тему «Позиционное  чередование  согласных  звуков, парных  по  звонкости-глухости» по программе выделяется 17 уроков (в т.ч. один  урок – проверочная работа по теме).

Задачи изучения темы:

Обнаружить сильную и слабую позицию согласных звуков

Распространить письмо с пропусками орфограмм на запись слов, в которых согласные звуки находятся в слабой позиции

Моделирование выделенных признаков слабых и сильных позиций согласных звуков

Уточнить способ действия при обозначении непарных по звонкости-глухости звуков

Данный урок – вводный к теме «Позиционное чередование согласных звуков». До этого дети наблюдали за позиционном чередование гласных звуков, учились выделять слабые позиции гласных звуков в процессе письма.

Постановочные уроки – это наиболее острые и трудные уроки, потому что именно на этих уроках происходит драматический переход от старого к новому способу действий. В ходе урока развиваются такие общеучебные умения ребёнка, как способность сравнивать, анализировать, схематически фиксировать знания, выстраивать гипотезы.

         На уроке используется технология проблемного обучения. Кроме этого продолжается формирование оценочной деятельности учащихся.

         Структура и технология урока соответствуют программе «Эльконина-Давыдова»  На данном уроке можно выделить следующие этапы:

1.Создание ситуации успеха.

2.Создание ситуации разрыва.

3.Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.

4.Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.

5.Рефлексия.

Проект предусматривает использование методов

А) мотивации и стимулирования: 

Эмоциональные:

ситуация познавательной новизны;

создание ситуации успеха, свободный выбор заданий;

познавательные 

опора на жизненный опыт;

 познавательные интересы;

создание проблемной ситуации;

побуждение к поиску альтернативных решений;

волевые 

познавательные затруднения;

самооценка своей деятельности и коррекция;

рефлексия

социальные 

заинтересованность результатами коллективной, парной работы;

долг и ответственность перед классом, учителем;

самоопределение;

самосовершенствование.

Б) Методы обучения

По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный, наглядный, практический.

По степени самостоятельного мышления: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.

По степени управления учебной работой: работа пм учителя, самостоятельная работа

Организационный момент – 2 – 3 мин.

       Цель этапа:  активизации внимания и подготовки учащихся к успешному усвоению материала.

      На этом этапе используется метод стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение необходимой мотивации.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Проверяют готовность к уроку.

    Самоустановка на урока,

- Итак, друзья, внимание!

Прозвенел звонок,

Садитесь поудобнее –

Начнём сейчас урок.

- Ребята, что вы ждёте от урока русского языка?

- Посмотрим, чьи ожидания на уроке мы оправдаем.

- Я уверена, что некоторые моменты на уроке вызовут у вас удивление.

Регулятивные УУД:

организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Личностные УУД:

положительное отношение к учению.

Правильная посадка за столом.

2. Актуализация знаний. Создание ситуации успеха – 8-10 мин.

Цель этапа: обеспечить высокий уровень вовлечённости учеников в учебную деятельность,  стимулировать успех учащихся к дальнейшей работе

Методы организации совместной деятельности учащихся: индивидуальная работа с  последующей самопроверкой и взаимопроверкой, фронтальная работа, работа в парах.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: слово учителя, ситуация успеха и уверенности в собственных силах.

      Для достижения обозначенной цели этапа были подобраны задания не вызывающие серьёзных затруднений у детей (минутка чистописания, запись под диктовку с пропуском слабых позиций, проверка записи), всё это помогло создать положительное эмоциональное состояние удовлетворения, уверенности в собственных силах. Организация  индивидуальной работы, работы в парах, работы у доски позволило большинству  учащимся, продемонстрировать владение уже известным им способом действия.  Обязательный момент  этого этапа – самооценка детей. Дети смогли оценить степень владения старым способом, кроме этого помочь герою разобраться в своих ошибках (конструируя -памятку схему)      

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

     

Минутка чистописаня

   Сегодня мы будем писать букву п. В данном ряду эта буква лишняя, потому что она согласная, а остальные – гласные.

 

Самопроверка

    Задания на известный им способами действия

Запись под диктовку

П_ р_ке плывут б_льши_ пл_ты.

(индивидуальная работа, работа 2 учеников у доски)

Взаимопроверка

Самооценка, коменрарий.

 Работа в парах

3 Проверка записи

[у кол’и  жыв’от пушыстый’ кат’онак]

Маша: У Кол_  ж_вёт пушистый к_тён_к.

Алёша: У К_ли  живёт пушистый к_тён_к.

Петя: У Коли  жыв_т  п.шыстый катён_к.

3 Составление схемы

        

        Жи-ши

        Ча-ща

        Чу-щу

        Цы-ци

[ы], [у]

- Запишите дату сегодняшнего урока.

- Начнём урок с минутки чистописания

- Внимательно посмотрите на данный ряд букв: а п и е у . Скажите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. В этом ряду она лишняя. Объясните, почему

- Напишите строчку буквы п, на второй строке напишите соединения буквы п с  гласными буквами, подчеркните самую удачную букву,

- Ребята, на прошлом уроке вы показали неплохие знания по теме: “Слабые и сильные позиции гласных звуков”.

- Значит, вы уже легко можете определить орфограммы в слабых позициях гласных звуков?

- Тогда мы это сейчас проверим. Запишите под диктовку предложение,  пропуская орфограммы слабых позиций:

По реке плывут большие плоты.

- Сравните свою запись с записью соседа.

- Оцените свои умения видеть слабую позицию (орфограмму) гласных звуков.

- Кто хочет прокомментировать свою оценку?

- Наши друзья выполняли аналогичное задание, но у них получились разные результаты. Помогите им понять, кто из них прав.

- Какие знания вам помогли выполнить задания?

- Помогите Пете, сконструируйте схему слабых и сильных позиций гласных звуков

- Почему важно видеть  в словах слабые и сильные позиции звуков?

Личностные УУД

- умение находить причину успеха работы

Регулятивные УУД

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем, одноклассниками

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний и выборе способа решения учебных задач

Коммуникативные УУД

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Физминутка

3. Создание ситуации разрыва – 15 мин.

Цель этапа:  постановка учебной задачи

Методы представления нового учебного материала:

-по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – исследовательский метод;

- по степени управления учебной работой – работа под руководством учителя;

- по источнику восприятия информации – словесный, наглядный (таблички).

Методы стимулирования и мотивации учения:

- стимулирование интереса к учению – ситуация познавательной новизны;

- определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца.

       На данном этапе ребята сталкиваются с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний не хватает. Понятийное противоречие было представлено через столкновение детских точек зрения в процессе организованной дискуссии (диалог сквозных героев).   Для достижения наилучших результатов обучения, использовался исследовательский метод обучения учащихся.       Процесс исследования строится по аналогии с изучением позиционного чередования гласных звуков.  Дети активно включились в процесс поиска решения учебных задач. Организация работы в парах позволило решать как образовательные, так и коммуникативные задачи.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Высказывания детей.

- Есть ли слабая и сильная позиция у согласных звуков?

(вопрос фиксируется на доске)

Наблюдение за словами

- Нужно понаблюдать за согласными звуками в словах, происходит чередование или нет.

 (работа в парах)

Изменяют слова, выделяют чередование звуков

[годы] – [гот] [д]//[т] и т.д.

Предположение: у согласных звуков есть слабая и сильная позиция.

(проверка гипотезы, работа в парах)

Вывод: Если в словах можно наблюдать чередование согласных звуков, значит,  у них есть слабая и сильная позиция

Запись под диктовку.

 Дети записывают свою версию на доске 

Высказывания детей                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

- Петя, конечно недоволен своей работой. Послушайте, что говорит он об этом.

- Какие вредные гласные звуки! В  каждом слове дырки. Толи дело согласные звуки! Никаких у них позиций. Какой звук слышишь, такой и пишешь.

- Ребята, а вы согласны с Петей?

- Какой вопрос возник?

- Как проверить наши предположения?

- Измените,  слова так, чтобы они называли один предмет, запишите звуками

Годы, дубы

Что мы наблюдаем в словах? Значит,  какое предположение можно сделать?

- Ребята, может быть слова год и дуб исключение,  и мы сможем найти слова, в которых эти звуки в конце слова  слышатся чётко. Проверьте.

- Какой вывод можно сделать?

- Давайте попробуем записать слова,  пропуская слабые позиции согласных звуков

Мост, гном, удав.

Про хожу  по классу, выбирая те работы, которые должны быть представлены на доске, (критерий выбора – различное написание слов)

- Почему получились разные записи? Кто из детей прав?

Регулятивные УУД

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно

Познавательные УУД 

- выбор оснований и критериев для сравнения;

- выдвижение гипотез и их обоснование

 Коммуникативные УУД:

навыки сотрудничества, работа с соседом по парте

4. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме и формулирование учебной задачи– 6 мин.

Цель этапа: зафиксировать проблему в любой схематической форме, озвучит учебную задачу.

Методы организации совместной деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в парах

        Это необходимо для того, чтобы учащиеся могли более продолжительное время удерживать поставленную задачу на этапе поиска способов её решения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

- Нет, потому что у согласных звуков нет ударения.

(работа в парах)

             Слаб.            Сильн.

                ?                      ?

- Как определить слабую и сильную позицию согласных звуков?

- С наблюдения за позиционным чередованием согласных звуков?

- Подойдёт ли тот способ для определения слабой позиции, который мы уже знаем (по ударению)

 Какая проблема возникла? Зафиксируйте проблему в схеме.

- Итак, какая перед нами стоит задача?

- С чего начнём?

Вот этим и займёмся на следующих уроках русского языка.

Познавательные УУД 

- знаково-символическое моделирование

Коммуникативные УУД

 решение задач общения для решения общеучебных проблем (работа в парах);

Регулятивные УУД

-умение  принимать и сохранять учебную задачу;

Домашнее задание – 1 – 2 мин.

Цель самостоятельной домашней работы: вспомнить правило списывания, подготовиться к исследовательской деятельности на следующем уроке.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Дети записывают домашнее задание в дневник.

1) Вспомнить правило списывания и выполнить задание в рабочей тетради

   2) Подобрать 5 слов для исследовательской работы на следующий урок (главный критерий позиционное чередование согласных звуков)

Регулятивные

- умение определять цель своей деятельности.

6. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся) – 2 – 3 мин.

Цель этапа:  формирование навыков самоконтроля и самооценки работы, установка связи со следующими уроками.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД

Самооценка и самоконтроль

- Мы узнали, что у согласных звуков есть слабые и сильные позиции.

- Каков наш результат работы на уроке?

- Кто знает, чем он займётся на следующем уроке?

Что можете сказать о работе своих одноклассников на уроке?

- Оцените в тетради свой личный вклад в общую работу.  

Личностные УУД:

-способность к самооценке, анализ и оценка своей деятельности и деятельности одноклассников. 

Регулятивные УУД

- осознание уровня усвоения

.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....