Корень. Однокоренные слова.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Белоусова Вера Анатольевна

Данный урок рекомендуется для учащихся 2 класса. На нем дается понятие однокоренные слова и их общая часть корень. Также дети знакомятся с понятием "чередование согласных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_konspekt_po_russkomu.docx19.85 КБ
Файл chto_takoe_koren1.pptx644.51 КБ

Предварительный просмотр:

В.А.Белоусова,

учитель начальных классов

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

(урок русского языка)

2 класс

Цели:

- формировать умение находить в словах корень, образовывать          однокоренные слова, употреблять их в речи;

  - пополнять словарный запас учащихся;

  - воспитывать культуру общения;

Оборудование: карточки с заданиями для работы в парах и в группах, предметные картинки.

Используемые приемы и технологии: работа в парах, игра «Учитель-ученик», презентация.

     УМК «Школа России»: Канакина В.П. Учебник    «Русский язык»  1 часть издательство Просвещение

Ход урока:

1.Минутка чистописания:

 СсСсСсСс со сс ос см ск

Спит спокойно старый слон.
Подчеркнуть основу предложения.

- О ком говориться в этом предложении? (о слоне)

- А как зовут детёныша слона? (слонёнок)

- Как называются эти слова? (однокоренные или родственные)

- Какие слова называются однокоренные? Близкие по смыслу и имеющие общую часть).

2.Работа со словарными словами:

Игра «Учитель-ученик» - сменная пара

Карточки:

1ряд:                                  2ряд:                                  3ряд:

В_р_бей                             з_вод                                 м_лина

В_р_бьиная                       з_водской                         м_линовый

В_сточный                        з_водит                              м_розит

В_сток                               завтр_к                               м_роз

Г_тов                                 завтр_кал                           м_розный

Г_товит                             к_пуста                              н_родный

Приг_товил                      к_пустный                          н_род

- Что заметили? Выделите корень. Что же такое корень? (ответы ребят)

3.Работа над новым материалом:

1) Работа в парах: (работать по карточкам)

Задание: в каждой строчке зачеркнуть лишнее слово.

Соринка, сорняк, сорвал, насорил.

Голубка, голыш, голубятня, голубь.

Поле, полевой, полочка, полюшко.

- Какие слова вы исключили? Почему? (они неродственные, неоднокоренные)

- Что же такое корень слова? (ответы ребят)

4. Физминутка:

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложили назад.

5.Индивидуальная работа:

Задание: Составить слова из данных частей и выделите в них корень.

Карточка:

под, и, снеж, ник - __________________

сад, а, по, к - _______________________

а, верх, к, ушк - _____________________

вар, по - ___________________________

руб, вы, а, к - _______________________

ушк, изб, а - ________________________

ов, зим, к, а - ________________________

- В каком слове в корне слова буквы изменяются? ( подснежники)

- Это называется чередование согласных ж и г.

6.Закрепление изученного материала:

Сгруппируйте   слова, какие буквы чередуются? (Работа по карточкам в парах)

Карточка 1: Берегут, беречь,  стричь, бережливый, помощник, стрижка, помогает, стригут, помочь.

Карточка 2: Стерегут, простить, прощение, стеречь, остерегаться, прощать, нога, ножка, ноженька.

7.Работа по учебнику 

с.64. упр.92. Индивидуальная работа.

8. Рефлексия.

Самопроверка, используя  словарь однокоренных слов на с.135 учебника.

- Оцените свою работу.

«!» - нет ошибок, молодец

«+» - Одно из заданий выполнено неверно

«-» - с работой не справился, много ошибок

8. Выборочный диктант

Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Всей семьёй идут гулять

Ночью вдоль дорожек

Ёж – отец, ежиха – мать

И ребёнок – ёжик.

6.Итог урока

- Назовите тему сегодняшнего урока. (Корень, однокоренные слова)

- Зачем нужно уметь выделять корень слова?

- Это умение поможет нам грамотно писать слова, а как узнаем на следующих уроках.

7.Домашнее задание:

 Учебник: с.64, упр.93.

Источники:

1.В.П.Канакина, В.Г.Горецкий  «Русский язык» 2 кл., в 2 частях.

2. «Русский язык» электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.  DVD издательство «Просвещение»

3.  «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова,

4.  «Школьные словарь образования слов русского языка» М. Т. Баранова,

5.  «Школьный словарь строения слов русского языка» З. А. Потихи,

6.  Словарики, представленные в школьных учебниках.

7. С.Я.Маршак «Тихая сказка»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое корень? Что такое однокоренные слова? Урок русского языка 2 класс Учитель начальных классов В.А.Белоусова

Слайд 2

Слон

Слайд 3

Слонёнок

Слайд 4

Карточка 1 Берегут, беречь, стричь, бережливый, помощник, стрижка, помогает, стригут, помочь.

Слайд 5

Карточка 2 Стерегут, простить, прощение, стеречь, остерегаться, прощать, нога, ножка, ноженька.

Слайд 6

Выписать однокоренные слова Всей семьёй идут гулять Ночью вдоль дорожек Ёж – отец, ежиха – мать И ребёнок – ёжик.

Слайд 7

Сменная пара 1ряд : 2ряд: 3ряд: В_р_бей з_вод м_лина В_р_бьиная з_водской м_линовый В_сточный з_водит м_розит В_сток завтр_к м_роз Г_тов завтр_кал м_розный Г_товит к_пуста н_родный Приг_товил к_пустный н_род

Слайд 8

Найти лишнее слово Соринка, сорняк, сорвал, насорил. Голубка, голыш, голубятня, голубь. Поле, полевой, полочка, полюшко.

Слайд 9

Составить слова под, и, снеж , ник - __________________ сад, а, по, к - _______________________ а, верх, к, ушк - _____________________ вар, по - ___________________________ руб , вы, а, к - _______________________ ушк , изб, а - ________________________ ов , зим, к, а - _________________ __


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зартдинова Эльвира Мугалимовна Урок по теме "Заглавная буква В. Корень, однокоренные слова. Продолжение знакомства с суффиксами"

Разработка урока обучения грамоте и письму ОС "Школа 2100"  по учебнику «Моя любимая Азбука» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина и прописи «Мои волшебные пальчики» О.В.Пронина....

Русский язык. Корень. Однокоренные слова. 4 класс

Развитие умения распознавать и подбирать родственные слова, выделять корень.Закреплять умение проводить разбор предложения и записывать транскрипцию слов....

Презентация самоанализа личностно - ориентированного урока русского языка " Корень. Однокоренные слова" 2 класс

Личностно - ориентированный урок - это урок, на котором ученик является главной действующей фигурой всего образовательного процесса.При построении учебного материала используется принцип модульности, ...

конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"

Предмет:  Русский язык.Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006Класс: 2.Тема урока: Корень. Однокоренные словаТип урока: ...

Тест по теме "Состав слова. Корень, однокоренные слова, окончание" 2 класс

Данный тест проводится во втором классе при закреплении темы. Материал теста содержит два варианта выполнения задания. В ходе проверки учащиеся могут самостоятельно сделать вывод, какие темы требуют п...

План коспект урока по русскому языку: "Часть слова:корень. Однокоренные слова."

Развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова....