конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе "Корень .Однокоренные слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

 

Предмет:  Русский язык.

Учебник: Л.М Зеленена , Т.Е. Хохлова Русский язык. Учебник для учащихся 2 класса. – Москва «Просвещение»2006

Класс: 2.

Тема урока: Корень. Однокоренные слова

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для овладения учащимися знаниями о корне  слова,  уметь находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.

Задачи (для учителя):

- создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

 - организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными   словами;

  - создать условия для формирования у учащихся практического умения выделять в слове корень;

- создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей.

Формирование универсальных учебных действий :

1.Личностные УУД

Формирование :учебной мотивации , адекватной самооценки ,умения делать выбор, формирование  готовности открыто выражать свою позицию на уроках.

2.Регулятивные УУД.

Формирование: умения  формулировать тему и цели урока ,составлять план действий, контроля своей деятельности  способом сравнения с образцом ,оценивания процесса и результата деятельности ,умение видеть ошибку .

3.Позновательные УУД

Формирование: умения строить устные высказывания ,формулировать проблемы и решать их ,вести поиск и выделять необходимую информацию, выбирать основания и критерий для сравнивания ,классификация объектов.

4.Коммуникотивные УУД

Формирование: умения слушать и слышать учителя ,ученика, вступать в диалог, сотрудничать с другими в решение  учебных задач, адекватно оценивать себя , работу в паре, работу в группе .

 

Оборудование: Учебник, тетрадь, проектор ,ноутбук, презентация  в Power Point, индивидуальные рабочие  карты с разноуровневыми заданиями  ,  оценочные листы , сигнальные карты «Светофор», «морфологический ящик», карточка со знаком корень,  плакат с пословицей ,карточки и лепестки для составления группового коллажа, листы с индивидуальном  дом. заданием ,аудиозапись басни И. А. Крылова «Листы и Корни», конверт с текстом .

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_marta_konspekt.docx36.21 КБ
Файл kartochka_v.docx16.72 КБ
Microsoft Office document icon domashnee_zadanie_koren.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

     ЭТАП УРОКА

ЦЕЛИ ЭТАПА

СОДЕРЖАНИЕ

МЕТОДЫ ПРИЕМЫ ТЕХНОЛОГИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

РЕГЛАМЕНТ

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ ИТОГИ (ПОКАЗАТЕЛИ)

PS

1.Организация начала занятия

1.Подготовка учащихся к работе на  уроке

2.Создание психологического настроя

-Глубоко вдохните .Весна-пора оживления и цветения. Раскрывайтесь ,распускайтесь, дарите друг другу радость, как цветы. Улыбнитесь своему соседу и гостям, присутствующим на уроке.

-Спасибо. Тихо садитесь.

Метод психологической стимуляции.

Приветствуют учителя  .

Проверяют готовность к уроку.

0,5м

1.Полная готовность учащихся к уроку.

2.Быстрое включение в деловой ритм

Слайд 1

2.Этап всесторонней проверки  домашнего задания

1.Установить правильность полноту и осознанность выполнения домашнего задания.

2.Выявить пробелы в знаниях .

3.Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы деятельности учащихся и определить причины их возникновения .

-Начнем урок с проверки домашнего задания .Посмотрите  и скажите все ли выполнено, верно. Почему в словах гриб и листва нужно писать гласную и?

-Проанализируйте и ответьте какое слово не подчиняется данному  правилу? Почему? Где можно узнать о правильности написания таких слов ?

-Сколько лексических значений имеет слово зефир ?( 1)Легкий ветер,2)род пастилы 3)Тонкая ткань) Откуда  можно узнать о лексических значениях слова. Ребята ,будьте внимательны!  Сегодня на уроке мы еще раз встретимся с этим словом в значение- легкий ветер.

-Посмотрите у кого получилась такая фигура ,тот выполнил задание без ошибок и правильно . Ключ к этому рисунку слово-волчок. Просигнализируйте сигнальными картами о выполнение дом. зад. И сделайте соответствующую пометку на листе с дом. зад.(по сигнальным картам)

             

1.Постановка дополнительных вопросов .

2.Метод обучения с опорой на ошибки .

3.Метод проверки по образцу и ключевому слову.

4.Фронтальный опрос.

5.Самооценка.

6.Деманстрационный.

1.Производят проверку домашнего задания .

 2. Поиск ошибки и ее объяснение.

3.Формулируют правило .

4.Объясняют значение слова –зефир.

5.Сверяют выполнение работы по образцу.

6.Сигнализируют сигнальными картами «светофор» о правильности  выполнения  дом.зад.

7.Производят самооценку.

4,5 м

1.Установлина правильность выполнения  дом. задания и проведена работа по коррекции пробелов.

Слайд

2-3

Демонстрация орфографического и толкового словаря

3.Подготовка к основному этапу занятия.

1.Обеспечить мотивацию  учения школьников, принятия ими цели урока

2.Актуализация  субъектного опыта учащихся и опорных знаний.

3.Подведение учащихся к самостоятельной постановке и принятию учебных задач.

-Сегодня эпиграф нашего урока –Зри в корень. В конце урока вы мне объясните его значение. Откроем тетради ,запишем число, классная работа.6 марта по народному календарю Тимофей Весновей - вестник теплых дней. В старину считали ,что  в этот день весна уже пришла и стучит в дверь. К нам тоже сегодня кто-то приходил и оставил письмо. Это письмо от Незнайки  из д….вни. Ребята стерлись буквы. Как вы думаете откуда же письмо. Это (деревня) словарное слово. Запишем его в тетрадь и поставьте ударение.   Давайте его прочтем. Как вы  думаете права ли гусеница, считающая себя родственницей гусей? Почему? А кто такие родственники?(люди. животные, которые похожи между собой внешне и происходят из одного рода, семьи)Назовите родственников среди действующих лиц истории.

-А нет ли родственников среди слов нашего языка? (родственные) .Нам необходимо еще узнать новые сведения. Для этого  мы отправимся в сад дедушки Корня, для исследования.

1.Постановка проблемной ситуации , в виде проблемного задания  .

2.Сообщение цели в виде эвристического вопроса.

3.Указание цели на специальном стенде.

4.Прием игровой ситуации

Пишут в тетрадях, отвечают на вопросы.

Слушают рассказ, высказывают мнение.

Обосновывают выбор.

На слух   определяют словарное слово .

Анализируют

7мин

Совместная с учениками  работа по осмыслению и принятию цели урока и постановке учебных задач.

4 слайд

4.Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1.Обеспечить  первичное восприятие понятия корень и однокоренные слова.

2.Содействовать усвоению учащимися способов, которые приведут к выводу .

3.Дать конкретное представление о корне и однокоренных словах.

-И так ,мы в чудесном саду дедушки Корня. Смотрите нам на пути встретился «чужак».А кто он мы сейчас узнаем . Для этого  вы поработаете в парах. Вам нужно будет найти и подчеркнуть родственные слова в тексте карточки. Каждый учащийся пары работает со своей половиной текста. Затем выделите об   щие  признаки слов и найти чужака.

Метод  Д.Дансеро. Алгоритм :

1.Стадия вызова(что знаем?)

2.Стадия осмысления содержания(часть А и Б),выделения.

3.Рефлексия .

Обобщение :

Какие общее признаки имеют выписанные слова? (общая часть, близость по значению).Какое слово лишнее? Почему?

Общая часть слов, близких по значению называется корнем. И обозначается ( .                            .

Давайте выделим корень . Во всех словах корень- вод. Мы производим исследование ,значит у нас должен быть план, как у настоящих ученых. Посмотрите и скажите ,что нам уже известно.(Что это? Значок. Как корни пишутся.)Может следующая подсказка дедушки Корня нам поможет ответить на остальные вопросы?

   Слово корень – многозначное: корень – подземная часть растения; внутренняя, находящаяся в теле часть зуба, волоса; корень слова.

-  Что общего в значении этого слова?

- Это важная, главная часть чего-либо. Например, «Зри в корень».Это значит надо смотреть на самое важное .В корне слова заключен главный смысл .

Слово, в нем нет главной части –корня. Понятно, что  это за слово?(…мерка).Мерка- для пошива одежды, мерка -для измерения жидкости, роста, веса. Какова же роль корня в слове? А кто такая водомерка? Сейчас мы узнаем из сообщения ученика.

Слова образованные от одного и того же корня называются однокоренными.

Как можно убедиться    в правильности наших выводов?

Откроем учебники на стр. 64-65.Прочитаем правило.

Морфологический ящик .

Сегодня мы познакомились с новым знаком в русском языке –корня. Без корня слово не может существовать, но  в слове  есть еще и другие части .  Корень- это главная часть слова ,от корня образовываются новые слова-однокоренные , как от корня дерева растут новые ветви. Поэтому знак корня  уберем в  морфологическую копилку, которая  поможет  нам   составлять новые слова. И отметем новую ветвь на ментальных картах.

1.Ассоциативный ряд.  

   

2.Задания на узнавание учащимися, изученных правил.

3.Игровое проектирование.

4. Эвристическая беседа.

5.Ситуационная задача.

6.Метод исследования.

7.Чтение, суммирование  прочитанного в парах (Д.Дансеро)

8.Морфологический ящик.

Работа по алгоритму.

Читают текст.

Выделяют и находят

 слова.

 

Выявляют закономерность.

Определяют причину исключения слова  

 Высказывают свое мнение, обосновывают.

 

Делают анализ, выполненной работы.

Работают в тетрадях.

Выделяют корень.

Обозначают выполненные этапы.

Подводят итог.

Читают правило в учебнике.

10 мин

Создание ситуации успеха , атмосферы взаимопонимания и сотрудничества.

5-10 слайд

Динамическая             пауза.                                                                                                                                                                                                         1 минута                                                  

 5. Этап первичной проверки  и закрепление понимания изученного.

1.Устоновить освоение учащимися связь между фактами ,содержанием нового понятия.

2.Устранить обнаруженные пробелы.

3.Провести коррекцию выявленных пробелов.

В саду дедушки Корня есть пруд. Водомерка быстро скользит по водной глади. Запишите  предложение в тетрадь. Подчеркните основу .Найдите однокоренные слова .Выделите корень.

-Продолжаем путешествие по саду дедушке Корня. Посмотрите на дереве гнезда ,но они необыкновенные, там живут слова. Все ли слова расселились верно ? Объясните причину исключения и сделайте  вывод.

-В саду был сильный  ветер и сорвал листья .Нужно найти каждому листику свое дерево. Для этого в тетрадях запишите слова в 2столбика с корнем сад и дом. Обменяйтесь тетрадями с соседом , проверти правильность   выполнения по образцу. Оцените по пятибалльной  системе. Сделайте вывод: как находили однокоренные слова? (Выделяли общий  корень).Значит в плане исследования мы выполнили еще один пункт.

1.Индивидуальной и групповой работы.

2.Ассоциативный ряд.

3.Использование заданий на узнавание  изученного понятия.

4.Взаимооценка.

5.Игровой.

6.Морфологический ящик.

7.Ментальные карты.

Записи в тетрадях.

Устные ответы.

Выбор и запись нужных слов.

10мин

Правильность выполнения задания.

Гимнастика для глаз   (П. Брэгг)        0,5 м

6.Этап применения знаний и способов действий .

7.Контроль и самопроверка.

8.Информация о дом задание

9.Подведение итогов занятия.

.

1.Обеспечить усвоения учащимися знаний и способов действий на уровне применения в разнообразных ситуациях.

2.Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях.

1.Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий.

2..Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

-Прослушайте запись  басни И.А.Крылова «Листы и корни». Для чего нужен корень у дерева? Для чего нужен корень слову? Для чего нужно уметь подбирать однокоренные слова? Деревья- дерево. Сделайте и обоснуйте вывод.

-Умение  подбирать однокоренные слова помогают нам быть грамотнее. В нашем случае правильно писать безударную гласную. Вот мы выполнили еще одну задачу исследования. Вы себя показали настоящими исследователями. .А сейчас каждый самостоятельно проведет свое исследование поработав с разноуровневой карточкой ,выбрав уровень.

А– I уровень, самый легкий, т.к. однокоренные слова надо разделить на две группы.

- Б – II уровень, сложнее, т.к. однокоренные слова нужно подбирать самим.

- В – III уровень, самый ложный, т.к. необходимо подбирать однокоренные слова самим, чтобы они подходили по смыслу текста. - Выберите каждый для себя одно задание, то, которое вам по силам.

-Через несколько дней наступит женский праздник 8 марта. Мы  поздравим наших мам весенними цветами ,которые составим на уроке. Три команды (3 ряда) будут составлять каждый свой цветок. Нужно к цветку подобрать нужный лепесток  ,будьте внимательны :есть  ложные.

Заполнение рефлексивной карты.

Поставьте знак «+» в квадратике напротив того утверждения, с которым вы согласны. Корень учения горек, да плод его сладок. Кому сегодня удалось подняться на вершину горы и сорвать для своих любимых мам цветок -эдельвейса. Эдельвейс -цветок любви и смелости.

Почему эпиграф урока –Зри в корень?

Обязательное : 1) заполнить и раскрасить карточку «дерево».

2)Выучить правило

По выбору:1)составить синквейн – корень.

2)Составить ментальную карту корень

Сильные

Корень

Что это?

Значок

Роль в слове

Для чего нужно находить?

Как  пишутся корни?

Слабые

Приставка

Суффикс

окончание

Возможности

Зри в корень

Корень учения горек,да плод сладок.

Угрозы

В словах и дело утопишь.

Словом дела не заменишь.

1.Разноуровневая самостоятельная работа.

2.Двойные ассоциации.

3.Групповая,

работа .

4.Групповой коллаж.

1.Метод самооценки .

1.Метод SWOT анализ .

2.Метод ментальных карт.

Слушают басню

Отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение

Формулируют конечный результат

Самостоятельно выполняют  работу

Заполнение рефлексивных карт.

Отвечают на вопросы используя ментальные карты.

6-7мин

1мин

1мин

Активная ,продуктивная деятельность учащихся.

Получение достоверной информации о достижении  всеми учащимися о планируемых результах.




Предварительный просмотр:

Рабочая карта (Б)              Фамилия ,Имя…………………………………………………………………  

Задание №1

Чужак.

Водичка по камушкам на одной ножке скачет.

Даже сам Водяной пожаловал.

И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.

Выпиши родственные слова в тетрадь.

Задание  №2

А.  Запиши однокоренные слова в 2 строчки. Обозначь корень.

      Зима, мороз, подморозило, зимушка, зимовать, морозильник, зимний, морозный.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………

……………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Б.  Продолжи каждую группу однокоренных слов. Обозначь корень.

      Дом,…………………………………………………………………………………………………….

      Двор, ………………………………………………………………………………………………….

В.   Вставь в текст подходящие по смыслу однокоренные  слова.      

          Зима. Падает снег. В воздухе кружатся   _________. Деревья стоят в _________ убранстве. Ребята  лепят _________, катаются с горки, играют в ________. Они любят ______ забавы.

          Когда _______ пройдет, в  лесу  под  снегом     появятся ________.

Рефлексивная карта.

       

Я знаю

  1. что такое корень слова
  2. как обозначается корень слова
  3. для чего надо уметь подбирать однокоренные слова

Я умею

  1.  подбирать однокоренные слова
  2. находить в слове корень

У меня возник вопрос: _________________________?



Предварительный просмотр:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-снег-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-лет-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-бег-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-лес-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-ход-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-боль-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-зим-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Подберите однокоренные слова с корнем

-вод-. В словах укажите корень. Дерево раскрасьте.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе" Родственные или однокоренные слова"

Урок по теме "Родственные или однокоренные слова" проводится с учётом здоровьясбережения. К уроку идёт презентация "Почему надо пить молоко?"...

Конспект открытого урока по русскому языку.Тема: Предмет и слово.

Цель урока: - познакомить учащихся со словами, обозначающими предмет (имя существительное);- развивать  словарный запас детей, продолжить работу со словарными словами;- развивать умение классифиц...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"

Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе " Тема: Корень слова.Однокоренные слова

Цель: актуализировать знания о корне и однокоренных словах. Выявить уровень знаний детей по данной теме.Задачи:1.повторить общие сведения о родственных словах, наличии в  них общей смысловой част...

Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по Теме "Корень слова. Однокоренные (родственные) слова"

конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме « Корень слова. Однокоренные слова»

Это первый урок в теме «Состав слова».Во 3 классе отводится на эту тему 16 часов.Начинается  урок с эмоционального настроя, дети настраиваются на исследовательскую работу, уточняют по...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...