открытый урок по русскому языку "Безударная гласная в корне слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Глушкова Наталья Геннадьевна

Урок составлен к аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_moy_urok.docx45.76 КБ

Предварительный просмотр:

  Аттестуемый педагог      Глушкова Наталья Геннадьевна

Предмет   русский язык          Класс  2 «Г»

Тема урока «Безударные гласные в корне слова. Проверочные и проверяемые слова» 

Характеристика класса

     В классе учится 26 учеников; 10 девочек и 16 мальчиков; 4 учащихся -2002 года рождения; 22 учащихся -2003 года рождения. По состоянию физического развития принадлежат к основной группе здоровья.

     Социально-психологические параметры семьи и особенности семейного воспитания. В классе 4 учащихся из многодетных семей. Многие учащиеся класса живут в семьях с минимальным доходом, нуждающихся в материальной помощи. Учащийся Суховерхое Егор воспитываются в неполных семьях по потери одного из родителей. Отношения в семьях между детьми и родителями демократические; родители проявляют заинтересованность, беспокойство. Но наряду с благополучными семьям класса наблюдается совершенно противоположная картина. В семьях учащихся Сердцева Данила, Жарикова Анатолия. Родители не контролируют воспитание и учебу детей, отдалены от школы, в этих семьях просматриваются внутрисемейные проблемы, конфликты.

      Мотивация учения в классе: ученики стараются запоминать новый материал, накапливать знания, применять их в своей практической деятельности.

     Успеваемость: в классе большинство учеников «хорошисты», но есть ученики, которые по некоторым предметам имеют удовлетворительные оценки. Ребята в классе способны учиться, ответственно готовятся к урокам. На уроках они достаточно долгое время сохраняют  повышенное внимание, способны воспринимать и хорошо запоминать учебный материал. В классе создана система поддержки и оказания помощи в учёбе слабоуспевающим ученикам.

     Особенности внутри коллективных взаимоотношений учеников. Между учениками существует полностью сформированные признаки взаимопомощи, сплоченности; ученики: имеют разные ценностно-ориентационные вкусы. В классе ребята делятся интересами: увлечение компьютером, спортивные игры, чтение художественной литературы. Каждый ученик в классе уверен в себе. Знает свои достоинства. Ребята не боятся проявить себя, не боятся задавать вопросы, интересующие их. Класс очень дружный, активный, самостоятельный.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: умение применять  на практике правила правописания безударных гласных

Задачи обучения:

сформировать представление о том, что произношение ударного гласного не расходится с его обозначением на письме, а так же обозначение безударных гласных на письме может расходиться с произношением;

совершенствовать умения самопроверки.

Задачи развития:

закрепить знания о единообразном написании корня в однокоренных словах и о проверке безударных гласных в корне, учить точно, употреблять их в тексте, развивать орфографическую зоркость, выполнить тест с элементами какографии, активизировать словарь по теме “Животные”; 

умение анализировать и делать выводы; интонационную выразительность речи; зрительную память с помощью наглядных пособий и слайдов;

развивать у детей связную речь, память, воображение, наблюдательность;

Задачи воспитания:

воспитывать культурную личность, любовь к русскому языку, внимание к слову, ответственность; интерес, любовь и бережное отношение к природе;

развивать мотивационную сферу учащихся посредством создания ситуации успеха в ходе выполнения практических упражнений.

Оборудование: карточки с буквами, тестовый материал,

ИКТ: компьютер, проектор для демонстрации презентации к уроку

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный момент

Цель: проверить готовность учащихся к уроку (психологический настрой)

Приветствие учащихся.

-Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Мы все здоровы. Глубоко вздохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу.

 

Приветствие учителя.

 

Проверка домашнего задания (актуализация знаний)

Цель: актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке.

Метод: беседа

Проверка выполнения домашнего задания:

1. Фронтальный опрос

Отвечают на вопросы учителя с места. Предполагаемые ответы:

Использование  ИКТ,

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. «Рабочая тетрадь»  ( для учащихся)

 

-Над какой темой работали на предыдущем уроке?

Проверка написания безударных гласных в словах.

-Откройте «Рабочую тетрадь». Проверим выполнение домашнего задания. Какая общая тема связывает эти пословицы?

В пословицах пропущены безударные гласные, написание которых можно проверить ударением.

 -Откройте тетради. Запишите число. Классная работа (при записи проговариваю орфограммы в каждом слове).

Учащиеся записывают число, классная работа в тетрадях.

- Внимание на экран!

(СЛАЙД 1. Презентация)

-Прочитайте слова. Поставьте ударение в каждом слове.

Отвечают на вопросы учителя с места. Предполагаемые ответы:

- Как мы называем такие гласные?

Ударные.

-Определите, в какой части слова пропущена буква.

Буква пропущена в  корне  слова..

- Вставьте пропущенные буквы.

В слове линейка вставили букву “И”, в слове  лесной – “Е”, в слове водить – “О”.

-Какие это буквы?

Они гласные.

-Что можно сказать об этих гласных?

Гласные в корнях – безударные.

Целеполагание

и формирование новых знаний

Цель: вызвать у учеников внутреннюю  потребность включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации.

Метод: информационно-рецептивный

СЛАЙД 2

Тема урока: “Безударные гласные в коне слов. Проверочные и проверяемые слова”.

Отвечают на вопросы учителя с места. Предполагаемые ответы:

Использование ИКТ

СЛАЙД 3

- Для этого мы отправляемся на воздушном шаре в “Путешествие за буквами-ловушками”. Дружно подули, чтобы наш воздушный шар набрал высоту.

Учащиеся дуют.

СЛАЙД 4

- На нашем пути мы встречаем первое задание. Прочитайте слова. Подумайте, какое из этих слов является проверочным для остальных.

-Слово бег является проверочным для остальных.

- Почему?

-В корне слова гласная “Е” хорошо слышится, т.к. она ударная.

- Запишите сначала проверочное слово, а потом остальные однокоренные слова. Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень, подчеркните буквы на месте безударных гласных звуков.

Учащиеся выполняют задание

-Какие буквы вставили?

Ответы учащихся

-Чем отличаются проверочные слова от проверяемых?

-В проверочных словах гласная в корне слова ударная, а в проверяемых она безударная.

Первичное усвоение материала

Цель: создать ситуативный момент для совместного анализа рассуждений учащихся.

Метод: репродуктивный

СЛАЙД 5

– Сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Выполните тест. (Приложение 1) Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте в кружочки.

Выполнение теста учащимися

Использование тестового материала

-Какие буквы вы поместили в кружочки?

Учащиеся называют буквы, а учитель помещает их на доску

- Где мы можем встретиться с этими буквами-ловушками?

-В слова с безударной гласной в корне.

Физминутка

для глаз

Цель: снятие напряжения и усталости с глаз.

СЛАЙДЫ 6

-  Проведем физминутку для. Ваша задача смотреть на экран и следить глазками за предметами.

Учащиеся следят глазами за движущимися объектами на экране.

Использование ИКТ

Осознание и осмысление учебной информации

Цель: Обобщение и систематизация знаний.

Усвоение сущности усваиваемых знаний.

Методы: исследовательский, частично-поисковый

СЛАЙД 7

-Подберите по смыслу словарные слова.

Учащиеся читают и дополняют предложение, на месте пропущенного слова появляется картинка

Использование ИКТ, учебник

- Какое слово лишнее и почему?

Откройте учебник и найдите на с. 126 “Словарик”. В “Словарике” найдите слова, которые соответствуют данным картинкам, запишите их в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить в данных словах.

Взаимопроверка (прошу учащихся выставить оценки своим одноклассникам). Записывают слова в тетрадь, предварительно записав слово «Словарь».

СЛАЙД 8

-Прочитайте и озаглавьте текст.

“Пестрый ковер”, “Луг” и т.д.

- Подумайте и скажите, какой это текст (повествование, описание).

Текст – описание.

-Почему?

-В этом тексте использовано много прилагательных.

- На какие вопросы отвечают прилагательные?

-Какой?, какая?, какая?, какое?

-Найдите их в тексте.

-Пестрый, красные, синие, серых, голубые

-Найдите предложения с однокоренными словами.

-Пышно цветет луг. Вот красные цветы мака. На цветочки садятся бабочки.

-Назовите однокоренные слова.

-Цветет, цветы, цветочки.

-Какие это слова проверочные или проверяемые?

-Проверяемые.

-Подберите к ним проверочное слово.

-Цвет.

-Прочитайте и запомните первое предложение. Запишите его по памяти

Учащиеся пишут, а потом проверяют.

-В этом предложении определите, подчеркните главные члены предложения.

Учащиеся подчеркивают главные члены предложения.

- Второе предложение спишите самостоятельно, с проговариванием.

Списывают предложение.

-Третье предложение прокомментирует …

Ученик комментирует.

- В третьем предложении определите, напишите часть речи слов.

Учащиеся подписывают над словами части речи.

Физминутка.

Цель: восстановление физических сил, снятие усталости с глаз

СЛАЙД  9

-Вы хорошо поработали. Я предлагаю вам немного отдохнуть.

Учащиеся выполняют движения.

Использование  ИКТ

Осознание и осмысление учебной информации

Цель:

ликвидация ошибок и неверных представлений у учащихся.

Метод: исследовательский метод

Слайд 10

-Ребята, я буду называть слова, а вы должны показать карточку с нужной буквой и подобрать проверочное слово. 

Г…лодный, гр…бной, б…льчата, р…звиться, ул…тают, ос…нью,  др…жит, кр…снеют.

Учащиеся показывают карточки с буквами, сверяясь с записями на экране. (Работают устно)

Использование ИКТ, карточек.

Первичное закрепление учебного материала

Цель: самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний

Метод: объяснительно-иллюстративный

Работа с учебником

Упр.25 с. 69-комментированное письмо.

Ученики работают на местах с комментированием

 ( вызванные ученики)

Использование: Русский язык. 2класс. Учебник

Информация о домашнем задании

Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися

Метод: частично-поисковый

Прошу прочитать теоретический материал в «Рабочей тетради » и

сопоставить с выполнением упр.27 с. 70

(подробно разбираю задание с учащимися)

Записывают домашнее задание в дневники

Использование:

Русский язык. 2класс. Учебник

Хохлова Т.Е.

Русский язык. «Рабочая тетрадь»  ( для учащихся)

Рефлексия и оценка учащихся

Цель: обобщение знаний по теме урока и получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

Метод: проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся:

Фронтальный опрос:

-Какую работу выполняли на уроке? Слайд 11

-Учились проверять безударные гласные в словах.

Использование ИКТ

- В  какой части слова проверяем написание безударной гласной?

-В основе слова ( в корне).

-Как проверить написание безударной гласной в корне?

-Подобрать слово, где безударная будет находиться в сильной позиции. (под ударением)

-У кого из вас вызвало затруднение написание слов с безударными гласными? Как вы справились?

Ответы учащихся.

- Расскажите вместе со мной про безударные гласные в корне:

Безударных гласных пять

 Тех, что надо проверять

 Вы запомните, друзья,

 Буквы (учитель показывает буквы, дети произносят громко):

 А, О, Е, И, Я!

- Приведите примеры проверяемых слов, которые окружают нас в классе. Подберите к ним проверочные слова.

Учащиеся приводят свои примеры.

- Вы славно потрудились. Сегодня на уроке работали все хорошо, но особенно мне хочется отметить следующих учеников … (оценка)

- Спасибо всем! Урок окончен!

Литература:

Русский язык. 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Ч.2 /Л.М.Зеленина, Т.Е. Хохлова.- М.: Просвещение, 2011г.

Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. Русский язык. «Рабочая тетрадь»  ( для учащихся) М.: Просвещение, 2011г.

Приложение 1

ТЕСТ.

Выбери правильный ответ. Букву правильного ответа вставьте  в кружочки.

1. Выберите группу слов, в которых гласные пишутся не так, как слышатся.

а)  норы, реки, воды

б)  нора, река, вода

2. Какие буквы пропущены в словах пословицы.

В_сна красна цв_тами, а ос_нь – пл_дами.

а) е, о

б) и, а

3. К какому слову относится данная транскрипция [сава].

а) сова

б) софа

4. Какой корень в слове лесник?

а) лесн

б) лес

5. Какой ударный слог в слове ЦВЕТОК?

а) второй слог

б) первый слог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок 2 кл. "Безударные гласные в корне слова"

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова" во 2 классе по учебнику Зелениной (урок- путешествие)...

Открытый урок по русскому языку «Неопределённая форма глагола» 4 класс. УМК «Школа России»

Интересный урок.  На уроке используются разные виды работ. На протяжении всего урока детям будет интересно....

Открытый урок по русскому языку "Обобщение о глаголе" 4 класс, Школа России

Интересный урок. На протяжении всего урока учащиеся будут закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола....

Открытый урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс

Урок по русскому языку "Три склонения существительных" 4 класс...

Открытый урок по русскому языку в 1-ом "А" классе

Правописание -ча, -ща, -чу, -щу https://cloud.mail.ru/public/7imW/wued14wz...