Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе "Число имен прилагательных"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Конспект открытого урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon урок русского языка в 3 классе52.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 3 классе

    Тема: «Число имен прилагательных»

    Цели:   учить находить в тексте имена прилагательные, выделять словосочетания с ними; определять форму числа и рода;

    развивать речь (монологическую);

    правильно употреблять в речи прилагательные-антонимы и прилагательные-синонимы;

    вырабатывать орфографические навыки письма.

    воспитывать умение работать в группах (коммуникативное умение), чувство коллективизма, уважение к труду журналистов, интерес к предмету; умение слушать и слышать товарища воспитывать патриотические чувства гордости за свою страну,      

    Оборудование: УМК, таблица “Имя прилагательное”, рисунки о весне, карточки с заданиями, , эмблемы с названием отдела на груди у обучающихся, цветные жетоны, на столах у учеников таблички с надписями отделов (новостей, спорта,рекламы).

    Ход урока

    I.Орг.момент.

    Психологический настрой. Покажите свое настроение. Надеюсь,что к концу урока настроение у всех повысится.

    II .  Актуализация знаний. Показ слайда с фотографией первого первопечатника Ивана Федорова.

    На каком уроке вы знакомились с этим человеком?

    Что вы знаете об этом человеке ?

    Какой праздник отмечает наша страна 13 января? (День российской печати).

    13 января в России отмечается День российской печати. Именно в этот день в 1703 году в России по указу Петра I вышел в свет первый номер российской газеты «Ведомости». (300лет в следующем году)

    Первый номер газеты носил название «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском Государстве и во иных окрестных странах». Газета издавалась и в Москве, и в Санкт-Петербурге, при этом фактически не имея постоянного названия — «Ведомости», «Российские ведомости», «Ведомости Московские».

    - Сегодня у нас необычный урок русского языка, который пройдет в форме деловой игры ". Я - главный редактор газеты. Вы - сотрудники газеты.

    Появление первых типографий ,первых типографных изданий, появление новых профессий привело к пополнению нашего языка новыми словарными словами.(слайд со словами или картинками) или

    Запишите одним словом:

    1.Периодическое издание в виде больших листов обычно ежедневное, посвященное событиям политической и общественной жизни.(газета)

    2.состояние природы в определенном месте в определенное время, температура воздуха, облачность, ветер.(погода)

    3.Совокупность людей, объединенных общими целями в совместной деятельности.(коллектив)

    4.Синоним слову неплохой, недурной.(хороший)

    Запишите их. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.(Один ученик работает у доски)

    Учитель предлагает выделить «лишнее» слово из данных и доказать почему?

       - «лишнее» слово –коллектив, т.к. слово с удвоенной согласной.

       - «лишнее» слово – хороший, т. к. относится к части речи имя прилагательное, а другие слова – нет;

    Далее идёт беседа по вопросам: Что уже узнали на уроках об этой части речи.

    Почему я предложила вам слово этой части речи? (Дети сообщают об имени прилагательном, делают вывод о том, что газета будет называться «Имя Прилагательное») табличка «Имя прилагательное» помещается на доску.

    3.Физкультминутка

    4.Повторение.

    1) Групповая работа.На каждом столе лежит перевернутая карточка с названием отделов и заданием. Каждый отдел выполняет свое задание.

    Отдел новостей. К данным именам прилагательным подберите прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы):

    Холодный(вечер,ночь,дни)          

    Отдел спорта. К данным именам прилагательным подберите прилагательные, близкие по смыслу (синонимы):

    Сильный(удар, команда, спортсмены)

    Отдел рекламы. К данным именам прилагательным подберите прилагательные, противоположные по смыслу (антонимы):

    Маленький( окно, квартира, комнаты)

    В отдел информации пойдут ваши выводы. (Выводы записываются группой, листы помещаются на доску  под приклеенным названием отдела , одновременно дети ведут записи в тетрадях или деловых блокнотах)

    Вывод: что такое имя прилагательное и какова его роль в речи? Как изменяются имена прилагательные. Какие окончания они имеют.

    Материал утверждён главным редактором. Идет в номер Оцените работу отделов.(Дети показывают кружочки,зеленый –отлично,желтый-хорошо,красный-не очень хорошо)

    4.Работа по теме урока.

    -A чтобы узнать новые сведения о прилагательном, сотрудникам отделов нужно провести исследовательскую работу.

    Исследуют прилагательные 1 столбика, 2 столбика, 3 столбика,по группам по алгоритму и делают выводы. (слайд) 

               Отдел новостей              отдел спорта                            отдел рекламы

                плох.. погода                ближайш.. матчи                    стальн…двери

                холодн.. день                прекрасн.. спортсмен             хорош..  замок

                больш.. облака              теннистн.. ракетка                  больш.. прихожая

                тепл.. солнце                 зелен…   поле                         дальн..  шоссе

              Предлагается алгоритм работы для каждой группы:

        1.Прочитайте словосочетания.

    2.Укажите имена существительные и имена прилагательные.

    3.Определите род и число имён существительных.

    4.По числу и роду имени существительного определите род  и число имени прилагательного.

        5.Выделите у имён прилагательных изменяемую часть – окончание. Далее идёт вывод-отчёт группы:

    Мы работали со словосочетаниями (назвать).

    По числу имён существительных определили число имён прилагательных.

    Сделали вывод : (вывод записывается на задании, чертится таблица

    «Изменение имен прилагательных по числам» и вывешивается на доску)

    Оцените работу групп.

    -Сформулируем тему урока, поставьте цели и задачи. Материал утверждён главным редактором.

    5.Самостоятельная работа.

    1) - Важная роль в газете принадлежат корректорам. Они должны внимательно прочитать представленный материал и исправить все ошибки.

    - Я предлагаю вам попробовать себя в роли корректоров. Найдите и исправьте ошибки, связанные с числом имен прилагательных.

    (Словосочетания на слайде.)

    Слабая морозы, сладкое ягоды, крикливые ворона, сильное ветры, лесные озеро, зимние дорога. Взаимопроверка в парах.

    6.Физминутка для глаз.(слайд)

    7.Групповая работа.Задания по уровням.

    -Чтобы привлечь внимание к нашей газете, нужна реклама. Материал должен быть разнообразным и интересным. Послушайте краткие сведения о газете.

    “Слово “газета” пришло к нам из итальянского языка, где оно имеет значение “мелкая монета”. Появившиеся в 1563 г. в итальянском городе Венеция газеты были рукописными и продавались только для прочтения. За прочтение платили мелкую монету, потом газету возвращали продавцу”.

    Чтобы газету было интересно читать, материалы в ней должны быть
    разнообразными и развлекательными.

    Сейчас я предлагаю вам попробовать себя в роли корреспондентов газеты.Работаете в группе.По уровням.На листочках. Вы должны написать интересную, необычную статью, используя прилагательные, как в единственном так и во множественном числе.

    1 уровень.

    На _________ планете жили __________ человечки, у них были ________глаза, _________ волосы, _________ уши. Зато очень _________ характер. Домики у человечков были _________, с _______крышами. Возле каждого домика сидела ________ собачка. Собачки на этой планете были вместо кур, потому что домики охраняли ________ дракончики и ________ страусы. Они сидели на _________ верёвочках и рычали. На _________ деревьях пели ________ песни _________ мухи. В ________ лесах водились _________ слонята, ________ цыплята, ________ ёжики и _______ ящерицы. А на _______ черепахах ________ человечки ездили в гости.

    - В своей работе вы можете использовать Слова для справок:

    Громадный, железный, кирпичный, голубой, клетчатый, умный, квадратный, фиолетовый, коричневый, смешной, добрый, крылатый, полосатый, лысый, весёлый, колючий, сердитый, злой, мохнатый, огромный, пушистый, лохматый, розовый, белый, холодный, малюсенький, горячий, разноцветный, волшебный, шёлковый, прозрачный, крупный, стеклянный, бумажный, оловянный, медный, синий, глубокий, широкий, золотистый,

    серебристый, носатый, шерстяной, красивый, оранжевый, тряпичный, хороший, каменный, хвостатый, плоский, хозяйский, толстый, худой, зубастый, милый, щекастый, бледный, зелёный, шумный, звонкий, тёплый, атласный, ушастый, летучий, кривой, чудесный, светлый, жёлтый, яркий, чёрный, красный, удивительный, странный, чудной, лиловый, багровый, серый, цветочный, бархатный, прелестный, овальный.

    3уровень. Вставить пропущенные слова  ,обозначить чисои им.прилагательных

    Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы.

    Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая.

    2уровень Вот уж снег последн.. в поле тает,
    Тепл.. пар восходит от земли,
    и кувшинчик чист.. расцветает,
    И зовут друг друга журавли.
    Юн.. лес, в зелен.. дым одетый,
    Тепл.. гроз нетерпеливо ждет .

    Вставить пропущенные окончания, определить число имен прилагательных

    -Лучшую работу мы поместим в нашу газету. Оцените работу групп. Материал утверждён главным редактором. Идет в номер. Прикрепляют на доску.

     8. Рефлексия.

     Чем занимались на уроке? Как называется наша газета? (Имя прилагательное) Расскажите, что нового узнали о прилагательном?

    Представители отделов вывешивают на доску под таблицей «Имя прилагательное».Теперь вы научились сами выпускать газету. Надеюсь, это вам пригодится и в будущем.Может кто-то из вас и выберет себе профессию ,чтобы работать в редакции.

    9.Оценивание учащихся..

             Оцените себя. Какой отдел успешно трудился?

    Работал в полную силу – зеленый кружок;

    Работал хорошо – желтый кружок;

    Мог работать лучше – красный кружок.

    10.Домашнее задание

    Составьте рассказ со словосочетаниями о работе журналистов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок русского языка "Понятие об имени прилагательном" в 3 классе

    Текст урока русского языка. Тип урока - знакомство с новым материалом....

    Презентация к уроку русского языка "Понятие об имени прилагательном"

    Презентация к тексту урока русского языка "Понятие об имени прилагательном" с анимацией и использованием интерактивной доски....

    Конспект урока русского языка "Общие признаки имен прилагательных"

    Цель урока: доказать значимость имён прилагательных в речи, совершенствовать навыки определения признаков частей речи (имени существительного, имени прилагательного, глагола), формировать навыки грамо...

    Урок русского языка Понятие об имени прилагательном как части речи

    Понятие об имени прилагательном как части речи.Цели: О- ознакомление с существенными признаками имени прилагательного и его ролью в нашей речи; Р- углубить представление учащихся об именах прилагатель...

    Урок русского языка. Презентация "Род имен прилагательных"

    В презентации даны поэтапные задания к уроку. Оформлены в красочной форме  с использованием анимаций....

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК Русский язык: «Безударные окончания имен прилагательных мужского рода и среднего рода в именительном и винительном падежах». Природоведение: «Редкие, исчезающие виды птиц в Башкортостане».

    Целью урока является изучение редких, исчезающих видов птиц, встречающихся в Башкортостане, о необходимости их охраны. На данном материале совершенствуется умение правописания безударных окончаний име...