Русский язык
методическая разработка (русский язык) на тему

Старцева Ольга Ивановна

Предварительный просмотр:

    СБОРНИК ПРАВИЛ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ                  

           В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ                                               

1.         В конце предложения ставится точка.

Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

Солнце печет. Липа цветет. Рожь поспевает.

  Со строки на строку слова переносятся по слогам!
Во-да, то-варищи, това-рищи, товари-щи.

  При переносе слов с двойными согласными, согласные
в середине слов
разделяются.

Рус-ская, грам-матика, кас-са, Ан-на, тон-на, мас-са.

4.           При переносе слова приставка остается на одной строке,
а корень переносится.

Вы-скочил, по-смотрел, вы-учил, вы-следил.

5.           Одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя
переносить на другую строку.

Учи-тель, ли-ния, маши-на, паро-воз.

   При переносе Й нельзя отделять от стоящей перед ним буквы.
Чай-ка, чай-ник, май-ка, лай-ка, лей-ка

    Букву Ь нельзя отделять от стоящей перед ней буквы:                                         паль – чик,  конь – ки,  школь – ница, день – ки, боль – ше.

    ЖИ, ШИ пишется с буквой И.
Жизнь, машина, шина.

9.    ЧА, ЩА пишется с буквой А.
Чаща, роща, туча

10.   ЧУ, ЩУ пишется с буквой У.
 Ищу, кричу, тащу                                                            Запомни:  брошюра, жюри, парашют.

11.  В сочетаниях ЧК, ЧН, ЩН, НЧ мягкий знак не пишется.                               Тучка, птенчик, овощной, каменщик, молочный, бренчать.

12.   Фамилия, имена, отчества пишутся с большой буквы.
     Маркова Любовь Ивановна

13.   Клички животных и птиц пишутся с большой буквы.
Корова
Пеструшка, конь Орлик, кошка Мурка, утенок Буська.

14.   Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, морей,
океанов, озер, гор, островов пишутся с
большой буквы.
Россия, город Keмepoвo, деревня Сосновка, улица Ленина
река Волга, море Черное, Тихий океан, озеро Байкал,
остров Сахалин, горы Памup.

15.   Предлоги всегда пишутся отдельно. Между предлогом и названием предмета всегда можно вставить слово.                                                  Нa лугу.  На (зеленом) лугу.

16.   Согласные в конце слов (глухие и звонкие) бывают сомнительными. Их надо проверять. Для этого нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.

     Столб - столбы, рожь -ржи.

17.          Согласные в середине слова (глухие и звонкие) бывают
сомнительными. Их нужно проверять. Для этого нужно изменить
слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.

    Шубка - шуба, репка - репа.

18.          В некоторых словах бывают непроизносимые согласные л, д, т, в.
Например: солнце, сердце, здравствуй. Чтобы проверить написание
слов с непроизносимой согласной,
надо подобрать родственное
слово, где эта согласная произносится чётко.

  Сердце- сердечко, радостный – радость.

  Честный - честь, здравствуй — здравие.

 Запомните! лестница, окрестность, праздник, чувство.

19.        Разделительный Ъ пишется только после приставок, которые
оканчиваются на согласную букву, перед буквами
е, ё, я.
Разъезд, подъём, объявление, объяснение, подъезд.

  Разделительный Ь показывает, что при произношении
согласный звук
не сливается с гласным.
Разделительный Ь пишется после согласного переду
 е, ё, и, ю, я
Семья, вьюга, пьёт, воробьи, льёт.                                                                         Запомните !  Слова с разделительным Ь переносятся так:                                                            вью – га,  пла – тье,  бра – тья.

21.       Безударные гласные при письме проверяют ударением.
   Для этого слово нужно изменить так, чтобы
проверяемый              гласный   звук стал ударным

    Кормушка - корм,  спортивный - спорт,  зерно - зёрна,  несу - нёс,          

     мячи - мяч,  грибы - гриб,  дожди - дождь.

      22.        Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя      

    проверочными словами: сторона – стороны, сторонка;                                    

    зеленеть – зелень, зелёный; колосок – колос, колосья.

    23.       При образовании сложных слов используются соединительные                    

         гласные  О, Е.

        В сложных словах после твёрдых согласных пишется соединительная    

        О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – соединительная Е.

        (землетрясение, пчеловод, пароход, землекоп, бензовоз).

В окончаниях имен существительных творительного падежа после шипящих и Ц под ударением пишется О, а без ударения Е.

(мячом, душем, ученицей, овцой).

     В неопределённой форме после буквы Ч пишется мягкий знак.

(беречь, печь.)

     Многие наречия образованы от времён прилагательных с помощью суффиксов –О, -Е 

(лёгкий – легко, певучий – певуче).

     У наречий не бывает окончаний, в том числе и нулевых.                  

                             

                   

     Имя существительное

   1.          На конце имен существительных женского рода после шипящих
пишется
Ь.

Рожь, дочь, ночь, вещь, тишь.                                                                                           2.    На конце имен существительных мужского рода после
шипящих
Ь не пишется.

Шалаш, ключ, нож.

     3.    Имена существительные 1-го склонения в родительном падеже
     имеют окончание Ы, И:
сестры, земли.

В дательном падеже - окончание Е: сестре, земле.

В творительном падеже - окончание ОЙ, ОЮ, ЕЙ, ЕЮ:                                           сестрой,  землёю.

        4.     Имена существительные 2-го склонения в предложном падеже
имеют окончание
Е:

в  гнезде, на столе, во дворе.

В творительном падеже - окончание ОМ, EM:

Столом, камнем.                                                                                                                                 5.    Имена существительные 3-го склонения в именительном падеже
имеют на конце Ь:
площадь, дочь, ель.

  В родительном - окончание И: (чего?) площади

  В дательном - окончание И: (к чему-?) к площади,

  В предложном - окончание И: (на чем?) на площади

  В творительном - единичное окончание ЬЮ: с  дочерью, под елью.

    6.     Несклоняемые существительные.

         Запомни:  пианино, пальто, кино, шоссе, кофе, метро.

                              Имя прилагательное

1.   Имена прилагательные мужского рода, единственного числа, в
     
именительном падеже имеют окончания ОЙ, ЫЙ, ИЙ.
     
Голубой, зеленый, синий.                                                                                                       2.  Имена прилагательные женского рода, единственного числа, в
   
именительном падеже имеют окончания АЯ, ЯЯ.

    (какая?) зеленая, синяя.                                                                                                          3.  Имена прилагательные мужского и среднего рода, единственного
   числа, в
родительном падеже имеют окончания ОГО, ЕГО.
   (какого?)
черного, свежего,                                                                                                      4.   Имена прилагательные мужского и среднего рода, единственного
     
числа, в творительном падеже имеют окончания ЫМ, ИМ  (каким?) красным             

    (флагом), синим (платком).                                                                                                        5.  Имена прилагательные связаны с существительными и согласуются
   с ними в роде, числе и падеже.

       

       

                           

Имена существительные множественного числа Р. п.

                                         Запомни!

Пара ботинок      ,  валенок, сапог, чулок.

Много дел      , мест, яблок, макарон.

Песни грузин      , осетин, армян, молдаван, болгар, татар, цыган, солдат, партизан.

Килограмм апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов.

Группа инженеров, офицеров, тренеров, шофёров.

Много чулок, но носков

                        Говори правильно!

                    ед.ч.                           мн.ч.

                     курица                         куры

                     судно                           суда

                 дно                               донья

                 чудо                             чудеса

                 ребёнок                        дети

                 человек                        люди

Имена существительные множественного числа И. п.

                                      Запомни!

Адрес – адреса, директор – директора, доктор – доктора, мастер – мастера, профессор – профессора, шёлк – шелка;

договор – договоры, инженер – инженеры, офицер – офицеры, тренер – тренеры, шофёр – шофёры, месяц – месяцы, торт – торты, подпись – подписи, плоскость – плоскости, очередь – очереди, госпиталь – госпитали, почерк – почерки;

герб – гербы, маляр – маляры, столяр – столяры, приз – призы;

выбор – выборы, вывод – выводы, выговор – выговоры.

Окончания глаголов.

       Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:                     а) поставить глагол в неопределённую форму (например: падаете — падать);   б) определить, какая буква стоит перед - ть, а затем воспользоваться следующей таблицей.

Глаголы (в неопределённой форме)

Окончания

                                       Второе       спряжение

1.Все глаголы на -ить (кроме: брить, стелить): дарить, кормить, ловить,        пилить и др.        

Одиннадцать глаголов - исключений        на  -ать, -еть:       гнать,  держать,  дышать,   слышать;   вертеть,   видеть,        зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть.

-у(-ю)
-ншь
ит

-им
-ите
-ат(-ят)

Первое        спряжение

1.Все остальные глаголы на -ать,-еть, -оть, -уть, -ыть, -ять и др.: болтать,    иметь,    полоть,    сохнуть,        

ныть, принять и др.        

2.Глаголы-исключения: брить,  стелить.

-y(-ю)
-ешь(-ёшь)

-ет(-ёт)

-ем(-ём)

-ете(-ёте)

-ут(-ют)

   Замечание 1. Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и глаголы без приставок: сохнуть — засохнуть — усохнуть (1-е спряж.).

Замечание 2. Возвратные глаголы относятся к тому же спряжению, что и невозвратные: гнать — гнаться (2-е спряж.), принять — приняться (1-е спряж.).

                                       Глагол

-- Частица НЕ с глаголами пишется отдельно (не знал).

Исключение составляют глаголы, которые без НЕ не употребляются: ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить.

   -- Глаголы настоящего и будущего времени во втором лице ед. ч. имеют окончания – ЕШЬ, - ИШЬ. (решаешь, думаешь, молчишь).

    -- Совершенный вид глаголов (действие уже сделано, закончено или будет закончено)- ЧТО СДЕЛАЕТ? (Напишет).

Несовершенный вид (действие не закончено) – ЧТО ДЕЛАЕТ?(Пишет)

План фонетического разбора:

Разделить слова на слоги.

Поставить ударение.

    З.Определить количество слогов,    

       количество согласных и гласных.

Записать транскрипцию слова.

Дать характеристику звуков:

       гласный: ударный - безударный;

       согласный: звонкий - глухой,

                          твёрдый - мягкий,  

                          парный - непарный,            

                           сонорный.

6.        Определить количество букв и звуков.   

    Образец фонетического разбора:
ветер - ве-тер - 2 слога, Зсогл., 2гл.
в [ в] - согл., зв., мягк., парн.;
е [ э ] - гл., уд.;        

т [ т] - согл., глух., мягк., парн.;
е [ и ] - гл., безуд.;        

р [ р ] - согл., зв., тв., сонор.

5б.5зв.

                           

                         Памятка

      Главные члены предложения:

Подлежащее – кто? что?

Сказуемое - что делает? что делал?

                      что делают? что сделал?

Второстепенные члены предложения

Дополнение – кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чём?

Определение – какой? какая? какое?

                            какие? чей? чья? чьи?

Обстоятельство –как? когда? где? куда?  

                                 откуда?

Словосочетание:

Машина (какая?) желтая, идет (как?) быстро, ягоды (чего?) черёмухи.

Разбор слова по составу

Найди в слове окончание.            Для этого измени слово.

   2.   Подчеркни основу слова.

Найди корень.            Для этого подбери однокоренные слова         (если  можно без приставки).

 Найди приставку (приставка стоит перед корнем).

Найди суффикс (он стоит после корня).

Например:       поездка.

Разбор слова по составу.

1.                               окончание

2.                               основа

3.                               корень

4.                               приставка

5.                               суффикс

Приставки

            за-,       на-,      над-,

  о-,         по-,      под-,

  про-,    до-,       об-,

от-,        со-,       во-,

обо-,      подо-,  ото-,

у-,      с-,       в-,   вы-,

пре-,      при-,     из-.      

    Приставки БЕЗ-, РАЗ-, ИЗ-, ВЗ-, ВОЗ-, НИЗ-, РОЗ- пишутся перед гласными звонкими согласными. (взбежать).

    Приставки БЕС-, РАС-, ИС-, ВС-, ВОС-, НИС-, РОС-пишутся перед глухими согласными (всходить)

Приставка ПРЕ- пишется только в двух случаях:                                    1)  в значении ОЧЕНЬ (прекрасный).                                      2)  в значении ПЕРЕ (перегородка, преградить)

Суффиксы

к-,      ик-,      ек-,        ок-,    ск-,

ец-,        иц-,      оньк-,     еньк-,  

ечк-,     очк-,     ушк-,      юшк-,

ышк-,  н-,  ин-,  инк-,   ов-,   ев-,

ова-,      ева-,     оват-,      еват-,

лив-,     як-,       ник-,       чик-,  

щик-,    тель-,   ниц-,        ист-,

инк-,      ач-,        ер-,         ант-,

ость-,    изн-,     ун-,     от-,  их-,

ущ-,      ющ-,      ищ-,       онок-,

ёнок-,  ёныш-,  б-,  лк-,  ач-, ер-

 У глаголов встречаются суффиксы:                                                  а -,  я-,  и -, е-, ыва -, ива -, ну -.Чтобы правильно написать слова с суффиксами – ик, -ек,- иц,- ец, нужно изменить слово. Если гласная не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву И. (кораблик – кораблики, кожица – кожицы). Если выпадает, то в суффиксе нужно писать букву Е. (замочек – замочки, братец – братцы).

                   Морфологический разбор

имени существительного

                        План разбора

I. Часть речи.

I.        Начальная форма (И.п. ед.ч.).

II.        Неизменяемые признаки:

Собственное или нарицательное.

Одушевлённое или неодушевлённое.

Род.

Склонение.

III.        Изменяемые признаки:

Падеж.

Число.

IV.        Член предложения.

                                Образец разбора

 В лесу появилось много грибов.

В лесу - им. сущ.; лес, нариц., неодуш., м.р., 2 скл; в П.п, в ед.ч.;                ( в чём? в лесу) - дополнение, (где? в лесу) обстоятельство места.

             Морфологический разбор                                      

             имени прилагательного

           План разбора

        I.   Часть речи.                                                                                                II.  Начальная форма. (И.п. ед.ч. м.р.)

       III.  Изменяемые признаки.

Падеж.

Число.

Род. (только в ед. ч)

IV.  Член предложения.

         

 Образец разбора
Ручей течёт по глубокому оврагу.
По глубокому (оврагу) - им. прил.; глубокий;
в Д.п, в ед.ч., в м.р.; определение.

     Морфологический разбор глагола

     План разбора

I           Часть речи.

II.          Начальная форма (неопределённая форма).

 III .        Неизменяемые признаки.
             
1.Buд.

2.        Спряжение.

IV.   Изменяемые признаки.
             
1 Число.

Время.

Лицо (наст, и буд. вр.).

Род (прошед.вр).

V.         Член предложения.

 

      Образец разбора

Раскалённые камни и песок обжигали босые ноги.

Обжигали - глагол.; обжигать, несов.в., I спр.; во мн.ч, в прошед.вр.; сказуемое

Морфологический разбор местоимения

План разбора

I.             Часть речи.

II.          Начальная форма (И.п. ед.ч.)

III.         Неизменяемые признаки:

           1.  Лицо.

IV.         Изменяемые признаки.

Падеж.

Число.

Род (для местоимений 3-его лица).

V.            Член предложения.

Образец разбора

Глина идёт на постройку, из неё делают кирпич.

Из неё - мест; она, 3 л.; в Р.п, в ед.ч., в ж.р.; дополнение.

 Непроизносимые согласные в корне слова: Непроизносимые согласные в корне слова проверяй так:

звёздный - звезда                известный - известие                                           солнце – солнечный            прелестный - прелесть

поздно – опоздал                  счастливый - счастье    

грустный – грусть             шестнадцать - шесть

свистнул – свист                честный - честь

крепостной – крепость      пастбище – пастух

яростный – ярость             костный - кость

       Сочетания СН-ЗН                  

Если в сочетании согласных при изменении слова согласный не слышится, то его писать не нужно. (Вкусно-вкусен, любезный-любезен)

СН - чудесный, прекрасный, ужасный, опасный, напрасный, вкусный, интересный, тесный, небесный, искусный, словесный, ясный, парусный.

ЗН - любезный, безобразный, железный, колхозный, серьёзный, алмазный. 

ЗАПОМНИ! лестница, чувство, окрестность, праздник. 

.

Работа над ошибками.   Русский язык.

1. Выпиши предложение правильно. Поставь в конце точку.                                            Делай так: Птицы улетели.

2.        Слоги жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило.                                                      Делай так: жил, жизнь машина.

3.        Перенос слова. Раздели слово на слоги для переноса.                                                                      Делай так: ру-чейки, ручей-ки.

4.        Пропуск буквы.

Выпиши слово, раздели его на слоги.                                                                    Делай так: при-леж-ный.

5.        Большая буква в именах людей, кличках животных.

Выпиши слово. Придумай и запиши ещё два слова на это правила.                          

 Делай так: Саша, Алёша или Жучка, Мурка.

6.        Слово из словаря.

Напиши слово целую строчку.                                                                                                Делай так: карандаш, карандаш.

7.        Ь в конце и середине слова        

Выпиши слово верно. Придумай и запиши ещё  два слова на это правило.                

Делай так: огонь, учитель, морковь, коньки.        

8.        Разделительные Ъ и Ь знаки.        

Выпиши слово. Запиши ещё два на это правило.                                                         Делай так: вьёт, лью, семья; подъезд, объяснил, съёмка.

Запомни! Разделительный Ь знак пишется после согласных перед гласными    буквами: Е, Ё, Я, Ю, И.

Разделительный Ъ знак пишется после приставок, которые оканчиваются на   согласный перед гласными: Е, Ё, Ю, Я.

9.        Приставки в словах.

Напиши слово верно. Придумай и запиши ещё  два слова на это правило.
Делай так:
приехал, заехал, уехал.        

Запомни! Приставка- часть слова. Она пишется, слитно.

10.        Предлоги со словами.        

Напиши слово вместе с предлогом. Докажи раздельное написание предлога со словом.

Делай так: у дома, (какого?) дома, у большого дома.

Запомни! Предлог- это отдельное слово. Это часть речи. Предлог со словом пишется отдельно.

11.        Безударная проверяемая гласная в корне слова.

Выпиши слово, поставь ударение, выдели корень, подчеркни проверяемую гласную, напиши проверочное слово.

Делай так: гористая - горка. Вспомни правило проверки безударного гласного в корне слова.

12.        Звонкие и глухие согласные в корне слова.

Выпиши слово правильно. Выдели в нём корень. Подчеркни букву, в которой допущена ошибка. Напиши проверочное слово.                                                          

 Делай так: берёзка-берёза.

13.        Непроизносимые согласные в корне.        

Выпиши слово. Выдели корень. Подчеркни непроизносимый согласный. Напиши проверочное слово.        

Делай так: честный - честь.                                                                                        Вспомни правило проверки непроизносимых согласных.        

14.        Ь знак после шипящих.

Выпиши слово. Запиши ещё два на это правило.
Делай так:
дочь, ночь, речь (сущ., ж.р.);        
жечь, печь, стеречь (гл., неопр.ф.);
пишешь, читаешь, решаешь (гл., 2л.).        

Запомни! В существительных женского рода; в глаголах неопределённой формы и 2-го лица после шипящих пишемся Ь знак.

15.        Правописание с шипящими на конце.        
Выпиши слово. Запиши ещё два слова на это правило.
Делай так:
шалаш, сторож, камыш (сущ., м.р.);

с крыш, много задач, из-за туч (сущ., мн.ч., Кп.);

кипуч, могуч, скрипуч (кратк. прил.).        

Запомни! У существительных мужского рода в родительном падеже множественного числа и у имён прилагательных в краткой форме после шипящих Ь не пишется.

16.        Гласные Е-И в окончаниях имён существительных.

Выпиши слово, в котором допущена ошибка. Докажи написание букв

Е-И в окончаниях.

Делай так: на дороге - дороге-сущ. 1скл., П.п.

Запомни! Для определения окончания существительного нужно знать склонение и падеж.

17.        Гласные Е-И в окончаниях имён прилагательных.

Выпиши прилагательное вместе с существительным, к которому оно относится. Докажи окончание имени прилагательного.
Делай так:
к дальнему лесу, к лесу (какому?) дальнему (м.р., Д.п.),
Запомни! Для определения окончания прилагательного надо знать его род и падеж. Это определи по существительному. Кроме того, окончание прилагательного можно определить по вопросу, который   задаётся от существительного. В этом случае надо хорошо знать родовые   окончания имён прилагательных.        

18.        Гласные Е-И в окончаниях глаголов.        

Выпиши глагол, в котором допущена ошибка. Обоснуй окончание глагола.

Делай так: пишет - писать (lcnp.)-e; смотрит- смотреть (Пспр.)-и (искл.)

Запомни! Гласные Е-И в окончании глагола следует устанавливать по неопределенной форме.

19.        Однородные члены предложения.        

Выпиши предложение. Правильно расставь знаки. Подчеркни                               однородные члены предложения.                                                                    

Делай так: Грачи, скворцы и жаворонки улетели в тёплые края.

20.        Разбор слова по составу.

Выпиши слово. Разбери его по составу.        

Делай так: пришкольный.        

з21.        Фонетический разбор.        

Выпиши слово. Разбери его фонетически грамотно, пользуясь памяткой.

22.        Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение. Над словами сокращённо обозначь названия частей речи.

сущ.        гл.        прил.        сущ.

Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.

23. Разбор по членам предложения. Выпиши предложение.                                   Делай так: С гор побежали звонкие ручейки.                                                                            Ручейки (какие?) звонкие; Побежали (откуда?) с гор,



Предварительный просмотр:

Итоговый тест за 3 класс

Вариант 1

Какое слово правильно разделено для переноса?

А) де-нь  Б) и-дут  В) клас-сный

В  какую  группу слов  нужно  вставить  гласную е?

             А) с.лач, з...леный,  ч...стюля

       Б) скр...пичныи,  ш...рокии,  в...селый

       В) ж...мчужный,  б.-.готня,  м...дведь

Какое    предложение    не    является    вопросительным?

А) Разве ты  приходил  вчера в школу  Б) Почему  приходит зима  В) На улице было  шумно

Какую   группу   слов   можно   назвать   предложением?

А)   Наступила зима.    Б) Сильные  морозы.    В)   Кошка скамейки.

Какое  предложение является  вопросительным?

     А)  Вдруг поднялся  сильный  ветер

                 Б)  Неужели  уже  полдень

     В)  Какая  интересная  история

Выбери    предложение,    в    котором    все    слова состоят  из двух слогов.

 А)  Около старой  липы  вырос дубок.

 Б)  Антон  читал  рассказы  о  войне.

 В)  Света  каждый  вечер ходит  плавать.

Отметь  простое  распространённое  предложение.

А) Птицы  собираются  в  стаи.   Б) Начинается  дождик.   В)  Готовим  ужин.

Какое  предложение является  сложным?

               А) На дряхлом  и  невысоком  пне выросли дружные опята.

               Б)  Цыплята   бегали    по    большому   и    светлому двору.

               В) Наступили   осенние  холода,   и   птицы   улетели на юг.

Отметь    правильные   словосочетания    к   данному предложению.

                                  Папа купил сахарный арбуз.

               А)  купил арбуз      Б)  арбуз сахарный      В)   папа купил

Найди  синонимический  ряд.

А)  Заботиться,  ухаживать,  заболевать.

Б)  Могучий,  крупный,  штангист.

В) Догадаться,  додуматься,  сообразить.

Найди  слово с безударной  гласной  в  корне.

А)  песня     Б)  волчонок       В)  светлый

Какое   родственное   слово   образовано   с помощью  приставки?

               А)    у двора,    Б)  подворье,    В)  дворовый

Найди  слово с суффиксом  -ик.

              А)  тортик         Б)   крик        В)  кортик

Найди   словосочетание,   в  котором   существительное соответствует данной схеме.

             А)  светлый  праздник             Б) глубокое  подземелье          В)  интересная  книжка

Какая  группа   слов   является   словосочетанием   к данному  предложению?

                                 Утром  на траве блестят капельки росы.

             А)  капельки росы             Б)капельки   блестят             В) на траве

В  каком  слове безударный  гласный  находится суффиксе?

            А)  очки               Б)  уздечка              В)  курочка

В каком  словосочетании находится существительное с безударным  гласным  в  корне?

            А)   рабочая  столовая         Б)  сторожевая  порода            В)  маленькое семечко  

В каком слове встречаются две безударные гласные в корне?

            А) земляной        Б)  побелил           В)  золотистый    

Какими словами  можно  проверить данное слово.

береговой

           А) бережок,  берег       Б)  берег,  побережье       В)  прибрежный,  бережливая                    

Какое словосочетание состоит из прилагательного и существительного с двумя безударными гласными  в корне?

          А)  питался  корешками                     Б)  лесная  сторожка                    В)  большая  борода

Сколько корневых орфограмм встретилось в данных словах?

         Поклёвка,   порубишь,   побежал,   звёздный.

      А)   2                      Б)   3                 В)    4

Выбери   строчку,   в   которой   все   слова   имеют приставку.

            А)  (при)вязан,  (при)глядеться,  (при)вычка

Б)   (при)ступил,  (при)езде,   (при)вивка

В)   (при)звание,   (при)гревать,   (при)сказка

Найди словосочетание, состоящее из прилагательного и существительного с предлогом.

           А)  солнце за тучей          Б)  нарисовал  после урока        В)  в чёрном  плаще

Сколько предлогов в данных предложениях?

Корабль    (от)плыл    (от)берега    и    (отправился (в)далёкое плавание.

(До)дачи мы (до)брались поздно вечером.

 Ворона (с)летела (с)верхушки дерева.

Выбери   группу  слов,   в  которую   нужно   вставить разделительный твёрдый  знак.

             А)  от...езд,  с…едобный,  пред...юбилейный  

 Б)  раз...единить,  из...юм,  об...единиться

 В)  ш...ёт,  с…ёжиться,  пред...явить

В какой группе слов все имена существительные в творительном  падеже?

А) за  магазином,  перед  парадом,  при  встрече

Б) с друзьями,  на  встрече,  между делом

В) с  вилкой,  между станциями,  над  посёлком

Какое   имя   существительное   в   дательном   падеже?

                             1             2                              3                                       4

                      Вечером бабушка показала внуку таинственный родник.

                                           А) 1         Б) 4        В) 3

Укажи   словосочетание,    в   котором    выделенное существительное стоит  в  винительном  падеже.

            А)  с письмами из Владивостока    Б)  положил в портфель   В)   картинки из книжки

Укажи существительное,  на конце которого  нужно  написать  мягкий  знак

                 А)  картеч...             Б)  королевич...                   В) туч…

Какое слово  пишется  без  мягкого знака?

                  А)  брош...               Б)  хрящ...                            В)  дрож...

В  какой  группе слов  пропущен  мягкий  знак?

            А)  рубеж...,  упряж...,  в...юн

Б)   пустош...,  полноч...,  обез...яна  

В)  лен...,  пол...ют,  луч...  

Сколько   орфограмм   встречается   в  данных   словах?

                               Вьюнок,  мороз,  подъезд, участник.

                 А) 7              Б) 8               В)  9            

Найди словосочетание, в которой глагол употребляется в переносном  значении.

                  А)  Дети  играли  в  мяч.

Б)  Ветер  играл  волнами.

В) Света играла главную роль в школьном спектакле.              

Отметь  глагол  настоящего  времени.

                  А)  срисовал         Б)  нарисуют               В)   рисует

Найди словосочетание с  глаголом будущего времени.

               А)  ярко  гореть          Б)  поговорит с другом              В)  светили  фарами

Выбери  раздельное  написание.

                А)   (не)босклон                   Б)  (не)ждёт                        В)   (не)вод

Найди   словосочетание   с   глаголом   неопределённой  формы.

              А)  быстро убегали              В)  думать о  маме               В)  построили дом

В  каком   предложении  сказуемое  выражено  глаголом  прошедшего  времени?

А) Утки  скоро улетят  в тёплые  края.

Б)Ласточка устраивает  гнездо.

В) Гусыня  с  гусятами  переходила дорогу.

Итоговый тест за 3 класс

Вариант 2

Какое слово нельзя перенести?

  А)  ёлка                Б)  енот                  В)   воин

Прочитай слова. В какую группу слов нужно вставить  о ?,

А)   сл…вечко, д…брота, б…евой

Б)   с..довник, сл..стёна, р…бочий

В)   п…дение, н…винка, д…лёкий

Сколько   орфограмм   встретилось   в   данных   словах.

                           Щука, ночной, флаг,  масса.

                  А)   3               Б)   4             в)  5                  

Какую   группу  слов   можно   назвать   предложением?

              А)  Скоро похолодает         Б) Очень  шустрый.      В)  Осень учимся  играем.

В  каких  предложениях  не  все  слова состоят  из двух слогов?

А)   Миша долго учил  правило.

Б)   Вчера  Кирилл  встретил  Яну.

В)   Игорь смог сам  испечь  пирог.

Прочитай.   Какое   предложение   не   является   вопросительным?

А)  За   дятлом    интересно    наблюдать   в   любое время  года

Б) Зачем  мы  поедем  туда

В)  Кто умеет хорошо  плавать

Выбери   простое   нераспространённое   предложение.

              А)  Молоко быстро закипело.  Б) Листья  пожелтели.     В) Дорожка засыпана листвой.      

Найди сложное предложение.

                А) С дуба падали  крупные и тяжёлые жёлуди.

 Б) На день рождение маме подарили хорошенького и  пушистого щеночка.

 В)  Игорь   поднимал   стулья,   а   Таня   подметала полы.    

Какая  группа слов не является словосочетанием?

                                  Белый гриб вырос у дороги,

                А)  гриб  вырос               Б) вырос у дороги                 В)  гриб  белый

Найди  синонимический  ряд.

А) мечтать,  воображать, смекать

Б)  жестоко, бесчеловечно, бессердечно

В)  исчезнуть,  пропасть,  бежать

Найди  слово с безударной  гласной  в  корне.

                 А)  дворецкий                Б)  подворье                  В)  задворки

Сколько   орфограмм   встречается   в   данных  словах?

                      Анна,  щучка,  код,  чудо,  коза.

                  А)    5             Б)   6             В)     7

Укажи  слово с   нулевым  окончанием.

                   А)  снегирь            Б)   столовая               В)  катушка

В   каком   слове   окончание  состоит   из  двух  звуп ков?

                                1                      2                 3

                           Платишко,   плитье,   платьице.

                   А)   1                Б)   2               В)   3

Найди  форму слова трость.

                   А)  тросточка                  Б)  тростью                   В)  тростник

Какое   родственное   слово   образовано   с   помощью суффикса?

                                          1                        2                 3

                                      Изморозь,  по морозу,  морозный.

                       А)   1            Б)      2               В)  3

Найди  слово  с  приставкой  за-.

                       А)  зарево               Б) задержит           В)   завтракать    

Найди   словосочетание,   в   котором  существительное соответствует данной  схеме.

А)  умелые  повара

Б)  интересная  выдумка

В)   красивый  загар  

Сколько    парных    глухих    согласных    в    данных словах?

                                   Фисташки,  щупальце,  царевна.

                              А)   4                Б)    5               В)     6

В  каком  слове безударный  гласный  находится суффиксе?

                          А) дубок      Б)  колечко        В)  булочка

В  каком  словосочетании находится существительное с безударным  гласным  в  корне?

                 А)  в  густой  тени           Б)  зелёным  листиком           В)  снежный  покров

В    каком    слове    встречаются    два    безударны гласных  в  корне?

                        А)  золото            Б)  колосистый           В)   молодость

Найди  проверочные слова  к слову деревянный

                  А ) дерево, деревья                  Б)  деревяшка,  деревце                  В)  деревья,  древко

Какое словосочетание состоит из прилагательного и существительного с двумя безударными гласными  в  корне?

             А)  маленький  светлячок           Б)  долгая  прогулка                В)   взлётная  полоса        

Сколько орфограмм в данных словах?

                               Лестница,   побелка,   овечка,    нож.

                     А)   3                    Б)   4                 В)   5  

Выбери   строчку,   в   которой   все   слова   имеют приставку  -под.

А) (под)бежал,  (под)мёл,  (под)ружка

Б)  (под)столом,  (под)крутил,  (под)мастерье

В)  (под)снежник,  (под)пол,  (под)говорил

Выбери   словосочетание,   состоящее   из   двух   существительных с  предлогом.

    А)  перед  красивым  крыльцом      Б)  чтение  в библиотеке       В)  убегал  от  врага                              

Сколько  предлогов  в данных  предложениях?

Как-то раз просит старик:

—   (Ис)пеки,  старуха,  колобок!

—   Муки нету!

—  А ты  (по)коробу (по)скреби,  (по)амбару (по)мети,  вот и (на)берёшь муки (на)колобок!

                                                               А)   3             Б)   4            В)   5

Выбери  группу  слов,  в  которую  нужно  вставить разделительный твёрдый  знак.

                  А)  с...емка,  бул...он,  под...учить

Б)  мурав...иный,  под...ём,  об...едки

В)   об...ят,  раз...ярённый,  в...едливый

В какой  группе слов все имена существительные в  родительном  падеже?

А)   у входа,  через дорогу,  из бумаги

Б)   от  радости, для  ребёнка,  около деревни

В)   без  внимания,  за лидером,  до  встречи.

Какое   имя   существительное   стоит   в   родительном  падеже?

                   1           2                                                3                         4

                      Весной к Ларисе приедут дальние родственники из Литвы.

                      А)   4            Б)   2             В)   3

Укажи существительное,  на конце которого нужно  написать  мягкий  знак.

                               А)  муляж...      Б)  стриж...     В)  помощ...

Какое  слово  пишется  без  мягкого знака?

                                А)  брош...        Б) фальш...     В)  неуч...

Укажи словосочетание, в котором выделенное существительное стоит в В. п.                  А)  кормил  барана             Б)   крутился  на уроке           В)  салат из помидоров                

В   какую   группу   слов   нужно   вставить   мягкий лмдк?

А)  рассол...ник, роскош..., ласточ...ки

Б)  пустош...,  мелоч...,  вол,.,ер

В)   трубач…,  лож…, мякиш…

Сколько орфограмм встречается в данных словах?

                           Объявит , полночь, плащ, частная, булавка.

                     А)   7            Б)   8         В)   9

Найди словосочетание,  в котором  глагол употребляется  в  прямом  смысле.

А)  Поезд  подходит  к  перрону.

Б)  Папа  подошёл  к  подъезду.

В)  Время  матча  подходит  к  концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...