Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными
материал по русскому языку по теме

Макарова Людмила Васильевна

Русский язык

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_navyka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 

Формирование навыка

правописания слов с

непроверяемыми

безударными гласными.

   2011г.

        Проблема: дети школьного возраста делают ошибки при написании словарных слов.

        Цель: научить ребенка писать эти слова без ошибок.

       Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Это так называемые словарные слова. Прочное усвоение их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, по возможности связанных с изучаемой темой урока.

       «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведется она с 1 по 10 класс», - писал известный ученый – методист  А.В.Текучев.

        В основу формирования орфографический навыков при изучении слов с непроверяемыми написаниями должна быть положена активная работа учащихся, регулярность заданий и упражнений, многократное ( 5 – 8  раз ) обращение к изученным словарным словам ( на ежедневной орфографической пятиминутке).

        В работе по усвоению слов с непроверяемым написанием особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания.

                                         Виды диктантов словарных слов

Наиболее распространенным видом словарно – орфографических упражнений являются диктанты. Словарные диктанты можно рассматривать и как обучающий, и как контролирующий вид работы над трудными словами.

Зрительный диктант.

Учащиеся орфографически и орфоэпически проговаривают написанное  на карточке трудное слово с выделенной безударной гласной и записывают его по памяти.

Картинный диктант.

1. Учитель показывает карточку – картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание безударной гласной в слове и записывают его;

2. Учитель показывает карточку – картинку, дети самостоятельно записывают слово.

Выборочный диктант.

(картинный, слуховой, зрительный)

Учитель предлагает детям задания:

1. записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – название растений;

2. записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную е, во второй – слова, в которых надо запомнить гласную о;

3. выписать слова из словаря на определенную тему.

Диктант с комментарием.

Учитель называет словарное слово или однокоренные к нему слова, один ученик комментирует написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь.

1. Запись слова по алфавиту.

Записав на доске вразбивку несколько слов с непроверяемой гласной (валенки, календарь, автобус, магазин, ракета и др. учитель предлагает переписать эти слова в тетради, расположив их по алфавиту.

2.Выборочный диктант.

Учитель вслух читает текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, выслушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данной орфограммой.

Зима.

Наступила зима. Трещали морозы. Мальчик надел пальто, взял коньки и пошел на каток. Там много ребят из его класса. Всем весело.

3. Группировка и запись слов по орфографическим признакам.

Учащиеся записывают диктуемые или приведенные на доске слова по группам в соответствии с орфографическими особенностями слов. Так, учитель дает слова с непроверяемыми безударными гласными (диван, пенал, газета, малина, сирень, тетрадь, победа, командир и др.) и предлагает записать их столбиками : в один – с безударной а, в другой – с о, в третий – с и, в четвертый – с е.

4. Подбор однокоренных слов с разными морфемами.

Мороз, морозный, морозец, морозище, заморозки.

5. Подбор и запись синонимов и антонимов.

Метель – вьюга, буря, метелица, пурга.

Юг – север, запад – восток, сзади – спереди, слева – справа, трус – герой, быстро – медленно, поражение – победа, мрачно – приветливо, ограничение – свобода.

6. Составление предложений с данными словами.

Например, даются слова: морковь, капуста, горох. Учащиеся составляют предложение: На огороде растут морковь, капуста и горох.

7. Сочинение на заданную тему по опорным словам.

В огороде.

Урожай, морковь, капуста, помидор, горох, свекла, огурец.

8. Составление по опорным словам рассказа и озаглавливание его.

9. Дописывание орфографических таблиц.

Для закрепления непроверяемых написаний может быть использован метод дописывания таблиц.

                  Солома, огород  и. т. д.

10. Подбор и запись слов по темам.

«Школа» (учитель, ребята, пенал, карандаш, класс, тетрадь, товарищ, учебник, дежурный и. т. д.), «Транспорт» , «Путешествие», «Огород», «Растения», «Дни недели», «Месяцы», «Числа», «Животные», «Профессии», «Волшебные слова», «Цвета» и др.

11. Замена описательных оборотов словами – синонимами.

Ящичек для ручек и карандашей (пенал).

12.Ответы и вопросы.

Эти задания выполняются по - разному:

а) учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы;

б) учитель диктует или читает написанные на доске вопросы, учащиеся пишут полные ответы.

        Кто живет в лесу? (Заяц, медведь, лисица, медведица и.т.д.)

13.Дополнение предложений словами.

Весело чирикают … (воробьи).

14.Игровые задания.

Назвать (написать) слова,  которые начинаются с буквы д и др. : дорога,

дежурный, девочка, декабрь и.т.д.

 - Угадать слова.

Дается начало слова ка-. Дети пишут слова, начинающиеся на эти буквы:

капуста, календарь, картофель, карандаши, картина.

 - Цепочка слов.

Учитель называет первое слово, дети продолжают цепочку: каждое  последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

 - Собрать слова из слогов.

ро   аг   ном (агроном)

то   ав   билль   мо (автомобиль)

 - Заменить цифры буквами алфавита: 31 12 19 12 21 18 19 10 33 (экскурсия)

 - Найти лишнее слово: автомобиль, урожай, трамвай, самолет.

15. Игры – соревнования. Это могут быть ребусы, кроссворды. Отгаданные слова должны содержать изучаемые орфограммы.

16.При изучении программного материала можно предложить следующее задание.

Тема «Части речи».

Учащиеся записывают словосочетания: прелестные ромашки, озеленять улицу, шел по песку, голосистый соловей, ухаживать за растениями, яркий костер – и выполняют задания: прилагательные – разбирают по составу, у глаголов определяют спряжение; объясняют написание безударных гласных; определяют падежи существительных.

17.Составление этимологического словарика слов с непроверяемым написанием.

        МАЛИНА – в основу названия был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый – «маленький». Малина – малый – «состоящая из маленьких частей».

18.Напишите орфограммы по аналогии с внешним видом предмета.

дуванчик                    к пейка

пуг   вица                   р машка

19.Пословицы с пропущенными буквами.

Не велик ….. , да краснеет нос.

…….  любит чистоту.

Чужбина калина, родина - …..

20.На доске записаны слова. Дети внимательно их читают. Затем слова закрываются и учитель говорит: «Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображенного на картинке предмета совпала с записью слова на доске, то это слово записывайте в тетрадь».

       

   Игровая форма преподнесения материала                 8.Состав чисел изучили,

состоит из трех структурных компонентов:                 Семь в восьмерку заключили.

рифмованные строки к словарному слову,                   восемь                 семь

необычность смысла рифмовок, выделение

буквенной записи в слове с орфограммой.                9. Это слово – чемпион,

     Рифмовка помогает установить смысло –                 Прыгает оно с шестом.

вую взаимосвязь между словом и выделен –                 шестнадцать      шест

ной буквенной записью, указывает на ор –

фограмму , а главное способствует произ –              10. – Кап , кап, кап, -

вольному запоминанию написания сло –                       шепчет капуста.

варных слов. Ученики в дальнейшем                             - Без дождя мне очень скучно!

оперируют рифмовкой как алгоритмом                         капуста кап.

для запоминания орфограммы.

                                                                                      11.Лис и лисица – брат и сестрица.

Вот основные составляющие этого                                лисица       лис        

способа:

 I.Выделение слова в слове.                                        12.Союз живет в жилище,

1.Есть слова подобные птице,                                          Давай его отыщем.

Каркают на словарный странице.                                     жилище     или

          Тина                

Кар – тон      кар!                                                          13. – Ква! – квартира вдруг

          ман                                                                            сказала.              

2.Посмотрите , дети, рак летит в ракете.                         Малышей перепугала.  

ракета                 рак                                                             квартира       ква!

3.Прекрасный город                                                   14.Око в яблоке сидит,

   В этом слове есть,                                                         С высока на мир глядит.

   В нем побывать –                                                 яблоко      око

   Большая честь!                                                        Можно использовать строки из

Двенадцать      вена (Вена)                                        стихов известных писателей,

                                                                        например:

4.Самолет в секрете,                                                - В последний школьный день

   А секрет в билете.                                                Кому я подарю сирень?

   Билет         ил (Ил)                                                сирень         ире (Ире)

5.Ров запрятался в кровать.

Захотелось ему спать.

Кровать                ров

6.Горе начало гореть,

О нем не будем

Мы жалеть.

гореть           горе.

7.Художник мне открыл секрет:

«Я порт большой вместил в портрет».

Портрет порт

II.Выделение слога в слове.

1.Пишу я слово «хорошо».

И в каждом слоге буква О!

хорошо

2.Со слогом МО – я злой мороз,

А без него – я много роз.

3.Нота РЕ запела

В адресе умело.

адрес

4.Изучили мы слова

С написаньем буквы А.

Адрес будет всем знаком,

Первый слог для буквы – дом.

Что?                        Кто?

работа                   народ

завод

машина

малина

стакан

пальто

сапог

платок

5.А в этих словах

без спора живет

сочетание  -ОРО- .

Кто?                        Что?                        Как?

сорока                  город                     скоро

ворона                  дорога

воробей

корова

III.Выделение буквы  в слове.

1.Есть огромная тетрадь,

В которой можно рисовать.

А называется она,

Я вам напомню: с буквы А.

альбом

2.Буква О в костре живет.

И, представьте, не боится,

Не горит и не дымится.

костер

3.Говорить приятно слово:

аккуратно,

Да и помнится легко:

Буква А, два К и О !

аккуратно

4.»Чудо – речка».

ребята

ученик

Кто?                                Что?

медведь                           пенал

петух                               тетрадь

деревня

Будем с буквой Е писать!

Из словарного словечка

Получилось «Чудо – речка».

Между слов она течет,

Букву Е с собой несет.

5.Главные слова важны.

С буквой О они дружны!

        Москва

        столица

6.Посмотрите – ка ребятки,

С буквой О растет на грядке.

        огурец

        морковь

        горох

        помидор

        огород

Ну а где растет капуста?

Как ни странно,

Место пусто.

Почему?

Я, друзья, вам подскажу:

«В написании загадка,

С буквой А другая грядка!»

        капуста

        фасоль

        картофель

Все теперь у нас в порядке!

В ученической тетрадке

О и А растут на грядке!

Страничка словарика выглядит так:

На улице важные лица

Спокойно смогли поселится.

улица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская деятельность в начальной школе. Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне."

Введение элементов исследовательской деятельности в начальной школе. Электронное сопровождение к уроку....

Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Закрепление знаний, умений, навыков по данной теме. Активизация познавательной деятельности через групповую форму работы, использование элемента соревнования. Пробуждать интерес к языку, использу...

тренажёр по русс.яз "непроверяемые безударные гласные"

Тренажёр предназначен для проверки усвоения словарных слов в 3-4 кл. Любое УМК....

Урок русского языка по теме:"Непроверяемые безударные гласные".

Урок русского языка по теме:"Непроверяемые безударные гласные"....

Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Презентация к уроку русского языка по теме: "Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова". УМК школа России....

Формирование навыка правописания слов с непроверяемыми безударными гласными.

В статье предлагаются упражнения, которые можно использовать при работе над словами с непроверяемыми написаниями. Они позволят учителю заинтересовать детей, обогатить их словарный запас....


 

Комментарии