Грамотное письмо
статья по русскому языку по теме

Нестерова Екатерина Вячеславовна

Идея педагогического опыта заключается в том, что представленные в
технологии деятельности по формированию навыков грамотного письма у
учащихся начальных классов формы, методы, средства и способы
деятельности основываются на приемах алгоритмизации обучения русскому
языку. Новизна опыта является условной новизной, так как сочетает в себе
различные подходы по формированию навыков орфографической зоркости
других педагогов и ученых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_navykov_gramotnogo_pisma_uchashchihsya.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ГРАМОТНОГО ПИСЬМА УЧАЩИХСЯ

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ ЧЕРЕЗ АЛГОРИТМИЗАЦИЮ ФОРМИРОВАНИЯ

ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 63»

Александрова Екатерина Вячеславовна

Идея педагогического опыта заключается в том, что представленные в

технологии деятельности по формированию навыков грамотного письма у

учащихся начальных классов формы, методы, средства и способы

деятельности основываются на приемах алгоритмизации обучения русскому

языку. Новизна опыта является условной новизной, так как сочетает в себе

различные подходы по формированию навыков орфографической зоркости

других педагогов и ученых.

Цель опыта: развитие навыков грамотного письма учащихся

начальной школы посредством алгоритмизации изучаемого

орфографического материала.

Алгоритм - система операций, применяемых по строго определенным

правилам, которые после последовательного их выполнения приводят к

решению поставленной задачи.

Рассмотрим применение технологии алгоритмизации при обучении

грамотному письму.

С первым ознакомительным признаком орфограммы дети встречаются

в первом классе при изучении звуков и букв, при этом обращается их

внимание на несовпадение буквы и звука и при помощи алгоритма

предлагается сделать звукобуквенный анализ слов, в процессе развивается

речь и логическое мышление.

Известный методист Н.С. Рождественский считает культуру устной

речи и звукобуквенный анализ устной речи условиями успешности обучения

правописанию. Сознательное усвоение орфограмм возможно, если ученик

соединяет написание со значением слова и его составных частей и с

реальным их звучанием. Приведем пример работы над звукобуквенным

анализом.

Например, произведем фонетический разбор слова «ЗИМА» с

применением алгоритма рассуждения и деятельности ученика:

Ученик рассуждает устно:

«Глаз видит в слове «зима» – 4 буквы. Ушко слышит звук ,] – согласный, он

не поется (показывает на знак ...); звук ,] – мягкий (показывает указкой на

«подушку»). Мягкость обозначает стоящий после него гласный. Звук ,]

звонкий, у него есть парный согласный ,]. Показывает на «колокольчик».

В процессе работы с алгоритмом у детей развивается речь и логическое

мышление.

Для того чтобы добиться определенного результатапри формировании

орфографической зоркости, прежде всего, нужно объяснить, что такое

орфограмма. Для этого стоит использовать «Алгоритм «Матрешка»,

который предполагает последовательное объяснение и разъяснение учебного

материала «от большего понятия к меньшему» через рассмотрение связей

между ними. Несмотря на сложность процесса обучения, не нужно забывать,

что дети учатся в начальной школе и все сказочное им интересно, поэтому

гласный

согласный

мягкий

твердый

звонкий

глухой

Алгоритм «Вижу, слышу, думаю…»

стоит сочетать в процессе работы обучение и развлечение. На примере

алгоритма «Матрешка» можно познакомить детей с увлекательной сказкой,

систематизирующей представление младших школьников о таком разделе

русского языка как «Орфография:

«Есть такая страна «Орфография». В этой стране живет бабушка

Орфографушка, а у бабушки есть внучки Орфограммушки. Эти внучки

любят прятаться, и их часто приходится искать».

Так вот, ребята, «Орфография» - это наш русский язык.

Орфографушка - это слово, а Орфограмушки - это трудные места в слове,

чтобы не ошибиться на письме, необходимо научиться видеть орфограммы,

т.е. находить «внучат Орфограммушек».

Например,

Слово «Мороз» Безударная гласная непроверяемая ударением.

Словарное слово – нужно запомнить.

Этот фрагмент в системе уроков имеет важное значение. Ребята

пускаются в увлекательное путешествие по «Орфографии». Тем самым на

использовании алгоритма «Матрешка» строится системное представление

ребенка по подбору способов правильного письма. Почти на каждом уроке

они будут помогать «бабушке Орфографушке», искать ее хитрых «внучек» в

словах. Это помогает им развивать орфографическую зоркость,

Алгоритм «Матрѐшка»

Орфографушка

Орфограммушки

тренироваться в подборе проверочных слов, применять на практике правила

орфографии.

Приведем пример сказки и применения этого же алгоритма по теме:

«Сочетания ча - ща, чу – щу»:

«Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква «Я»

расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала Я, Я, Я…», а буква «Ю» еѐ

поддержала. Буквы рассердились: «Мы так дружно жили, никто у нас не

зазнавался». И решили буквы наказать букву «Я», отправили еѐ в самый

конец алфавита. Тогда вышли буквы Ч-Щ и сказали, что никогда не станут

рядом с зазнайками Я и Ю, а будут дружить с А и У».

Поясняем основную мысль сказки, опираясь на алгоритм.

Примеры слов на правило:

«Чашка»,

«Роща»,

«Чулок»,

«Щука» и т.д.

Опираясь на алгоритм, ученики делают вывод, приводят примеры слов

с этими сочетаниями, закрепляют знания при самостоятельной работе.

Алгоритм «Матрѐшка»

«Орфографушка» «Орфограммушки»

Сочетание «ча-ща», «чу-щу»

ча-ща

только

а

чу-щу

только

у

Инструкция: Из предложений выпишите в левый столбик слова с

сочетаниями –ча, а в правый – с –ща.

Осенью роща опустела.

Вороны громко кричат.

На дворе трещал мороз.

Сильный ветер качал деревья.

Сороки трещат.

Часы идут точно.

У зайчихи зайчата.

Рыбаки поймали щуку и леща.

ча ща

кричат роща

кричал трещал

часы леща

зайчата

Анализ самостоятельной работы показал, что дети хорошо усвоаивают

новый материал на основе алгоритма «Матрешки».

На уроках по формированию орфографической зоркости выполняются

упражнения, направленные на формирование и развитие не только языковой

и лингвистической, но и коммуникативной компетенции.

Приведем еще один пример работы над шипящими. (На доске рисунок)

За лесом в темной-претемной ч…ще,

Ж…ло ч…довище из ш..пящ…х,

Рядом с ч…довищем гласные

Ч..вствовали себя ужасно.

Вопросы:

Какие шипящие, изображенные на рисунке вам известны?

Как чувствовали себя гласные рядом с этими шипящими? Почему?

Какие гласные вы напишите в словах «чаща», «чудовище»?

После этого говорю детям, что гласные А и У после шипящих пишутся по

традиции. Секрет этого правила – в истории русского языка.

«Когда-то звуки [ж], [щ] были мягкими, поэтому после них писали [и],

букву, которая указывает на мягкость предыдущего согласного. Теперь [ж],

[щ] твердые, но мы по-прежнему пишем после них [и]».

Этот педагогический прием мы условно назвали алгоритмом

«Деревце», который предполагает выстраивание вспомогательных,

наводящих, проблемных вопросов по знанию различных орфограмм, таким

образом, выстраивается «Деревце», состоящее из «веточек», каждое из

которых есть путь рассуждения, поиска ребенком правильного ответа. Так

вырастает «деревце» нашего рассуждения.

Наиболее ярким примером является работа над родственными словами

по алгоритму «Деревце». Прежде чем дать определение, что такое корень, мы

рассматриваем это понятие через данный алгоритм на примере родословной

ученика Иванова. После этого мы подбираем родственные слова к слову

школа и выделяем корень.

При разборе слова по составу первоначально составляем его

«родословную» – ищем «родственников», а затем выделяем части слова.

Дети с огромным интересом и увлечением работают по данному алгоритму.

Алгоритм работы над родственными словами «Деревце»

Целенаправленная систематическая работа по формированию

орфографической грамотности дает хороший результат, если она

построена по алгоритму. Это позволят активизировать познавательные

способности учащихся, создать комфортную атмосферу на уроке,

моделировать ситуацию успеха и соблюдать аспекты здоровьесберегающей

деятельности в начальной школы.

Литература:

1. Интеллектуальное развитие и универсальная образовательная среда

[Текст] / Материалы Всероссийской научно- практической конференции

«Развивающая педагогика в универсальной среде». – М, 2000. – с.-58.

2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до

17 лет [Текст] / И.Ю. Кулагина - М.: УРАО, 1997. –с.121.

3. Радугин, А.А. Психология и педагогика [Текст] / А.А. Радугин. - М.:

Центр, 1999. – с.73.

4. Эльконин, Д.Б. Развитие речи [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М, 1998.

прадед Иванова

Корень рода

дед бабка

отец мать

сам Иванов

Школа

Корень

дошкольник школьник

дошкольный пришкольный

школьник школяр

5. Юркевич, Ю.С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность [Текст] / Ю.С.

Юркевич. – М.: Просвещения, 1996.__


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема по самообразованию:"Организация поэтапной работы над словом с непроверяемым написанием как средство развития навыка грамотного письма младших школьников".

- научить младших школьников работать над словами с непроверяемыми написаниями; - развивать наблюдательность, умение находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать вы...

Влияние воображения на грамотность письма младшего школьника

Давно известно, что язык - это зеркало и социальных и нравственных процессов, происходящих в обществе. Утрата языковой культуры, грамотности не должна оставлять нас равнодушными.На протяжении столетий...

Орфографическая зоркость - основа грамотного письма младшего школьника

В этой статье раскрыты основные  аспекты работы по выработке орфографической зоркости у младшего школьника....

Презентация по теме Развитие орфографической зоркости учащихся первой ступени на уроках русского языка как важнейший фактор формирования навыков грамотного письма

Цель педагогической идеи:lЗаключается в совершенствовании способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира для формирования навыко...

Некоторые приемы формирования навыка грамотного письма

Чтобы повысить грамотность учащихся учитель должен развивать орфографическую зоркость при коллективной работе над ошибками, применяя разные приемы, используя индивидуальный дифференцированный подход. ...

Как научить грамотному письму

Помощь родителям. Эффективный метод научиться грамотно писать...

Резервы совершенствования навыка грамотного письма. Система работы в 1-2 классах, направленная на предупреждение ошибок.

В статье описывается система работы по предупреждению орфографических ошибок в 1-2 классах. Материал может быть полезен учителям, работающим по УМК "Гармония"....