Методическая разработка урока по теме "Вопросительные и повествовательные предложения"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_3_klass_1_.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по русскому языку

1.Программа «Планета знаний» под общей редакцией И.А.Петровой, 3 класс.

2.Тема урока: вопросительные и повествовательные предложения (тип урока – сообщение новых знаний)

3. Цель: познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания.

Задачи:

- образовательные:  научить чувствовать интонационную окраску предложения, правильно строить предложение и произносить его, выделяя интонацией знак препинания.

- воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах и  интерес к самостоятельной работе  посредством разноуровневых заданий;

- развивающие: развивать образное мышление.

4. Литература:

- Русский язык: учебник: для 3-го кл.:В 2 ч. Ч.1/Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина. –М. : АСТ: Астрель, 2011.- 143,: ил. – (Планета знаний).

- Русский язык:рабочая тетрадь №1:  3-ий  кл./Л.Я.Желтовская, О.Б. Калинина. –М. : АСТ: Астрель, 2011.- 47,: ил. – (Планета знаний).

- Обучение в 3-ем классе по учебнику «Русский язык» Л.Я. Желтовской: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/Л.Я.Желтовская. - М. : АСТ: Астрель, 2011.- 94 – (Планета знаний).

5. Оборудование:

- иллюстративный материал по словарным словам;

-загадки.

6.План урока:

Организационный момент 1 мин.

Проверка выполнения  домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме: «Предложение». 4 мин.

Подготовка тетради к работе 3 мин.

Минутка чистописания 2 мин

Словарная работа 4 мин.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.7 мин.

Усвоение новых знаний 5 мин.

Физминутка 1 мин.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний 9 мин.

Систематизация и обобщение знаний 4 мин.

Подведение итогов 2 мин.

Информация о домашнем здании.3 мин.

Организационное завершение урока. 1 мин.

7. Ход урока

Речь и деятельность учителя

Речь и деятельность учащихся

Организационный момент

Доброе утро, ребята! Проверьте свое рабочее место: та должны лежать дневник, учебник, тетради и письменные принадлежности. Если все готовы, мы начинаем урок.

Дети встают, проверяют готовность рабочего места и здороваются  с учителем.

Проверка выполнения  домашнего задания: проверка знаний учащихся по теме: «Предложение».

Открываем учебник на стр. 63 и тетрадь с домашним заданием. Проверяем.

Дети открывают учебник и тетрадь. Один из учеников читает выписанное предложение, называет признаки, по которым он определил, что это предложение. Второй ученик называет основу предложения. Третий ученик называет словосочетания, из которых состоит предложение.

Подготовка тетради к работе.

Записываем в тетрадь число: двадцать первое октября, классная работа.

Дети записывают.

Минутка чистописания

Ребята, сейчас за окном темный и хмурый осенний месяц: октябрь. Посмотрите в окно: какие приметы осени вы можете назвать?

Хорошо. В некоторых названных вами словах встречается буква “О”. Вот ее мы и будем писать в различных соединениях с другими буквами.
На доске появляется запись заглавной и строчной букв с нижним, средним и верхним соединениями с другими буквами. Оро, оло, обо, ого.

 Записываем соединения букв в тетрадь. Стараемся делать это аккуратно  и красиво.

Дождь, лужи, отлет птиц, листопад, зонтик, сапоги и т.д.








Дети прописывают сочетания букв.

Словарная работа

Вы говорили, что осенью птицы улетают в теплые края, но некоторые из названных птиц остаются с нами зимовать. Вспомните словарные слова, обозначающие названия птиц, в написании которые есть сочетания “оро” или “оло”.
Дети называют слова, записывают их на доске, учитель вывешивает картинки птиц.
На доске появляется запись:
ворона, воробей, сорока, соловей.

Молодцы! А теперь внимательно посмотрите на записанные слова и скажите, что в них общего с точки зрения русского языка.

- гнезда птиц круглые, как буква “о”;
- яйца овальные;
- птенцы птиц похожи на маленькие комочки;
- когда птицам холодно они растопыривают свои перья и становятся кругленькими и т.д.





- во всех словах три слога;
- слова отвечают на вопрос “кто?” и являются одушевленными предметами;
- это имена существительные;
- они все записаны с буквы, обозначающей согласный звук.

Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности.

Название темы сегодняшнего урока  вам придется сказать самим, отгадав загадки о знаках препинания.


 Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца.


Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.

Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.

Во время ответов детей учитель выставляет на доску карточки с этими знаками.
Кто догадался, о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Расскажите все, что вы знаете о предложении.






Ребята, прослушайте текст и скажите, одинаково ли произносятся предложения.

После работы мама пришла домой и спрашивает сына:
- Ванюша, ты сделал уроки на завтра?
- Нет, – отвечает сын. – Я смотрел мультфильмы.
Мама огорчилась ответу сына и раздраженно сказала:
- Ну, так делай!





Восклицательный знак.


Вопросительный знак.


Точка.




На уроке мы будем говорить о предложениях и знаках препинаниях в конце предложений.


Предложение – это законченная мысль. На письме предложения пишутся с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знаки. В устной речи предложения отделяют друг от друга паузой и интонацией. Несколько предложений, связанных между собой по смыслу, образуют текст. Текст имеет заглавие.



Предложения произносятся по-разному. Сначала мама спрашивает, сын ей отвечает. А потом мама приказывает сыну делать уроки.

Усвоение новых знаний

Правильно. Предложения отличаются по цели высказывания: они могут содержать вопрос, спокойное повествование или давать указания, приказы, просьбы. И в зависимости от цели высказывания, на конце предложений стоят разные знаки препинания.

Откройте учебник на ст. 64  и прочитайте правило о предложениях по цели высказывания.

О каких видах предложение по цели высказывания вы узнали?

Какие знаки ставятся в конце этих предложений?





Дети читают правило.


О вопросительных и повествовательных.

Вопросительный знак и точка.

Физминутка

Учитель руководит и показывает.


Под осенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, на них смотри –

Головою не крути.

Руки вниз ты опусти

Глазами следом ты веди.

Закрой глаза, теперь открой…

Посмотри перед собой.

Под осенние напевы

Повернёмся вправо, влево.

Руки вверх, руки вниз!

Вверх! И снова наклонись!

Вправо, влево головою!

Руки вверх! Перед собою!

Топни правою ногой!

Вправо шаг. На месте стой!

Топни левою ногой!

Повернись направо к другу.

Правую дай руку другу.

 

Ученики выполняют.

Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний

Устно  работаем с упражнение 78 на  стр. 64.

Читаем задание и текст упражнения.

Какие предложения использованы  в диалоге героев?

Сто помогло выбрать нужную интонацию при чтении реплик?

Работаем с упражнением 82 на стр. 65.

Прочитайте и определите, кто спрашивает, а кто отвечает?

Запишите диалог, расставляя знаки препинания в конце предложения.

Дети читают задание, читают текст.


Вопросительные и повествовательные.


Знак препинания в конце предложения.


Дети читают.

Лисонька спрашивает, заяц отвечает.


Дети записывают диалог в тетрадь.

Систематизация и обобщение знаний

С какой темой мы познакомились на уроке?

О каких предложениях говорили мы сегодня?


Как мы отличаем эти виды предложений?


Какие знаки препинания мы ставим на конце таких предложений?

Виды предложений по цели высказывания?

О вопросительных и повествовательных.


В  повествовательных содержится информация, а в вопросительных – вопрос.

В  конце повествовательного предложения ставится точка, в конце вопросительного – вопрос.

Подведение итогов

Учитель ставит отметки за урок.

Дети ставят их  в дневник.

Информация о домашнем здании.

Записываем в дневник домашнее задание: правило на стр. 64 – учить, упр. 83 –письменно.

Организационное завершение урока.

На этом урок окончен. До свидания!

Дети прощаются с учителем и несут дневники на подпись.

8. Оформление доски

Двадцать первое октября.

Классная работа.

Оро-

Оло-

Обо-

Ого-

Ворона, воробей, сорока, соловей.

Упражнение 82.

9. Оформление записи в тетради учащегося.

Двадцать первое октября.

Классная работа.

Оро Оро Оро Оро Оро

Оло  Оло  Оло Оло Оло

Обо Обо Обо Обо Обо

Ого  Ого Ого Ого Ого

Ворона, воробей, сорока, соловей.

Упражнение 82.

Текст упражнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока .Контроль знаний по теме:" Слово,предложение,текст"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме Слово,предложение,текст.(контроль знаний) УМК Школа россии...

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе "Связь слов в предложении" ("Школа 2100")

Тип урока: изучение нового материала. Данный урок направлен на формирование у обучающихся умения устанавливать связь слов в предложении, развитие орфографической зоркости, словарного запаса обучающися...

Методическая разработка урока по русскому языку во 2 классе по теме: «КОНСТРУИРОВАНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ СО СЛОВАМИ, ОТВЕЧАЮЩИМИ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?».

Урок русского языка по УМК «Школа 2100».  Тема урока: «КОНСТРУИРОВАНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ И ПРЕДЛОЖЕНИЙ СО    СЛОВАМИ,  ОТВЕЧАЮЩИМИ НА ВОПРОСЫ КТО? ЧТО?».Тип урока: урок комплексн...

методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"

Урок направлен на углубление знаний учащихся об однородных членах предложения, формирования правильного употребления запятой в предложениях с однородными членами, развитие умения конструировать предло...

Методическая разработка урока русского языка «Однородные члены предложения»

Создать условия для формирования представлений у учащихся об однородных членах предложения....

Методическая разработка урока русского языка во 2 классе «Предложение. Члены предложения.»

Методическая разработка урока русского языка составлена на основании рабочей программы по предмету «Русский язык» учебно – методического комплекса «Планета Знаний»....

Методическая разработка урока русского языка « Что такое предложение" по программе « Школа России» 2 класс УМК : "Русский язык" В.П. Канакина, В.Г.Горецкий

Методическая разработка урока  русского языка во 2 классе по теме «Что такое предложение»    включает в себя план-конспект урока. Материал может быть использован для проведе...