Методическая разработка урока русского языка «Однородные члены предложения»
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Создать условия для формирования представлений у учащихся об однородных членах предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_pogodin_nl.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка «Однородные члены предложения»

УМК: Планета Знаний

Класс: 4

Тема: Перечисляем (Однородные члены предложения)

Цель: Создать условия для формирования представлений у учащихся об однородных членах предложения.

Задачи: 1. Познакомить с понятие «однородные члены предложения».

2. формировать умения распознавать однородные члены предложения и расставлять знаки препинания при однородных членах.

3. Формирование орфографической зоркости.

4. Формирование общеучебных навыков.

5. Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование: карточки со схемами, карточки  с предложениями, картинка с ребусом, текст для редактирования, компьютер, проектор,  экран.

Ход урока:

1. ОРГМОМЕНТ

Учитель: Прозвенел звонок и смолк,

                 Начинается урок.

                 Тихо девочки за парты сели,

                  Еще тише мальчики за парты сели,

                  На меня все посмотрели.

2. ЧИСТОПИСАНИЕ

Начинаем мы наш урок с минутки чистописания.

Сегодня мы работаем со словом на букву Д.

Прописываем: Д  Дд  до  де  одо  иде

Учащиеся пописывают.

Учитель: Слово, с которым мы будем работать, зашифровано в ребусе.

 

ДОМ                СУК     к = г

3. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Учащиеся: Досуг.

Учитель: Что такое досуг?

Учащиеся: Свободное от работы время. (Смотрят в словарике в конце учебника)

Учитель: Запишем это слово. Определяем ударение, делим слоги на слоги.

Учащиеся выполняют.

Учитель: Найдем в слове орфограммы, объясним их написание.

Учащиеся выполняют (г – нет досуга, 0 – непроверяемая безударная гласная)

Учитель: Дадим характеристику каждому звуку.

Учащиеся выполняют.

Учитель: Подберем однокоренное слово к слову досуг и запишем его. Разберем это слово по составу.

Учащиеся: Досуговый. (корень досуг, -ов – суффикс, -ый окончание, основа – досугов-)

Учитель: Подберем синонимы к слову досуг.

Учащиеся: Праздность, отдых.

Учитель: Подберем антоним к слову досуг.

Учащиеся: Работа, недосуг.

Учитель: Составим устно со  словом  досуг словосочетание.

Учащиеся выполняют. (в часы досуга, досуговый центр)

Учитель: Составим устно с этим словом предложение.

Учащиеся выполняют.

4. Этап подготовки обучающихся к активному сознательному усвоению знаний

Учитель: Внимание на доску. Я предлагаю вам составить предложение из данных слов и слова досуг.

(Хорошая, скрашивает, досуг, книга)

Учащиеся: Хорошая книга скрашивает досуг.

Учитель: Запишем это предложение.

Учащиеся выполняют.

Учитель: Как вы понимаете это высказывание?

Учащиеся объясняют смысл высказывания.

Учитель: Подчеркнем в этом предложении основу предложения.

Учащиеся: Хорошая книга скрашивает досуг.

Учитель: Составим схему этого предложения.

Учащиеся:         

Учитель: Перед вами на столе карточки с предложениями и карточки со схемами в предложении. В паре соотнесите предложения и схемы. (Приложения 1)

Учащиеся  составляют.

Учитель: Какие предложения показались вам необычными, незнакомыми?

Учащиеся: 4-ое и 5-ое. В 4 – м много сказуемых, а в 5 – м – подлежащих.

5. УСВОЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Учитель: Поработаем с этими предложениями. Положите их пред собой. Читаем перовое предложение. Запишем его.

Учащиеся: Дождик крапал, моросил, стучал, косил.

Учитель: Найдем в этом предложении предмет.

Учащиеся: Дождик.

Учитель: Какие действия он выполняет?

Учащиеся  перечисляют.

Учитель: Что интересного заметили?

Учащиеся:   Идет перечисление, много действий, которые совершает дождик.

Учитель:  Верно. Подчеркнем главные члены предложения.

Учащиеся: Дождик крапал, моросил, стучал, косил.

Учитель: Чем разделены в этом предложении действия, относящиеся к подлежащему?

Учащиеся: Запятыми.

Учитель:  Итак, мы с вами использовали слова – перечисления действий предметов. Такие члены предложения называются однородными сказуемыми и разделяются на письме запятыми. Подчеркнем запятые.

Учащиеся  выполняют.

Учитель: Посмотрим, что об этом нам говорит учебник. С. 34

Учащиеся  читают правило.

6. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Учитель: Переходим ко второму предложению. Записываем его в тетради и попробуйте проанализировать его в паре и объяснить.

Учащиеся выполняют.

Здесь несколько подлежащих (ромашки, васильки, одуванчики). Все они выполняют одно действие – растут. Все подлежащие разделяются запятыми. Эти слова называются однородными подлежащими.

7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель:  Внимание на экран. Работаем по рядам. Для каждого ряда предложено предложение. Ваша задача дополнить предложение двумя – тремя однородными членами предложения. Слово – подсказка выделено. Записать это предложение, подчеркнуть однородные члены предложения.

(На экране: Осенний ветер закружил листья. В лесу озере обитает щука.  Клумбу украшали розу.)

Учащиеся  выполняют.

Проверяют фронтально. Делают выводы о правописании однородных членов предложения.

8. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ.

Учитель:  Итак, мы с вами познакомились с тем, что такое однородные члены предложения. Предлагаю Вам сейчас выступить в роли редактора. Работаем в паре. Перед вами текст. (Приложение 2).

Ваша задача отредактировать его, сделать более красивым, уместив все в одно предложение. При этом в центре нашего внимания находятся однородные члены предложения. Ни одного важного слова мы пропустить не можем.

Учащиеся  выполняют.

Учитель  в ходе работы учеников консультирует учащихся.

Учитель:  Готовы представить свои предложения.

Учащиеся  зачитывают свои предложения.

(Пришла золотая, красивая, румяная осень. Наступает золотая, красивая, золотая осень. и т. д.)

Учитель:  Есть ли здесь однородные члены предложения?

Учащиеся: Золотая, красивая, золотая. Подчеркнули волнистой линией. Разделили слова запятыми.

9. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Учитель: Над чем мы сегодня работали?

Что было сегодня самым трудным?

Что вам сегодня понравилось?

Чтобы вы еще хотели бы узнать об однородных членах предложениях?

Учащиеся  высказывают свои мысли. 

Учитель:  Спасибо за урок!

10 Д/з

с.35 упр. 79, с. 34 – правило.

Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Однородные члены предложения.Закрепление"

Тема: "Однородные члены предложения. Закрепление"....

Урок русского языка "Однородные члены предложения" 3 класс

Тип урока: открытие новых знаний. К уроку прилагается технологическая карта по ФГОС и презентация....

урок русского языка Однородные члены предложения

на уроке учащиеся работают в разноуровневых группах, в роли консультантов ученики из 8 класса...

Урок русского языка "Однородные члены предложения"

Урок русского языка "Однородные члены предложения"...

методическая разработка урока русского языка "Однородные члены предложения"

Урок направлен на углубление знаний учащихся об однородных членах предложения, формирования правильного употребления запятой в предложениях с однородными членами, развитие умения конструировать предло...

Разработка урока русский язык "Однородные члены предложения"

Разработка урока русский язык "Однородные члены предложения"...