Русский язык, 1 класс
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Зайцева Оксана Валентиновна

Рабочая программа по русскому языку, УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_1_klass.doc204 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селекционная средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

Рассмотрено                                                                Принято

на заседании школьного                                                 педагогическим советом

методического объединения

протокол №___                                                        протокол №____

от _______2012 г.                                                        от ______2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

на 2012- 2013 учебный год

1 класс

                                                                        Составитель: Зайцева О. В.,

                                                                        учитель высшей категории

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы ______Т. Б. Парчиев

Введено в действие

Приказ № ___от _____2012 г.

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Закона РФ  «Об образовании»,  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программе начального общего образования по русскому языку, авторской программы  Соловейчик М.С. «Русский язык»  М.: «Просвещение», 2011, планируемых результатов освоения обучающимися основой образовательной программы начального общего образования МБОУ «Селекционная средняя общеобразовательная школа», программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ «Селекционная средняя общеобразовательная школа».

          Авторская программа М. С. Соловейчик входит в УМК «Гармония».

Содержание программы рассчитано на 50 часов (5 часов в неделю).

        Для реализации программы используется учебно-методический комплект:

учебник Соловейчик М.С., Кузьменко «К тайнам нашего языка», 1 класс. - Смоленск: «Ассоциация XXI век», 2009);

Тестовые задания (Тестовые задания по русскому языку 1 класс /  М. В. Сычева, Л.Д.Мали ; под редакцией М.С. Соловейчик. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009),

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». Метод. рекомендации к учебнику по русскому языку. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2005.

Мали Л. Д. и др. Пособие для учителя «Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса (под ред. М.С. Соловейчик).  – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2005.

2. Общая характеристика учебного предмета

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младших школьников и формирование у них универсальных учебных действий в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка», построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования учащихся. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам: от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению контролировать выполняемые действия и их результаты.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной программе, является его коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему рассмотрение большей части разделов и тем курса, в соответствии с программой, направляется коммуникативным мотивом.

Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им. В связи с этим в программе делается попытка представить не только понятийное содержание обучения, но и перечень тех основных языковых и речевых действий, которые осваивают учащиеся.

В курсе русского языка первого класса, как и в период обучения грамоте, в центре внимания находятся понятия: родной язык, устная и письменная речь, слово, звук, буква.

Целью изучения русского языка в 1 классе является формирование устной и письменной речи учащихся  через развитие фонематического слуха.

Задачи изучения русского языка:

      - формировать познавательный интерес к учебному предмету «русский язык»;

       - развивать фонематический слух;

       - обучать письму.

Центральная задача курса русского языка первого класса — обобщить и систематизировать знания детей по фонетике и графике, приобретенные в период обучения грамоте, закрепить их фонетические и графические умения. Для практического использования вводится простейшая фонетическая транскрипция. При повторении вопросов графики большое внимание уделяется освоению алфавита, что важно для формирования умения пользоваться словарями и справочниками.

Ядро орфографической работы на данном этапе обучения составляет формирование умения обнаруживать орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных.

Контроль  осуществляется в  виде письменных контрольных             диктантов(1),  итоговой проверочной работы, контрольного списывания(2), словарных диктантов(2)и тестов(2).

1. 3. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

1) Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с  системой языка должно предполагать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

 2) Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества  важно для  духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию  в процессе общения следует   рассматривать как  компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его  гражданственности.

3) Язык – это явление культуры,  поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи  являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития  ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4)  Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию. Этим определяется статус предмета «Русский язык» в системе  начального общего образования.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Планируемые результаты изучения курса "Русский язык"

Предметные.

Развитие речи. Речевое общение.

Обучающийся научится:

самостоятельно или под диктовку писать или списывать без ошибок  предложения или небольшой текст;

устанавливать характер затруднений при письме и применять нужное правило и способ проверки;

первичному умению оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения не уроке,

в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета;

слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;

пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;

составлять текст  из набора предложений;

выбирать заголовок текста из ряда данных и самостоятельно озаглавливать текст.

Обучающийся  получит возможность научиться:

различать устную и письменную речь;

различать диалогическую речь;

отличать текст от набора не связанных друг с другом предложений;

анализировать текст с нарушенным порядком предложений и восстанавливать  их последовательность в тексте;

определять тему и главную мысль текста;

соотносить заголовок и содержание текста;

 составлять текст по рисунку и опорным словам  ( после  анализа содержания рисунка);  

 составлять текст по его началу и по его концу, по вопросам;

составлять небольшие монологические высказывания по результатам наблюдений  за фактами и явлениями языка.

Лексика

Обучающийся научится:

различать слово и предложение, слово и слог;

различать слово как двустороннюю единицу языка; иметь представление о значении слова и его звукобуквенной форме на основе наглядно-образных моделей;

различать слова, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы и отвечающие на вопросы  кто? что?;

определять имена собственные и правильно их записывать;

определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;

 выделять слова с общим значением (члены семьи, одежда, транспорт и др.).

Обучающийся  получит возможность научиться:

осознавать слово как единство звучания и значения;

получить первоначальное представление о знаковой функции слова как заместителя, «представителя» реальных предметов, их свойств и действий;

получить первоначальное представление о словах со сходным и противоположным значением, с прямым и переносным значением слова и многозначных словах.

составлять тематические группы слов по определенным темам.

Фонетика,  графика, орфография.

Обучающийся научится:

различать звуки речи; понимать различие между звуками и буквами;

устанавливать последовательность звуков в слове и их число;

различать  гласные  и согласные  звуки,  определять их в слове и правильно произносить;

определять качественную характеристику гласного звука в слове: ударный или безударный;

различать гласный звук [и] и согласный звук [й];

различать  согласные звуки: мягкие и твёрдые, глухие и звонкие, определять их в слове и правильно произносить;  

различать непарные твёрдые согласные [ ж] [ш ], [ ц]  непарные мягкие согласные [ч’ ], [щ’], находить их в слове, правильно произносить

различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги,

обозначать ударение в слове;

правильно называть буквы в алфавитном порядке;

различать звуки речи и буквы, которыми обозначаются звуки на письме;

переносить слова по слогам на письме;

раздельно  писать слова в предложении,

верно писать буквосочетания  жи — ши, ча — ща, чу — щу в словах;

употреблять прописную букву в начале предложения, в именах собственных;

верно писать непроверяемые гласные и согласные в корне слова (перечень слов в учебнике);

 без ошибок списывать текст с доски и учебника;

 писать под диктовку  слова, предложения, тексты, включающие 12—15 слов;

самостоятельно составлять и записывать текст из 2—3 предложений на определенную тему.

Обучающийся  получит возможность научиться:

наблюдать над образованием звуков речи;

находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем;

произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка ( круг слов определён словарём произношения в учебнике);  

различать два способа обозначения мягкости согласных: с помощью гласных е, ё, и, ю, я  и мягкого знака;

 находить безударные гласные в словах, подбирать проверочные слова;

писать мягкий и твердый знаки в словах на основе анализа их звучания;

пользоваться орфографическим словарём в учебнике как средством самоконтроля.

Морфология.

Обучающийся  получит возможность научиться:

распределять слова по группам по  их основному значению и вопросам;

находить в тексте слова -названия предметов, названия признаков предметов и названия действий.  

Синтаксис и пунктуация.

Обучающийся научится:

различать текст и предложение, предложение  и  слова,  не составляющие предложения;

выделять предложения из  речи;

соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;

соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

составлять предложения из слов;

составлять предложения по схеме, по рисунку;

писать предложения под диктовку, а также составлять их схемы;

верно оформлять предложения на письме: употреблять большую букву в начале и точку в конце предложения

Обучающийся  получит возможность научиться:

Определять существенные признаки предложения: о смысловую и интонационную законченность;

Устанавливать смысловую связь слов в предложении по вопросам;

Осмысливать роль предложения в речевом общении, его интонационное и пунктуационное оформление в речи.

Личностные результаты:

Обучающийся  получит возможность:

Уважать  русский  язык;

развивать произвольную сферу;

овладеть навыками самостоятельной и групповой работы;

 определять свои сильные и слабые стороны;

осмыслить позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

осмыслить значение общения для передачи и получения информации;

формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа  и как к государственному языку;

формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;

получать представление о многообразии  окружающего мира и  духовных традициях русского народа;

получать представлениео этических чувствах (доброжелательности,  сочувствия, сопереживания, миролюбия, терпения и т.д.);

получать первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

формировать потребность  к творческой  деятельности.

Метапредметные результаты:

Обучающийся получит возможность научиться:

 аккуратно и безошибочно писать;

овладеть начальными навыками письменной речи;

развитие коммуникативных навыков;

принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;

высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;

проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности (опираясь на

 предложенный алгоритм (узелки на память);

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы;

целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач;

ориентироваться в учебнике  и использовать условные обозначения при освоении материала урока;

осуществлять под руководством учителя  поиск нужной информации;  

понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);

работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица,  схема) под руководством учителя;

понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;

преобразовывать информацию, полученную из рисунка ( таблицы, модели) в  словесную форму под руководством учителя;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме, обсуждать ее участвуя в диалоге, соблюдая правила бесконфликтного общения;

 осуществлять   сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);  

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

использовать собственный опыт в решении познавательных задач.

слушать собеседника и понимать речь других;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста)

принимать участие в диалоге;  

задавать вопросы, отвечать на вопросы других;

принимать участие в работе парами и группами;

договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;

оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

3.Содержание учебного предмета:

 Язык и речь (16 ч). Родной язык и иностранные языки. Речь деловая и изобразительная (картинная), устная и письменная. Главные требования к речи: быть понятной и вежливой. Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письмe. Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.

         Записка, письмо, телеграмма, поздравление - особенности их содержания, структуры и письменного оформления.

Слово (6 ч). Группы слов: слова-названия людей, животных, вещей и т.д., их признаков, действий, количества; слова-указатели; слова-помощники. Собственные имена.

Звуки и буквы (28 ч). Звуки русского языка: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрипция (термин не употребляется) как способ обозначения звукового состава слов.

Буквы, алфавит; использование алфавита в словарях. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й'] буквами е, ё, ю, я; й (обобщение).

Орфограммы  («опасные при письме места»), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жu-.ши, ча-ща, чу-щу_ безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости. Способы нахождения «опасных мест» и их указание в записанном тексте.

         Графические и орфографические неправильности («описки и ошибки») как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей. Состав действий списывания и письма под диктовку.

3.1. Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности

Правильное письмо – письмо без описок Описка как нарушение правильности речи, как препятствие для понимания. Разновидности описок, их выявление и способы исправления. Мотивация самопроверки написанного. Правильное письмо – письмо без ошибок Продолжение мотивации самопроверки написанного. Знакомство с понятием «ошибка» и способами их иправления. Повторение освоенных правил письма. Уточнение понятия «правильное письмо». Обучение проверке написанного Совершенствование речевых умений и орфографической зоркости; закрепление умения списывать. Освоение «словарных слов», повторение алфавита.

Повторение изученных правил письма. Работа со словарём. Тренировка в определении и обозначении границ предложений, в применении изученных правил.

Лексика

Язык и речь (  16   ч).


Родной язык и иностранные языки.

Речь деловая и изобразительная (картинная), устная и письменная.

Главные требования к речи: быть понятной и вежливой.

Оформление мыслей (предложений) в устной речи и при письмe.

Правильное и красивое письмо как важное условие понятности и вежливости речи.

         Записка, письмо, телеграмма, поздравление - особенности их содержания, структуры и письменного оформления.

Сравнивать значения слова «язык», анализировать ответ персонажа, выявлять причину неправильности. Анализировать родственные связи слов, делать умозаключение о значении слова. Инициировать беседу дома на обсуждаемую тему, определять свою точку зрения. Сравнивать слова, произносимые на разных языках. Читать, «добывать» ответ на вопрос учебника. Рассматривать и сравнивать обложки книг, выявлять их авторов, квалифицировать книги как знакомые и незнакомые. Списывать, действуя по освоенному алгоритму. Находить слова в словаре, выписывать их. Анализировать урок с точки зрения приобретения новых сведений, обобщать их.

Слово и его лексическое значение    Слово   в   словаре   и  тексте. Определение    значения    слова    в толковом     словарике    учебника Слова  однозначные  и  многозначные. Фонетический анализ слова.

Расширение сведений о собственных именах

Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, журналов как собственные имена.

Упражнение в выявлении и написании собственных имён. Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками

Части речи (без термина) как группы слов, отличающиеся значением и вопросами. Деление частей речи на самостоятельные и служебные (предварительное знакомство без использования терминов).


Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что?

Значения имён существительных (без термина), отвечающих на вопросы «кто?», «что?»; разграничение таких слов.

Знакомство с собственными именами

Значение и написание собственных имён.

Расширение сведений о собственных именах

Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, журналов как собственные имена.

Упражнение в выявлении и написании собственных имён.

Морфология.

Слово(6 ч)


Группы слов: слова-названия людей, животных, вещей и т.д., их признаков, действий, количества; слова-указатели; слова-помощники.


Собственные имена.

Повторение изученных правил письма; проверка написанного.

Анализировать предложения, выявлять причины его неясности. Читать вопрос-заголовок, ставить задачи урока. Делить предложения на слова, классифицировать их в зависимости от вопроса и значения. Делать вывод о наличии в языке групп слов, обобщать сведения. Анализировать значения слов, ставить вопросы к словам, классифицировать их. Конструировать предложения, находить «опасные места», списывать, действуя по алгоритму; моделировать диктуемое предложение и писать его под диктовку с опорой на модель.


Выявлять слова, значения которых требуют уточнения; обращаться к словарю, находить в нём нужное слово. Анализировать слова, выбирать написание. Читать сообщения, находить нужные сведения. Отвечать на вопросы персонажей, аргументировать ответы. Находить в учебнике требуемую информацию, в том числе для проверки своих знаний, умений. Анализировать модель речи, с опорой на неё строить сообщения. Сравнивать записи, различать правильные и неправильные, группировать их,  аргументировать решение.

Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных Различение твёрдых и мягких согласных звуков; их обозначение на письме с помощью букв гласных Правописание гласных в сочетаниях «жи–ши, ча–ща, чу–щу» (под ударением).


Обозначение мягкости согласных с помощью ь Сопоставление двух способов обозначения мягкости согласных звуков. Обучение выбору нужного способа. Обозначение мягкости согласных разными способами Закрепление умения выбирать способ обозначения мягкости согласных. Перенос слов с ь. Применение изученных правил письма Упражнение в различении звуков и букв и письме под диктовку. Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й,] Сопоставление функций указанных букв. Повторение двух способов обозначения звука [й,] и правила выбора нужного способа. Два способа обозначения звука [й,] (закрепление) Упражнение в выборе способа обозначения звука [й,]. Обозначение звука [й,] буквами Различение звуков и букв; звуковой анализ написанных слов. Выбор способа обозначения звука [й,]. Перенос слов с букой й. Обозначение мягкости согласных и звука [й,] (обобщение) Соотнесение звуков и букв при списывании и письме под диктовку. Применение освоенных правил письма. Обучение проверке написанного. Упражнение в письме под диктовку и соотнесении звуков и букв


Тренировка в определении и обозначении границ предложений, в применении изученных правил, в правильной записи словарных слов.

Фонетика, графика, орфография.

Звуки и буквы (28ч)

Звуки русского языка: гласные и согласные; гласные ударные и безударные; согласные

твердые и мягкие, парные и непарные; согласные звонкие и глухие, парные и непарные (обобщение). Элементарная транскрипция (термин не употребляется) как способ обозначения звукового состава слов.

Буквы, алфавит; использование алфавита в словарях. Способы обозначения твердости-мягкости согласных буквами гласных и ь; способы обозначения звука [й'] буквами е, ё, ю, я; й (обобщение).


Орфограммы  («опасные при письме места»), их признаки: начало и конец каждой мысли, границы слов, собственные имена, перенос слов, ударные слоги жu-.ши, ча-ща, чу-щу_ безударные гласные звуки, парные по глухости-звонкости согласные на конце слов и перед другими парными по глухости-звонкости. Способы нахождения «опасных мест» и их указание в записанном тексте.

         Графические и орфографические неправильности («описки и ошибки») как препятствия для понимания письменной речи. Проверка написанного и способы исправления погрешностей. Состав действий списывания и письма под диктовку.

Сравнивать значения слов, уточнять их по словарю; наблюдать за расположением слов в словаре. Делать умозаключение о необходимости знания алфавита. Выявлять алфавитный порядок слов, располагать слова по алфавиту (применительно к разным жизненным ситуациям). Анализировать порядок букв, слов, различать их последовательности как правильные или неправильные. Находить в словах «опасные места» (на слух и зрительно), выяснять (проверять) буквы по словарю. Сравнивать естественное звучание слова и его звучание при графической ошибке; вычленять неверно обозначенный звук, объяснять ошибку. Формулировать (с опорой на модель) способ действия при выборе буквы, выполнять нужные действия.


Планировать решение задачи письма. Обобщать (с опорой на модель) правила русской графики; создавать с помощью модели и ключевых слов деловые монологические высказывания. «Переводить» звуковые записи слов в буквенные, анализировать и классифицировать слоги, слова с учётом характера звука, его позиции в слове и способа обозначения буквой. Сравнивать способы обозначения мягкости согласных звуков, (звука [й,]); выбирать нужный способ в зависимости от позиции звука в слове. Различать правильные написания и неверные, проверять написанное, а также контролировать ход рассуждения персонажа (другого ученика), находить и исправлять ошибки.

Календарно-тематическое планирование

Типы уроков и их сокращения:

Урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;

Урок закрепления новых знаний и выработка умений – УЗНЗВУ;

Урок комплексного использования знаний – УКИЗ;

Урок обобщения и систематизации  знаний – УОСЗ;

Урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;

Комбинированный урок – КУ;

Урок -  практикум – УП.


урока

Тема урока, тип урока

Элементы содержания

Вид

контрол

Да

та

1

Язык и речь

 Знакомство с учебником русского языка          УИПЗЗ


Название учебника, его структура,  условные обозначения, персонажи. Обсуждение письма авторов. Повторение сведений об «опасных при письме местах».


Инд

2


О нашей  речи .         УЗНЗВУ

Уточнить представления о деловой и картинной речи. Повторить сведения об «опасностях письма», правила переноса. Познакомить с памяткой №2.


Инд

3


 Роль слов в речи

УЗНЗВУ

Создание собственных высказываний на основе различных источников. Наблюдение за использованием слов.


Инд

4

Какие бывают слова?

 Знакомство с тремя группами слов: названиями, указателями, помощниками УИПЗЗ

Познакомить с грамматическими группами слов.

Инд

5


Слова-названия, отвечающие на вопросы кто? что? УИПЗЗ

Разграничивать грамматические группы слов и слова-названия, отвечающие на вопросы кто? и что?.

Инд

6,7,8

Знакомство с собственными именами.  Значение и написание собственных имён УИПЗЗ 

Понятие собственные имена. Учить их отличать от других слов. Правило написания собственных имён.

Инд

9

Какие бывают слова?

Тест.                                 УПОКЗ

Расширение сведений о собственных именах

Названия стран, городов, деревень, улиц, рек, книг, журналов как собственные имена.

Упражнение в выявлении и написании собственных имён

Тем

10

Разные языки: родной и иностранные

Какие бывают языки? УЗНЗВУ

Многозначность слова язык. Смысл понятий родной и  иностранный языки. Правописание имён собственных.

Инд

11

Кто такие переводчики?     КУ 

Работа и роль переводчика. Повторить сведения о частях речи, об именах собственных. Списывание.

Инд

12

Речь устная и письменная

Устная и письменная речь, оформление границ предложения .                 УП 

Выделять предложения из потока речи, оформлять их границы. Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Определение количества предложений в устной и письменной речи.

Инд

13

Выразительность устной и письменной речи          УП 

Особенности оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Определение количества предложений в устной и письменной речи.

Инд

14

Раздельное написание слов в предложении. Запятая при перечислении               УИПЗЗ

Деформированный текст. Написание предлогов. Отдельные случаи постановки запятой при перечислении.

Инд

15

Разграничение приставок и предлогов                   УЗНЗВУ

Способы разграничения частей речи. Письмо под диктовку.

Инд

16

Словарный диктант..                                 УПОКЗ

Упражнение в  оформления мыслей (предложений) в устной и письменной форме. Определение количества предложений в устной и письменной речи.

Тем

17

Звуки русского языка

Звуки речи. Новый способ их обозначения             УКИЗ

Систематизировать сведения о звуках речи. Транскрипция.

Инд

18

Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости           КУ 

Характеристика отдельных согласных звуков, их сопоставление и обозначение новыми условными значками.

Инд

19

Освоение нового способа обозначения звукового состава слов                УИПЗЗ

Выделять и характеризовать звуки. Читать и оформлять звуковые записи слов. Классификация слов-названий.

Инд

20

Словарный диктант.                                  УПОКЗ

Звуковой анализ слов. Запись и чтение звуковых записей. Нахождение «опасных мест». Правила написания  слов и предложений. Письмо под диктовку.

Инд

21

Звуки русского языка    УКИЗ

Упражнение в записи под диктовку, в соотнесении звуков и букв.

Инд

22

Буквы русского языка

Знакомство с алфавитом

 УЗНЗВУ

Буквы русского языка. Необходимость знания алфавита. Пользование словарём.

Инд

23,24,

25

Алфавит.                         УКИЗ

Запоминание алфавита.  Алфавитное расположение слов. последовательность. Обращение к словарям учебника как мотивация изучения алфавита; использование алфавита при работе со словарями.

Инд

26

Звуки и буквы Обозначение мягкости согласных звуков буквами гласных                     УЗНЗВУ

Способы обозначения твёрдости и мягкости согласных гласными.

Инд

27

Обозначение мягкости согласных с помощью ь УЗНЗВУ 

Закрепление умения выбирать способ обозначения мягкости согласных. Перенос слов с ь.

Инд

28

Обозначение мягкости согласных разными способами                        УП

Различение твёрдых и мягких согласных звуков; их обозначение на письме с помощью букв гласных Правописание гласных в сочетаниях «жи–ши, ча–ща, чу–щу» (под ударением).

Инд





29

Контрольное списывание.                                 УПОКЗ

Различение твёрдых и мягких согласных звуков; их обозначение на письме с помощью букв гласных Правописание гласных в сочетаниях «жи–ши, ча–ща, чу–щу» (под ударением).

тем









30

Буквы е, ё, ю, я как способ обозначения звука [й,] УИПЗЗ

Способы обозначения звука [ й’]. Сопоставление функций указанных букв. Повторение двух способов обозначения звука [й,] и правила выбора нужного способа.

Инд

31

Два способа обозначения звука [й,]                           КУ

Способы обозначения звука [ й’]. Сопоставление функций  букв. Повторение двух способов обозначения звука [й,] и правила выбора нужного способа.

Инд

32



Обозначение звука [й,] буквами                     УЗНЗВУ


Совершенствование речевых умений и орфографической зоркости; закрепление умения списывать. Освоение «словарных слов», повторение алфавита.

Инд




33

Обозначение мягкости согласных и звука [й,]       УП

Обобщить способы обозначения мягкости согласных. Правила переноса. Совершенствование речевых умений и орфографической зоркости; закрепление умения списывать. Освоение «словарных слов», повторение алфавита.

Инд

34

Тест.                               УПОКЗ

Обозначение твёрдости и мягкости согласных гласными. Правила написания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

тем

35

Что  значит писать правильно?

Правильное письмо – письмо без описок                         КУ 

«Опасные места» в словах. Известные правила написания слов.

итог

36

Правильное письмо – письмо без ошибок                        КУ

Тренировка в определении и обозначении границ предложений, в применении изученных правил, в правильной записи словарных слов и списывании текста; обучение работе со словарём. Звуковой анализ слов. Опечатки и описки.

Инд

37

Контрольное списывание.                                 УПОКЗ

Выполнение фонетико-графических заданий на основе зрительно воспринимаемого текста. Обучение самооценке освоения материала. Тренировка в записи под диктовку.

итог

38

Проверочные страницы. Словарь.                            УП 

Обнаружение «опасных мест». Повторить знакомые правила. Нахождение границ предложения..

Инд

39

Итоговая проверочная работа

                                      УПОКЗ

Выполнение фонетико-графических заданий на основе зрительно воспринимаемого текста. Обучение самооценке освоения материала. Тренировка в записи под диктовку.

итог

40

Что значит писать правильно?

                                       УКИЗ

Выполнение фонетико-графических заданий на основе зрительно воспринимаемого текста. Обучение самооценке освоения материала. Тренировка в записи под диктовку.

Инд

41

Контрольный диктант с дополнительными заданиями

                                    УПОКЗ

Обучение самопроверке

Совершенствование умения писать под диктовку и проверять написанное.

итог

42

Язык. Речь. Практика речевой деятельности Записка: её назначение и строение                       УИПЗЗ

Жанр письменной речи – записка. Структура , правила её оформления. Редактирование.

Инд

43

Учимся писать записки.  Р/р

Написание записок, содержащих сообщение, приглашение, просьбы.

Инд

44

Письмо, его содержание, построение и оформление УИПЗЗ

Жанр письменной речи – письмо.  Структура , правила её оформления.

Инд

45

Написание письма учителю

Р/р

Письмо, его содержание, построение и оформление

Ситуации написания писем. Формирование умения писать письма, проверять и улучшать написанное.

Написание письма учителю

Инд

46

Телеграмма и её особенности УИПЗЗ

Жанр письменной речи – телеграмма. Структура , правила её оформления.

Инд

47

Составление телеграмм    Р/р

Обучение сжатому формулированию и правильному письменному оформлению мысли.

Инд


48

Как пишут поздравления УИПЗЗ

Жанр письменной речи – поздравление.. Структура.

Инд


49

Написание поздравлений друзьям, учителю            Р/р

Написание поздравлений друзьям, близким, учителю

Инд

50

Перелистаем учебник         КУ

Обобщающее повторение по страницам учебника; обсуждение успехов, трудностей и отношения  к урокам русского языка.

Инд

4. Перечень учебно-методических средств:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /М-во образования и науки Р Ф. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Примерные программы начального общего образования. В 2ч. Ч.1. – М.: Просвещение, 2009.

Программы общеобразовательных учреждений. Образовательная область «Русский язык» 1-4 классы: программа и поурочно-тематическое планирование: / Кубасова О.В. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010.  

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». Учебник по русскому языку для 1 кл. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2009

Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.  «К тайнам нашего языка». Рабочая тетрадь по русскому языку для 1 кл., - Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2009

 Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. «К тайнам нашего языка». Метод. рекомендации к учебнику по русскому языку. – Смоленск: «Ассоциация XXI век»,  2004.

Мали Л. Д. и др. Пособие для учителя «Работаем по учебнику «К тайнам нашего языка» для 1 класса (под ред. М.С. Соловейчик).  - Смоленск: Ассоциация XXI, 2005.

Сычева М.В., Мали Л.Д. Тестовые задания по русскому языку 1 кл. / под ред.Соловейчик.
Автор:
Сычева М.В., Мали Л.Д., под ред. Соловейчик . - Смоленск: Ассоциация XXI, 2010

Макашова Е.Ф., Н.С.Жидкова  Поурочные планы по учебнику  М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка». – Волгоград: «Учитель», 2006

 Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка». - М.: «Аст-Астрель», 2009.

Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. «Конкурс грамотеев». -  М.:  «Просвещение», 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.

РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс

Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...

Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.

Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

Цель урока:  отрабатывать умение распознавать имена существитель­ные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....