План-конспект урока по теме "Суффикс"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Антонова Лидия Алексеевна

 

Тема урока: Лексическая: Осень.

                      Грамматическая: Суффикс.

Цель урока: Организовать усвоение понятия суффикс как о значимой части слова, знания способа находить суффикс в словах.

Задачи:1) создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

2) организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными словами;

3)дать определение суффикса слова;

4)создать условия для формирования у учащихся практического умения  подбирать однокоренные слова, выделять в словах суффикс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon suffiks.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тобурдановская средняя общеобразовательная школа имени Анатолия                 Ивановича Миттова Канашского района Чувашской Республики»

План-конспект урока

Тема

Суффикс

Составитель: учитель начальных классов

Антонова Лидия Алексеевна

Тобурданово 2012

Тема урока: Лексическая: Осень.

                      Грамматическая: Суффикс.

Цель урока: Организовать усвоение понятия суффикс как о значимой части слова, знания способа находить суффикс в словах.

Задачи:1) создать условия для включения учащихся в учебную деятельность;

2) организовать исследовательскую деятельность учащихся с целью наблюдения над однокоренными словами;

3)дать определение суффикса слова;

4)создать условия для формирования у учащихся практического умения  подбирать однокоренные слова, выделять в словах суффикс.

 Развивающие:

1) создать условия для развития у учащихся творческих и рефлексивных способностей;

-воспитательные

1) воспитывать любовь  и бережное отношение к природе;

4) Здоровьесберегающая: создать атмосферу успешности каждого ученика, предупреждать утомляемость детей.

Оборудование: мультимедиапроектор; таблица «Суффикс»

Учебник: Бычков В.И. Русский язык: Учебник для 3 класса чувашской школы / В.И. Бычков, З.М. Беляева, А.В. Рыбакова. – Чебоксары: чув. кн. изд – во, 2009. – 239с.; ил.

Тип урока   Урок открытия новых знаний

Формы работы учащихся   индивидуальная, групповая, фронтальная

Ход урока

1.Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Давайте, улыбнёмся друг другу.

Когда мы улыбаемся, мы реже ошибаемся

И силой наполняемся, дарующей успех.

Желаю вам на уроке новых открытий, знаний, успеха. А помощниками вам будут внимание, смекалка.

II.Чистописание.

а) Давайте сделаем зарядочку для пальцев. Её по-другому называют пальчиковая гимнастика. Выполним её вместе. Поставьте локоть правой  руки на парту. Будем произносить слова и сгибать названные пальцы пальцами левой руки.

Этот пальчик – дедушка (сгибаем большой палец),

Этот пальчик – бабушка (сгибаем указательный палец),

Этот пальчик – папа (сгибаем средний палец),

Этот пальчик – мама (сгибаем безымянный палец),

Этот пальчик – я! (сгибаем мизинец).

б) Записываем число. Классная работа. Очень красиво напишите буквосочетания: ггггггр ггггггрр

Установите закономерность и продолжите ряд.

III. Словарно-орфографическая работа. Работа в парах.

Вычеркните в цепочке повторяющиеся буквы и прочитайте полученные слова.

Ккуугрппибнееицашш Ппискрошитьсятт УУХХчервивыйёё

Уч. Какое слово получилось у первой пары? (грибница)

-У второй? (искрошиться)

-У третьей? (червивый)

-Это, ребята, новые слова, которые мы должны усвоить. Может, вы знаете, что такое грибница? (Что-то сделанное из гриба.)

- Показываю слайд «Грибница». Хором читаем пояснительный текст к рисунку: Грибница – это подземная часть гриба.

-Покажите, пожалуйста, на слайде грибницу. ( Один ученик показывает.)

-А как вы понимаете слово искрошиться? (Превратиться в крошки).

-Что может искрошиться? (Хлеб, булка, печенье и др.)

Как понимаете слово червивый? (Хуртлă.)

Запишите эти слова в одну строчку. Что надо помнить при написании слова грибница? (безударная гласная и, проверочное слово гриб)

IV. Актуализация знаний учашихся.

Подберите родственные слова к слову грибница.(Самостоятельная работа.)

-Проверяем. Какие слова подобрали? (гриб, грибок, грибной, грибник)

-Выделите в этих словах корень.

-Какая часть слова послужила для образования новых слов? (-ок, -ной,  -ник, которая стоит после корня и др.)

V. Сформулирование темы и цели урока.

- Что мы будем изучать на этом уроке?

Д. Мы будем изучать суффикс.

-Какие цели поставим перед собой? ( Работа в карточках).

- Чему мы должны научиться по теме «Суффикс»?

Д. Найти  суффикс в словах, образовывать слова при помощи суффиксов.

-Узнать, что такое суффикс.

- Определить его место (т.е., где стоит?).

- Для чего служит (т.е. для чего нужен).

VI. Добывание новых знаний.

-Вернёмся к нашим словам.

- Может быть, кто – из вас скажет, что такое суффикс? (Часть слова.)

-Что вы ещё знаете о суффиксах? (При помощи суффикса можно образовать новые слова.)

- Давайте попробуем выбросить эту часть в каждом слове. Изменилось ли что-нибудь? (Изменилось.)

- Что изменилось?

-Это то же самое слово или другое? (Другое слово.)

- Так что делается с помощью суффикса? (Образуется новое слово.)

- Расскажите, пожалуйста, о суффиксах по такому плану:

1. Что это такое?

2. Где стоит?

3. Для чего служит?

(Суффикс – это часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.)

VII.  Первичное закрепление изученного.

Чтение правила по учебнику.

Уч. Давайте теперь познакомимся с тем, что нам рассказали про суффикс авторы нашего учебника. Откройте книги на с. 51. Найдите правило. Давайте прочтём его хором. (Читают хором.)

 2.Ознакомление с видами суффиксов.

- Какие суффиксы обозначены в словах, указанных в примерах?

Д. В примерах обозначены суффиксы – ок, - ик, -ичк.

-Когда используются эти суффиксы?

Д. Они используются, когда обращаются к кому-то ласково или о ком-то говорят ласково.

-Как они называются?  (Уменьшительно-ласкательные)

-Известны ли вам ещё другие группы суффиксов, кроме уменьшительно-ласкательных?

-Ребята, суффиксы, хотя они лишь  части слов, которые стоят после корня, имеют своё лицо.

3. Выполнение упр.3, с. 51

Прочитайте и скажите, что обозначают  эти слова:

Читатель, писатель, покупатель, родитель, воспитатель, победитель, нарушитель, житель, учитель.

(читатель – человек, который читает, от слова  читать, и т.д.)

- Из слов, обозначающих действие, получились слова, обозначающие людей.

-Как они получились? (При помощи суффикса  -тель-.)

-Значит, -тель- обозначает людей.

- Прочитайте слова. Назовите суффикс. Скажите, что он обозначает.

Лётчик, барабанщик, каменщик, дрессировщик. -щик- обозначает профессию.

Обманщик, спорщик, болельщик, выдумщик. -щик- обозначает качество людей.

Из каких слов все эти слова образованы? (Из слов, обозначающих действие.)

Вывод. Значит, если в словах,  обозначающих действие, после корня поставить суффиксы -чик-, –щик-, то получится   слово – название профессии или какое-то качество.

Шкафчик, стульчик, кувшинчик, колокольчик.

-Прочитайте эти слова. Назовите значимые части.

-  Из каких слов  образованы, слова, данные в книге? (Из слов, обозначающих предмет.)

- Какие слова получились, когда поставили после корня суффикс -чик-?

(Получились слова, обозначающие маленький предмет.)

Вывод: Суффикс -чик- в словах, обозначающих неживые предметы, обозначает маленький предмет.

Прочитайте слова. Назовите значимые части. Скажите, что обозначает суффикс.

Тараканище, домище, дружище. Тараканище, тараканища, тараканищу – е – окончание. Таракан, тараканище, тараканий – ищ – суффикс. –ищ-обозначает большой предмет. Аналогично объясняют другие слова.

Вывод: Суффикс –ище- обозначает очень большой предмет.

Наблюдение за ролью суффикса –ичк.

Сестричка, водичка, лисичка.

- Что обозначает слово лисичка? ( Маленькую лису.)

-А что ещё может обозначать это слово? (Гриб.)

-Почему они так названы? (Рыжие, как лиса.)

4.-Чем хороши лисички? На этот вопрос мы получим ответ. Прочитав рассказ В. Бианки «Лисички». (Дети читают текст.)

- Ответ на поставленный вопрос.

- А вы ходили когда-нибудь по грибы?

- Какие вы грибы собирали?

5. Работа с презентацией «Съедобные грибы» (Сайт для умных родителей: http://www.tvoirebenok.ru)

- Узнаете эти грибы? (Демонстрация презентации «Съедобные грибы».)

-Как надо собирать грибы? (Не повреждая грибницы.)

6.-Работа в группах. Давайте теперь «сходим по грибы». Игра. Собрать грибы, т.е. составить слова на корзинах. Значимые части слов написаны на грибах:

1 группе: Машин            ок       1 группе:  строит         ок

             Часов               ист                            пек            тель

             Ветер                щик                         дуб             арь

7. Скажите, ребята, а так ли уж нужны эти суффиксы в речи?

(Они украшают нашу речь, делают её богаче.)

А раз так, преобразуйте. Пожалуйста, данные вам предложения.

-Как вы думаете, ребята, это все суффиксы,  которые есть в русском языке? Со всеми суффиксами мы познакомились на уроке?

- Конечно, нет. Русский язык богат суффиксами. А какие ещё есть суффиксы и что они обозначают, вы можете самостоятельно узнать в энциклопедии школьника. Может, кто-то из вас захочет рассказать о них своим одноклассникам на следующем уроке.

VIII. А для всех вас задание на дом: Запомнить правило на с 51 учебника; письменно выполнить упражнение 4, с. 51.

IX. Рефлексия. Что нового узнали на уроке? Что такое суффикс? Какие бывают суффиксы?

Какие цели вы поставили перед собой?

Удалось ли их выполнить?

Что не выполнено?

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/56ed9f51-5629-480a-93b7-910f78a0fab0/%5BNS-RUS_2-09%5D_%5BQN_003%5D.swf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....