Урок русского языка в малокомплектной школе 2 и 4 классы
методическая разработка по русскому языку по теме

Саутина Вера Алексеевна

 

2 класс Тема: «Распознавание существительных, отвечающих на вопросы КТО? и ЧТО?». 4 класс Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в малокомплектной школе во 2 и 4 классах.

2 класс Тема: «Распознавание существительных, отвечающих на вопросы КТО? и ЧТО?».

Цели: Продолжить работу над именами существительными. Сформировать представление у детей о словах, отвечающих на вопросы кто? и что? Развивать умение различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Развивать речь детей, память, внимание. Воспитывать любовь к природе.

Оборудование: картинка вороны, зимы; словарное слово «ворона»; карточки

4 класс Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Цели: Сформировать представления об особенностях склонения прилагательных мужского и среднего рода. Формировать навыки определения падежа и правописания безударного окончания имени прилагательного. Развивать умение определять род, число, падеж имени прилагательного, речь детей, внимание, орфографическую зоркость. Воспитывать прилежание.

Оборудование: карточки-памятки, сл сл «медленно»

ХОД УРОКА:

I Орг. момент.

II Основная часть.

Чистописание и словарно-орфографическая работа.

- Спиши с доски следующие буквосочетания:

А звз Б взв В звз

- Прочитай пословицу. Объясни её смысл. Спиши.

Не зная броду, не суйся в воду.

- Что такое брод?

- Отгадайте загадку:

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – чёрный цвет.

Видишь, кружат двадцать пар

И кричат:

-Карр! Карр! Карр!  (Это ворона)

- Какое значение имеет это слово? (Всеядная птица семейства вороновых, серая с чёрным или чёрная.)

- Вспомните выражения с этим словом.

Ворон считать. (Ротозейничать.)

Белая ворона. (Резко отличается от других.)

- Это слово из орфографического словаря. Написание этого слова вы должны запомнить.

- Подчеркните безударную гласную в слове ворона.

- Составьте предложение с этим словом. Запишите слово в тетрадь. Запомните его написание.

1) Проверка домашнего задания.

- Упр 281, назовите падеж прилагательных.

- Выполните разбор прилагательного ХОЛОДНОЕ, СОЛНЦЕ.

- Продолжите фразу: Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

1. Найти …, к которому относится … .

2. Определить падеж … .

3. По падежу … определить падеж … .

2)Словарно-орфографическая работа

- Упражнение «Назови наоборот». Я называю слово, а вы подбираете к нему антоним: молодость, труд, здоровый, работать, жара, восход, пасмурный, далеко, левый, друг, быстро. (Старость, лень, больной, отдыхать, холод, закат, солнечный, близко, правый, враг, медленно)

- Запишите новое словарное слово «медленно».

- А теперь, от слов с непроверяемыми безударными гласными образовать однокоренные имена прилагательные и написать их с подходящими по смыслу именами существительными.

Медленно, электричество, комната, дорога, библиотека, картина, правительство, металл, телефон.


Сообщение темы и целей урока.

На доске записаны слова: Кролик, лес, орёл, ученик, дом, книга.

- На какие группы можно разделить данные слова? (Слова, отвечающие на вопрос кто? и что?)

- Сформулируйте тему урока. («Распознавание существительных, отвечающих на вопросы кто? и что?»)

2) Введение в тему урока.

На доске записаны два столбика прилагательных

ЗОЛОТОГО                    СПЕЛОГО

БОЛЬШОМУ                  СКАЗОЧНОМУ

МОРСКОЕ                      СЕРОЕ

СУХИМ                           ЗАБОТЛИВЫМ

(О) РОДНОМ                  (О) МАЙСКОМ

- В каком столбике у прилагательных ударные окончания? (В первом)

- В каких прилагательных написание окончаний не вызывает затруднений? (Первого столбика, т. к. в них окончания ударные.)

- Можно ли при написании окончаний прилагательных второго столбика использовать прилагательные первого столбика?

- Прочитайте правило на стр 3 учебника

Работа по теме урока.

Индивидуальная работа (карточки).

Вариант I.

Выпишите только имена существительные:

Летит, зима, рисуем, куст, крот, читаю, река, летний, поле, волна, берег.

Вариант II.

Выпиши только имена существительные:

Чистый, бежит, дерево, заяц, читаем, море, ветер, морская, тетрадь, идёт, волк, дорога.

Коллективная работа (картина зимы).

- Рассмотрите картину, запишите имена существительные.

- Прочитайте имена существительные.

- На какие две группы можно разделить все слова? (Слова, отвечающие на вопрос кто? и что?)

- Прочитайте эти слова.

3. Выполнение упр.229.

- Прочитайте. Рассмотрите рисунок.

- Какое время года изображено? Докажите. (На рисунке изображена ранняя весна. Начала вскрываться река.)

- Какое явление природы изобразил художник? (Ледоход.)

- Кто изображён на рисунке? Чем они заняты? (Изображены взрослые и дети. они с интересом наблюдают за лисой.)

- Кого вы видите на льдине? (Лиса плывёт на льдине.)

- Как она там оказалась? (Наверное, лиса переходила по льду на другой берег.)

- Назовите слова по рисунку, которые отвечают на вопрос КТО? Что называют эти слова?

- Назовите слова по рисунку, которые отвечают на вопрос ЧТО? Что называют эти слова?

- Устно составьте предложения по рисунку.

3) Работа по теме урока.

1. -  Выполним упр 284 на стр 3 пользуясь таблицей «Склонение имён прилагательных».

- Какие окончания у прилагательных мужского и среднего рода?

2. Индивидуальная работа (карточки).

Вариант I

Допиши окончания.

С красив … здания, сыпуч … снегом, на холмист … поле, в соседн … лесу, с ясн … неба, по облачн … небу, перед ветх … домиком, возле стар …  дерева, тонк … льдом, у лев … берега.

Вариант II

Придумайте окончание. Подберите подходящее по смыслу прилагательное.

К ….. ему брату, из ….. его молока, в ….. ом доме, ….. ым цветом, до ….. ого берега, над ….. ым зайцем, по ….. ому платью, от ….. ого дождя, при ….. ом морозе, к ….. ому флажку.

3. Знакомство с памяткой на стр 4.

- Выполним упр 285 на стр 4, пользуясь памяткой.

III ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Закрепление изученного материала.

Выполните упр.233.

- Прочитайте. На какие две группы можно разделить все слова? (фрукты, овощи)

- Выпишите каждую группу.

- Прочитайте названия овощей, фруктов. Устно дополните каждую группу своими примерами.

- На какие вопросы отвечают эти слова?

2. Игра «Кто больше?»

- Написать на листочке как можно больше слов.

Вариант I – КТО?

Вариант II – ЧТО?

Закрепление изученного материала.

- Просклоняйте: прозрачный ручей, прозрачное озеро;

                             сочный помидор, сочное яблоко.

IV Заключительная часть.

Итог урока. Оценки.

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

Домашнее задание.

Упр. 231.

Итог урока. Оценки.

- Продолжите фразу: Для того, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, нужно:

1. … (Определить род и падеж)

2. … (Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже)

3. … (Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса)

Домашнее задание. Упр. 286, 287 (устно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в малокомплектной школе 2-3 класс.

2 класс Тема «Раздельное написание предлогов со словами»    3 класс     Тема «Мягкий знак на конце существительных после шипящих»...

Урок русского языка в малокомплектной школе, 3-4 классы

3 класс.  Тема: Повторение изученного об имени существительном.4 класс. Тема: Повторение изученного об именах прилагательных и именах существительных....

Урок русского языка в начальной школе 1 класса

Урок посвящён закреплению полученных знаний о букве Л...

конспект урока русского языка в малокомплектной школе

урок по теме "Глагол" 2-4 класс малокомплектной школы...

Урок русского языка в малокомплектной школе в 1 и 3 классах.

Тема урока по обучению грамоте (письмо) "Написание слов с буквой х" ) (1класс) и русский язык в 3 классе "Части речи.Ознакомление". В конспекте урока видна параллельная работа в двух классах с  р...

Применение социо-игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе МАСТЕР КЛАСС

Актуальность          Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую актив...

Урок русского языка в малокомплектной школе (2-й, 4-й классы)

Цели урока:Обобщить знания учащихся об особенностях падежей и склонений имён существительных.Формировать навыки определения падежей и склонений имён существительных.Закрепить умения делить слова ...


 

Комментарии

Байкова Вера Андреевна

Работать с двумя классами очень сложно. Но есть свои плюсы - у детей больше вырабатывается самостоятельность и ответственность. Урок интересный. Спасибо!