Разработка программы спецкурса "Грамотеи" по развитию речи для 1 класса.
рабочая программа по русскому языку (1 класс) по теме

Мосина Светлана Петровна

 Содержание программы: пояснительная записка, цели, задачи, методы и приёмы организации деятельности школьников, формы работы спецкурса, диагностика, учебно-тематический план, список литературы, приложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                             УТВЕРЖДАЮ

                                                                                         Директор МАОУ «СОШ № 64»

                                                                                            ____________ С. П. Пунина

Программа спецкурса

«Грамотеи»

(Развитие речи)

По программе Политовой Н. И.

1 «А» класс

                                                           Преподаватель:

                                                                               Мосина Светлана Петровна

2012/2013 уч. г.

Пояснительная записка.

Наша задача состоит не только в том, чтобы научить детей писать грамотно, но и грамотно выражать свои мысли, изучать язык, всесторонне развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся в широком смысле слова. Поэтому сейчас задача развития устной и письменной речи в начальных классах приобретает  важное значение.

   Речь – основа умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учащихся сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются так же в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам, в частности способствуют формированию полноценного навыка чтения и повышению орфографической грамотности. В основу курса положено всестороннее развитие речи.

   Письменная форма монологической речи наиболее трудная. Она самая развернутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом специального обдумывания, а на начальной стадии овладения письменной речью осознается также процесс написания каждого слова. Обучение письменной речи как  нормативной, чем устной, связано с высокими требованиями, предъявляемыми к ней: четкость структуры высказывания, обоснованность мысли, выражение отношения к предмету мысли (к объекту), точность в употреблении слов, конструкций, предложений, выразительных средств языка и другие.

  Преобладающее место в занятиях по развитию речи имеет устная работа: это и специальные упражнения в устной речи, разнообразные аналитические упражнения, направленные на формирование тех или иных умений, и большая устная подготовительная работа, предшествующая изложениям и особенно сочинениям, в процессе которой систематизируются знания и умения учащихся, полученные в повседневной деятельности.

  Занятия представлены в трех направлениях:

в обогащении и уточнении словаря учащихся (лексический уровень овладения речью)

в овладении словосочетанием и предложением (синтаксический уровень)

в овладении связной речью (уровень текста)

От темы к теме происходит усложнение заданий, которые связаны с постепенным формированием умений работы с текстом.

 Обучение ведется по программе Политовой Н. И., рекомендованной министерством просвещения.

ЦЕЛИ:

- формирование у школьников умения писать изложения и сочинения;

- формирование у школьников умения понимать и сознательно строить связные высказывания разных типов;

- углубление и совершенствование у школьников практических знаний, умений и навыков, приобретаемых на уроках гуманитарного цикла;

- всестороннее развитие и обогащение устной и письменной речи учащихся.

ЗАДАЧИ:

- научить учащихся осознавать признаки текста; воспринимать, воспроизводить чужой и создавать свой текст, совершенствовать написанное изложение и сочинение, подбирать и систематизировать материал к высказыванию;

- развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли правильно (с точки зрения литературного языка), точно, ясно, ярко;

- воспитывать у учащихся коммуникативные умения, желание и способность выступать перед классом, ответственность, усидчивость, целеустремленность, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.

Методы и приемы организации деятельности школьников на занятиях ориентированы на умение самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания носят не оценочный, а обучающий и развивающий характер. Один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Формы работы спецкурса:

 наблюдения за природой и трудом людей с целью написания сочинения, зарисовки для составления текстов, разгадывание ребусов, кроссвордов, загадки, вопросы-шутки, хитрые вопросы, игры словесного характера, выпуск газеты «Грамотеи».

Диагностика:

Для изучения эффективности образовательного процесса применяется стартовая, текущая и итоговая диагностика ЗУНов, которая проводится в форме:

- педагогического наблюдения;

- творческих работ (выступления)

- анализа таблиц, в которые занесены данные о характерных ошибках, допущенных в самостоятельном написании изложений и сочинений. (приложение 1)

Стартовая диагностика проводится в начале учебного года с целью выявления ЗУНов.

Текущая диагностика проводится в конце 1 полугодия с целью изучения результативности обучения на данном этапе и необходимости корректировки образовательной деятельности.

Итоговая диагностика проводится в виде выступлений, выпуска газеты-выставки с лучшими изложениями и сочинениями и сопоставления результатов анализа таблиц, в которые занесены количество и характер ошибок, допущенных в написании изложений и сочинений в середине и в конце учебного года. ( приложение 1)

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- осознавать признаки текста;

- анализировать структуру текста;

- составлять свободные рассказы по наблюдениям, по картине; по серии картинок;

- написать изложение по готовому и коллективно-составленному плану,

- составить и записать небольшое сочинение по серии картинок, по наблюдениям за природой, трудом людей;

- воспринимать и воспроизводить чужой текст и создавать свой;

- правильно и красиво выражать свои мысли, выступать перед аудиторией; отстаивать свою точку зрения и уважительно относиться к высказываниям своих одноклассников;

- владеть орфографической грамотностью;

- использовать приобретенные знания на уроках гуманитарного цикла и в повседневной жизни.

Учебно-тематический план.

(Программа 32 часа.)


п/п

Тема

Часы

1

Выявление уровня развития речи у школьников в начале учебного года. Речь устная, письменная, внутренняя. Текст.

1

2

Особенности устной речи.  Слово как комплекс звуков, имеющий лексическое значение. Рассказ по картинке.

1

3

Формирование первичного представления об омонимах, синонимах и антонимах; знакомство с тематическими группами слов.

1

4

Формирование об образности, о сравнении, образных выражениях. Редактирование простых предложений.

1

5

Текст. Типы текста. Выделение частей текста, составление плана.

1

6

Коллективное составление текста по заданной теме. Зарисовка текста.

1

7

Коллективное составление текста по сюжетным картинкам, по плану.

1

8

Коллективное составление текста по плану, по опорным словам. Зарисовка текста.

1

9

Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

1

10

Письменные ответы на вопросы. Составление устных рассказов по летним впечатлениям.

1

11

Изложение текста по вопросам.

1

12

Составление описания животных по предметным картинкам.

Запись сочинения.

1

13

Составление предложений. Составление рассказа из данных предложений.

1

14

Составление рассказа по его началу. Работа над планом.

1

15

Составление рассказа по данным вопросам. Работа над планом.

1

16

Работа над заголовком, планом. Запись изложения.

1

17

Составление сочинения по наблюдениям.

1

18

Составление и запись рассказа по его началу.

1

19

Изложение по сюжетным картинкам.

1

20

Изложение текста по вопросам.

1

21

Составление письменного сочинения по коллективно-построенному плану.

1

22

Обучающее изложение по готовому плану на основе зрительного восприятия текста.

1

23

Составление коллективного рассказа с элементами описания. Запись сочинения.

1

24

Запись текста по ответам на вопросы. Работа над заглавием.

1

25

Запись текста по сюжетным картинкам и готовому плану.

1

26

Подробное изложение текста по коллективно составленному плану.

1

27

Составление рассказа по его началу. Запись текста.

1

28

Составление и запись сочинения на тему «Мои друзья – животные»

1

29

Изложение текста по готовому плану.

1

30

Самостоятельное составление  и запись сочинений по наблюдениям в природе. Анализ образцов детских сочинений.

1

31

Контрольное подробное изложение по коллективно составленному плану.

1

32

Выставка лучших работ по развитию письменной речи. Анализ результатов контрольных сочинений и изложений.

1

Итого:

32

Использованная литература:

Тикунова Л. И. «Учимся писать изложение и сочинение» Рабочие тетради в 2-х частях; 1класс; М: Росткнига, 2010 г.

Политова Н. И. «Развитие речи учащихся начальных классов» Пособие для учителя; М:»Просвещение» 1984 г.

Елкина А. И., Климова Е. Г. «Сборник статей для изложений в начальных классах» М: «Просвещение» 1964 г.

Есенин С. А. «Как научить вашего ребёнка писать сочинения»  Рабочие тетради для 1 класса; М: издательство «Грамотей» 2010 г.

Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Методическое пособие для 1 класса; М: Издательство РОСТ , 2011 г.

Соколова Т. Н. «Школа развития речи» Рабочие тетради в двух частях; 1 класс; М: Издательство РОСТ, 2012 г.

Приложение 1.

1 полугодие

2 полугодие

Количество учащихся, выполнявших работу (изложение, сочинение)

_

_

Выполнили работу:

- Без орфографических ошибок

- Без ошибок в содержании, структуре и речевом оформлении текста


_




_


_




_

Допустили ошибки:

- В содержании, в том числе пропуск главного

- В структуре:

Нарушение  логической последовательности;

Отсутствие связи между фактами;

- В речевом оформлении:

В определении границ предложения;

В построении предложений разных типов;

Нарушение порядка слов;

Повторы одного слова (и родственных);

Неправильный выбор или употребление слова.



_



_




_




_




_


_



_



_







_



_




_




_




_


_



_



_

3. Допустили орфографические ошибки:

На изученные правила,

 в том числе более 6 ошибок

На неизученные правила.




_



_


_





_



_


_



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Письмо и развитие речи" 2 класс VIII вид

Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Якубовской Э.В....

Рабочая программа кружка "Школа развития речи", 3 класс

Рабочая программа курса "Школа развития речи составлена к курсу Соколовой "школа развития речи. Включает в себя тематическое планирование и пояснительную записку....

Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс

Внеурочная деятельность "Развитие речи"...

Рабочая программа для слабослышащих "Развитие речи", 4 класс, ФГОС

Рабочая программа для слабослышащих "Развитие речи" предназначена для учащихся 4 класса...

Рабочая программа кружка по развитию речи 2 класс

Может быть использована в рамках внеурочной деятельности...

Раблочая программа ВД "Школа развития речи" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса на 2015-2016 учебный год...

Рабочая программа надомного обучения "Развитие речи" 2 класс

Программа надомного обучения для ученика 2 класса с РАС, 34 часа по учебнику С.В. Комаровой...