Род имён существительных.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Сорокина Елена Викторовна

Разработка урока по русскому языку. Ознакомление с приёмами определения рода имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_imyon_sushch.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Род имён существительных.

           Определение рода имён существительных. (3 кл)

Цели: - познакомить учащихся с темой «Род имён существительных», с приёмами  

              распознавания имён существительных;

            - развивать умение работать с учебником, доской, готовить ответы на вопросы;

            - учиться оценивать себя и других;

            - побуждать детей к совместной деятельности, вырабатывать умение работать друг

              с другом .

Ход урока

I.     Организационный момент.

II.    Чистописание

       - Сегодня нам предстоит большая, сложная работа. Как вы думаете с чего мы начнём?

          ( с чистописания)

       - А почему именно с него? Для чего нужно чисто, красиво писать?

           (ответы детей)

       - Правильно! А какие правила мы должны соблюдать при письме? (ответы детей)

       - Откроем тетради и запишем число.

       - На полях поставьте оценку, которую вы хотели бы сегодня заработать на уроке.

     Во время чистописания два ученика работают у доски по карточкам по пройденному

     материалу.

         ( На доске: оро, оло. Прописывем данные словосочетания.)

       - Вспомним словарные слова в которых встречается данное сочетание букв и запишем

          Их. (один ученик у доски)

          ( Ворона, сорока, воробей, корова, соловей, молоко, олово и др.)

      Проверяем тех, кто работал у доски.

Орфографическая минутка.

      На доске предложение:

     По овражкам бегут весёлые ручьи.

    Расставляем ударения в словах, отмечаем снизу красными кружками «опасные»

    места  (орфограммы).

Словарная работа.  

Летом в огороде – свежие, зелёные,

А зимою в бочке – жёлтые, солёные.

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?  (огурцы)

              - Правильно! Определите число. (множественное)

              - А теперь поставьте в единственное. (картинку огурца- на доску)

                 Огурец  ( слово на магнитную доску)

              - Запишем слово в словарик.

                  Рассказ учителя об огурцах.

             Нам сейчас кажется, что это овощ всегда рос на наших огородах и носил это

     название – огурец.  На самом деле это не так. Это слово было заимствовано у греков. И звучало оно так: агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, незрелый). Ведь в отличии от сородичей арбузов и дынь огурцы едят незрелыми, так вкуснее. Вот почему они и названы огурцами.

       - А следующее слово вы узнаете если назовёте  одним словом несколько предметов: платье, юбка, кофта, рубашка.

         Одежда ( слово на  магнитную доску)

V.       Работа по теме урока.

       

   1.    - Как изменяются имена существительные? ( по числам)

          - А чем ещё отличаются имена существительные? Например, кошка, кот, солнце?

          (разного рода)

   2.    - Молодцы! Тема сегодняшнего урока «Род имён существительных».

          - Как вы думаете, чему мы должны научиться к концу урока?

          На доске:

                               Знать                                                          Уметь

Что такое существительное.                    1. Отличать существительные от других

                                                                                   слов.

Какого рода бывают                                 2.  Определять род имён существительных.

        существительные.

   3.       - А как вы думаете, как можно определить род имён существительных? (высказывания детей)

            - Для определения рода существуют слова – помощники ( прикрепляю и на доску)

           м.р                                                ж.р.                                       ср.р.

        он мой                                         она моя                                 оно моё

   (показываю предметы ручка, карандаш , яблоко; подставляем устно слова – помощники и слова – карточки прикрепляем в соответствующие колонки)

        карандаш                                       ручка                                    яблоко

Физкультминутка

   – Читаем правило на с. 152 учебника.

   Игра «Собери портфель»

          1-й ряд – сущ. ж.р

           2-й ряд – сущ м.р.

                 3-й ряд – сущ. ср.р

           (Слова разного рода прикреплены на магнитной доске. Каждому ряду по

             количеству учеников.)

            - Проверяем.  (Слова   теперь обратно прикрепляем на магнитную доску, но уже

               соответственно в колонку по родам. Ребята с каждого ряда по очереди выходят к                      

               доске.  Одновременно идет запись слов в тетрадях.)

            - Подберите и запишите самостоятельно по 2 существительных каждого рода.

             - А теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте у соседа.

– Продолжим дополнять столбики из упр. 404 (комментируем по цепочке)

- Что вам помогло в распознавании род имен существительных? Какая часть речи?   (местоимение)

  - Правильно, местоимения :он, она.оно.

 VI.    Закрепление. 

     

Упражнение в распознавании рода (устно)

Игра «Молчанка» (показываю разные предметы, ребята самостоятельно определяют род и показывают соответствующую карточку с буквами ж или м или с  . Если затрудняются, то слова – помощники произносим вслух.)

Подбор синонимов.

_ Подберите к существительным илевого столбика близкие по значению слова из правого   столбика. Укажите род. (слова заранее написаны на обратной стороне доски)

                вьюга                                                  боязнь

                страх                                                   зной

                жара                                                    метель  

   - Запишем синонимы парами, отметим орфограммы.            

   - Составим устно 2 предложения со словами из столбиков.  

 

Контрольные вопросы.   

Какого рода бывают имена существительные?

Как узнать род имени существительного?

Итог урока

            - Молодцы! Вы хорошо поработали, справились со всеми заданиями. А теперь

              оцените себя. На полях поставьте ту оценку, которую вы считаете заработали

              на уроке.

           

             - У кого совпали оценки?

             - Кто хотел получить выше, но не смог её заработать?

             - А кто не думал, что может так хорошо работать?

             - Что нового узнали на уроке?

             - Что понравилось?

             - Оценки за активную работу на уроке получают ….

             - Спасибо за работу!

Домашнее задание

-Упражнения по выбору 405 или 407. Правило на с. 152

- Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...