Урок русского языка Антонимы
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Захарова Наталья Владимировна

Урок изучения нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Тема урока

Антонимы

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Захарова Наталья Владимировна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

МОБУ СОШ № 4

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Южный федеральный округ

Республика/край

Краснодарский край

Город/поселение

город Лабинск

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок открытия нового знания

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Образовательная

  1. знакомство учащихся с отличительными особенностями антонимов;
  2. совершенствование умения  подбирать антонимы;
  3. формирование умения применять на практике полученные знания;

- учить распознавать антонимы в тексте и подбирать их к заданным словам

  1. - расширять, уточнять словарный запас учащихся

Развивающая

  1. развивать орфографическую зоркость, речевые умения;
  2. развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, доказывать, работать по алгоритму;

Воспитательная

  1. воспитание интереса к русскому языку;
  2. воспитание аккуратности, любознательности, интереса к предмету;
  3. воспитание читательской активности;

Задачи урока (мероприятия, занятия)

  1. Углубить знания и представления учащихся о словах противоположных по смыслу.
  2. Дать понятие антонимы.
  3. Продолжить работу над умением работать с  текстами.

Продолжить работу по развитию речи детей, творческого начала, пополнение их словарного запаса.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Основой урока является технология деятельностного метода, ИКТ. Работа в парах. Проблемные ситуации. Здоровьесберегающие технологии.

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

40 мин.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

Актуализация знаний обучающимися: 
1) Вспомнят слова противоположные по смыслу на примере пословиц
Приобретение ЗУНК обучающимися: 
1) Познакомятся с новым понятием – антонимы


2) Узнают, что антонимы могут быть только одной частью речи


Закрепление ЗУНК обучающимися: 
1) Закрепят новое знание на практике. 
2) Закрепят навыки подбора антонимов в разных заданиях. 
3) Закрепят умение определять тему урока. 
4) Закрепят умение работать в парах при решении проблемных ситуаций. 
5) Закрепят навыки взаимопроверки, самопроверки и самоконтроля.


Необходимое оборудование и материалы

Презентация к уроку, компьютер, проектор, экран. Раздаточный материал (см. приложение1), тетрадь.

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

  1. электронная презентация «Антонимы»
  2. карточки с разноуровневым домашним заданием

Список учебной и дополнительной литературы

Литература:

  1. УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 2 класс, 1 часть. Авторы: Канакина В.П., Горецкий  В.Г., издательство «Просвещение», 2012г.
  2. Методические рекомендации для учителя «Русский язык» 2 класс. Авторы: Канакина В.П., Горецкий  В.Г., издательство «Просвещение», 2012г.

Технология проведения

Деятельность учителя

I этап.  Организационный

Цель:     

- мотивирование учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки 


Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс,

И для меня уже награда,

Вниманье ваших умных глаз.

II этап. Актуализация знаний

Цель-  подготовить мышление детей к последовательным шагам учебной деятельности 

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное …(слово)


- У меня рассыпались слова в пословице, помогите её восстановить:


Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а, от, труда.

Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.


- Объясните смысл пословицы. Чему она учит? Запишите её.

- Обратите внимание на выделенные тёмным цветом слова.

III этап. Самоопределение деятельности

Цель:

- мотивировать к изучению темы;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.












- Что интересного заметили?

- Что объединяет эти пары слов?

- Какие они по значению?

- Как вы думаете, о каких словах мы будем говорить на уроке?

- Послушайте стихотворения и найдите в них слова с противоположным значением.


1. Разворчался старый дед:

 «Доживешь вот до ста лет!»

Внук ответил: «Никогда!

Буду молодым всегда!»


2. Петя пил чай ледяной

И теперь лежит больной.

Если б пил компот сливовый,

Был бы, как Степан, здоровый.


3. Долго рисовала Даша

Птиц оранжевой гуашью,

 Но вмешался Дима в дело:

«Ворон — черный, голубь — белый!»


4. Вышел в поле храбрый рыцарь,

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка.


5.Вася птичкам сыплет крошки.

Жору все боятся кошки —

Он гоняет их метлой.

Вася — добрый, Жора — злой!


6. За высоким за забором

Можно спрятать даже гору,

А за низеньким, увы,

Виден каждый пук травы.


- Сегодня на уроке мы узнаем, как называются слова с противоположным значением.

- Какова главная цель нашего урока?

IVэтап.

Открытие новых знаний.

Цель:

- обеспечение восприятия, осмысления первичного закрепления учащимися нового понятия



- Откройте учебник на с. 54. Прочитайте тему  урока. (Что такое антонимы?)

- Кто уже может ответить на вопрос урока? (Антонимы – это слова с противоположным значением.)

- Прочитайте правило.

- Слово антоним произошло от греческих слов анти – «против» и онима – «имя». В русском языке есть много слов, которые имеют в своём составе часть  анти – «против»: антисанитарный, антивоенный, антициклон и др.

- В вашем учебнике дан небольшой словарь антонимов. Откройте с. 172 и ознакомьтесь с ним.

- К данным словам подберите антонимы: вечер, друг, кислый, родина, польза, вчера, белый.

V этап.

Создание проблемной ситуации и выход из неё.

  Цель:

- организация фиксирования индивидуального затруднения;

- стимулировать желание помочь исправить проблемную ситуацию.

На экране пары слов.

- Я считаю, что это антонимы. Права я или нет? Докажите.


День – ночной.

Добрый – зло.

Работать – отдых.

(Не являются антонимами. Так как антонимы – это разные по звучанию слова, противоположные по значению, которые отвечают на один и тот же вопрос и должны быть одной частью речи).

Работа с пословицами.

- Найди недостающие слова и восстанови пословицы. Объяснение их смысла.


Знай больше, а говори…(меньше).

Ученье - свет, а неучнье..(тьма).

Мир строит, а война…(разрушает).

Горьким лечат, а сладким…(калечат).

- Объясните смысл последней пословицы.

Запишите последнюю пословицу и подчеркните антонимы.

- А что нужно делать, чтобы быть крепким и здоровым?

- На уроке мы тоже не будем забывать про здоровье и выполним физминутку.

VI этап. Физкультминутка

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь:…(низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь:…(близко)

Скажу я слово ПОТОЛОК,

А ты ответишь:…(пол)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты…(нашёл)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты…(храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай:…(конец).

VII этап. Применение новых знаний.

Цель:

 -  научить применять знания в практическом задании;

- организовать взаимопроверку


- А как вы думаете, для чего в речи нужны антонимы?

- С помощью антонимов прилагательных охарактеризуйте животных.

Лев – заяц (по храбрости).


Муха – слон (по величине).


Лисица – ворона (по уму).


Стрекоза – муравей (по трудолюбию).


- Ребята, а где мы можем встретить антонимы?

- На уроках математики (сложение-вычитание, умножение-деление)

- В сказках ( Шёл он близко ли, далёко ли, долго ли, коротко ли. Избушка повернись ко мне передом, к лесу задом. )

- В названиях произведений художественной литературы (Л.Н. Толстой «Война и мир», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.П. Чехов «Толстый и тонкий», М. Твен «Принц и нищий».)

VIII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Цель:

- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы

- Рассмотрите картинки. Подберите к каждой антонимы. Запись слов в тетрадь.

больная – здоровая



закат – восход


небо – земля


старая – молодая


зима – лето


сладкое – кислое


плачет – смеётся


IX этап.  

Рефлексия учебной деятельности.

Цель:

- зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

- С каким новым понятием вы познакомились на уроке?

- Чему вы научились?

- Что вам понравилось?

- Если вам было интересно и легко работать на уроке, нарисуйте солнышко, если вам было сложно и неинтересно, нарисуйте тучку.

X этап.  

Домашнее задание (разноуровневое) Цель:

- провести инструктаж по выполнению домашнего задания.

1 уровень: Прочитай пословицы. Найди и выпиши пары слов с противоположным значением (антонимы).

Труд человека кормит, а лень портит.

Лето припасает, а зима подъедает.

Ложь стоит на одной ноге, а правда – на двух.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Глупый киснет, а умный мыслит.


2 уровень: Подбери слова с противоположным значением (антонимы) и запиши.

Здоровый - …, сахар - …, жадность - …, медленный - …, до свидания - …, чёрный - … .


3 уровень: Подбери антонимы в пословицы и запиши.

Болен – лечись, а … -  берегись

От малой искры, да … пожар.

Знайка дорожкой бежит, а … на печке лежит.

Меньше говори, да … делай.

Кто больше знает, тот … спит.

Доброе слово дом построит, … слово дом … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка " Антонимы и их употребление в речи", 3 класс

Тема: Антонимы, их роль в речи.Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;Задачи:формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;уметь подбирать антоним...

технологическая карта урока русского языка "Антонимы"

Урок может буть проведен по программе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. В процессе урока запланирована работа мобильного класса....

Урок русского языка .«Антонимы»

«Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)...

Урок русского языка "Антонимы" 2 класс

Учащиеся знакомились со словами с противоположным значением. Работали со словарями....

План-конспект урока русского языка "Антонимы" (3 класс)

Технологическая карта урока русского языка "Антонимы" , 3 класс, ПНШ....

Урок русского языка "Антонимы" 2 класс

Урок русского языка "Антонимы" 2 класс...

Конспект урока русского языка "Антонимы"

Конспект урока русского языка составлен с использаванием системно-деятельностного подхода к обучению....