технологическая карта урока русского языка "Антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок может буть проведен по программе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. В процессе урока запланирована работа мобильного класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antonimy_3_klass_pnsh.docx140.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Мешковская СОШ

Технологическая карта урока русского языка

3 класс, перспективная начальная школа

Учитель  Фолимонова Л.В.

Ст. Мешковская

2015-2016 учебный год

Тип урока: систематизация знаний

Вид урока: урок теоретических и практических работ исследовательского типа

Методы и приёмы обучения: эвристический метод, исследовательский метод

Технологическая карта

Тема урока

Антонимы

Цель урока

Повторить и систематизировать сведения о многозначных словах и об антонимах.

Задачи

Уяснить, что:

– антонимами являются слова одной и той же части речи;

– у разных значений многозначного слова – разные антонимы.

Формировать умения:

– характеризовать разные значения многозначного слова с помощью Толкового словаря;

 – подбирать к разным значениям многозначного слова разные антонимы.

Формируемые УУД

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности,

учебно-познавательный интерес, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия
Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Основные понятия

Антонимы, многозначные слова

Ресурсы:

основные
дополнительные

 

М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова Русский язык. 3 класс часть 1.
Компьютер, ноутбуки

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, работа по уровням

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

I.  Самоопределение к деятельности

Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Мотивирует учащихся на работу.
Просит прочитать и объяснить пословицу.

Приветствуют учителя. Читают, составляют  и объясняют смысл пословицы.

Работа в тетрадях.

Отвечают на вопросы учителя.

- Поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок.

-Улыбнемся друг другу и пожелаем ….

- Постараемся сохранить это настроение в течение всего урока.

- Садитесь на свои места.

 

Внутренняя позиция школьника.

Проверка домашнего задания

Сравнивают домашнюю работу с образцом на доске

На доске выполнено домашнее задание. – Прочитайте слова, записанные на доске?

Как вы думаете, откуда они взяты?

Откройте тетради, где вы выполняли домашнее задание, сравните и исправьте ошибки.

Самоконтроль, самооценка.

II. Актуализация знаний

Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

Организует повторение изученного.

Повторяют изученный ранее материал, правописание букв. Вспоминают всё, что знают об антонимах.

  Составляют кластер.

Запиши в тетрадях число, классная работа.

- Я предлагаю вам поработать над красотой письменной речи, вспомнить каллиграфическое написание букв.

- Кто желает показать, как может работать с клавиатурой компьютера?

ПОГОДА, ФУТБОЛ, ТОПОР, КОМПЬЮТЕР, ПШЕНИЦА, ЛЕСТНИЦА.

. Что интересного заметили?

 - Как называются слова, которые мы записали?

 - Как проверить их написание?

- Поменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте записи.

- Проверьте правильность набора слов на экране.

- составьте словосочетание с последним записанным словом – ЛЕСТНИЦА.

- Как мы называем слова ВВЕР-ВНИЗ, ПОДНИМАТЬСЯ-СПУСКАТЬСЯ?

- А почему это антонимы?

– совершенствовать навык клавиатурного письма.

Выделение словарных слов из общей массы слов,

Проверка их написания, навыки работы со словарем.

Мотивационная основа учебной деятельности;
анализ, синтез, сравнение, обобщение,  классификация, аналогия;
формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

III. Постановка учебной задачи

Цель.
Формулирование  цели урока.

Организует работу учащихся в  подборе однокоренных слов.  В форме подводящего диалога  организует работу с таблицей, подводит учащихся к формулированию целей урока.

Подбирают однокоренные слова. Анализируют, формулируют цель урока.

- Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Что мы будем изучать сегодня на уроке?

- А как вы думаете, зачем нам изучать антонимы?  (Чтобы уметь их определять, чтобы речь наша была красивой, правильной, выразительной; расширять свой словарный запас) 

- Как мы это будем делать? (Каким способом?)


Знать признаки антонимов, умение выделять их в речи.

анализ, синтез, сравнение, обобщение, сериация, классификация, аналогия; структурирование знаний;
подведение под понятие;
постановка и формулирование проблемы.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний

Цель.
Познакомить с делением существительных на три группы .

Ставит детей перед выбором, достать знания или добыть самостоятельноВ форме подводящего диалога организует наблюдение над склонением имен существительных, объединенных в группы.

Выбирают способ работы над темой урока. Работают с учебником.

Записывают существительные в три столбика по родам, затем записывают в три столбика по окончаниями,  читают правило в учебнике, сравнивают с записанными столбиками,  делают выводы.

- Кто помнит, что такое антонимы?

- Как узнать, на какой странице в учебнике мы будем сегодня работать?

- Какое правило нам сегодня приготовила летучая мышь?

- Давайте отметим карандашом, что в нем мы уже знаем, что будет новым для нас.

- Упр. 88 стр. ____ учебника. Прочитайте задание.

- Что нужно сделать?

- что поможет нам правильно выполнить задание?

- Над этим заданием вы работаете устно в парах, а потом записываете в тетради.

- прочитайте словосочетания с антонимами.

- какие еще значения слова ЛЕГКИЙ вы прочитали в словаре?

Уметь определять антонимы

познавательная инициатива;
структурирование знаний;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
рефлексия способов и условий действия;
построение речевых высказываний

Физминутка

Организует физминутку

Учитель называет стоящим детям по цепочке слова

Выполняют физминутку

подбирают к ним антонимы:

Тот, кто справился с заданием, садится, кто не смог подобрать антоним – стоит (он «в решете»).

Динамическая пауза Игра «Решето»

 

 Зима, белый, работать, упал, жар, налево, утренний, добрый, урок, новый, загадка, свет, включать, заболеть, короткий, день,

 

 Умение подбирать антонимы к заданным словам.

 

V. Первичное закрепление во внешней речи

Цель.
Закрепить знания в определении склонения.

Проводит инструктаж обучающихся.

Работают в парах: составляют алгоритм определения склонения имен существительных.
Работают  по слайдам.. Во внешней речи  по алггоритму обосновывают правильность определения склонения.

Работа в Р.Т. стр. 65 упр.68.

- прочитайте задание к этому упражнению.

Что нам нужно использовать в работе?

Как найти этот словарь?

Работа на доске – 4 человека (от каждого варианта), остальные в тетрадях

Уметь определять антонимы, работать со словарем

подведение под понятие; 
– использование общих приемов решения задач;
использование знаково-символических средств;
самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале;
учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель.
Проверить умения в определении склонения имен существительных, самоконтроль усвоения знаний.

Организует выполнение учащимися самостоятельной работы с самопроверкой по эталону,  самооценку.

Выполняют самостоятельную работу, самопроверку по образцу, устраняют допущенные ошибки, оценивают себя.

- Откройте задание в ноутбуке. Прочитайте текст.

- Попытайтесь изменить рассказ.

Я был плохим учеником. Тетради у меня были грязные, писал я небрежно.

Грустно я плёлся домой после уроков. Мама всегда огорчалась, когда видела мой дневник.

ХОРОШИМ, АККУРАТНЫЕ, КРАСИВО, ВЕСЕЛО, БЕЖАЛ, РАДОВАЛАСЬ

- Попытайтесь изменить рассказ.

-Измените  выделенные слова противоположными по значению.

- Если задание кажется сложным, можно использовать слова–подсказки, которые есть после текста.

- Прочитайте ваши рассказы.

Уметь работать с текстом

осуществление самоконтроля по результату и по способу действия;
использование знаково-символических средств;
рефлексия способов и условий действия

VIII. Рефлексия

Цель.
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Организует рефлексию учебной деятельности

Анализируют свою работу на уроке. Отвечают на вопросы учителя.
Анализируют существительные: смелость, дружба. Определяют род и падеж, выделяют окончание. Делают вывод, что правописание  гласной в окончании зависит от склонения.

– Какую цель ставили?
Достигли цели? Что такое антонимы?.Как связаны антонимы и многозначные слова?

- какое словарное слово мы записали последним?

Какую букву в нем надо запомнить?

- посмотрите, какую лестницу я вам приготовила?

-Прочитайте названия ступеней.

-определите, на какой ступени вы находитесь к завершению урока? Почему?


- Сколько баллов вы набрали самостоятельно в течение урока?

 

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
рефлексия способов и условий действия;
контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Домашнее задание

 

 

В словаре найти и записать по пять слов, подобрать к ним антонимы, составить и записать предложения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка в 3В классе. Тема: Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» УМК Школа России Автор учебника: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Тип урока: Открытие нового знанияЦель: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и новым видом сказок (волшебной)....

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...