Урок русского языка "Антонимы" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Онхонова Туяна Ивановна

Урок русского языка "Антонимы" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2_klass_antonimy.docx32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общая часть

Предмет

Русский язык

Класс

2

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Форма урока

Комбинированный

Тема урока

Антонимы

Основная задача урока:

  • вовлечь в процесс эффективного освоения поставленных учебных задач;
  • направить учебные действия на формирование планируемых результатов согласно требованиям стандарта:

Предметных

Метапредметных

Личностных

Организация учебной деятельности по усвоению частных предметных результатов курса «Русский язык» по теме «Антонимы»:

  • ознакомление с термином «антонимы»;  
  • развитие речи;
  • пополнение словарного запаса.

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • учиться ориентировать свои действия по учебному материалу в сотрудничестве с учителем;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату учебных действий;
  • вносить необходимые коррективы в свои действия, учитывая особенности совершенных ошибок.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач: находить в тексте антонимы, употреблять их в речи, пополнять словарный запас.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • формировать собственное мнение; договариваться с партнерами в сотрудничестве и координировать действия (умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме)

Развивать  навыки самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, повышать мотивации к учебной деятельности, формировать ценностное отношение к результатам обучения;

ориентировать на понимание причин успеха в учебной деятельности;

способность к самооценке на основе критерия успешности.

Метапредметные связи: литературное чтение, окружающий мир

Оборудование к уроку: карточки с заданием, сигнальные карточки (средства обратной связи), тестовые задания, мультимедиа, электронный образовательный ресурс по теме

Прогнозирование результата урока: дети учатся находить в тексте антонимы, употреблять их в своей речи,  оформлять свои мысли в устной и письменной форме, получают опыт работы в паре, учатся сравнивать,  обобщать и анализировать в сотрудничестве с классом и учителем.

Методы работы:

включение в работу детей на личностно-значимом уровне;

создание проблемной ситуации (выявление и проговаривание в громкой речи: где и почему возникло затруднение, темы и цели урока), обсуждение затруднений;

построение проекта выхода из затруднения – диалог, парная работа;

проговаривание нового знания – запись предложений с использованием антонимов;

взаимопроверка.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Ход урока

- Здравствуйте! Начинаем наш урок. .- Вы лучики солнца, подарите друг другу часть своего тепла – улыбнитесь.

- Стало теплее и светлее?

- Молодцы! Садитесь на свои места и начнем трудиться.

Актуализация знаний. Над каким разделом мы продолжаем работу?

Да, мы продолжаем работать со словами и сегодня узнаем много нового о слове. Но сначала вы выполните это задание. Подумайте, что можно сделать с данными словами.

На обратной стороне доски карточки со словами вразброс:

Ученик, храбрый, сиять, мир, смелый, школьник, лад, блестеть.

- Кто желает работать у доски?  Вызываю к доске (по желанию 1-2 детей) и они группируют слова:

. - Объясните, почему вы так сгруппировали?

 Дополните каждый ряд.

- Что еще можете сказать об этих словах

 Учитель. Молодцы. Мы вспомнили о синонимах.

А что вы скажете о словах: ручка, кисть, шляпка?

  Приведите примеры.

Подготовка к формулированию новой темы.

 на доске. Ученье - свет, а неученье – тьма. Делу время - потехе – час

Посмотрите, я написала на доске следующие слова… Прочитайте.

Вы согласны со мной, что это слова? Почему?

 -Молодцы, прочитайте, скажите, что за предложения?

- К какому жанру относятся пословицы?

- Как вы понимаете эти пословицы?

Открытие новой  темы.

-Какие слова подчеркнуты? Почему? Что вы заметили?

Это слова противопоставления. В русском языке они наз-ся…

- Может быть кто- то знает, как они называются?.)

- Так какова же цель нашего урока?

- Какие слова называются антонимами?  Ученье – неученье, свет- тьма?

 Работа по электронному приложению.

Антонимы – это слова, противоположные по смыслу.

Картинки: большой дом - …, добрый человек –.., узкая дорога –.

сказка «Красавица…,  «Ленивица …

Физминутка

-    Вот какая стрекоза,

     Как горошины глаза,

     А сама как вертолет,

     Влево, право, назад, вперед.

- Что вы заметили, когда отдыхали? Какие слова

 являются антонимами?

Закрепление

 Сейчас нужна ваша помощь. Работа по диску. Игра «Помоги мишке спуститься с горы.»

- Отдохнули, помогли мишке спуститься, а теперь работа в тетради..

-Смотрите на доску.

На доске:

  1. Лимон кислый. 2. Лтео жкарое, а зами … .2. шеЛуч каягорь даправ, чме … ложь. 3. Макоелень лоде лучше … дельябез. 4.Тяложе в нииуче — … в бюо. 5. ный Ум бясе винит, а … - егосво  варитоща.
  2. Что это?

- Какие  задания можно дать по данным предложениям?

- Все предложения? Впереди еще работа в паре.

 - Ребята, выбираете 1 карточку из двух и выполняете вместе, если успеваете, можно выполнить задания на обеих карточках.

Работа по парам. На партах заранее разложены  карточки. Соедините антонимы :

 горе               начало

 конец             вечер

свет                 радость

жара                злой

утро                тьма

 добрый          холод

или

 Подберите антонимы, обозначающие:

ВРЕМЯ: (1парта 1ряд, 3 р.)

поздно - __________________,

рассвет - ________________,

весна - __________________,

зима - ___________________.

ПРОСТРАНСТВО: (2 парта 1-3р.)                          

  близкий - _______________

 низкий - _______________

 узкий - _______________.

КАЧЕСТВА, СВОЙСТВА: (3п., 1-3 р)

грязный - _______________,

дешевый - _______________,

вредный - ______________.

 ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА: (1парта, 2р)

 трусливый - ______________,

ленивый_______________,

 говорливый - ____________.

Учитель: - Впишите в карточку правильные ответы.

Тестирование.

Выберите в каждой группе противоположное по смыслу слово в скобках и подчеркните.

Зима - (холод, весна, снег, лето)

Тихо - (темно, дети, громко)

Конец - (обрыв, начало, всё)

Глубокий - (бездонный, мелкий)

Рефлексия.  

- Кто сегодня хорошо поработал, похвалите себя, а может кто-то хочет себе сделать замечание?

- Сегодня все молодцы, особенно хорошо работали Влад, обе Алины, Денис, Есения, Маша, замечательно поработал Арсалан, Женя. (Так как в 1-ой четверти оценки не выставлялись, благодарю детей), на следующем уроке, надеюсь, Андрюша и Эрдэм  будут очень хорошо работать.

Домашнее задание: Выберите 1 упражнение на с. 54-55 и выполните.

(Если остается время)

                  Скажу я слово высоко, 
                А ты ответишь     ………
                Скажу я слово далеко, 
                А ты ответишь  ……… 
               Скажу тебе я слово трус. 
               Ответишь ты ……………
               Теперь начало я скажу, 
               Ну, отвечай:……… 

 

Дети улыбаются друг другу.

Мы продолжаем работать по разделу «Слова, слова…» («Слова, слова» давно прикреплены на доске)

Школьник-ученик, храбрый- смелый, мир- лад, сиять- блестеть

Это слова синонимы, т.е. близкие по значению слова

(обучающийся; отважный, мужественный; согласие, дружба; )сверкать) ?

Дети говорят, что это сущ-е, прилаг-е, глаголы и т.д.

Слова бывают многозначные и однозначные.(дверная ручка, дамская ручка, ручка для письма и т.д )

- Это не слова, а предложения, т.к выражают законченную мысль.

 Предложения пишутся с большой буквы и в конце предложений ставится точка.

 Это пословицы.

УНТ

Дети ответили, что человек без учения не сможет получить профессию, соответственно будет жить в нужде. Лисицын Денис считает, что человек без образования может работать только в Зун-Холбе. (Есть такая местность в Тункинском районе р. Бурятия, где работает его отец, который в свое время не получил образование и трудится простым рабочим ) Также дети считают, что необходимо хорошо трудиться, но нужно и уметь отдыхать

 Дети пытаются ответить, выдвигают разные версии.

ЦыренжаповАрсалан сказал, что они наз-ся антонимами

Дети пытаются сформулировать определение и у них почти получается.

маленький дом, злой человек, широкая дорога

 и …Чудовище», и … Рукодельница»

-Антонимы: влево-вправо, назад – вперед.

Подбор антонимов.

  1. Составить предложения, найдя ключ. (Перестановка букв и слогов, дети легко справляются, если это в системе работы учителя )

и дописать предложения, вставляя пропущенные слова.

  1. Выписать только предложения.

(Дети должны убрать словосочетание (1) или преобразовать в предложение. Н/р: Лимон кислый, а малина сладкая. )

-2,3,4,5.Дети могут дописать 2 предложения, желающие – больше.

(На парте лежат карточки 1, 2)

Дети в паре соединяют антонимы или выполняют задание по 2 карточке, а может и оба задания.(Выбор детей показывает умение анализировать предлагаемый материал и выполнять то, что они смогут.)

Зима - (холод, весна, снег, лето)

Тихо - (темно, дети, громко)

Конец - (обрыв, начало, всё)

Глубокий - (бездонный, мелкий)

Кто-то поглаживает себя, а кто-то пальчиком себе грозит. Таких единицы

низко

близко.

смельчак

 конец.

Личностные УУД.

Регулятивные УУД
Целеполагание, планирование учебной деятельности
Коммуникативные УУД
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД  –действие целеполагания

Личностные УУД

Познавательные УУД

группировка
анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения объектов

Познавательные УУД
установление причинно-следственных связей

 анализ изучаемых фактов языка с выделением их отличительных признаков

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД
установление причинно-следственных связей

 анализ изучаемых фактов языка с выделением их отличительных признаков

Анализ, синтез, сравнение

Познавательные УУД

умение находить существенные признаки для обобщения. 

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Умение слушать друг друга, договариваться,

распределять роли, контролировать действия друг друга, поддерживать, сотрудничать

Регулятивные УУД

 Выбор действия

Познавательные УУД

Анализ упражнений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м

Урок русского язык классе "Изменение глаголов по временам"а в 4-м  Цели:повторять знания о существенных признаках глагола;подвести детей к выводу как изменяется глагол;продолжить работ...

Урок русского языка Класс:3 УМК: «Начальная школа XXI века»

Урок русского языка Класс: 3УМК: «Начальная школа XXI века»                ...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Презентация к урокам русского языка. класс.

В презентации содержатся материалы для объяснения нового материала и проверочных работ....

Технологическая карта урока русского 3 класс

Технологическая карта урока русского языка с применением технологии смешанного обучения, 3 класс тема "Склонения имени существительного" (обобщение). По программе "Начальная школа 21 ве...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...