Конспект урока "Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мигунова Евгения Николаевна

Конспект урока русского языка по учебнику Поляковой А.В. 3 класс (программа Занкова Л.В.), построен на интересном материале о весенних цветах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_a8.04.06.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

(по учебнику А.В.Поляковой),

проведённого в 3-а классе

МОУ СОШ №7 г.Липецка.

Учитель: Мигунова Е.Н.

Тема: Склонение имён существительных мужского рода

           с нулевым окончанием.

Цели: 1. Познакомить со склонением существительных мужского                  

               рода с нулевым окончанием, учить самостоятельно вы-

               являть орфограмму; закреплять правописание окончаний

               существительных 1 склонения, умение работать с текстом.

           2. Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое

               мышление, творческие способности, интерес к познанию.

           3. Воспитывать любовь и уважение к русскому языку, при-

               роде, искусству; чувство прекрасного.

Оборудование: плакат с кроссвордом «Птицы», иллюстрации ве-

               сенних цветов, карточки для групповой работы, листы

               с текстом для индивидуальной работы, плакат с оконча-

               ниями существительных 2 склонения, со словами для

               творческой работы, кассета с записью произведения

               П.И.Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года»,

               магнитофон.

Ход урока.

Ι. Организационный момент.    

-  Внимание! Проверь, дружок,

    Готов ли ты начать урок?

    Всё ль на месте, всё ль в порядке:

    Книжка, ручка и тетрадка?

Ι Ι.Словарная работа.

-  Наш урок, как всегда, начнём со словарной работы по теме «Птицы», только проведём её необычно - в форме кроссворда на доске, а в тетрадях – как всегда. Все слова в кроссворде расположены по вертикали, задания будут в виде загадок.                                                                                                    

     1.     Говорят, что он воришка,

             Этот серенький мальчишка,

             И шумлив, и драчлив,

             Всё щебечет: «Чьи, вы, чьи?»   ( воробей )

     2.     Прилетел к нам, наконец,

             Лучший наш лесной певец.

              Дни и ночи напролёт

              Голосисто он поёт.                     (соловей)

     3.      Всех я за день навещу,

              Всё, что знаю, растрещу.

              Длиннохвоста, белобока,

              А зовут её ………………            (сорока)

     4.      Носит серенький жилет,

              Но у крыльев чёрный цвет.

              Видишь, кружат 10 пар

              И кричат: «Карр, карр, карр!»    (воробей)

5.      Между небом и землёй

         Песня раздаётся.

         Над просторами родными,

         Что за птица вьётся?                    (жаворонок)

а). Запись слов;

б). Постановка ударения, выделение непроверяемых безударных гласных;

в). Определение части речи, рода, склонения;

г). Беседа:

- По какому признаку объединены слова?

- На какие две группы можно разделить эти слова?

- Какое слово получили по вертикали? (весна)

           Значит, наш сегодняшний урок мы посвящаем ей – весне!

Весна – замечательное, прекрасное время года, время пробуждения и оживления природы после зимнего сна. Недаром поэты называют весну «утром года».

      Отшумела злая вьюга,

      Стала ночь короче дня.

      Тёплый ветер дует с юга,

      Капли падают, звеня…

      Улеглись в полях метели

      В свои белые постели,

      И весна идёт повсюду,

      Гонит зиму со двора.       (Г. Ладонщиков)

Ι Ι Ι. Актуализация знаний.

1. Работа с правилами.

 - Сколько склонений имён существительных в русском языке?

 - Сколько падежей в русском языке? (хором)

 - Какие орфограммы в окончаниях существительных 1 склонения знаете?

 - Какие слова – помощники в 1 склонении?

 - Почему эти слова являются помощниками? ( Ударные и безударные окончания существительных в одном и том же падеже одного и того же склонения пишутся одинаково.)

ΙV. Постановка проблемы.

1. Письмо словосочетаний под диктовку с комментированием всех                  орфограмм, выделение у существительных окончаний, склонения и падежа.

Закапали с крыш.., побегут по дорожк.., зацветут на проталинк.., прилетят в март?.

 - Почему не можете написать данное окончание?

 - Чем оно отличается от предыдущих? ( Все предыдущие окончания существительных 1 склонения, а последнее окончание существительного мужского рода с нулевым окончанием, т. е. 2склонения, с правописанием окончаний которого мы ещё не знакомились.)

V.Сообщение темы и целей урока.

- Как вы думаете, с чем мы познакомимся и над чем мы будем работать на сегодняшнем уроке?

- Кто сможет сформулировать тему нашего урока? ( Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием.)

V Ι. Открытие нового знания.

- Сейчас вы попробуете сами в группах найти решение этой проблемы – какое же окончание нужно вставить. Что для этого необходимо сделать?

( Нужно просклонять существительное «март» и выявить окончание в предложном падеже.)

 - Если окончания будут безударными, что вам необходимо для помощи?

( Нужны слова – помощники.)

 - Ими будут слова «стол» и «конь».

 - Вспомните правила работы в группах, преступайте!

1. Работа в группах. ( Каждой группе раздаются листы с наименованием падежей.)

2. Проверка работы групп. ( Заслушивание лидеров групп по решению проблемы.)

Вывод: В предложном падеже 2 склонения пишется окончание «е», значит,  

«в  марте» напишу окончание «е».

 - Найдите ещё ошибкоопасные места во 2 склонении.

3. Вывод: Ошибкоопасными во 2 склонении  являются предложный и творительный падежи:

Т.п. – ом, ем

П.п. – е

4. Знакомство с правилом с. 132 учебника.

Физкультминутка.

V Ι Ι. Сообщение учителя о весенних цветах.

Весна – время пробуждения всего живого на земле, главным

украшением которой после зимней стужи становятся первые весенние цветы – первоцветы.

          По тонкой нитке ручейка

          Сбежал с пригорка снег,

          И на пригорке вдруг цветок

          Раскрылся раньше всех!

Знакомьтесь! Пробудились на нашей полянке весенние цветочки: солнечным днём на лесной проталинке появились жёлтые головки мать-и-мачехи.

 - Кто знает, за что этот цветок получил такое название? ( Листья у него снизу мягкие и пушистые, как ласковые, согревающие руки мамы, а сверху – блестящие и холодные, словно руки злой мачехи.)

Тянутся к солнцу мохнатые стебельки с сиренево-фиолетовыми колокольчиками, открывающими свои лепестки навстречу солнцу и закрывающими их на закате. Это сон-трава или самсончики.

Расцвёл  жёлтыми звёздочками гусиный лук.

Умылся талой водой и засиял улыбкой весны нежный и душистый ландыш. С.Я. Маршак так написал о нём:

          Природой бережно спелёнатый,

          Завёрнутый в широкий лист,

          Растёт цветок в глуши нетронутой,

          Прохладен, хрупок и душист.

Радуют своей простотой и обаянием одуванчики. Чарует ароматом медуница. Но всё же самый смелый из первоцветов – это подснежник.

Древняя легенда рассказывает о нём: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, пошёл сильный снег, и Еве стало очень холодно. Тогда несколько снежинок, желая утешить её, превратились в белые цветочки. Увидев их, Ева повеселела, у неё появилась надежда на лучшие времена. Поэтому издавна, подснежник – символ надежды.

Необходимо знать, что многие первоцветы занесены в Красную книгу, так как стали исчезать. Помните, не стоит губить растения из-за нескольких часов красоты в вазе. Пусть они радуют нас в природе. Люди, прикасайтесь к прекрасному только сердцем, ведь прикасаясь руками, вы губите красоту и природу!

V Ι Ι Ι. Закрепление нового знания.

1. Склонение существительных мужского рода с нулевым окончанием. Работа в парах в рабочей тетради. ( Каждой паре предлагаются на выбор карточки со словами для склонения – ландыш, подснежник, одуванчик, самсончик, тюльпан, первоцвет.)

2. Проверка. ( Для проверки учащимся предлагается сравнить свою работу с эталоном, расположенным на обратной стороне листа с заданием.)

 - Поднимите руки те, кто не допустил ошибок при склонении. Молодцы       3.Повторение новой орфограммы (хором ).

ΙX. Самостоятельная творческая работа.

  1. Подготовка к мини-сочинению «Подснежник». Словарная работа.

Слова на доске:

ранняя                            весна                           наступила

яркое                              солнце                         растопило

нежный                          подснежник                разбудил

первые                            цветы                          любуются

прелестные                    вестники                     оберегать

 - По какому признаку слова разделены  на 3 группы?

    а). Чтение имён существительных, выделение орфограмм.

    б). Чтение имён прилагательных, выделение орфограмм.

    в). Чтение глаголов, выделение орфограмм.

 - Все эти слова помогут вам написать мини-сочинение «Подснежник», а создаст прекрасное настроение одноимённое произведение П.И.Чайковского из музыкального цикла «Времена года». Желаю вам успеха! (Включается магнитофон.)

     2. Запись сочинения в рабочую тетрадь.

     3. Чтение нескольких работ.

X. Подведение итогов.

     1. Итоговая беседа.

          Я умею ………….

          Я научился ………

          Я хочу научиться …….

     2. Оценивание работы учащихся на уроке.

X Ι. Запись домашнего задания.

X Ι Ι.Организованное окончание урока.