Самостоятельная работа как средство активизации познавательной деятельности при устранении орфографических ошибок
статья по русскому языку по теме

Панкова Людмила Васильевна

В статье указаны приёмы организации и контроля самостоятельной работы учащихся на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samotstoyatelnaya_rabota.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Каменский муниципальный район

Воронежской области

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ УСТРАНЕНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК

                                         Панкова Людмила Васильевна,

                                              учитель начальных классов ВКК

                                     МКОУ «Каменская СОШ №1 с УИОП»

                       

        Развитие самостоятельности каждого человека является условием совершенствования культуры общества. Современное общество нуждается в людях,  способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям.  К числу ведущих функций школьной образовательной системы относится - организация активной самостоятельной деятельности школьников. Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.

     Самостоятельная работа служит средством активизации познавательной деятельности в том случае, если школьник пытается использовать свои знания в необычной ситуации и выполняет самые разнообразные задания, сложность которых соответствует различным видам психической деятельности.  Работая по программе «Начальная школа XXI века», я убедилась, что  в учебнике  русского языка С.В. Иванова,  используются именно те приёмы, которые способствуют  развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе.  К этим приёмам можно отнести ситуации, в которых ученик:

-защищает своё мнение, приводя аргументы, доказательства (рубрика «Давай подумаем»- материал для наблюдений);

- помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя  непонятное

(«Работа в парах»);

- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы

( рубрика «Из истории языка»);

- ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним

( рубрика «Тайны языка);

- осуществляет самопроверку, анализ собственных познавательных и практических действий.

      Важным звеном в обучении младших школьников правописанию является самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками. Самостоятельная работа  в системе учебных занятий обрела статус необходимой формы обучения, обеспечивающей учащимся прочные знания. Выполнять  работу над  своими ошибками  учу детей со второго  класса.  Использую самые разнообразные приёмы. Они зависят от тех правил, на которые допущены ошибки. К этим приёмам относятся:

1) самостоятельное исправление учащимися ошибок, отмеченных учителем особыми знаками на полях;

2) самостоятельное объяснение учащимися правописания тех слов, в которых допущены ошибки;

3) подбор проверочных слов к данным словам;

4) выбор слов из «Словаря» для сопоставления и проверки написания их;

5) взаимопроверка  работ учащимися;

6) подбор аналогичных примеров с данной орфограммой;

7) подбор примеров, противоположных по написанию;

8) выписывание слов и словосочетаний из текста с определёнными орфограммами и составление с ними предложений и связных рассказов.

         Стараюсь организовать работу над ошибками так, чтобы она способствовала формированию  сознательного орфографического навыка,

поэтому, анализируя ошибки, одновременно идёт группировка их по орфограммам. Чтобы облегчить  выполнение самостоятельной работы над ошибками, каждый ученик моего класса имеет «Папку- помощницу»,  в которой  способы проговаривания, алгоритмы  работы над каждой из изученных орфограмм,  некоторые из них составлены в результате исследовательской деятельности  учащихся. Так, наблюдая   за алгоритмом работы над орфограммой №1, проводя исследования над словами с безударной гласной в корне слова,  мы пришли к выводу, что существует шесть способов проверки безударных гласных:

1. Измени слово способом «Один - много» (земля – земли);

2. Подбери однокоренное слово, состоящее только из корня (плодовый –

плод);

3. Подбери  однокоренное слово с уменьшительно – ласкательным значением

(ковёр – коврик);

4.  К  существительному подбери однокоренное имя прилагательное (добро – добрый);

5. К глаголу подбери однокоренное прилагательное (белеет – белый);

6. Измени время глагола (косил – косит).

        Для того, чтобы ученики   правильно выполняли  работу над своими ошибками, в «Папке-помощнице» имеется «Памятка самостоятельной работы над ошибками», где даются указания о том, какие операции и в какой последовательности необходимо  произвести, чтобы объяснить данную орфограмму. Особенно важно придерживаться указанной последовательности на первых порах: она побуждает детей выполнять работу не наугад, а вдумчиво на основе анализа и применения правил.

    Полезной формой работы над ошибками считаю ведение детьми индивидуальных словариков «Музей моих ошибок» или конвертов со словами, где ими были допущены ошибки.  Такие слова  я  включаю в тренировочные упражнения, творческие работы, контрольные работы под названием «По следам ошибок». Чтобы произвести  классификацию ошибок,   готовлю настенную таблицу «Учёт грамотности учащихся». На листе бумаги - перечень фамилий учащихся и графы, имеющие заголовки орфограмм. Последняя графа - «Какую работу надо выполнить».  Ошибка каждого ученика отмечается в соответствующей графе независимо от количества ошибок. Ученики смотрят на последнюю графу, по номеру упражнений определяют своё задание, самостоятельно выполняют его.  

      Когда самостоятельная работа над орфографическими ошибками  проводится систематически, у  учащихся вырабатывается психологическая установка на познавательную самостоятельность, формируются необходимые познавательные умения, желание и способность самостоятельно овладеть знаниями и применять их в разнообразной практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство активизации познавательной деятельности дошкольников.

В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимани...

ИКТ как средство активизации познавательной деятельности на уроках окружающего мира

Что необходимо школьникам для успешной жизни в современном мире? Необходимо уметь решать жизненные задачи, видеть и решать проблемы, определять приоритеты, осуществлять осознанный выбор, самосто...

) проблемное обучение как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Одной из проблем, волнующей учителей является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационн...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологии как средство активизации познавательной деятельности младших школьников»

Педагогическая идея.    Усиление мотивации учащихся к учебной деятельности при использовании компьютерных технологий.    Задача. Как повысить интерес учащихся к уроку с п...

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников

Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества....

Использование проектной деятельности на уроках, как средство активизации познавательной деятельности и повышение мотивации младших школьников ( из опыта работы)

Метод проектов – это одно из средств активизации познавательной деятельности школьников. Обучение школьников проектной деятельности является актуальным, так как метод проектов - одно из инноваци...

Игровые технологии как средства активизации познавательной деятельности обучающихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках изобразительной деятельности

В современной коррекционной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности. К таким активным формам обучения, недос...