Исправление речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Долина Мария Михайловна

 

был разработан комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся второго класса. При этом под комплексом понимается «совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое».

Комплекс включал в себя 42 упражнения на редактирование текста. Комплекс упражнений был составлен на основе примеров ошибок, которые допустили дети, и дополнен другими примерами. Учащимся предлагалось выполнить по одному упражнению на каждом уроке русского языка в период с января 2011 по апрель 2011 года. Ученики выполняли следующие типы упражнений.

  1. Упражнения на построения предложений (простых и сложных).
  2. Упражнения на устранение повторов в речи.
  3. Упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и в построении словосочетаний.
  4. Упражнения на устранение  различных речевых ошибок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glava_3_kompleks_uprazhneniy_kak_sredstvo.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Исправление речевых ошибок младших школьников в условиях экспериментального обучения.

Для проведения формирующего эксперимента был разработан комплекс упражнений, направленный на предупреждение и устранение речевых ошибок в письменных работах учащихся второго класса. При этом под комплексом понимается «совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое».

Комплекс включал в себя 42 упражнения на редактирование текста. Комплекс упражнений был составлен на основе примеров ошибок, которые допустили дети, и дополнен другими примерами. Учащимся предлагалось выполнить по одному упражнению на каждом уроке русского языка в период с января 2011 по апрель 2011 года. Ученики выполняли следующие типы упражнений.

  1. Упражнения на построения предложений (простых и сложных).
  2. Упражнения на устранение повторов в речи.
  3. Упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и в построении словосочетаний.
  4. Упражнения на устранение  различных речевых ошибок.

В ходе экспериментального обучения данные виды упражнений чередовались. Детям предлагалось для разбора 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания, в которых были допущены ошибки.

Первый тип заданий – упражнения на построение предложений.

Пример. Урок на тему «Непроизносимая  согласная в корне слова».

Работа по исправлению речевых ошибок выглядела следующим образом.

Учитель предлагает детям выполнить задание к упражнению: Найдите в предложении лишнее слово: « В саду собирают яблоки, фрукты, груши».

  1. Какое слово лишнее?
  2. Фрукты.
  3. Почему слово «фрукты» лишнее?
  4. Потому что слово «фрукты» включает в себя и яблоки, и груши.
  5. Каким другим словом можно заменить «фрукты»?
  6. Сливы, персики, абрикосы и т. д.

Аналогично велась работа и над другими предложениями: «На празднике было много детей, мальчиков, девочек. На лугу растут чудесные ромашки, цветы, колокольчики».

 Второй тип заданий – упражнения на устранение повторов в речи.

Как показал анализ констатирующего эксперимента, повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся. Следовательно, упражнениям данного вида уделялось особое внимание.

Пример. Урок на тему  «Предлоги и приставки».

Учитель предлагает детям прослушать отрывок текста.

  1. Послушайте небольшой рассказ и найдите в нем ошибки.
  2. Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке.
  3. Какую ошибку вы нашли в данном тексте?
  4. В каждом предложении повторяется слово «побежали».
  5. Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?
  6. Погнались, понеслись, направились, пустились.
  7. Каким из слов, названных вами, заменим слово «побежали» в предложении «За ними побежала стая волков».
  8. Погналась.
  9. Какое слово употребим вместо «побежали» в предложении «Лоси побежали к сторожке».
  10. Пустились.
  11. Запишите в тетрадях исправленный текст.

«Лосиха с лосенком побежали. За ними погналась стая волков. Лоси пустились к сторожке».

Третий тип заданий – упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и построении словосочетаний.

Пример. Урок на тему «Изменение имени существительного по числам».

На доске написаны словосочетания:

У меня много делов

Ждут каникулов

Ходят без польт

Учитель предлагает задание:

  1. Прочитайте первое словосочетание и скажите все ли в нем верно? Какое слово употреблено неправильно?
  2. Делов.
  3. Как нужно правильно сказать?
  4. У меня много дел.
  5. Запомните, как нужно говорить правильно, запишите это словосочетание в тетрадь. В следующем примере найдите и исправьте ошибку самостоятельно.
  6. Прочитайте, что у вас получилось?
  7. Ждут каникул.
  8. Какое слово употреблено неправильно в последнем словосочетании?
  9. Польт.
  10. Кто знает, как нужно сказать правильно?
  11. Пальто.
  12. Запишите исправленное словосочетание в тетради.

Четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных речевых ошибок.

Пример. Урок на тему «Знакомство с именем прилагательным».

На доске написаны предложения

По дорожке бежал молодой щенок.

На поляне красуется красавец клен.

  1. Прочитайте первое предложение.
  2. Какую ошибку вы заметили?
  3. Слово «молодой» лишнее.
  4. Почему?
  5. Потому что щенок – это молодая собака.
  6. Запишите исправленное предложение в тетрадь.
  7. Какая ошибка допущена во втором предложении.
  8. Сочетание слов красавец клен.
  9. Что вам не нравиться в этом примере?
  10. Два родственных слова стоят рядом друг с другом, и это звучит некрасиво.
  11. Как можно исправить это предложение?
  12. На поляне растет красавец клен. На поляне красуется клен. На поляне красуется чудесный клен.
  13. Какой вариант выберем?
  14. На поляне растет красавец клен.
  15. Запишите это предложение в свои тетради.

Подобная работа велась и на других уроках русского языка. При этом менялись формулировки заданий в зависимости от типа выполняемого упражнения и содержание задания.

Как показало наблюдение, учащиеся проявляли большой интерес к выполнению подобных упражнений. Особенно детям нравилось находить ошибки в предложенных примерах и предлагать свои варианты верных ответов. Второклассники успешно справлялись с этой работой. Иногда на одну и ту же ошибку дети предлагали несколько способов ее исправления. Учитель вместе с детьми искали наиболее удачный вариант и записывали его в тетрадь. Все упражнения выполнялись в отдельных тетрадях, которые в конце урока сдавались учителю.

Большое внимание уделялось аргументированию своего ответа и объяснению, почему в данном предложении или словосочетании слово выбрано неверно. Это делалось в том случае, когда объяснение было доступно детям. Иногда дети интуитивно чувствовали ошибку, но затруднялись объяснить, что неверно. Тогда учитель наводящими вопросами подталкивал их к верному объяснению.

С целью проверки эффективности разработанного комплекса упражнений был проведен итоговый срез по выявлению речевых ошибок в письменных творческих работах учащихся второго класса.

Выводы

В ходе экспериментального обучения детям был предложен для выполнения комплекс упражнений, который составлен на основе ошибок, допущенных детьми в изложениях, и дополнен другими примерами.

Результаты экспериментального обучения показали, что:

  1. ошибки в построении предложений допустили в контрольном классе 50% учащихся, в экспериментальном – 18%;
  2. повторы одних и тех же слов в контрольном классе допустили 64% учащихся, в экспериментальном – 37%;
  3. количество ошибок, допускаемых учащимися экспериментального класса снизилось в среднем на 20%. В контрольном классе количество ошибок не только не уменьшилось, но и увеличилось в некоторых случаях.

Кроме того, экспериментальное обучение показало, что для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия.

1.Систематичность – упражнения на редактирование текста проводить на каждом уроке русского языка.

2. Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего 1 – 2 предложения или 2 – 3 словосочетания для разбора.

3.Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения.

Система оценивания достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения. Выступление на МО....

«Оценивание учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения» Доклад

Существует мнение, что пятибалльная система оценивания является травмирующей для ребёнка. Безотметочноеобучение – новый подход к оцениванию достижений обучающихся. Предлагаемый способ ...

Классификации речевых ошибок младших школьников

Повышение речевой культуры учащихся – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой. Известно, что одним из показателей уровня культуры человека, мышления, интеллекта является его р...

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования».                             ...

«Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Материал предназначен для использования при работе с детьми начальной школы...

Различные типы речевых ошибок младших школьников и способы их коррекции

Сборник примерных заданий по исправлению и предупреждению речевых ошибок:Задание №1. Прочитай предложения.1. Я коснулся языком неба.2. Все, к чему бы он ни прикасался, ломалось.3. Любопытство взяло на...

Статья «Речевое развитие младших школьников в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Начальная школа – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере пр...