Главные вкладки

    Устное творчество русского народа.
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Сковородина Елена Павловна

                Цели данного мероприятия:

                - познакомить детей с историей возникновения загадок, пословиц и поговорок;                    

                -  расширить представления детей о жанрах устного народного творчества;

                - развивать познавательную активность, речь, мышление учащихся;

                - прививать интерес к изучению устного народного творчества;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ustnoe_narodnoe_tvorchestvo.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Устное творчество русского народа.

    Цели: - познакомить детей с историей возникновения загадок, пословиц и поговорок;                    

                расширить представления детей о жанрах устного народного творчества;

                - развивать познавательную активность, Речь, мышление учащихся;

                - прививать интерес к изучению устного народного творчества;

    Оборудование:  плакат с названием темы занятия; цветок с названиями жанров устного народного творчества; карточки со словами «зола», «арык», «год», «ангина», «долг», «кора», «алмаз»;  карточки-названия типов загадок; «Повесть временных лет»; портрет В.И. Даля; кроссворд; доска;

                                             

                                                Ход занятия

    I.Орг. момент:

    - Сегодня у нас необычное занятие,

    Мы с вами рассмотрим некоторые понятия.

    О жанрах устного народного творчества поговорим.

    И что же новое, определим:

            Во саду ли в огороде

            Девица гуляла,

            Во саду ли в огороде

            Цветочки поливала.

            Один цветочек сорвала

            И нам в класс передала.

            А цветочек непростой –

             В нём лепесточек расписной.

    II. История загадок, типы загадок.

     -Лепестки не простые, на каждом из них – названия жанров устного народного творчества. Кто же может объяснить, что значит «устное народное творчество»?

     1. – Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это …

    На доске:

    Зола                                          

        Арык                                          

    Год                                            

    Ангина

    Долг

    Кора

    Алмаз

    -Прочитайте сверху вниз слово, составленное из первых букв слов, и снизу вверх составленное из последних букв слов.(ЗАГАДКА)

    -Что же такое загадка?

    -Я обратилась к словарю и нашла там такое определение.

    Загадки – это иносказательное изображение предметов и явлений действительности или их описание, которое предлагается разгадать.

    1. – Существуют загадки разных типов:

    а) «Течёт, течёт – не вытечет, бежит, бежит не выбежит» (река, ручей)

        -Как догадались?

        -Здесь даётся описание предмета, его действия. Это загадки-описания

    На доске:  загадки- описания

    б)  - Что представляет собой эти загадки?

            «Что на свете всего мягче?» (ладонь)

            «Без чего человеку жить нельзя?» (без имени)

           Это загадки-вопросы.

    На доске:  загадки-вопросы

    в)   -Есть ещё один тип загадок:

    На доске: загадки – задачи

    Это не просто загадки, похожие на задачи из учебника, а загадки, требующие сообразительности.

      Шёл охотник. Увидел на дереве трёх ворон и выстрелил. Одну убил. Сколько ворон осталось на дереве?

    3.- Загадка – один из древнейших жанров устной поэзии, его начало лежит в такой старине, о которой у нас немного сведений.

       Большинство учёных связывает возникновение загадок с довольно распространённым явлением в жизни древних – с тайной речью.

     Имеется много свидетельств, что и наши предки активно пользовались тайной речью.

      Использовалась она не только в военных делах, но и в повседневной хозяйственной жизни.  

    Например, у славян существовал обычай, когда сноха (жена сына) должна была первое время хранить молчание; имя её в доме не должно было произноситься. Это делалось для того, чтобы умершие предки, зная язык своего рода, не поняли бы, что в их род, семью, пришёл «чужой» человек.

    В  XIX   веке были записаны некоторые фрагменты таких речей. Что, например, значила такая фраза:

    «Ерзунь- от ерзат! Возьми шелопень да и лопень!»   Всего - навсего:

    «Горшок кипит! Возьми ухват и выставь его!»

    1. – Большинство загадок возникло давно, но когда конкретно - трудно определить. Но есть загадки, время появления которых мы можем определить почти точно.

    Например, вот такая загадка:

    В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)

    Загадка появилась не ранее XVIII века: именно тогда стекло стало активно входить в быт народа.

    III. История происхождения пословиц и поговорок.

    На доске: Сердце матери греет лучше солнышка.

                      Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

                      На чужой стороне Родина милей вдвойне.  

    - Что это за предложения?

    Объясните смысл.

    - Пословицы и поговорки – древнейшие жанры народного творчества. Они известны всем народам мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры- древним египтянам, грекам, римлянам.

    Самые ранние древнерусские памятники донесли сведения о бытовании пословиц и поговорок у наших предков.

    В «Повести временных лет», древней летописи, зафиксирован ряд пословиц:

     «Не идёт место к голове, а голова к месту».

    «Не погнетши пчёл- мёду не едать».

    -Учёные считают, что первые пословицы были связаны с необходимостью закрепить в сознании человека какие- то советы, правила, законы.

    IV.   Другие жанры народного творчества.           

    - Помимо загадок, пословиц и поговорок существуют и другие жанры устного народного творчества.

    Прибаутки- это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи.

    «Мы люди близки, поедим из одной миски».

    Раньше любили пошутить над жителями какой-либо местности. Рязанцев, например, передразнивали за их «якающий» говор таким образом:

    «У нас в Рязани грябы с глазами; их бяруть- они глядять».

    Есть приговорки. Это тоже рифмованные речения, но рассказывают они о чём-либо серьёзном в жизни.

    Например, говорили, поучая нерадивых земледельцев: «Сей овёс в грязь- будешь князь, а рожь- любит в пору да взолу».

    Побасёнки- поэтические миниатюры, в поучение воспроизводящие какую- либо жизненную ситуацию. Часто представляют собой диалоги.

    (Сценка)

    -Федул, что губы надул?

    -Кафтан прожёг.

    -Можно зашить…

    -Да иглы нет.

    -А велика ли дыра?

    -Один ворот остался.

    V. В.И. Даль- собиратель слов.

    - Ещё в XVIII веке русские учёные, писатели обратили внимание на фольклорные жанры, и с тех пор они стали внимательно изучаться. Учёные стали собирать их и издавать.

    На доске:      Владимир Иванович Даль (1801- 1872)

    - Это имя, я думаю, вы слышали. А что это за человек мало кто знает.

           - Владимир Иванович Даль – выдающийся деятель русской культуры, человек необыкновенной жизни и разнообразных талантов. Он закончил Морской кадетский корпус и был офицером; учился на медицинском факультете Дерптского университета (в Эстонии) и писал учебники по ботанике и зоологии, которыми пользовались в гимназиях и университетах. Он был и писателем, его очерки, рассказы, сказки, повести выходили под именем Казака Луганского. В. И. Даль дружил с А.С. Пушкиным; Н.В. Гоголь восторгался его знанием быта народа, языка, писал о том, что каждая строчка, написанная В.И. Далем, «учит и вразумляет».

    В истории русской культуры В.И. Даль остался не только как писатель, но прежде всего как крупнейший собиратель. На протяжении всей своей жизни он записывал слова. Ему принадлежит громадный труд «Толковый словарь живого великорусского языка» в четырёх солидных томах.

    В.И. Даль составил и самый крупный сборник пословиц и поговорок – «Пословицы русского народа». В него вошло свыше тридцати тысяч народных изречений.

    VI. Обобщение.

    - Ребята, посмотрите, а у цветка не все лепестки открыты. Значит, есть ещё и другие жанры устного народного творчества. И их мы узнаем, разгадав кроссворд.

    На доске:     

    1.п

    о

    с

    л

    о

    в

    и

    ц

    а

    2.с

    к

    о

    р

    о

    г

    о

    в

    о

    р

    к

    а

    3.с

    ч

    и

    т

    а

    л

    к

    а

    4.з

    а

    г

    а

    д

    к

    а

    5

    а

    к

    л

    и

    ч

    к

    а

    6

    е

    б

    ы

    л

    и

    ц

    а


    Вопросы:  1. Определи жанр.

                             «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах».

                       2.Определи жанр.

                          «Прыжок с подвыподвертом».

                  3.«Для того, чтобы начать игру, надо знать её правила, чтобы играть в                прятки, надо выбрать водящего». Какой жанр устного народного творчества вы используете?

    4. Определи жанр.

    «Днём спит,

    Ночью летает

    И мышек хватает» (Сова)

    5.Как называются детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам, весне?

    6. Определи жанр.

    «Как по речке, по реке

    Ехал рыжий на быке.

    Рыжий красного спросил:

    -Чем ты бороду красил?

    - Я не краской, не помазкой,

    Я на солнышке лежал,

    Кверху бороду держал».

    VII. Итог занятия.

    - Название какого жанра зашифровано?

    - Я хочу сказать, что вы великолепно разбираетесь в фольклорных жанрах. Молодцы! Спасибо за работу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения во 2-м классе "Жанры устного творчества русского народа."

    Приглашаю вас на импровизированный урок литературного чтения "Жанры устного творчества русского народа"! Урок обобщения и систематизации знаний проводится с элементами игры и соревнования. Желаю прият...

    Устное народное творчество русского народа.

    Урок-обобщение по разделу с применением игры....

    «Устное творчество русского народа»

    познакомить детей с историей возникновения загадок, пословиц и поговорок;                    - расши...

    Конспект урока по литературному чтению в 1 классе Обобщающий урок по разделу «Устное творчество русского народа»

    Данный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цели урока: обобщить знания детей по данному разделу, закреплять литературоведческие понятия, совершенствовать навык в...

    Конспект урока по литературному чтению.Тема: "Устное творчество русского народа" 2 класс.УМК "Школа России"

    На данном уроке  проводится обобщение знаний о жанрах русского народного творчества: “загадки”, “пословицы”, “скороговорки”, “небылицы”, “считалки”, “потешки”, “сказки”, “былины”...

    Устное творчество русского народа. (внеклассное мероприятие)

    Цель:закрепить понятие об устном народном творчестве,поговорить о жанрах:пословица,поговорка,скороговорка,загадка,потешка,считалка,сказка,песня...Прививать любовь к родному краю,Отечеству,знакомить де...