Рабочая программа по русскому языку 4 класс VI вид
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

 

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена  на основе авторской программы  Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык» («Школа России», 2011г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, с учётом специфики деятельности учреждения (коррекционная программа VI вида).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_4_kl._6.doc376.5 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык

1. Пояснительная   записка 

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена  на основе авторской программы  Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой «Русский язык» («Школа России», 2011г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, с учётом специфики деятельности учреждения (коррекционная программа VI вида).

Специфика курса « Русский язык» состоит  в его тесной взаимосвязи с чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению. Содержание курса имеет концентрическое строение, что позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории, навыков правописания и развития речи.

Содержание систематического курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, отражающих реально существующую внутреннюю взаимосвязь всех сторон языка: фонетической, лексической, словообразовательной и грамматической (морфологической и синтаксической).

Так как в классе обучаются дети: с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Беденко Лада), с незначительным нарушением слуха (Погребняк Сергей), дети, имеющие нарушения зрения (Петрикова Галина, Тонких Сергей, Гладышева Елена) в силу диагноза, них замедлен темп письма, речи, мышления, нарушено зрительное восприятие. Усвоение основных разделов настоящей программы возможно при условии решения специфических задач, которые вызваны наличием двигательных, речевых и психических расстройств у большинства детей класса. В связи с этим программа предусматривает подготовку руки к письму, последовательную отработку и закрепление двигательного навыка письма, помощь в оформлении словесных высказываний, разработка алгоритма вычислительных операций. Учитывая психологические особенности и возможности этих детей, материал даётся небольшими дозами, с постоянным его усложнением, включением тренировочных упражнений,  ежедневного материала для повторения и самостоятельных проверочных работ. Для детей с нарушением зрения соблюдается световой режим (настольные лампы), подсветка доски; индивидуальные задания предлагаются в распечатанном виде укрупнённым шрифтом. Особое внимание уделяется совершенствованию словаря учащихся; включению практических упражнений, развивающих связную речь учащихся, умение последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Учебный предмет изучается в 4 «Б» классе, рассчитан на 170 часов (5 часов в неделю), в том числе на контрольные работы 4  часа; диктанты – 8 часов(4 контрольных); работы по развитию речи 6 часов.

Курс обеспечивается учебниками «Русский язык»; учебник для 4 кл. нач. школы в 2-х частях (сост. Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова:- 4-е изд.- М.: Просвещение, 2008) Данный УМК  рекомендован МО и ВШ Российской федерации и является  наиболее приемлемым  для реализации в условиях начальной школы VI вида.

Курс направлен на  формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, формирование общей культуры обучающихся,  развитие мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, социализацию личности; формирование первичных навыков работы с информацией; включение учащихся в активный познавательный процесс; формирование позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.

духовно-нравственное, личностное и интеллектуальное развитие; 

развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Цель курса

развитие школьника как личности, полноценно владеющей устной и письменной речью;

•  открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению;

• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Изучение предмета «Русский язык» способствует решению следующих задач:

- формирование навыков грамотного письма; развитие образного и логического мышления детей, их нравственных качеств;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

-  развитие способностей к творческой деятельности;

- освоение учащимися первоначальных знаний о звуко-буквенном и словарном составе родного языка; его лексико-грамматическом и синтаксическом строе, особенностях словообразования;

- знакомить учащихся с нормами литературного произношения, с основными принципами и правилами правописания и пунктуации, с особенностями двух форм речи - устной и письменной.

Методические подходы :  направленные на первичное овладение знаниями;  направленные на совершенствование знаний и формирование умений и навыков.

 1)  информационно – развивающие:

 а) передача информации в готовом виде: объяснение, просмотр презентаций;

б) самостоятельное добывание знаний самостоятельная работа с книгой, информацией;

2)проблемно-поисковые -  проблемное изложение учебного материала;

    репродуктивные -  выполнение упражнения по образцу;

творчески-репродуктивные - сочинение, изложение, вариативные упражнения, работа с деформированным текстом.  

Принципы обучения: научности; сознательности, активности и самостоятельности; доступности; наглядности; систематичности и последовательности; системности  знаний; практической направленности обучения; компьютеризации.

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определённых личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

4. Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

6. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

3. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей.

4. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Предметные результаты

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России.

2. Понимание того, что правильная устная и письменная речь это показатель общей культуры и гражданской позиции человека.

3. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

4. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Содержание программы носит творчески-развивающий характер.

При проведении уроков используются беседы, интегрированные уроки, практикумы, дидактические игры, организационно-деятельностные игры.

Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, демонстрационный материал, таблицы.

Предпочтительные формы учебного процесса: коллективная, групповая и индивидуальная, работа в парах, группах, «маленький учитель».

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу 4 класса учащиеся должны знать:

  1. изученные части речи и их лексические и грамматические признаки;
  2. признаки однородных членов предложения.

Учащиеся должны уметь:

  1. находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
  2. безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (не более 70 слов), включающий изученные орфограммы и знаки препинания в простом предложении;
  3. производить фонетический разбор слов;
  4. производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
  5. производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
  6. производить синтаксический разбор предложения (определять вид предложения по интонации, устанавливать связь слов в предложении, выделять подлежащее, сказуемое и второстепенные члены предложения);
  7. пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
  8. озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста;
  9. составлять план текста;
  10. писать изложение повествовательного текста с элементами описания (обучающее), не более 60-80 слов;
  11. составлять и записывать рассказ по заданной теме;
  12. писать сочинение повествовательного характера с элементами описания (обучающее);
  13. в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.

Учебно-тематический план.

   

                  СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

1.

Предложение (синтаксис и пунктуация).

31 ч.

2.

Морфология

Имя существительное

43ч.

3.

Имя прилагательное

 22 ч.

4.

Местоимение

12 ч

5.

Глагол

41ч.

6.

Наречие

8ч.

7.

Повторение

 11ч

Всего

168 ч. (170)

 Календарно- тематическое планирование .

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Стр.

1 четверть- 40 ч.

Предложение (синтаксис и пунктуация). -30 ч.

03.09

1

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения

1

3-6

04.09

2

Второстепенные члены предложения. Обстоятельства.

1

7-9

05.09

3

Второстепенные члены предложения. Определение.

1

9-12

06.09

4

Второстепенные члены предложения. Дополнения.

1

12-13

07.09

5

Главные и второстепенные члены предложения.

1

10.09

6

Проверочное списывание.

1

11.09

7

Однородные члены предложения.

1

14-16

12.09

8

Связь однородных членов предложения с помощью союзов или интонации перечисления.

1

17-19

13.09

9

Входная административная работа по русскому языку. Диктант.

1

14.09

10

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

17.09

11

Связь однородных членов предложения с помощью союзов или интонации перечисления. Запятая между однородными членами предложения.

1

19-21

18.09

12

Запятая между однородными членами предложения.

1

21-23

19.09

13

Знаки препинания в предложениях с однородными членами, соединенными союзом «и».

1

23-26

20.09

14

Предложения с однородными членами, соединенными союзами. Утвердительные и отрицательные предложения.

1

26-28

21.09

15

Однородные члены предложения. Дополнения.

1

28-31

24.09

16

Однородные члены предложения. Обстоятельства.

1

32-35

25.09

17

Однородные члены предложения. Закрепление.

1

35-37

26.09

18

Однородные члены предложения. Определение.

1

37-39

27.09

19

Однородные члены предложения. Обобщение.

1

40-42

28.09

20

Проверочная работа (тест).

1

01.10

21

Простые и сложные предложения. Знакомство.

1

43-46

02.10

22

Простые и сложные предложения. Отличие простых предложений от сложных.

1

46-48

03.10

23

Простые и сложные предложения. Запятые в сложном предложении.

1

48-51

04.10

24

Изложение по готовому плану.

1

05.10

25

Работа над ошибками.

1

08.10

26

Прямая речь.

1

51-55

09.10

27

Прямая речь. Закрепление.

1

55-58

10.10

28

Обращение.

1

59-62

11.10

29

Обращение. Закрепление.

1

62-65

12.10

30

Контрольная работа №1 по теме "Синтаксис и пунктуация"

1

15.10

31

 Работа над ошибками.

Морфология (120 ч.)

Имя существительное (43 ч)

16.10

32

Имя существительное.

1

66-68

17.10

33

Изменение имен существительных по числам.

1

69-71

18.10

34

Род имен существительных.

1

71-73

19.10

35

Упражнения в склонении имен существительных и в распознавании падежной формы.

1

73-76

22.10

36

Распознавание падежей имен существительных.

1

76-79

23.10

37

Контрольный диктант  за 1 четверть.

1

24.10

38

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

79

25.10

39

Распознавание падежей имён существительных. Словарный диктант №1

1

80

26.10

40

Распознавание падежей имён существительных.

1

81

2 четверть – 40 ч.

05.11

41

Именительный и винительный падежи имен существительных.

1

82-84

06.11

42

Основные типы склонений имён существительных.

1

84-85

07.11

43

Первое склонение имён существительных.

1

85-89

08.11

44

Второе склонение имён существительных.

1

89-92

09.11

45

Первое и  второе склонение имён существительных.

1

93-96

12.11

46

Р/р Изложение по коллективно составленному плану .

1

13.11

47

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

14.11

48

Третье склонение имён существительных.

1

97-100

15.11

49

Признаки склонения имён существительных.

1

101-104

16.11

50

Правописание окончаний имён существительных единственного числа.

1

105-106

19.11

51

Окончания имён существительных единственного числа.

1

107-108

20.11

52

Падежные окончания имён существительных единственного числа 1,2 и 3-его склонений.

1

109- 111

21.11

53

Окончания имён существительных 1-го и 3-го склонения в Р., Д., П. падежах

1

112- 114

22.11

54

Правописание безударных падежных окончания имен существительных единственного числа

1

114-116

23.11

55

Окончания имен существительных единственного числа.

1

117-118

26.11

56

Безударные падежные окончания имен существительных единственного числа

1

119- 120

27.11

57

Падежные окончания имён существительных единственного числа.

1

122

28.11

58

Винительный падеж имен существительных.

1

123- 124

29.11

59

Творительный падеже имён существительных .

1

124-126

30.11

60

Правописание безударных падежных окончания имен существительных

1

127-128

03.12

61

Падежные окончания имён существительных единственного числа.

1

129-131

04.12

62

Окончания имён существительных единственного числа.

1

132-133

05.12

63

Диктант. Окончания имен существительных единственного числа.

1

06.12

64

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

Окончания имён существительных единственного числа.

1

133-134

07.12

65

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа.

1

135-137

10.12

66

Окончания имён существительных множественного числа.

1

138-140

11.12

67

Окончания существительных множественного числа с твёрдой основой.

1

139-141

12.12

68

Окончания существительных множественного числа с мягкой основой.

1

142-144

13.12

69

Р/р Редактирование текста .

1

14.12

70

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа.

1

145-146

17.12

71

Окончания имён существительных множественного числа.

1

147-148

18.12

72

Обобщение знаний об имени существительном. Словарный диктант №2

19.12

73

Контрольная работа №2 по теме "Имя существительное".

1

20.12

74

Работа над ошибками. Обобщение знаний об имени существительном

1

Имя прилагательное (22 ч.)

21.12

75

Общие сведения об имени прилагательном.

1

149-151

24.12

76

Контрольный диктант за 2 четверть.

1

25.12

77

Работа над ошибками. Общие признаки имени прилагательного.

1

152-154

26.12

78

Изменение имён прилагательных по числам и родам.

1

155-157

27.12

79

Связь имён существительных с именем прилагательным.

1

157-158

28.12

80

Склонение имён прилагательных единственного числа мужского и среднего рода.

1

159-161

3 четверть – 50 ч.

11.01

81

Падежные окончания имён  прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

1

162-164

14.01

82

Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода

1

165-168

15.01

83

Безударные падежные окончания прилагательных мужского и среднего рода

1

169-171

16.01

84

Р/р. Обучающее изложение.

1

17.01

85

Работа над ошибками. Редактирование текста изложения.

1

18.01

86

Склонение прилагательных. Именительный и винительный падежи.

1

172-174

21.01

87

Склонение прилагательных. Родительный и винительный падежи.

1

175-177

22.01

88

Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода.

1

3-6

23.01

89

Правописание падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

1

7-10

24.01

90

Падежные окончания имен прилагательных женского рода.

1

11-13

25.01

91

Повторительно-обобщающий урок по теме "Падежные окончания имён прилагательных единственного числа.

1

14-16

28.01

92

Склонение и правописание окончаний имён прилагательных множественного числа.

1

17-20

29.01

93

Склонение имён прилагательных множественного числа.

1

21-23

30.01

94

Склонение и правописание окончаний имён прилагательных в форме множественного числа.

1

24-25

31.01

95

Контрольная работа №3 по теме "Имя прилагательное".

1

01.02

96

Работа над ошибками. Обобщение по теме: «Имя прилагательное».

1

Местоимение. – 12 ч.

04.02

97

Общие сведения о личных местоимениях.

1

26-28

05.02

98

Личные местоимения.

1

29-31

06.02

99

Роль местоимений в предложении

1

07.02

100

Роль местоимений в предложении.

1

32-34

08.02

101

Склонение личных местоимений

1

34-37

11.02

102

Склонение личных местоимений множественного числа

1

38-41

12.02

103

Раздельное написание местоимений с предлогами

1

42-43

13.02

104

Склонение личных местоимений множественного и единственного числа.

44-46

14.02

105

Морфологический разбор местоимений

1

46-48

15.02

106

Обобщение знаний о местоимении. Словарный диктант №3

1

49

18.02

107

Диктант «Местоимение»

1

19.02

108

Работа над ошибками. Редактирование текста

1

Глагол - 41

20.02

109

Общие сведения о глаголе

1

50-54

21.02

110

Временные формы глагола.

1

55-57

22.02

111

Неопределённая форма глагола.

1

58-61

25.02

112

Неопределённая форма глагола, частицы -ся, -сь

1

61-63

26.02

113

Р/р Изложение по самостоятельно составленному плану

1

27.02

114

Работа над ошибками. Неопределённая форма глагола.

1

28.02

115

Образование форм времени от неопределённой формы глагола

1

64-67

01.03

116

Времена глаголов.

1

67-70

04.03

117

Образование глаголов прошедшего времени

1

71-73

05.03

118

Глаголы прошедшего времени.

1

74-75

06.03

119

Спряжение глаголов.

1

75-77

07.03

120

Первое и второе спряжение глаголов

1

78-81

11.03

121

Практическая работа по определению спряжения глагола

1

81-83

12.03

122

Определение спряжения глаголов по неопределённой форме

1

83-84

13.03

123

Правописание безударных личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа

1

84-85

14.03

124

Правописание ь в глаголах 2-го лица единственного числа.

1

86-87

15.03

125

Глаголы в  форме 2-го лица единственного числа.

1

88

18.03

126

Глагол 3-го лица единственного числа

1

89-90

19.03

127

Правописание безударных личных окончаний глаголов 3-го лица единственного числа

1

90-91

20.03

128

Контрольный диктант за 3 четверть

1

21.03

129

Работа над ошибками. Глагол 3-го лица единственного числа

1

22.03

130

Правописание -тся, -ться

1

92-94

4 четверть

01.04

131

Личные окончания глаголов множественного числа

1

95-96

02.04

132

Правописание личных окончаний глаголов

1

97-99

03.04

133

Правописание мягкого знака в глаголах

1

100-102

04.04

134

Правописание мягкого знака в глаголах. Повторение.

1

102-104

05.04

135

Правописание личных окончаний глаголов

1

105-106

08.04

136

Закрепление темы "Правописание личных окончаний глаголов"

1

107-108

09.04

137

Р/р Изложение со сжатой передачей текста

1

10.04

138

Работа над ошибками. Правописание личных окончаний глаголов

1

11.04

139

Морфологический разбор глаголов

1

108-109

12.04

140

Морфологический разбор глаголов. Закрепление.

1

109-110

15.04

141

Спряжение глаголов.

1

111-112

16.04

142

Спряжение глаголов. Закрепление.

1

112-113

17.04

143

Р/р. Сочинение по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода».

1

18.04

144

Работа над ошибками. Спряжение глаголов

1

19.04

145

Повторение изученного по теме "Глагол"

1

114-115

22.04

146

Повторение и закрепление изученного  по теме "Глагол"

1

116-117

23.04

147

Контрольная работа  №4 по теме "Глагол"

1

24.04

148

Работа над ошибками. Спряжение глаголов.

1

118-119

25.04

149

Обобщающий урок по теме : «Глагол».

1

120-122

Наречие – 8ч.

26.04

150

Наречие. Образование наречий

1

123-125

29.04

151

Наречие – неизменяемая часть речи

1

126-127

30.04

152

Обстоятельство.

1

128-130

02.05

153

Правописание наречий

1

131-132

03.05

154

Правописание наречий. Закрепление.

1

133

06.05

155

Диктант. Наречие. Глагол.

1

07.05

156

Работа над ошибками. Обобщение по теме «Наречие»

1

08.05

157

Повторение по теме; «Наречие».

1

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах - 12ч

10.05

158

Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

1

134-135

13.05

159

Предложения с однородными членами, Повторение.

1

137-138

14.05

160

Сложные предложения. Словарный диктант №4

1

138-141

15.05

161

Прямая речь. Обращение. Словосочетания.

1

142-144

16.05

162

Правописание ь в разных частях речи

1

145-146

17.05

163

Грамматические признаки имён существительных

1

147-150

20.05

164

Грамматические признаки имён прилагательных

1

151-153

21.05

165

Промежуточная аттестация. Контрольный диктант по итогам года.

1

22.05

166

Работа над ошибками. Безударные гласные в корне слова

1

154-155

23.05

167

Контрольная работа (тест) по итогам года

1

24.05

168

Фонетика.

1

164-166

Удвоенные согласные Парные согласные в корне.

167-169

Урок - игра

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

№ п\п

Наименование темы

Кол.

часов

Описание содержания

1

Синтаксис и пунктуация

31

Предложение. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Однородные члены предложения. Прямая речь. Обращение.


2

Морфология

Имя существительное

120ч

43

Лексическое значение. Склонение. Правописание падежных окончаний.

3

Имя прилагательное

22

Лексическое значение. Склонение. Правописание безударных падежных окончаний. Употребление в речи.

4

Личные местоимения

12

Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Склонение. Употребление местоимений в речи.

5

Глагол

41

Лексическое значение. Неопределённая форма.  Лицо и число глаголов. Спряжение. Изменение глаголов в прошедшем времени по числам.

6

Наречие

8

Общие сведения. Лексико- грамматические признаки. Наречие как член предложения. Употребление в речи.

7

Повторение (обобщение) пройденного в начальных классах

11

В целях контроля знаний по предмету запланированы:

-диктанты -8, из них контрольные диктанты-4-

I четверть –«Контрольный диктант  за 1 четверть»

II четверть- «Контрольный диктант за 2 четверть»

III четверть- «Контрольный диктант за 3 четверть»

IV четверть-урок  «Контрольный диктант по итогам года»;

- контрольных работ- 4-

I четверть- «Контрольная работа  №1 по теме: « Синтаксис и пунктуация »

II четверть - «Контрольная работа №2 по теме «Имя существительное»

III четверть - «Контрольная работа №3 по теме «Имя прилагательное»

IV четверь- «контрольная работа №4 по теме «Глагол»

- тестовых работ – 1- IVчетверть - «Тестовая работа по итогам года»

- словарных диктантов- 4- урока

Итоговый контроль проводится в форме комбинированной контрольной работы (диктант с грамматическими заданиями.). Материалы контроля представлены в приложении.

Перечень учебно-методических средств обучения :

Основная учебная литература

Дополнительная учебная литература

№ п/п

Автор и название учебно- методического средства

№ п/п

Автор и название учебно- методического средства

1

Зеленина Л. М. Русский язык. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. 4-е изд. М.; Просвещение, 2020.

1

Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 4 класс: к учебнику Л. М. Зелениеной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы.» М.: Издательство «Экзамен», 2009

2




3

С. В. Кутявина Поурочные разработки по русскому языку: 4 кл

 Электронные пособия :

Русский язык.. 4 класс. Поурочные планы.Издательство «Учитель»2011г.

асс.- М.: ВАКО, 2009.

2

Проверочные работы.4 класс: пособие для учащихся общеобразоват.чреждений/Л.М Зеленина, Т.Е.Хохлова - 4-е.- М.: Просвещение, 2012

4

Словарные слова: рабочая тетрадь: 4 класс: к учебнику Л.М.Зелениной, Т.Е.Хохлова» «Русский язык. 4 класс»/О.В.Гвинджилия. –М.: Издательство «Экзамен», 2011

3

Дружок. Правила по русскому языку и математике для начальных классов.

Составитель И.А.Бахметьев. – М.: ООО «Стрекоза», 2012

5

Русский язык.  Дидактический материал. 4 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Л.М Зеленина, Т.Е.Хохлова - 5-е. – М.:

4

6

Кремнева С. Ю. Словарные диктанты: 4 класс: к учебнику Л. М. Зелениеной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы.» М.: Издательство «Экзамен», 2009

Материально-техническое обеспечение программы:  магнитная доска, компьютер; МФУ; магнитофон; презентации

Демонстрвционные пособия.

Комплект таблиц «Русский язык».

  1. Фонетический разбор слова.
  2. Разбор слова по составу
  3. Члены предложения
  4. Словосочетания.
  5. Части речи
  6. Члены предложения
  7. Части речи. Обобщение
  8. Падежи
  9. Роль мягкого знака
  10. Склонение прилагательных мужского и среднего рода
  11. Склонение прилагательных  женского рода
  12. Окончания прилагательных множественного числа
  13. Морфологический разбор глагола
  14. Время глагола
  15. Спряжение глагола с безударными личными окончаниями
  16. Правописание личных окончаний глагола I  и II спряжения
  17. Разбор слова по составу

Приложение

Входная административная работа по русскому языку. Диктант.

Пришла осень

Быстро пролетело жаркое лето. Часто моросит мелкий дождь. По небу поползли серые тучи. На лесной поляне порыжела трава. В лужах плавают осенние листья.

Хмуро темнеет среди травы муравьиная куча. Муравьи начали уходить в свои жилища. Они редко теперь выползают наружу. Возле старого пня росли два подосиновика. Шляпки грибов весело глядели из травы. Их заметила белка. Она схватила один гриб и скрылась.

Слова для справок: наружу, заметила

Грамматические задания..

1. Выпиши 1,2 и 3 предложения. Разбери их по составу.

2. Выпиши из этих предложений словосочетания с вопросами.

Урок 41

Контрольный диктант за 1 четверть

Чудесная пора  осени

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это собирал пастух стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собирал, словно.

Грамматические задания

  1. Произвести синтаксический разбор третьего предложения.
  2. Выписать из текста три слова с безударной гласной, проверяемой ударением, приписать три родственных слова.
  3. Выполнить фонетический разбор слов тишь, вода.

Урок 29

Контрольная работа№1 по теме « Синтаксис и пунктуация»

  1. Указать правильную формулировку.

Предложение- это:

А) слова, написанные в один ряд;

Б) слова, связанные между собой по смыслу.

      2. По интонации предложения бывают:

А) повествовательные, вопросительные, побудительные;

Б) восклицательные, невосклицательные.

      3. По цели высказывания предложения бывают:

А) повествовательные, вопросительные, побудительные;

Б) главные, второстепенные;

В) восклицательные, невосклицательные.

      4. В конце какого предложения знак поставлен неверно?

А) На паутинке сверкали капельки росы.

Б) Какое дикое ущелье?

В) Какая крепость приняла на себя первый удар?

Г) До чего же хорошо кругом!

     5. Найди главные члены в предложении.

Всё лето кормится медведь в тайге перед зимней спячкой.

     6. Подчеркнуть синоним к слову «думать»:

говорить, рассказывать, мыслить, переживать.

     7. Какие бывают тексты?

А) повествование, рассуждение, описание

Б) звонкие и глухие

В) восклицательные и невосклицательные

      8. Прочитай и укажи, какой это текст.

Лебедь

   Лебедь по своей красоте и величавой осанке давно и справедливо назван царём всей водоплавающей птицы.

   Белый как снег, с блестящими, прозрачными небольшими глазами, с чёрным носом и чёрными лапками, с длинной, гибкой и красивой шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по тёмно- синей гладкой поверхности воды.  (По С. Аксакову)

А) повествования

Б) рассуждения

В) описания

     9. Указать группы предложений, которые можно назвать текстом:

А) Лето удивительно богато запахами. Листья покрывают землю лёгким ковром. Весеннее солнце светит ярко.

Б) Голодно осенью перелётным птицам. Только дроздам хорошо. Они стаями потянулись на ягоды спелой рябины.

В) На поляне стояла стройная берёзка. У ручья растут голубые незабудки. Скоро настанет холодная зима.

10. Составить и записать текст из трёх- четырёх предложений.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Словарный диктант №1

Вчера вечером, чёрный автомобиль на дороге, коллективное хозяйство, спасибо пассажиру, здесь весело, здравствуй, товарищ, прекрасная картина, берёзовая аллея, библиотека имени Короленко, дорога в Москву, одиннадцать горошин, впереди русские солдаты.

Диктант. Окончания имен существительных единственного числа.

Друзья леса

Круглый год ребята нашей школы охраняют лес. Перед новогодним праздником проводят дежурство на дороге. Сотню лесных красавиц они спасли от гибели. Весной оберегают русские березки от любителей березового сока. В лесу много посадок. Саженцы прижились, окрепли, подросли. Радостно смотреть на них, переходя от поляны к поляне. На скатерти снега следы птиц и зверей. Вот к норке прибежала мышь. Тишина в лесу. Красив наш лес. Береги его красоту!

Слова для справок: новогодним, любителей, прижились. Примечание: предупредить о постановке запятых. Задания:

Грамматические задания

1. Разобрать по членам второе предложение (по вариантам). Выписать из предложения словосочетания, указать  склонение и падеж имени существительного.

2. Разобрать слова по составу:: ослепил, просьбой, повязал, записку.

Контрольный диктант за 2 четверть.

Дыхание зимы

Вчера я  прощался с осенним лесом. Березки- подружки стояли молча. Кое- где листочки  одиноко пылали на солнце. Они готовы были упасть с березки и лететь по тропинке  в  чащу. Листочки осины, липы, ясеня лежали пышным ковром.

Хорошо в осеннем лесу! Самый тихий звук разносился далеко от окрестности. Послышался хруст . Это лось зацепился за дерево ветвистыми рогами. Со стороны болота потянуло прохладой. Под свист ветра налетела туча. Пошел дождь со снегом.

Слова для справок: кое-где, ясень.

Грамматические задания

1.Выписать предложение с однородными членами.

2. В девятом предложении обозначить падежи и склонение у имён существительных.

3. Подобрать антоним к слову «тихий».

4. Составить предложение о зиме.

Урок 69

Контрольная работа№2 по теме « Имя  существительное»

  1. Дописать предложение.

Имена существительные изменяются по_____________________________________________________________________

  1. В какой строке все существительные относятся к одному склонению?

А) дядя, вода, дочь.

Б) конь, степь, площадь.

В) окно, стол, пень.

Г) солнце, облако, площадь.

       3. Вставить подходящие по смыслу имена существительные, указать их падеж.

Не подливай __________________ в огонь.

Нет ____________________ без огня.

Слухом _____________________ полнится.

  1. Дописать слова, употребляя их в нужном падеже, в скобках указать падеж.

Весело пробираться по узкой дорожк___ (_______). Длинные ветк_____(_______) берёз едва шевелятся. Могучий дуб (________) стоит, как боец, возле красивой лип____ (_______).

  1. Имена существительные поставить в начальную форму, указать склонение.

От помощи-__________________________

У плаща- ____________________________

В тиши-______________________________

Около ржи-___________________________

В камыше-____________________________

  1. Составить предложение со словосочетанием «зимние вечера» в именительном и винительном падежах.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Подчеркнуть несклоняемые имена существительные.

Окно, метро, пальто, кино, село, пианино, кофе, поле, кафе, число, какао, молоко,

сено, шоссе, филе, седло, горе.

  1. Одно из существительных в предложении ( по выбору) разобрать как часть речи.

Сухой листочек на берёзе ждал резкого порыва ветра.

Словарный диктант №2

  1. Независимость (свобода)
  2. Переговорное устройство (телефон)
  3. Антоним к слову «белый» (чёрный)
  4. Линия между небом и землёй (горизонт)
  5. Синоним к словам «дорога», «трасса» (шоссе)
  6. Водитель автомобиля (шофёр)
  7. Название нашей страны (Россия)
  8. Произведение восьми и двух (шестнадцать)
  9. Воздушный транспорт (самолёт)
  10.  Изображение человека на фотографии или картине (портрет)
  11. Периодическое издание (газета)
  12. Антоним к слову «быстро» (медленно)
  13. В данный момент (сейчас)
  14. Этот день (сегодня)
  15. Праздничный залп (салют)

Урок 125

Контрольный диктант за 3 четверть

Приметы марта

Из- за темного леса выплыло яркое солнце. Оно вызвало частую капель. По краям крыш домов повисли хрустальные сосульки. Бодрее  звенят птичьи голоса. На высоком пригорке появилась первая проталина. Около искрящегося снега притаилась первая бабочка. Поздним вечером она спряталась в пригретом весеннем солнцем стволе дерева.

Кудрявые облака медленно плывут по голубому небу. Впереди будут еще морозные  утренники. Но весна уже пришла. Зацвела у тихой  речки верба. Постепенно рушится зимний покров. Днем снег подтаивал, а ночью покрывался ледяной коркой.

Слова для справок: из-за, рушится, притаилась, подтаивал.

Грамматические задания.

  1. Определить тему текста.
  2. К слову «капель» подобрать родственные слова, разобрать по составу.
  3. Выполнить синтаксический разбор предложения «Зацвела у тихой речки верба».

Урок 93

Контрольная работа№3 по теме « Имя прилагательное»

1.Имя прилагательное- это часть речи, которая обозначает:

А) действия предметов

Б) признаки предметов

В) названия предметов

2. Образовать от существительных имена прилагательные трёх родов. Выделить окончания.

                                ж. р.                                м. р.                                 с. р.

счастье                  _______________         _________________      ____________________

ненастье               ________________        _________________     ____________________

3.Из данного предложения выписать словосочетания «существительное+ прилагательное». Определить род, число и падеж имён прилагательных.

У лесной опушки домик небольшой

Посещал я часто прошлою весной.        

(А. Плещеев)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Дописать окончания в именах прилагательных, указать их род.

 

В спокойн_____    глубок_______  озеро смотрится голуб_______   небо. Лес взбирается

высоко на горн_____  склоны  сопок, цепляется за дик______  землю.

5.Соединить прилагательные с подходящими по смыслу существительными.

старый                          дуб

ветхий                          книга

старинный                   избушка

6. Дополнить подходящими по смыслу именами существительными.

стройная ____________________

душистые ___________________

прозрачная __________________

пшеничное __________________

соседний ____________________

7.Поставить данные словосочетания в указанном падеже.

болотистая тундра (п. п.)_______________________________________________________

мокрая трава (т. п. ) ___________________________________________________________

здоровая собачка (д.п.) _________________________________________________________

северный ветер (р. п.)__________________________________________________________

8.Вставить в пословицы подходящие прилагательные.

Старый друг лучше ____________________ двух.

Маленькое дело лучше _________________ безделья.

Словарный диктант №3

Записать только словарные слова.

  1. Лодырь да бездельник празднует и в понедельник.
  2. Солнце на лето, зима на мороз.
  3. Передние колёса ведут, а задние сами катятся.
  4. От яблони- яблочко родится, а от ёлки- шишка.
  5. По одёжке не суди, по делам гляди.
  6. Если душа черна, то мылом не отмоешь.
  7. Повадки сокольи, а смелость воронья.
  8. Новгород Нижний- Москве сосед ближний.
  9. Около речки колодца не роют.
  10. Не бывать калине малиною.
  11. Старого воробья на мякине не проведёшь.
  12. Месяц светит, да не греет.
  13. По работе и мастера знать.
  14. Не дорог обед, а дорог привет.
  15. Доброму гость и хозяин рад.

Урок 161

Итоговый контрольный диктант за год

Летняя прогулка

Хорошо летом в лесу, в роще, в поле. Люблю ранним утром ходить в соседнюю  рощу. Стройными рядами стоят белые березки. Сквозь траву заиграл на зелени травы золотой луч утреннего солнца. Идешь по узкой тропинке. В густой траве краснеет самая сладкая ягода. Срываешь душистую землянику и кладешь ее в рот. В чаще распевают птицы. По всей окрестности разливаются их голоса.

За чащей в глубоком овраге бьет ключ. Сидишь на пенёчке у родничка. Держишь в руках кружку  и кусок черного хлеба. Приятно выпить в жару родниковой воды! Какие вкусные ягоды со свежим хлебом! Съешь завтрак и отправишься домой.

Слова для справок: по всей, приятно, разливаются.

Грамматические задания

1.Выпишите из предложения пару слов, которая не является словосочетанием.

В саду по дорожкам прыгали молодые воробушки.

2.Подчеркнуть слово, у которого нет окончания.

Земля, облако, метро, жара.

3.Составить предложение.

Сидела, громко, ловила, на, комаров, болоте, лягушка- квакушка, и, квакала.

Урок 145

Контрольная работа№4 по теме « Глагол»

  1. Глагол- это часть _______________, которая обозначает_______________________

и отвечает на вопросы_________________________________________________________.

Глаголы изменяются по_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________.

2.Данные пословицы дополнить глаголами, противоположными по смыслу.

Ласточка день начинает, а соловей ___________________________.

Дождик вымочит, а солнышко_______________________________.

Смелый наступает, а трус___________________________________.

3.Подчеркнуть словосочетания с глаголами в неопределённой форме.

Жаркая печь, печь пироги, стеречь коз, обходить стороной, помочь другу, полз по траве,

готовить обед, радостно зашумели.

4.Вставить пропущенные буквы, определить спряжение.

Выдерж__м, мелька___м, стел___м, мысл___м, озябн____м, леч___м, вытерп____м,

наскоч___м, слома___м.

5.Проспрягать глагол «кричать»

                                        ед. ч.                                                мн. ч

1 л.      _________________________                        ___________________________

2 л.     __________________________                         ____________________________

3 л.     __________________________                        _____________________________

6. В скобках указать время, лицо и число глаголов.

Улыбаемся (____вр., ______л., ______ ч.)

Торопился  (____вр., ______л., ______ ч.)

Зашагает  (____вр., ______л., ______ ч.)

Словарный диктант №4

Арбуз, библиотека, волноваться, горевать, двадцать, жёлтый, здесь, иней, костёр, пароход, переписывать, революционный, стакан, сверкать, электростанция.

Итоговый тест

1. Обведи слово, в котором количество звуков и букв не совпадает.

А) холод Б) вылью В) съёмка Г) польза

Запиши выделенное тобой слово звуками ________________________________

Укажи количество звуков и букв в этом слове:________звуков, ___________букв

2. Обведи слово, в котором все согласные буквы обозначают только звонкие согласные звуки:

А) столица Б) здоровье В) поход Г) свобода

3. Обведи слово, в котором есть согласные буквы, обозначающие мягкие согласные звуки:

А) шило Б) ширина В) лыжи Г) сады

4. Обведи верный вариант деления слова на слоги:

А) пос-ле-до-вать Б) по-сле-до-ва-ть В) по-сле-до-вать

5. Обведи верный вариант переноса слова:

А) ра-сказывать Б) рас-сказывать В) рассказыва-ть

6. Поставь ударение в словах:

А) начали Б) звонит В) поняла

7. а) Обведи все слова, которые не являются однокоренными слову гора:

Гора, пригорок, гордый, горный, горелый, горка.

б) Обведи все формы слова гора:

горный, к горе, горка, у горы, горой.

8. Обведи верное определение:

1) Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

2) Окончание – это неизменяемая часть слова, которая служит для образования новых однокоренных слов

3) Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для узнавания однокоренных слов

9. Разбери по составу слова:

Ключик высокая выходил беззвучный

10. Какой части речи нет в предложении:

Солнце освещало землю, но не согревало её.

Обведи верный ответ:

А) частицы Б) глагола В) прилагательного Г) союза

11. Обведи существительное 3-его склонения:

А) у дверки Б) у двери В) у земли Г) у моря

14. Вставь пропущенные буквы в окончания имен существительных:

К берез_, у Кол__, на озере____, в посёлк___, о печал___, о колдунь___, к дочер___

15. Вставь пропущенные буквы в окончания глаголов:

Он понима__т, стел__т, ненавид__т, помн___т, бор___тся

16. Вставь пропущенные буквы Ъ или Ь, где это нужно:

В___ётся, в___ехал, с___ыграл, пол__за, плащ___, помощ___, стережёш___, вымоеш____

17. Вставь пропущенные буквы, где это нужно:

Подска___ка, напрас___ный, грус____ный, прика___, сколь___кий, телегра_____а

18. Вставь пропущенные буквы:

Пос__деть на лавочке, пос___деть от старости, сл___зал сметану, сл____зал с крыши, г___р_____ской пейзаж, л__б___диный крик, г___ревать о д__р___гом ч__л___веке.

19. Запиши антонимы к словам:

Легкий (портфель) - _________________________________________________

Легкая (задача) - ____________________________________________________

Мягкий (хлеб) - ____________________________________________________

Мягкое (кресло) - __________________________________________________

20. Подчеркни слова, которые являются синонимами к слову «смеяться»:

Смеяться – хохотать, веселиться, заливаться (смехом), радоваться, посмеиваться, хихикать.

21. Найди в приведенном предложении грамматическую основу. Обведи правильный ответ:

Маленькая неправда в большую ложь вырастает.

А) неправда вырастает Б) ложь вырастает

В) маленькая неправда Г) в большую вырастает

22. Подчеркни в предложении однородные члены, если они есть:

И ручьи пели, и звенела весенняя капель.

23. Расставь знаки препинания в предложениях. Обведи сложное предложение:

1) Первые капли дождя зазвенели застучали по крышам забарабанили по стеклам окон.

2) Ливень бушевал все сильнее и сильнее деревья качались и шум листьев заглушал все другие звуки.

3) И темные сосны и светлые березы и дрожащие осины стряхивали с себя прозрачные дождевые капли.

24. Обведи предложение, в котором знаки препинания расставлены неверно:

А) А: «П?» Б) «П», - а. В) «П!» а. Г) А: «П»,

25. Работа с текстом: Внимательно прочитай текст. Постарайтесь четко и кратко ответить на все вопросы теста, связанные с этим текстом:

В.И. Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. Толковый словарь – дело всей его жизни. Даль не был языковедом по образованию, он стал им по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово.

Полвека посвятил он собиранию слов. Где бы он ни был: в военном походе, в госпитале, в служебной поездке – всюду записывал слова. Трудно поверить, что эту гигантскую работу проделал один человек.

(По «Энциклопедическому словарю юного филолога»)

1) Обведи заглавие, которое наиболее точно отражает тему текста:

А) Толковый словарь В.И. Даля.

Б) Талантливый человек.

В) Языковед по призванию.

2) Обведи формулировку, в которой наиболее точно выражена главная мысль текста:

А) В.И. Даль очень любил свой родной русский язык.

Б) В.И. Даль стал языковедом по призванию, так как любил и понимал родной язык, умел вслушиваться и вдумываться в слово.

В) Всю свою жизнь, где бы он ни был, В.И. Даль собирал и записывал слова живого русского языка.

3) Определи тип текста о В.И. Дале. Обведи верный ответ:

1) описание 2) повествование

3) рассуждение 4) повествование с элементами описания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...