Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (2 класс) по теме

Лукъянчикова Галина Александровна

 

 

Русский язык

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ

 

Урок 68.

Тема:  Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

Цель:

 – развитие умений находить корень в слове, распознавать группы однокоренных слов, отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.

Формирование УУД

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

1. – Раскройте тетрадь.

    -Что надо записать? (Дату.)

     Комментированная запись числа.

     -Какую запись должны сделать дальше?

   - Напишите слова «Классная работа».

2. Чистописание.

-Написание, какой буквы повторяем?

-Вспомним, какие звуки она обозначает?

-Из каких элементов состоит Буква М?

-Какое соединение в буквосочетаниях? Мл  Мн   Мр

-Запишите предложение. Найдите грамматическую основу предложения.

3.   - Что такое корень слова?

   - Что такое однокоренные слова?

-Сколько действий надо выполнить, чтобы найти корень слова (вспомни правило в учебнике)?

4.    - Прочитайте группы однокоренных слов в упр. 102, «Дидактический материал».

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания

– А теперь послушайте стихотворение.

Учитель читает стихотворение, предварительно дав установку на внимательное слушание: «Кто больше всего запомнит пар слов?»

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Варя варит,

Валя валит...       (Г. Комаровский, Г. Ладонщиков)

 

– Будут ли однокоренными слова Коля и колет? Почему? У них же один корень -кол-. (Разное значение, нельзя объяснить через какое-то одно из них.)

– А другие такие же пары слов? Кто их запомнил? (Поля полет, Паша пашет, Варя варит, Валя валит.)

5. Прочитайте слова на доске. Какое слово лишнее? Почему? Запишите однокоренные слова, отметьте корень.

– Чем будем заниматься на уроке? (Находить корень, отличать однокоренные слова от слов с похожими корнями.)

– Составим план урока.

1.            Учиться выделять группы однокоренных слов.

2.            Наблюдение над правильным произношением слов.

3.            Учиться определять корень слова.

 

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

 

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Работа по учебнику.

Упр. 120 – развивается умение выделять группы однокоренных слов.

2. Словарная работа

Алфавит, арбуз, ворона, собака, овощи, воробей, карандаш, звонит.

3.Развиваем умение находить однокоренные слова.

Прочитайте текст, найдите и выпишите однокоренные слова, отметьте корень.

1.  В тайге растёт кедр. Кедровник -любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки. Кедровки успевают

делать свои запасы.

2. Работа в Рабочей тетради.

3. Дополнительный материал: игра «Третий лишний».

Упр. 103 («Дидактический материал»). Устно.

 

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

4.            Самостоятельная работа.

Запишите слова. Подчеркните лишнее слово. Отметьте тетрадь.

Добрый, чуткий, доброта.

Учитель, школьник, ученик, учение.

Шиповник, шипеть, шипы.

Водный, вода, водитель

ΙV. Итог урока. Рефлексия.

– Назовите два условия (признака), которые должны быть у слов, чтобы они были однокоренными (одинаковые (сходные) корни и близкое (сходное) значение.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

 

V. Домашнее задание.

1. Задание № 10, тема 9  в Рабочей тетради.

2. Упр. 122

Деятельность учеников:

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

ЧАСТИ СЛОВА. КОРЕНЬ

Урок 68.

Тема:  Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов.

Цель:

  развитие умений находить корень в слове, распознавать группы однокоренных слов, развитие умения находить корень в слове, отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем.

Формирование УУД

Познавательные УУД

Выявлять сущность, особенности объектов.

Обобщать и классифицировать по признакам.

На основе анализа объектов делать выводы.

Регулятивные УУД

Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД

Развиваем умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Ι. Актуализация знаний.

1. – Раскройте тетрадь.

    -Что надо записать? (Дату.)

     Комментированная запись числа.

     -Какую запись должны сделать дальше?

   - Напишите слова «Классная работа».

2. Чистописание.

-Написание, какой буквы повторяем?

-Вспомним, какие звуки она обозначает?

-Из каких элементов состоит Буква М?

-Какое соединение в буквосочетаниях? Мл  Мн   Мр

-Запишите предложение. Найдите грамматическую основу предложения.

3.   - Что такое корень слова?

   - Что такое однокоренные слова?

-Сколько действий надо выполнить, чтобы найти корень слова (вспомни правило в учебнике)?

4.    - Прочитайте группы однокоренных слов в упр. 102, «Дидактический материал».

Вопросы к отвечающему ученику:

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с помощью товарища?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

II. Формулирование проблемы, планирование деятельности.  Открытие нового знания

– А теперь послушайте стихотворение.

Учитель читает стихотворение, предварительно дав установку на внимательное слушание: «Кто больше всего запомнит пар слов?»

У меня друзей немало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Варя варит,

Валя валит...       (Г. Комаровский, Г. Ладонщиков)

– Будут ли однокоренными слова Коля и колет? Почему? У них же один корень -кол-. (Разное значение, нельзя объяснить через какое-то одно из них.)

– А другие такие же пары слов? Кто их запомнил? (Поля полет, Паша пашет, Варя варит, Валя валит.)

5. Прочитайте слова на доске. Какое слово лишнее? Почему? Запишите однокоренные слова, отметьте корень.

– Чем будем заниматься на уроке? (Находить корень, отличать однокоренные слова от слов с похожими корнями.)

– Составим план урока.

  1. Учиться выделять группы однокоренных слов.
  2. Наблюдение над правильным произношением слов.
  3. Учиться определять корень слова.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

ΙΙI. Развитие умений – применение знания.

1. Работа по учебнику.

Упр. 120 – развивается умение выделять группы однокоренных слов.

2. Словарная работа

Алфавит, арбуз, ворона, собака, овощи, воробей, карандаш, звонит.

3.Развиваем умение находить однокоренные слова.

Прочитайте текст, найдите и выпишите однокоренные слова, отметьте корень.

1.  В тайге растёт кедр. Кедровник -любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают кедровые шишки. Кедровки успевают

делать свои запасы.

2. Работа в Рабочей тетради.

3. Дополнительный материал: игра «Третий лишний».

Упр. 103 («Дидактический материал»). Устно.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

  1. Самостоятельная работа.

Запишите слова. Подчеркните лишнее слово. Отметьте тетрадь.

Добрый, чуткий, доброта.

Учитель, школьник, ученик, учение.

Шиповник, шипеть, шипы.

Водный, вода, водитель

ΙV. Итог урока. Рефлексия.

– Назовите два условия (признака), которые должны быть у слов, чтобы они были однокоренными (одинаковые (сходные) корни и близкое (сходное) значение.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

V. Домашнее задание.

1. Задание № 10, тема 9  в Рабочей тетради.

2. Упр. 122

Деятельность учеников:

Наблюдать над однокоренными словами.

Анализировать однокоренные слова: называть общее лексическое значение корня.

Выделять корень в слове, в группе однокоренных слов, подбирать однокоренные слова.

Отличать однокоренные слова от слов с похожим корнем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе по теме: Развитие умения находить в словах окончание и основу.

Урок по русскому языку в 3 классе по УМК "ШКОЛА 2100" по теме "Развитие  умения находить в слове основу и окончание"...

Развитие умения находить в словах суффиксы

Цель: развитие умение образовывать новые слова, понимание их значения. Обогащение словарного запаса детей с помощью словообразования, обучение правильному сочетанию слов в словосочетаниях....

урок русского языка 1 класс "развитие умения находить однокоренные слова, выделять корень

технологическая карта  к уроку по программе "Школа 2100" Урок-сказка "Путешествие с Русалочкой"...

Конспект урока Упражнение в умении находить корень в группе однокоренных слов

Конспект урока русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Урок русского языка в 1 классе. "Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень". ОС "Школа 2100"

Цель:- развитие умения находить корень слова, подбирать и группировать однокоренные слова.- развитие умений чтения и понимания текста (вычитывание фактуальной информации).Оборудование: учебник, тетрад...

Умение находить корень слова в родственных словах как важный компонент при проверки безударной гласной в корне слова у детей с речевыми нарушениями

Один из важных элементов проверки безударных гласных в корне слова - это умение подбирать родственные слова. В этом компоненте дети с речевыми нарушениями испытывают большие трудности. Они с огромным ...