Род имён существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Гаврюшкина Наталия Евгеньевна

Урок изучения нового материала и первичного закрепления, с элементами исследовательской работы учащихся, содержит также повторение грамматического материала. Первый урок по теме «Род имен существительных». Содержание урока соответствует образовательной программе и используется для обогащения субъективного опыта учащихся. В ходе проведения урока используются разные методы обучения, такие как беседа, проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный. Применяются такие формы обучения, как фронтальная,  индивидуальная, в парах, групповая.  Урок проводится в форме игры под названием «Банк». После  выполненного задания, в течении всего урока ученики должны  накапливать свои знания и пополнять счет на свою карточку в виде фишек разного цвета, в зависимости от правильности ответа.

На уроке применяется мультимедийный проектор, компьютер, материалы презентации, дидактический материал для индивидуальной и групповой работы на урок. Цель урока – вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс, причём в процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности и чёткого осознания

Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке русского языка в 3 классе .

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 34»

Алтайский край

город Бийск

Русский зык

 3класс

«Род имён существительных»

Гаврюшкина Наталия Евгеньевна,

учитель начальных классов

2012

Технологическая карта урока

Ф.И.О.учителя: Гаврюшкина Наталия Евгеньевна

Класс: 3

Предмет: русский язык

Тема:  «Род имён существительных»

 Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Дидактическая задача: создать условия для формирования общих учебных умений в условиях решения учебных задач

Задачи урока по содержанию:

Метапредметные (развивающие):

Коммуникативные: создать условия для развития коммуникативных умений и отношений : ученик – учитель; ученик – ученик;

Регулятивные: создать условия для развития  мыслительных  операции:  анализа  и  синтеза,  а  также    внимания,  логического

мышления при введении новых знаний;

Познавательные: создать условия для формирования навыка работы с учебником и тетрадью .

Предметные (образовательные): способствовать формированию понятий «род имен существительных»; умения распознавать род имен существительных

Личностные (воспитательные): способствовать воспитанию позитивного отношения к учебному труду; умению высказать свою точку зрения и выслушать чужую

Основные методы: беседа, проблемно-поисковый, словесный, практический, наглядный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная,  индивидуальная, в паре, групповая.

Оборудование к уроку:

- фишки звездочки и смайлики;

- конверт с текстом письма, таблицей, инструкциями;  

- слайд-фильм

Ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Цифровые

ресурсы

Используемые методы.

Результаты этапа.

Организационный

момент и психологический

настрой на работу.

 Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне, осознание ответственности за общее благополучие класса.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

Начинаем урок!

Организует диалог с учащимися, в ходе которого, определяется форма проведения урока.

-Сегодня  мы  проведём  урок  русского  языка  в  форме  игры  под названием «Банк».  

-Что такое банк?  

Банк выполняет три основные задачи:

  1. Накопление ценностей
  2. Их удачное использование
  3. Получение результата, то есть пользы, прибыли от этого.

-Банки бывают разные, ведь накапливать можно не только деньги.

- Вот, например, что можете накопить вы?  

- А использовать их можно?

-Этим  мы  сегодня  и  займёмся.  Но  сначала  договоримся  о  том,  как будем  учитывать  результат.  На  парте  у  вас  лежат  фишки  : звездочки  и  смайлики. Их  мы  будем  использовать так:  звездочки  –  (ответ  без ошибок), смайлики  –  (ответ  с  одной  ошибкой).  После  выполненного

задания или ответа, вы будете оценивать себя и «складывать» фишки в свою накопительную карточку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Отвечают на вопросы учителя.

-Банк, учреждение,

занимающееся

денежными операциями

-Знания

- Да

У каждого на парте

фишки (звездочки  и  смайлики) и карточка, куда будут приклеивать фишки.

Слайд 2

Результаты:

Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в деловой ритм игры. 

Метод: словесный

Минутка чистописания

Цель: отработать красивое написание и  правильное сочетание букв

Проводит параллель с ранее изученным материалом

Игра «Доскажи словечко»

             Каждый тут у нас талант – и певец , и …

- Какой первый звук слышим в этом слове?

- Дайте характеристику этому звуку.

- Вспомним написание буквы М и ее соединения с другими буквами.

- Найдите закономерность в написании

сочетаний букв, запишите ещё два сочетания.    Мма    Ммб    Ммв

- Как продолжим ряд?

- Напишите эти сочетания на 1 строке, но сначала проверьте правильность посадки, наклон тетради.

- Вторую строку пропишите дома , т.к. она написана индивидуально для каждого.

-Какие знания  накапливаем, выполняя этот вид работы?

Оцените себя сами,  положите фишку в свою карточку, это станет вашим первым банковским накоплением.

-Ниже запишите дату и вид работы.

Отвечают на вопросы учителя.

-Музыкант

-Звук [M]

- Звук [M]- согласный, твердый, звонкий, непарный.

- Буквы написаны в алфавитном порядке.

Ммг  Ммд  Мме  Ммж  Ммз

Выполняют работу в тетради.

- Учимся красиво писать, развиваем мышление.

Оценивают свою деятельность.

21  февраля

Классная работа

Слайд 3

Результаты:

1. Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

2. Организация рабочего пространства.

Метод: словесный, наглядный.

Актуализация знаний

Цель : проверить знания обучающихся, формировать познавательный мотив.

Проводит актуализацию знаний.

- Догадайтесь, какие это слова и запишите их самостоятельно в тетрадь..

М_ш_н_, м_тр_, м_р_з, м_г_з_н, м_л_н_.

- Какие слова вы записали? Проверьте, правильно ли вы их написали.

 

-Кто не допустил ошибок? Молодцы!

Добавьте на свой счёт дополнительное накопление.

- Что общего у этих слов?

- Молодцы! У тех, кто ответил правильно, вновь дополнительное накопление .

Организует  работу в парах

- Вспомните, что знаете об имени существительном, посоветуйтесь в парах и в тесте выберите верный ответ.

         Тест.

1. Что такое имя существительное?        

  1. Часть слова.
  2. Член предложения.
  3. Часть речи.

2. Что обозначает  имя существительное?

  1. Признак предмета.
  2. Предмет, явления природы и др.
  3. Действие предмета.

3. На какие вопросы отвечает имя существительное?        

  1. Как? Откуда? Где?
  2. Кто? Что?
  3. Что делать? Что сделать?

4. Каким членом предложения может быть существительное?        

  1. Только подлежащим.
  2. Подлежащим и второстепенным членом предложения.
  3. Подлежащим, сказуемым, обстоятельством, дополнением, определением.

5. Перечисли несколько признаков имени существительного.        

  1. Одушевлённое или неодушевлённое.
  2. Собственное или нарицательное.
  3. Изменяется по числам.

Организует коллективную проверку.

  - Расскажите, все, что знаете об имени существительном.        

- Молодцы!

Не забываем пополнять свой счёт. 

-Как вы думаете, мы всё узнали об имени существительном? (нет)

- В русском языке очень много разных “тайн”, в том числе и об имени существительном. Наша задача на уроке – раскрыть еще одну “тайну” данной части речи.

Записывают слова, вставляя пропущенные буквы.

- Это словарные слова.

Машина, метро, мороз, магазин, малина.

Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы.

Оценивают свою деятельность.

Отвечают на вопросы учителя.

- Словарные слова, начинаются

на букву «М»,

отвечают на вопрос «Что?» , имена

существительные ,

неодушевлённые.

Оценивают свою деятельность.

Выполняют тест

Это самостоятельная часть речи;

- обозначает предмет;

- отвечает на вопросы кто? что?;

- в предложении может быть подлежащим и второстепенным членом предложения.

- изменяется по числам

- может быть одушевленными или неодушевленными, собственными или нарицательными.

Оценивают свою деятельность.

- Нет.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Результаты:

1. Актуализация ранее изученных знаний, которые будут востребованы на данном уроке.

3. Организация рабочего пространства

Метод: словесный.

Постановка  учебной  задачи.

Цель: Подведение обучающихся к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы.

Выдвигает проблему. Организует диалог с учащимися, в ходе которого , формулирует тема и цели урока.

 -Сегодня моя соседка Оля прочитала мне письмо, которое она получила от друга – иностранца Майкла. Он написал письмо на русском языке, но слова звучат как-то иначе. Хотите послушать? Хотя неприлично читать

чужие письма, но я прочитаю его с разрешения Оли.

 

“Здравствуй, мой подруга, Оля!

Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном

доме. Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и твоя строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи.  Майкл.”

 

- Что вас рассмешило в письме Майкла?  

- А почему Майкл неправильно употребляет слова, чего он не знает?

- А в русском языке говорят, он не знает родовых понятий.

- Назовите тему урока.

- Что нового мы узнаем сегодня об имени существительном,  определить учебную задачу на урок?

 

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Высказывают свои предположения.

- Неправильное употребление некоторых слов.

- Как правильно согласовать слова.

- Род имен существительных.

- Познакомиться с приёмами распознавания рода имён существительных,

 учиться определять род имён существительных

Слайд 7

Слайд 8

Результаты:

1.Определение цели и направления учебной деятельности.

2.Возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации.

Метод: словесный, наглядный.

Изучение  нового

материала 

Цель: сформировать у обучающихся конкретные представления об изучаемом материале, выделить главное,  провести обобщение вместе с учащимися, на основе знаний выработать умения

Организует исследовательскую работу учащихся.

- Поможем Майклу написать правильно письмо?

 Работа в парах

- Сейчас вы будете работать в паре.  

- Достаньте из конверта текст письма.

 прочитайте инструкцию № 1.  

Следуя инструкции, выполните задания по шагам.

Алина, прочитай, пожалуйста, инструкцию.  

Организует коллективную проверку.

-Пополните свой счет.

Инструкция № 1

1. Прочитайте

предложения

2. Подчеркните

имена существительные, род которых

не знает Майкл. 3.Исправьте ошибки. Выполняют задания по карточке.

Исправляются ошибки и

подчёркиваются

существительные:

подруга, друг, мама,

папа, бабушка, дедушка.

Проверка исправленных предложений. Читают по цепочке.

Оценивают свою деятельность.

Слайд 9

Результаты:

Активные действия учащихся при работе над новым материалом, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

Метод: проблемно-поисковый, словесный, практический.

Физкульминутка «Матрешки»

Цель: снять психическое и статическое напряжение у обучающихся путём переключения на другой вид деятельности ,сохранение зрения, снятие усталости с глаз во время работы на уроке.

- Какой  русский сувенир для иностранцев, является символов России?

- Давайте превратимся в матрешек, послушаем про них песню и потанцуем.

- Матрешки.

 

Слушают музыку и повторяют движения за ученицей.

Слайд 10

Результаты:

Восстановление физических и духовных сил, снятие усталости с глаз.

Изучение  нового

материала (продолжение)

- Практически мы умеем правильно употреблять имена существительные в устной речи, т.к. мы люди русские. Но практические знания должны опираться на науку.

Поэтому мы приступаем к научно – исследовательской работе.

Исследовательская работа в группах

- На 1 этапе : Выпишите  из письма Майкла имена существительные по инструкции.

Последовательное выполнение задания, согласно инструкции.

Слова- помощники

Слова из

письма

Род

Мужчина

Женщина

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- Прочитайте слова, которые называют мужчину и каким словом – помощником можно заменить мужчину?

-  Как  вы  думаете,  имена  существительные  какого  рода  называют мужчину?  Запишем в третий столбик – м. р.

- Прочитайте слова, которые называют женщину.  

- Каким словом – помощником можно заменить женщину?

- Как  вы  думаете,  имена  существительные  какого  рода  называют женщину?  Запишем в третий столбик – ж. р.  

Давайте сделаем общий вывод:

Оцените себя и пополните счет.

- Как вы думаете, только ли одушевленные существительные могут быть женского и мужского рода?

Продолжим наше исследование.

- На 2-ом этапе работы вам предстоит – распределить в группы имена существительные, обозначающие неодушевленные предметы.

- Вернитесь к письму и найдите несколько неодушевлённых сущ. в единственном числе, поставьте их сразу в начальную форму.  

Распределим слова по родам.

- Что вы заметили?

- Почему?

- А как вы думаете, какой это род?

- Дайте свое название.(СРЕДНИЙ РОД)

- Какие слова – помощники могут быть у этого рода?

- Кто определил также?

Подводит учащихся к выводу.

-  Как определить род имени существительного?

Оцените себя и пополните счет.

Организует самостоятельную работу с учебником. 

- Где мы можем проверить наши выводы, утверждения?

Прочитаем правило в учебнике на стр.19

- Как определить род имен существительных?

- Какие молодцы!

Читают инструкцию № 2

Инструкция № 2

1.Найди и подчеркни имена существительные, обозначающие одушевлённые предметы в единственном числе.

2.Подумай каким словом – помощником можно заменить мужчину, женщину (как

бы вы сказали,

что подруга

ваша? Друг ваш?)

3.Запиши эти слова-помощники  в таблице  во 2 столбик

4.Запиши в 3 столбик имена существительные, которые называют  мужчин (из письма).

5.Запиши в 3 столбик имена существительные, которые называют женщин (из письма).

Заполняют таблицу.

- Друг, папа, дедушка -

он мой .

- Мужской род

- Подруга, мама, бабушка-

она моя .

- Женский род

Формулируют выводы.     -Такие  слова,  к  которым

можно  подставить

слова-помощники  “он

мой”  относятся  к

мужскому роду.  

Такие  слова,  к  которым

можно  подставить

слова-помощники  “она

моя”  относятся  к

женскому роду.  

Оценивают свою деятельность.

Продолжают работать с текстом

-Дом, лото, молодость, встреча, общение. 

- Слово лото не записали.

- Не подходит ни к мужскому , ни к женскому роду.

- Средний род.

но, мое - средний род

Формулируют выводы

Оценивают свою деятельность.

- В учебнике.

Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

Слайд 11-15

Слайд 16-17

Первичное

закрепление

Цель: закрепить знания, умения, навыки обучающихся по определению рода имен существительных.

Организует самостоятельную работу с учебником. 

-Потренируемся определять род имен существительных.

Стр. 19 , упр. 404.

Организует проверку.

Оцените себя и пополните счет.

Самостоятельная работа учащихся в тетради.

Осуществляют самопроверку.

Оценивают свою деятельность.

Слайд 18

Результаты:

Активные действия учащихся при работе над новым материалом, максимальное использование самостоятельности при решении примеров

Метод: практическая работа

Рефлексия

Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности),  самооценка  результатов своей деятельности. 

Услышим скоро мы звонок,

Пора заканчивать урок.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Какое новое знание вы открыли об имени существительном?

 

- Давайте вернёмся к словарным словам, которые мы написали вначале урока.  Определим,  какого  они  рода.  Я  показываю  слово,  а  вы поднимаете сигнальные карточки. 

Кто не допустил ошибок, пополните свой счёт

-  Мы  с  вами  сегодня  накопили  новые  знания,  а  как    они  нам  могут пригодиться?

-Что посоветуем Майклу?

-Посмотрим, кто же в нашем банке накопил больше фишек и лучше использовал свои знания? Подсчитайте.

Если на вашем счёте больше 7 фишек, то оцените себя по критериям:  

  1. больше звездочек – за урок оценка «5»
  2. больше смайликов – за урок оценка «4»

- Кто получил оценку «5», оценку «4» ?

-  Кто  сегодня  не  получил  прибыль  за  урок,  дома  повторит  материал, накопит к завтрашнему уроку знания и обязательно получит оценку.

- Молодцы! Благодарю за урок!

Узнали, какого рода бывают имена существительные

Определяют род имен существительных

Машина – ж.р.

Метро - ср.р.

Мороз - м.р.

Магазин – м.р.

Малина – ж.р.

Оценивают свою деятельность.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Слайд 19-20

Результаты:

1.Адекватность самооценки учащегося оценки учителя, 2.Самостоятель-

ное выполнение задания , требующее применения ранее приобретённых знаний.

Методы:

Словесный, практический.

Д/задание

Дает комментарий к домашнему заданию.

Стр. 20, правило, упр. 405.

Записывают в дневник.

Слайд 21

Результаты:

Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания.

Методы:

Словесный.

Литература и Интернет-ресурсы:

  1. http://luchiki.ucoz.ru/load/ehlektronnye_fizminutki_dlja_glaz/15-1-0-72 
  2. http://nsportal.ru 
  3. Рамзаева, Т.Г. Русский язык : учебник для 3 класса: в 2 ч. Дрофа. Москва. 2009.
  4. Дмитриева, О.И. Поурочные планы по учебнику русский язык 3 класс: Издание 2-е,Москва.ВАКО. 2011.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема : «Род имен существительных» 3 класс «Школа России» Учитель : Гаврюшкина Н.Е.

Слайд 2

Ответ без ошибок Банк Знаний Ответ с ошибкой

Слайд 3

Минутка чистописания Доскажи словечко Каждый тут у нас талант- И певец, и … . музыкант. Мма Ммб Ммв Ммг Ммд Мме

Слайд 4

М _ ш _ н _ , м _ т р _ , м _ р _ з , м _ г _ з _ н , м _ л _ н _ , м _ с _ ц , м _ д в _ д ь .

Слайд 5

М а ш и н а , м е т р о , м о р о з , м а г а з и н , м а л и н а , м е с я ц , м е д в е д ь .

Слайд 6

Имя существительное –это … . Обозначает … . Отвечает на вопросы … . В предложении может быть … . Изменяется по … . Может быть … или … . Тест

Слайд 7

Здравствуй , мой подруга, Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме . Твой добрая мама угощала меня пельменями. А твоя умный папа учил меня играть в лото. Твой милая бабушка и твоя строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл .

Слайд 8

Учебная задача: Познакомиться с приемами распознавания рода имен существительных. Учиться определять род имен существительных. Тема : «Род имен существительных»

Слайд 9

Здравствуй , моя подруга , Оля! Пишет тебе твой далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю наши тёплые встречи в вашем уютном доме . Твоя добрая мама угощала меня пельменями. А твой умный папа учил меня играть в лото. Твоя милая бабушка и твой строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Майкл .

Слайд 11

Слова - помощники Слова из письма Род Мужчина Женщина

Слайд 12

Слова - помощники Слова из письма Род Мужчина Он , мой Друг, папа, дедушка Женщина

Слайд 13

Слова - помощники Слова из письма Род Мужчина Он , мой Друг, папа, дедушка Мужской м.р. Женщина

Слайд 14

Слова - помощники Слова из письма Род Мужчина Он , мой Друг, папа, дедушка Мужской м.р. Женщина Она, моя Подруга, мама, бабушка

Слайд 15

Слова - помощники Слова из письма Род Мужчина Он , мой Друг, папа, дедушка Мужской м.р. Женщина Она, моя Подруга, мама, бабушка женский ж.р.

Слайд 16

Слова - помощники Слова из письма Род Мужчина Он , мой Друг, папа, дедушка Мужской м.р. Женщина Она, моя Подруга, мама, бабушка Женский ж.р. Оно, моё Лото

Слайд 17

Слова - помощники Слова из письма Род Мужчина Он , мой Друг, папа, дедушка Мужской м.р. Женщина Она, моя Подруга, мама, бабушка Женский ж.р. Оно, моё Лото Средний ср.р.

Слайд 18

М.р. – огонь, трактор, переулок, район, лебедь, рюкзак, трамвай, музей. Ж .р. – фабрика, улица, площадь, библиотека, местность, метель, аллея. Ср.р. – платье, место, озеро, пальто, село.

Слайд 19

М а ш и н а , м е т р о , м о р о з , м а г а з и н , м а л и н а .

Слайд 20

М а ш и н а – ж.р., м е т р о- ср.р. , м о р о з – м.р., м а г а з и н – м.р. , м а л и н а – м.р. .

Слайд 21

Домашнее задание : стр.20 , № 407 Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...


 

Комментарии

Гаврюшкина Наталия Евгеньевна

Конспект урока может быть использован учителями начальных классов на уроке русского языка в 3 классе