Направления работы по развитию связной речи
статья по русскому языку (4 класс) по теме

 

В настоящее время в образовательной системе больше внимания уделяется успешности обучающихся. Понятие учебный успех рассматривается не только как увеличение присвоенной учеником информации, но и, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, его развитие. Показателями учебного успеха являются: обученность, внимание, память, восприятие, организационные, коммуникативные (речь), информационные, мыслительные навыки, уровень развития мотивационно - потребностной сферы. Особое место в вопросах успешности в обучении занимает развитие речи.

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направления работы по развитию связной речи учащихся

   В настоящее время в образовательной системе больше внимания уделяется успешности обучающихся. Понятие учебный успех рассматривается не только как увеличение присвоенной учеником информации, но и, прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей, его развитие.  Показателями  учебного успеха являются:  обученность, внимание, память, восприятие, организационные, коммуникативные  (речь), информационные, мыслительные навыки, уровень развития мотивационно -  потребностной  сферы. Особое место в вопросах успешности в обучении занимает развитие речи.

Методическая  система  обучения связной речи

Исследования механизмов речи и развития (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин) являются психологической основой методики развития речи.

Исследовательской основой для систем развития речи является периодизация речевого развития ребенка (А.Н. Гвоздев)

Теоретические положения исследований В. В. Виноградова, А.Н. Гвоздева, В.В. Бабайцевой, Л.Ю. Максимова, педагогической психологии А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, П.Я. Гальперина об особенностях обучения детей четырем разновидностям речевой деятельности, позволили создать методику формирования синтаксического строя речи младших школьников.

Лингвистической основой методики развития речи младших школьников явились работы М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, Т.Г. Рамзаевой.

            Методическая работа по развитию речи реализуется посредством современных средств обучения, среди которых особое внимание принадлежит учебнику. Современный учебник представляет собой комплекс упражнений, направленных на формирование и развитие знаний, умений и навыков  обучающихся о языке, на развитие связной речи. Вариативные учебно-методические комплексы по русскому языку в своем составе содержат учебники и учебные пособия, методические рекомендации для учителя, контрольно-измерительные материалы. Содержательная и целенаправленная работа учителя начальных классов по данным комплексам оказывает непосредственное влияние на развитие письменной связной речи обучающихся начальных классов. Различают такие виды речи:

1) внешнюю речь, которая в свою очередь, делится на устную с двумя ее формами – монологической и диалогической – и письменную; 2) внутреннюю речь. Кроме того, различают речь разговорную и книжную. Монологическая отличается от диалогической речи тем, что она не рассчитана на ситуацию и поддержку со стороны собеседника.

      Что же мы понимаем под развитием речи учащихся? Говоря обобщенно, это учебная, познавательная деятельность учащихся, организуемая, руководимая учителем, опирающаяся на чтение и изучение грамматики, направленная на совершенствование, обогащение коммуникативных умений и навыков оформления и выражения своих мыслей, чувств, побуждений (М.Р. Львов).

М.Р. Львов формулирует основные задачи развития связной речи, одной из которых является создание в классе атмосферы борьбы за высокую культуру речи. В качестве основных требований к хорошей речи, по мнению автора, выступают выразительность (яркость, убедительность, эмоциональность высказываний), а также богатство языковых средств, их разнообразие.

Т.А. Ладыженская определяет задачи развития связной речи как развитие умения говорить свободно, правильно и достаточно выразительно. Развитие речи – один из разделов большинства современных программ по русскому языку. Однако, как отмечают современные авторы УМК, существует необходимость в уточнении данного раздела программы перечнем необходимых коммуникативно-речевых умений. Т.А. Ладыженская обозначает основные коммуникативных умений, которые и составляют содержание работы по развитию связной речи учащихся, изложенные в авторской программе.

Под развитием речи учащихся в практике школы понимают следующие направления работы:

  • тренировку произносительного аппарата школьников, развитие их артикуляционных умений, устранение различных недочетов произношения;
  • постепенное, планомерное выращивание словарного запаса школьников, обучение их точному пониманию значений слов, как основных, так и дополнительных, переносных, оттенков значений, эмоциональных окрасок, понимание уместности употребления того или иного слова в том или ином контексте и т.п.;
  • усвоение сочетаемости слов, построение словосочетаний, усвоение устойчивых сочетаний слов, обучение грамматически правильному употреблению слов в словосочетании, расчленение значений слов;
  • активизация языковых средств, т.е. употребление усвоенных слов, их сочетаний в предложениях, в самостоятельно конструированных текстах – пересказе, рассказе, письменных сочинениях и изложениях и т.д.;
  • овладение правильным построением предложений разнообразных типов, их совершенствованием и связями между предложениями в тексте;
  • овладение механизмами порождения речи, т.е. достаточно быстрым и правильным, точным построением речи – предложений и текста в устном и письменном вариантах;
  • усвоение умений и навыков передачи устной речи, овладение интонациями, паузами, логическими ударениями, другими средствами просодики, а на письме – навыков быстрого каллиграфически и орфографически правильного письма;
  • усвоение ряда конкретных умений в области подготовки и построения связного текста: понимание темы и ее раскрытие; накопление и подготовка материала для рассказа, сочинения; составление плана; языковая подготовка; запись и совершенствование написанного и др.

Направления работы по развитию речи объединяются в группы в соответствии с уровнями развития речи: фонетический уровень, лексический уровень; синтаксический уровень, уровень текста, или связная речь.

Процесс развития речи основывается и на общедидактических принципах, которые действуют применительно ко всему познавательному процессу: единство образовательной, развивающей и воспитывающей функции обучения, научность содержания и методов обучения; связь с практикой; систематичность и последовательность; доступность; наглядность; сознательность и активность самих учащихся; прочность; рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы и на особых методических принципах, существующих только в рамках обучения русскому языку. Развитие речи учащихся – одна из основных задач учителя начальных классов. Это задача решается на каждом уроке и во внеклассной работе.

Метод конструирования текста

Данный метод располагает обширным набором приемов и типов речевых упражнений, большинство из которых выполняют подготовительную или вспомогательную функции: они вплетаются в процесс подготовки речевого упражнения на разных его этапах:

  • Словарная работа (толкование значения слов, их оттенков, работа с синонимами, антонимами, паронимами, фразеологизмами, работа со словарями, исправление ошибок словоупотребления);
  • Работа над словосочетанием (составление словосочетаний с конкретными слова, проверка сочетаемости слов, введение словосочетаний в текст, обнаружение и исправление ошибок в словосочетаниях, упражнения на предупреждение подобных ошибок);
  • Работа над предложением (составление предложений на заданную тему с использованием заданных слов, составление предложений по схемам-моделям, распространение предложений, изменение их структуры, выражение одной и той же мысли в различных синтаксических вариантах, свободное составление предложений и фраз и др.);
  • Логическая работа (работа с понятиями и построение их определений, сравнение предметов природы по их признакам, построение обобщений и рассуждений, исправление логических ошибок);
  • Упражнения, опирающееся на теорию текста (моделирование структуры текста, отработка типов связей в тексте, составление текстов различных жанров, передача сюжета в диалогической форме).

Данные упражнения на основе конструктивных приёмов носят учебный, тренировочный характер.

Связной называется такая речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказывания, передает законченную тему (т.е. представляет единое целое), организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью и расчленяется на более или менее значительные части, связанные между собой.

Речь – это деятельность, в которой человек пользуется языком в целях общения с другими людьми. Развитие речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Речь всегда рассматривается в единстве содержания и формы.

Таким образом, под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Выделяют следующие виды упражнений в связной речи, принадлежащей самим учащимся:

  • развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);
  • различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики, если высказывания учащихся в основном отвечают указанным выше требованиям;
  • записи по наблюдениям (если ведутся систематически);
  • устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;
  •  устные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану, сюжету;
  • рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти;
  •  импровизация сказок, начатки литературно-художественного творчества – сочинение стихов, рассказиков;
  • письменные изложения образцовых текстов (художественных, публицистических, научно-популярных);
  • перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения);
  • различные виды драматизации, устного рисования, иллюстрирования прочитанных рассказов, воображаемая экранизация прочитанных произведений или собственных рассказов;
  • письменное сочинение (разнообразных типов).

Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся:

  • Понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения;
  • Подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к  изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию;
  • Накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения, составлять  «тематическую сетку»…
  • Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность;
  • Отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст.
  • Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.
  • Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.

Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.
Сочинения различаются:

  • по источникам материала
  • по степени самостоятельности
  • по способам подготовки
  • по жанру
  • по языку
    Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:

Творческие:

- Что такое доброта?
- Самая дорогая вещь в нашем доме.
- Путешествие осеннего листочка.
-История засохшего цветка

Репродуктивные:       

- Что я знаю о ...

Фантограммы.

- Что было бы, если бы – у меня был цветик- семицветик…

- Если бы я оказался на необитаемом острове…

Сочинение-рассуждение:

- Почему осенью с деревьев опадают листья?
- Почему я люблю книги?
- Почему меня так назвали?
- Почему нужен друг?

Сочинение-описание:   

-Свет мой, зеркальце, скажи..

 - Моя любимая игрушка.
- Снег теперь уже не тот.
- Дом, в котором я живу

Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.
Предлагаю варианты речевых упражнений.

Описание предметов.

  • Объекты нашего описания могут быть самые  разные  в зависимости от ситуации, целей.
  • Объектами описания  могут  быть  предметы, животные, человек (внешний вид, одежда, характер,  эмоциональное состояние и т.д.),  природа, помещение, архитектурные сооружения, памятники и др.

Построение текста – описания.

  1. Общее впечатление о предмете.
  2. Указание на признаки, детали.
  3. Отношение к предмету.

План работы:

  1. Рассмотри предмет, выдели части, детали из общей картины. Чтобы ярко, интересно описать предмет, нужно быть очень внимательным, чутким, зорким.
  2. Определи тип речи.
  3. Стиль речи.
  4. Сформулируй основную мысль, тему (предмет в целом) и микротемы (детали, признаки).
  5. Отбери языковые средства, необходимые, уместные при написании сочинения. Читатель должен зримо, ярко представить то, что ты описал. В художественном описании предмета используются выразительно-

-изобразительные средства: переносные употребления слов, эпитеты, сравнения, метафоры.

Например:

…Глядела

Все на яблоко. Оно

Соку спелого полно.

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто, 

Будто медом налилось!

Видны семечки насквозь.

                        (А.С.ПУШКИН.)

  • Из какого произведения эти строки?

  • Какой это тип речи?

  • Обрати внимание на слова, которые помогают нам так зримо ощутить предмет. (Прилагательные: спелого, свежо, душисто, румяно-золотисто; существительные: яблоко, медом, семечки.)

Задание №1.

В.Одоевский «Городок в табакерке». Прочитай отрывок – описание. Вот что увидел герой сказки – маленький Миша.

        «Да уж и было чего посмотреть! Какая прекрасная табакерка. Пестренькая, из черепахи. А что на крышке–то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, - и счесть нельзя, и все мал – мала меньше, и все золотые; а деревья–то также золотые, а листики на них серебряные, а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу».

  • Основная мысль отрывка. ( Какая прекрасная табакерка).

  • Последующее описание подтверждает основную мысль.

  • Это художественное описание. Обрати внимание, какие языковые средства отобрал писатель. Передана каждая деталь табакерки: крошечные золотые деревца, серебряные листики, игрушечное солнышко.

  • Задание №2.
  1. Опиши книгу.
  • Обрати внимание на детали (цвет, размер, красочные иллюстрации, которые запоминаются, форзац книги, страницы, корешок и др.).
  1. Подбери слова, которые помогут охарактеризовать предмет с точки зрения удобства, пользы, красоты, т.е. слова, в которых может  быть дана оценка предмета. (Красивый, изящный, яркий, нарядный, удобный, нужный, полезный…). Попытайся описать предмет ярко, образно и интересно.
  2. Попробуй выразить в словах личное отношение к предмету.

Для справок

  • Книга – произведение печати (в старину – также рукопись) в виде сброшюрованных, переплетенных вместе листов с каким – либо текстом. (Словарь.)
  • Книга – обложка, переплет, форзац, страницы, корешок, титульный лист,  
  •  Книга – фамилия автора, название книги, художник -  иллюстратор, издательство,…
  • Книга – привлекает, радует, рассказывает, печалит, смешит, ужасает, уносит, оживает, открывает, волнует, захватывает, зачаровывает, интересует, запоминается…
  • Книга – читают, рассматривают, пишут, хранят, запоминают, вспоминают, перечитывают, …
  • Книга – интересная, красочная, поучительная, художественная, учебная,  увлекательная, приключенческая, историческая, толстая, большого формата (объема, размера),…
  • Книга – учитель, источник знаний, память, собеседник, открытие, мир волшебства и приключений, судьба, …

                  Например:

  1.             Эту книжку про медведя я буду хранить всегда, потому что она – память о моей дорогой бабушке.

                    Книжка большого формата, но тонкая, в обложке. Первая страница обложки – темно – синяя, как летнее ночное небо. Вверху – двурогий золотой месяц и звезды, а внизу нарисован медведь. Слева от титульного листа, на второй странице обложки – дарственная надпись.      И т.д.

  1.                  В литературной викторине меня наградили прекрасной книгой «Золотой гусь», сказки   братьев Гримм. Художница Ольга Кондакова оформила эту книгу так, что ее выпускать из рук не хочется.

                     На синем фоне переплета – огромный золотой гусь с хитроватым, умным взглядом и шагающие друг за другом карлики в красных колпаках и красных крошечных сапожках.   И т.д

  1.               В книге много разворотов солнечного цвета, и все они в «живых» орнаментах. Иллюстрации в этой книге нарядные, большие. Шагают по страницам книги разными походками ее герои. И т.д.
  2.              Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку.

                         Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве. Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобная дыханию цветов, человеческая доброта исходила со страниц этой книги с золотым обрезом.

  •         Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению.

(Ф. Бэкон.)  

Описание природы.

«И вот сама идет волшебница зима…»

Описание – это тип речи. Основа описания – перечень таких признаков предмета или явления, которые воспринимаются одновременно.

Композиция описания.

  1. Общая характеристика предмета описания или впечатления от него.
  2. Признаки  предмета  описания.
  3. Общая оценка предмета описания.

Правильно понять и выразить основную мысль текста помогает эпиграф (от греч. «надпись»).

Эпиграф – это цитата, пословица, помещаемая автором после заглавия, перед произведением или его частью и поясняющая его основную мысль, идею.

Правила оформления эпиграфа:

  1. Эпиграф не заключается в кавычки.
  2. Ссылка на автора пишется без скобок.
  3. После фамилии автора (источника) точка не ставится.
  4. Весь эпиграф помещается справа; обычно выделяется другим шрифтом.

Например:

Зимний лес.

Дремлет лес под сказку сна…

С. Есенин

Пейзаж – (от франц. – родина, страна) – это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности.

Учимся «читать» картину.

  1. Рассмотри репродукцию картины
  2. Что дорого художнику в русской природе? Опиши настроение этой картины. Зима на полотне художника грустит, скучает или…? Радуется, блистает или….? Застыла, уснула или…?
  3. Что на картине привлекает твое внимание? Что особенно нравится?
  4. Подумай, почему художник так назвал картину. А как бы ты назвал ее? Предложи свое название.
  5. Какие чувства наполняют человека, видящего эту картину? С помощью каких художественных приемов (выбор композиции, цветовых оттенков, колорита) художник сумел передать эти чувства зрителю?
  6. Опиши сюжет картины по плану:
  • Что изображено  на первом плане?
  • Что  ты видишь на втором?
  •  Что является центром картины?

В стихотворениях языковые средства основаны на переносном значении.

Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами (от греч. – оборот, образ).

Тропы 

                                                             Сравнение                     Эпитет             Метафора              Олицетворение                           

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим с целью создания художественного описания; сравнение присоединяется словами « как, словно, будто, точно» и др.. Сравнение можно выразить при помощи прилагательных краткой формы и сравнительной степени.

Например:

Дуб.

Словно часовой, в широкой пойме

Он стоит, оберегая рожь;

И недаром на патрон в обойме

Каждый желудь у него похож.

                                      (П.Комаров.)

Метафора – (от греч. – перенос) – перенос свойств одного предмета на другой на основе сходства.

Например:

Ночью на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели.

Апельсина мы не ели.

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька.

                           (Г.Сапгир.)

Олицетворение – (от греч. – лицо + делаю) – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Например:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась.

                              (Ф.Тютчев.)

Эпитет – (от греч. – приложение) – образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде скрытого сравнения.

Например:

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

                     (А.Фет.)

Задание. Прочитайте описания. Какое из них тебе хотелось бы проиллюстрировать?  Найди тропы (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения), которые помогают ярче представить картины, нарисованные в первом и во втором текстах. В третьем тексте найди синонимы. Для чего они использованы в описании?

Первый мороз.

             Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. Все было седое, но лужи не замерзали. Когда явилось солнце и разогрело, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли. Особенно хороша была сверкающая сверху донизу королева – сосна. Молодой собакой прыгала в груди моей радость. (М.Пришвин)      

Зимнее утро.

             Утро белое, пушистое и радостно светлеет. На заре в далеком высоком здании окна горят, и не можешь сказать: от зари этот свет или свой, домашний остался забытый. (М.Пришвин)

Рубиновый глаз.

             Морозная тишина. Вечереет. Темнеют кусты неодетого леса, будто это сам лес собирает к ночи свои думы. Через тьму кустов глядит солнце рубиновым глазом, через кусты этот красный глаз не больше человеческого. (М.Пришвин)

                                                                                                                                                                                                                                         Работа над художественным словом.

  • Синонимы:

Художник – живописец, автор картины, пейзажист и т. д.

Картина – полотно, пейзаж, произведение, шедевр и т. д.

Изображать – рисовать, писать, создавать образ, передавать красками и т. д.

Грустить – печалиться, унывать, тосковать, кручиниться, …

Радоваться – ликовать,…

Чувствовать – ощущать, чуять,…

Заколдовывать – зачаровывать, очаровывать, заворожить, околдовать,…

Гулять – прогуливаться, прохаживаться, пройтись,…                  И  т. п.

  • Тематическая сетка:

Зима.   Какая? Что делает?

Снег.    Какой? Что делает?

Иней.   Какой? Что делает?

Мороз. Какой? Что делает?

Туча.     Какая? Что делает?

Небо.   Какое? Что делает?

Ветер. Какой? Что делает?

Солнце. Какое? Что делает?

Луч.      Какой? Что делает?

Закат. Рассвет. Какой? Что делает?

Воздух. Какой? Что делает?

Сугробы.  Какие? Что делают?

Лес.       Какой? Что делает?

Деревья. Какие? Что делают?

Метель.  Какая? Что делает?                И  т.п.

  • Цвета и оттенки:

Белый – серебристо-белый, бело-голубоватый, беловатый, чисто-белый,…

Синий – голубой, лазурный, серо-голубой,…

Желтый - золотистый, коричневато-золотистый, бледно-желтый,…                 И  т. п.

  • Для справок:

Снежинки – посыпались, кружатся, падают, летят, ложатся, медленно опускаются,…

Снежинка – легкая, искристая, колкая, лохматая, нежная, пушистая, робкая, хрупкая, чистая,…

Снег – блестящий, желтый, голубеющий, золотистый, искристый, лучистый, седой, ленивый, нетронутый, хрусткий,...

Солнце – заходящее, янтарное, живое, нежное, приветливое, сонное, скупое, зимнее, радостное,…

Луч – бледной, золотистый, желтый, сияющий, тусклый, ясный, мягкий, живой, нежный, прощальный,…

Закат – желтый, золотистый, неяркий, оранжевый, румяный, чистый, янтарный, грустный, печальный, нежный, тихий,…

Ель – ветвистая, лохматая, поседевшая, приземистая, пушистая, развесистая, разлапая, серебристая, величавая, задумчивая, печальная, царственная, волшебная, заколдованная, сказочная, уснувшая, праздничная,…

Воздух – прозрачный, безветренный, тихий, бодрящий, упоительный, прозрачный,…

Небо – высокое, низкое, безоблачное, бледно-голубое, расчищенное,…

Ветер – озорной, неугомонный, порывистый, зябкий, ершистый, холодный,…

Настроение – игривое, спокойное, умиротворенное, радостное, мечтательное,…   И  т. п.

Пишем сочинение по картине.

Памятка – подсказка

  1. Прежде чем начать писать, проникнись настроением картины. Постарайся увидеть цвета, краски, услышать трогательные голоса природы.
  2. Определи тему и основную мысль сочинения. Озаглавь его. Твоя задача – «открыть» особенности восприятия зимы художником: все вокруг застыло в крепком сне; ели серебрятся в солнечном луче; ясный воздух; безмолвие; переливаться желтоватым цветом; золотистым отблеском; воздух сух, тонок, пронзителен; померкла ясность голубого неба; чудесное зрелище; поразительная тишина; «мохнатый» лес; сказочность; таинственность; запушенный снегом лес; погрузиться во тьму; отблеск угасающего солнца; румянить снежные сугробы;…
  3. Не повторяйся! Используй всевозможные художественно-изобразительные средства: сравнения, метафоры, эпитеты, олицетворения.
  4. Если тебе трудно начать сочинение, можно обратиться за помощью к художникам слова: подбери цитату из текстов И.А.Бунина, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева и др. Это и будет началом твоего сочинения.

Описание внешности.

 «Всмотрись в черты мои…»

Самая занимательная для нас поверхность на земле – это человеческое лицо.

Г.К.Лихтенберг.

Задание №1. Учимся сравнивать. Прочитай отрывок из повести Н.В.Гоголя «Вечер накануне Ивана Купала».

     ...Полненькие щеки казачки были свежи и ярки, как мак самого тонкого розового цвета…брови словно черные шнурочки…ротик на то и создан был, чтобы выводить соловьиные песни, волосы ее, черные, как крылья ворона, и мягкие, как молодой лен…падали курчавыми прядями…

  • Какой тебе представилась красавица казачка?
  • На какие черты внешности красавицы обращает внимание писатель?
  • С помощью какого художественного приема «рисует» писатель внешность героини?
  • Найди сравнения. С чем сравнивает писатель детали внешности казачки?
  • Подумай, что с чем можно сравнить. Продолжи сравнения деталей  внешности человека. Какие из сравнений, на твой взгляд, могут быть использованы при описании внешности девушки, а какие – при описании юноши?

Брови густые, как…

Голос нежный, как…

Волосы курчавые, как…

Губы алые, как…

Лицо круглое, как…

Нос курносый, как…

Рот большой, как…

Подбородок волевой, как…

Задание № 2. Прочитай отрывок из повести Н.В.Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

        Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку  хвостом  вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх…  У Ивана Ивановича большие выразительные глаза табачного цвета и рот несколько похож на букву ижицу; у Ивана Никифоровича глаза маленькие, желтоватые, совершенно пропадающие между густых бровей и пухлых щек, и нос в виде сливы.

  • Если ты будешь иллюстрировать текст, то какими изобразишь его героев?
  • Подумай, какой художественный прием использует Гоголь при описании героев?
  • Найди в тексте сравнения.  Какие из сравнений тебе показались необычными? Почему?
  • Как ты понимаешь сравнение: «рот несколько похож  на букву ижицу»?  Подумай, с какой целью Гоголь использует это сравнение?

Ижица – название последней буквы церковно – славянской и старой русской азбуки, обозначавшей звук  и.

Учимся  «рисовать» внешность словами

Задание № 3. Прочитай отрывок из русской народной песни. Попробуй  вместо точек вставить цветовые эпитеты, описывающие девичью красоту.

Как у Дунюшки, было у голубушки,

Личико…было, набеленное,

Щеки…, нарумяненные,

Брови…, подведенные,

Глаза…, развеселые!

У  ней буйная головка гладко чесанная,

У  ней…коса мелко плетеная,

Во…- то косе лента… .

Слова для справок: белый, алый, черный, серый, русый.

  • Сравни свой вариант с народным.

1 – белое. 2 – алые. 3 – черные. 4 – серые. 5 – русая. 6 – русой –то.

  • Найди в тексте песни слова, называющие детали внешности. Подумай, почему именно их традиционно выделяют создатели народных песен.
  • Вспомни устойчивые эпитеты к деталям внешности: брови, волосы, очи, уста, шея.

Например: брови узкие, соболиные; волосы шелковые; очи светлые, ясные; уста алые, сахарные; шея длинная, лебединая.

Учимся всматриваться в детали внешности

Задание №4. Прочитай текст В.А.Солоухина. Ответь на вопрос, поставленный в тексте.

         Я понимаю, что сочетание всех частей лица, движение всех мышц лица могут складываться в ту или иную гримасу, в то или иное выражение. Брезгливость, радостная улыбка, огорчение, удивление, испуг, жалость… Но глаза… Зрачки и белки. Ничего они сами по себе выражать не могут. И однако бывают то стальными и холодными, то медовыми и теплыми, то сияющими, то потухшими, то грустными, то веселыми, с прыгающими в них солнечными зайчиками, то озорными с прыгающими в них чертиками, то зовущими, то отчужденными, то восхищенными, то мертвыми, как осенняя вода в канаве… Что же освещает их изнутри, откуда берется этот свет и какова его природа?

  • Какова основная мысль текста? Как бы ты озаглавил  этот текст?
  • Как ты думаешь, что помогло автору создать образ «живого лица»?
  • Мастер слова для описания глаз приводит 12 эпитетов. Попробуй продолжить этот ряд.

Для справок:

Глаза – бархатные, бегающие, застывшие, зачарованные, искрящиеся, колючие, лучистые, одичавшие, оледенелые, сверкающие, туманные, сливовые,…

Задание №5. Прочитай выразительно текст Ф.К.Сологуба «Глаза». Попробуй словесно описать его «героев».

     Были глаза черные, прекрасные. Взглянут и смотрят, и спрашивают. И были глазенки: серые, плутоватые – все шмыгают, ни на кого прямо не смотрят.

Спросили глаза:

-Что вы бегаете? Чего ищете?

     Забегали глазенки, засуетились, говорят:

-Да так себе, понемножечку, полегонечку, нельзя – помилуйте, надо же – сами знаете.

     И были гляделки: тусклые, нахальные.

     Уставятся и глядят. Спросили глаза:

-Что вы смотрите? Что видите?

    Скосились гляделки, закричали:

-Да как вы смеете? Да кто вы? Да кто мы? Да мы вас!

    Искали глаза глаз таких же прекрасных, не нашли и сомкнулись.

  • С каким настроением  ты закончил чтение текста?
  • Найди в тексте синонимы к слову глаза.
  • Подумай, что нового вносит в значение слова суффикс? (Глаза, гляделки, глазенки,…, …, …). Продолжи синонимический ряд.
  • Найди в тексте прилагательные и глаголы, с помощью которых писатель «рисует» глаза, глазенки, гляделки.
  • Как ты думаешь, что помогло писателю в создании художественных образов?

Задание №6. Прочитай текст В.А.Солоухина.

        В человеке все почти для самого себя: ноги, чтобы ходить, руки, каждый мускул, каждая жилка. И только лицо для других людей. В особенности улыбка. В самом деле, самому человеку улыбка совсем практически не нужна.

  • Согласен ли ты с автором? В чем?
  •  Как ты понимаешь смысл выражения: И только лицо для других людей?
  • Подбери эпитеты к слову лицо, опиши те эмоции и чувства, которые можно выразить взглядом, улыбкой, взмахом ресниц, в общем, мимикой человеческого лица.
  • Подумай, какие бывают улыбки. Расскажи о них, подбирая к слову улыбка эпитеты.

Для справок:

Лицо – беззаботное, бесхитростное, благодушное, брезгливое, вдохновенное, вдумчивое, властное, доброе, доверчивое, испуганное, ласковое, наглое, надменное, обиженное, озабоченное, самоуверенное, скучное, счастливое, тоскливое, удивленное, хмурое,…

Улыбка – блуждающая, застывшая, напряженная, ослепительная, открытая, фальшивая, беззащитная, благосклонная, виноватая, вызывающая, высокомерная, глупая, горькая, загадочная, змеиная, издевательская, кислая, обаятельная, льстивая, милая, одобрительная, презрительная, шаловливая, язвительно – насмешливая,…

Задание №7. Представь, что ты режиссер. Для участия в съемках фильма тебе требуются актеры на роли: а) школьника, б) молодой учительницы, в) пожилого человека. Какие требования к внешности претендентов на роль ты предъявляешь? Опиши, какими ты представляешь исполнителей этих ролей.

Воссоздаем и создаем описание внешности

  • Прочитай отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг».
  • Узнал ли ты ее героя?
  • Попробуй, вставляя вместо точек пропущенные слова – прилагательные, воссоздать его внешний облик.

       У второго мальчика Павлуши волосы были …, …, глаза …, скулы …, лицо …, …, рот …, но правильный, вся голова …, как говорится, с пивной котел, тело …, … . Малый был неказистый, - что и говорить!..

Слова для справок: всклоченные, черные, серые, широкие, бледное, рябое, большой, правильный, огромная, приземистое, неуклюжее.

  • Прочитай текст с авторским описанием внешности.

Задание №8. Прочитай эпитеты, раскрывающие черты характера людей. Попробуй представить, как выглядят такие люди. Опиши их внешность. Можешь воспользоваться материалами прочитанных текстов.

  1. Добрый, общительный, честный.
  2. Высокомерный, капризный, нетерпеливый.
  3. Замкнутый, резкий, тяжелый.

Задание №9.Вспомни и запиши устойчивые выражения, в которых упоминаются части тела человека: голова, лицо, нос, глаза и т.п.

Для справок:

Бровь: и даже бровью не повел.

Волосок: висеть на волоске.

Глаза: с глазу на глаз; хоть глаз выколи; не отрывать (сводить, спускать, смыкать) глаз; глаза на мокром месте; глаза разбегаются; делать круглые (большие) глаза; открывать (закрывать) глаза; глазом не моргнуть; своими глазами.

Голова: голова идет кругом; забить голову; как снег на голову; ломать голову; на свежую голову; сложить голову; терять голову; выбросить из головы; с головы до ног.

Лицо: на одно лицо; лицом к лицу; не ударить лицом в грязь.

Нога: валиться с ног; не чуять ног; со всех ног; на дружеской (короткой) ноге; встать с левой ноги; ноги моей не будет; идти в ногу.

Нос: вешать (повесить) нос; водить за нос; задирать нос; клевать носом; остаться с носом; зарубить на носу.

Око: в мгновение ока.

Палец: палец о палец не ударить; пересчитать по пальцам; как свои пять пальцев; пальцем не тронуть; смотреть сквозь пальцы.

Плечи: рубить сплеча; вынести на своих плечах; голова на плечах; плечом к плечу.

Рука: валиться из рук; из первых рук; из рук вон плохо; из рук в руки; отбиваться от рук; сходить с рук; правая рука; своими руками; с пустыми руками; держать себя в руках; мастер на все руки; махнуть рукой; набить руку; на скорую руку.

Ус: в ус не дуть; мотать себе на ус.

Уста: из уст в уста.

Ухо: краем уха; держать ухо востро; медведь на ухо наступил; пропускать мимо ушей; не видать как своих ушей.

Язык: держать язык за зубами; язык проглотишь.

       Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.

       Таким образом, занятия по развитию речи – это многогранная работа, направленная на то, чтобы ученики овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но в процессе речевой практики овладели и умением правильно произносить слова и правильно употреблять их в речи, строить словосочетания. Предложения, связную речь. В целом развитие речи – это есть работа над речевой культурой учащихся, а значит и работа над развитием личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОНР

Формирование умения узнавать образцы связной речи     В системе логопедической работы в общеобразовательной школе на формирование и развитие связной речи отводится III этап. ...

Направления работы по развитию речи учащихся младшего школьного возраста.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детс...

Работа над связной речью.

Работа над связной речью....

Статья по русскому языку на тему: "Текст как дидактическая единица в работе над связной речью учащихся"

       В начальных классах развитие речи учащихся имеет важное значение, т.к. успех всего дальнейшего обучения детей зависит от того, как они овладеют речью: хор...

опыт работы «Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР), с ОНР при помощи техники квиллинг»

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие обучающихся в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги....