Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Батяева Ирина Васильевна

Урок русского языка по теме " Написание слов - названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий", 2 класс по УМК ПНШ. По теме урока подготовлена презентация, используются ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Цель урока: учить связывать предложение о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова;

формировать умение выполнять работу с Обратным словарём.

Задачи урока:
-
образовательная:

  1. познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук»;

- развивающая:

  1. развитие умения анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;
  2. развитие внимания, зрительной памяти учащихся при работе со словарями;

- воспитывающая:

  1. воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно, в парах; прививать любовь к русскому языку;

Оборудование: проектор, экран, компьютер.

  1. карточки с заданиями;
  2. презентация;
  3. учебник русского языка для 2 класса: 1 и 2 части (автор Н. А.Чуракова,  «Академкнига», 2012 год, ПНШ);
  4. тетрадь для самостоятельной работы на печатной основе;
  5. смайлики.

Ход урока

  1. Организационный момент.

- Ребята, возьмите друг друга за руки. Чувствуете руку  друга. Это поможет вам на уроке быть единым целым, помогать друг другу. Садитесь правильно, откройте тетради и положите их уголком.

Начинается урок,
Он пойдёт, конечно, впрок.
Если постараетесь  всё понять -
Будете  грамотно писать.

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число и название работы.

2.  Чистописание. Постановка проблемы.
Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.
На доске:
ж      ч      ш     щ   //  ь  // жь   чь    шь    щь

кирпич  дочь силач

- Охарактеризуйте звуки, которые дают буквы ж, ш, ч, щ? 
- Для чего служит мягкий знак? (ь – показатель мягкости согласных; ь - разделительный).
- Пропишите каллиграфически правильно буквы и слова.

 - Какое слово лишнее? Почему?

- Какую работу выполняет ь в слове дочь?

- Закройте ь и прочитайте слово без ь. Что – нибудь изменилось? (Нет)

- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (нет)

- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

-Назовите  тему урока. (Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук) (Слайд 1)

3. Открытие детьми нового знания.

 Работа по учебнику. 
-  Рассмотрите картинку в учебнике на с. 152.
- Заметили ли вы, что картинка поделена на две части?

- Какие предметы художник изображает в левой части картинки? (Шалаш, ёж, камыш, ландыш)

- Какие предметы и художник изображает в правой части картинки? (Мышь, ночь, печь) (Слайд 2)

- Что интересного вы заметили?
(Слева изображаются такие предметы, как «ёж», «шалаш», «камыш» и «ландыш». Все слова - мужского рода пишутся без Ь на конце слов. Справа - такие предметы и явления, как «мышь», «печь», «ночь». Все слова женского рода написаны с Ь на конце слов)
- Какой вывод вы можете сделать о работе Ь: (стр. 152)

А) Ь обозначает мягкость конечного согласного;

Б) Ь показывает, что все слова – названия предметов женского рода?

- Какой вывод вы сделаете о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на шипящий?  (Слайд 3)

4. Первичное закрепление.

Работа по учебнику стр. 153 упр. 118

- На какие две группы можно поделить слова – названия предметов? (М. рода и ж. рода)

- При выполнении упражнения пользуйтесь алгоритмом. (Слайд 4)

(Проверка с подробным объяснением: плач – м. р., ь не пишем; печь – ж. р., ь пишем)

5. Самостоятельная работа.

Тетрадь на печатной основе: стр. 49 упр. № 60. Задание: написать правильно слова в два столбика.

(Динамический момент. Проверка работы учителем и консультантами, дети выходят к доске)

- Какой вывод вы можете сделать о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на – Ч или – ЧЬ?

6. Закрепление.

А) Работа по учебнику стр. 153 упр. 119.

Работа с Обратным словарём. На вопросы отвечают коллективно, письменное задание выполняют самостоятельно.

- Какой вывод вы можете сделать о работе Ь?

- Какой вывод вы сделаете о написании слов мужского и женского рода, основа которых оканчивается на – Ш и – ШЬ?

Б) Работа в парах по карточкам. Все работают по карточкам на местах. Одна пара работают на компьютере с ЭОР, вставляют Ь. (Слайд 5)

(Динамический момент. Пара, которая выполнила задание, встаёт. Проверка с компьютера.)

7. Итог урока. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, тему урока?

- Что нового вы сегодня узнали о мягком знаке?
- И ещё я вам хочу предложить  выполнить небольшой тест:

ЭОР с вопросами (Слайд 6)

 (Слайд 7)

На столах у вас лежит по три Смайлика. Выберете, тот, который соответствует пониманию вами темы. Если вам всё понятно, выберите Зелёный Смайлик. Если, не всё понятно, выберите Жёлтый Смайлик. Если вы ничего не поняли, то выберите Красный Смайлик.

Молодцы!

9. Домашнее задание. (Слайд 8)

Стр. 154 упр.120.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

Конспект урока русского языка во 2-б классепо УМК «Перспективная начальная школа»...

Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук, 2 класс

Технологическая карта урока. УМК "Перспективная начальная школа"...

НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК/

Выписывать слова, основы которых оканчиваются на -Ж и –ЖЬ; умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;развивать внимание, зрительную память учащихся; воспитывать культуру общения, у...