Главные вкладки

    Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук
    план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

     

     

    Конспект

    урока русского языка во 2-б классе

    по УМК «Перспективная начальная школа»

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Написание

    слов-названий предметов

    мужского и женского рода

    с основой на шипящий звук

    Конспект

    урока русского языка во 2-б классе

    по УМК «Перспективная начальная школа»

     

                                                                         

                                             

    2008

    Тема: Написание слов-названий предметов мужского и женского рода    

              с основой на шипящий звук

    Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой, показать связь конечной

               буквы основы слова на шипящий  с родом этого слова, учить детей  

               делать правильный вывод о работе ь, учиться дифференцировать слова    с основой на шипящий по родам, закреплять навыки работы с обратным словарем для решения практических задач, развивать фонематический слух, орфографическую зоркость; формировать основы гендерного воспитания

    Оборудование: Учебник «Русский язык» I часть, учебник «Русский язык» 2 часть,     обратный словарь, предметные картинки, таблички со словами, опорные таблицы.

    Ход урока

    I.  Организационный момент

         Подготовка к письму. (подготовка пальчиков, правильное положение тетради, правильная осанка)

    П     Чистописание – безотрывное письмо: озимь

            - Для чего нужен мягкий знак в этом слове?

    П. Повторение.

         1. Определить основу слова:

             Кино                  дорога               с лон

            -  Проверяем. Что нужно делать, чтобы правильно определить окончание?

               (изменить форму слова: есть кино - нет кино, есть дорога – нет дороги,   есть слон – нет слона)

    - Какое слово никогда не имеет окончания? Почему?(Неизменямое слово – кино)

    - У какого слова нулевое окончание?

    (есть слон, нет слона, дать слону, любуюсь слоном)

            - Какого рода слова-названия предметов?

            - Как определить род слов-предметов?

          2. Подбор родственных слов

             - Для чего нужен мягкий знак в слове лисьи?

             - Найдите корень.

             - Как пишутся корни в однокоренных словах?

             - Запишите однокоренные слова.

    Ш. Работа над новым материалом.

           1. Сообщение темы урока.

               - Прочитайте название темы нашего урока в учение №1 на странице 152.

    (Написание слов-названий предметов мужского и женского рода  основой на шипящий звук)

          2. Подготовительная работа для восприятия новой темы

    - Каким звукам мы сегодня уделим внимание?

      (Шипящим звукам)

    - Назовите эти звуки.

    - Означим их на письме.

    ([ж], [ш], [ч'],  [щ'])

    - На какие две группы делятся звуки?

    ([ж], [ш] – всегда твердые,

              [ч'],  [щ'] – всегда мягкие)

    - Как вы думаете, нужен ли этим звукам мягкий знак?

    (Были такие ответы: Не нужен, т.к. твердые звуки ь не может смягчить,  мягким звукам он тоже не нужен.)

    - Вспомните, а для чего нужен мягкий знак?

             (ответы детей и примеры)

    - Давайте сделаем вывод:

                (1. Для смягчения согласных звуков: примеры

                2. Для разделения согласного и гласного звуков: примеры)

    Ь

       1. ОЗИМЬ

          2. ЛИСЬИ

          3.       ?

    - Можем ли мы сделать третий вывод? (Нет)

    - А может сегодня мы еще одну тайну русского языка узнаем.

    Давайте проверим наше утверждение.

           

           3.  Упражнения в слышании шипящих звуков на конце слов:

    - Задание на внимание: вам нужно услышать шипящий звук на конце слова и хлопнуть. Будьте внимательны.

    ( мышка, луч, камыш, гуашь, дочь,  чудо,  морж, жук, борщ, ложь, речь, щука, шашки, финиш.)

           4. Работа с обратным словарем

               - Найдите упражнение №117. Прочитайте задание.

      (упр. №117 – Открой Обратный словарь на букву ч. Есть ли среди слов-названий предметов, ОСНОВА которых оканчивается на –ч, слова женского и среднего рода)

      - Есть слова женского и мужского рода? (Нет, только М.Р.)

      - Означим, что в первом столбике будут слова-предметы мужского рода (м.р.)

               - Где будем работать? (В Обратном словаре?)

               - На какую букву открываем обратный словарь? (На букву ь)

               - Это будет в начале,    середине или конце словаря?

               - Прочитайте слова на ч.

               - Назовите слова. Какого рода все эти слова?

               - Запишите одно слова,  обозначающую шипящий звук.

               - Откройте словарь на букву Ж. Определите,    какого рода все слова-предметы?

               - Запишите одно слово.

               - Запишите по одному слову из словаря на буквы Ч и Щ.

               - Увидели вы здесь мягкий знак? Значит, какой можно сделать вывод?

            Вывод: слова-предметы мужского рода, оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся без Ь.

               - Зачеркиваем Ь.

               - Возвращаемся к Обратному словарю. Найдите слова на Ь, а затем на  ЖЬ.

               - Назовите слова. Какого они рода? (женского рода)

               - Обозначим - во втором столбике будут слова женского рода.

               - Запишем по одному слову на ЧЬ, ШЬ, ЩЬ. 

              - Какой вывод можем сделать о написании слов-предметов женского рода?

             Вывод: слова-предметы женского рода, оканчивающиеся на шипящие звуки, пишутся с Ь.

                               М.р                                                Ж.р.  Ь

                              плащ                                               вещь

                              этаж                                              рожь

                              ландыш                                          ночь              

                              врач                                                помощь

    Вывод: слова-предметы женского рода, оканчивающиеся на шипящие, пишутся с Ь

    (Дети объяснили так: женском роду нужна помощь, а мужскому роду – нет, «они же мужики», «сами должны помогать другим»).

         

     Знакомство с выводом в ученике - с.156




    М.р.     

    Ж

    Ш

    Ч

    Щ 


    Ж.р.

    ЖЬ

    ШЬ

    ЧЬ

      ЩЬ

    - Для чего нужен ь в словах?

    Ь

       1. РЫСЬ

    2. ВЬЮГА

    3. МЫШЬ

       

            - Правы мы были, когда говорили, что мягкий знак не нужно писать на     конце слов с основой на шипящий звук? (Не правы)

            - Какую тайну о мягком знаке вы узнали? (В некоторых словах мягкий знак пишется)

            - Для чего же нужен мягкий знак в этих словах?

              (Дети сами сделали вывод: Мягкий знак показывает, что это слова-названия предметов женского рода)

    5. Упражнения в распределении слов с основой на шипящий по родам

             1. Игра-соревнование

              - Распределите слова по двум корзинам. (мальчик - м.р., девочка – ж.р.).

              Посмотрим, кто больше получит картинок.

           

                       

             

                

           

            - Кто оказался победителем? (Слова м.р.)

            - Продолжим соревнование, только теперь со словами. (карточки)

       

    гара[ж]

    детены[ш]

    но[ч']

    бро[ш]

    помо[щ']

    ло[ж]

    клю[ч']

    ве[щ']

    мело[ч']

    пла[ч']

    до[ч']

    бор[щ']

           

            - Кто оказался победителем?

            - Как хорошо,  что представители мужского рода большую часть работы берут на себя. Думаю, то представители женского рода, в том числе и наши девочки,  будут только рады этому.

    6. Упражнения в правильном написании слов. 

              а) Письмо по памяти

                  Холодный клю[ч] всю но[ч] шумит в овраге.

            - Подумайте, как нужно будет написать слова с основой на шипящий звук.   Посоветуйтесь с соседом.

            - О каком ключе идет речь? (о роднике)

            - Какие значения имеет это слово?

            - Эти слова случайно или не случайно так назвали? (Случайно, у них нет сходства)

            - Это одно слово с несколькими значениями или  разные слова?

    (разные слова)

    - Как они будут записаны в Толковом словаре?) (Два раза)

    - Давайте проверим по словарю.

    (В Толковом словаре записано два раза, значит, это два разных слова

    Ключ1 – изделие из металла для отпирания и запирания замка.

    Ключ2  - источник (родник), бьющий из-под земли.)

    - Запишите предложение по памяти.

              б) Самостоятельная работа

               I вариант - упражнение №120 (глу[ш], мар[ш], камы[ш], бро[ш], су[ш], ерала[ш], фини[ш])

               II вариант  упражнение №121 (ве[щ'], кле[щ'], ово[щ'], бор[щ'], помо[щ'], мо[щ'], ле[щ'], товари[щ'])

             - У кого будут затруднения, обратитесь к словарю.

              Проверка заданий.

             - Составьте предложения

    V. Домашнее задание – стр.154, упр. 123,

    VI. Итог урока

          - Какую новую тайну узнали сегодня о мягком знаке?

          - Как пишутся слова-названия предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук?  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук

    Урок русского языка по теме " Написание слов - названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий", 2 класс по УМК ПНШ. По теме урока подготовлена презентация, используются ЭОР....

    Написание слов-названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук, 2 класс

    Технологическая карта урока. УМК "Перспективная начальная школа"...

    НАПИСАНИЕ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ МУЖСКОГО И ЖЕНСКОГО РОДА С ОСНОВОЙ НА ШИПЯЩИЙ ЗВУК/

    Выписывать слова, основы которых оканчиваются на -Ж и –ЖЬ; умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;развивать внимание, зрительную память учащихся; воспитывать культуру общения, у...