Урок русского языка "Безударные гласные"2 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Богданова Татьяна Юрьевна

Конспект урока  русского языка. Тема; "Безударные гласные" 2 класс, программа "Школа России" Л.М.Зеленина Т.Е. Хохлова

Скачать:


Предварительный просмотр:

               

              УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

«БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В СЛОВЕ»

2 класс

Цели: Формировать умение находить и проверять безударную гласную в слове, распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

Повторить правило правописания безударных гласных в слове при помощи подбора проверочных слов.

Формировать навыки орфографической зоркости и автоматической грамотности.

Оборудование: Макет ёлки, коробка с «елочными украшениями», Письмо Незнайки, изображение совы

Богданова Татьяна Юрьевна

ГОУ СОШ №9 Санкт Петербург

Учитель младших классов 1 квалификационной категории

Источник информации: Учебник русского языка 2 класс. Авторы: Л.М.Зеленина, Т.Е.Хохлова. Москва «Просвещение» 2008; Сборник детских загадок. Изд. «Детская литература» 2000 г.

 

                     

         I . Теоретическая подготовка.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       У.          - Ребята, скоро мы все будем встречать Новый год. Посмотрите на доску. Какая красивая новогодняя елка. И как она здорово украшена разноцветными фонариками. (в каждом фонарике гласные буквы А, О, Е, И, Я.)

          У.  - Назовите буквы, которые написаны в каждом фонарике

         

          Д.  - А, О, Е, И, Я

.

  1.  Минутка чистописания.

 

У.  - Все фонарики соединены одним проводом, вот и вы сейчас в своих тетрадях, пропишите эти буквы соединяя их.   Посмотрите на доску, как это надо сделать. Напишите еще три раза.   Посмотрите на свою работу, обведите в кружок самые красивые буквы.

      III.  Постановка темы урока.

 

          У.  -  Какие звуки обозначают эти буквы?

          Д.  -  Они обозначают гласные звуки.

     

          У.   - Что вы знаете о гласных звуках?

           Д. -   Гласные звуки бываю ударными и безударными.

          У.   -  Над какой темой будем работать сегодня на уроке?

           Д.  - Безударные гласные

       IV. Словарная работа.

             У меня для украшения нашей ёлочки целая коробка игрушек. Но они заколдованы и мы не можем их повесить на елку, пока вы  не отгадаете, что же это за игрушки и правильно не запишите  их названия в тетрадь. Вы все знаете эти слова.

(К доске выходит один ученик,  читает загадку) ДАША

  1. Он всю зиму спал, лапу бурую сосал.

                       А, проснувшись, стал реветь.

                       Это зверь лесной. (Медведь)

Дети отгадывают, а учитель достает из коробки «игрушку-медвежонка»

               

У.  - Правильно. Это медведь.(Прикрепляет игрушку на елку).

Даша записывает слово «медведь»  на доске, комментирует

  1. МЕД — ВЕДЬ безударная гласная «е», на конце слова «Ь»

У. - Возьмите зеленые ручки, запишите в тетрадь «Медведь» с большой буквы, поставьте запятую.

                                                                                                                                                                                    К доске выходит другой ученик и  загадывает загадку: МИША

  1.       По полю скачет, ушки прячет.

                             Встанет столбом — ушки торчком.

               Дети отгадывают, а учитель достает из коробки  «игрушку-зайца», прикрепляет на елку.

  Мища записывает слово на доску (дети в тетрадях)

                   

К доске выходит третий ученик и  загадывает загадку: ДИАНА

Я не будильник, но бужу,
Я с бородой и в шпорах.
С большою важностью хожу
И вспыльчив словно порох.

Ответ: Петух

 Дети отгадывают, а учитель достает из коробки  «игрушку-петушка», прикрепляет на елку.

Диана записывает слово на доске, дети в тетрадях.

К доске выходит четвёртый ученик, загадывает загадку: АНЯ

Длиннохвостая она,
Со спины черным-черна.
Брюхо белое да плечи.
Тарахтенье вместо речи.
Хоть кого увидит – вмиг
Подымает стрекот-крик.

Ответ: Сорока

 Дети отгадывают, а учитель достает из коробки  «игрушку-сороку», прикрепляет на елку.

Соня записывает слово на доске.(Дети в тетрадях, после этого слова ставят точку)

У. - Можно ли в словах, которые мы записали поверить безударную гласную?

Д.  - Нет, нельзя, правописание этих слов надо запомнить.

             V. Работа над темой урока.

   

Учитель показывает изображение совы.

Посмотрите. Кто это к нам прилетел из леса помогать наряжать ёлку?

            Д. - Это сова.

            У. -  Как пишется слово  «сова»?

            Д. - СО-ВА

            У. - Как узнали?

            Д. - Подобрали проверочное слово «СОВЫ»

            У. - Возьмите синие ручки, на новой строчки запишите  слово  сова с большой буквы,  а через черточку проверочное слово (показывает на доске), поставьте запятую.

            У. - Расскажите правило,  как проверить безударную гласную в слове.

            Дети рассказывают правило

             У. - Сова принесла нам много игрушек, чтобы украсить ёлкку.

Что или кого изображают эти игруши?

             Д. -  Лису,  снежинку,  моряка,  пчелу, звезду.

              У.  -  Сейчас после слов «сова — совы» с маленькой буквы, на той же строчки вы будете записывать в  тетрадь эти слова, подбирая и записывая через черточку  проверочные.

Дети по одному вызываются к доске.

ЛИСА — МАТВЕЙ,

СНЕЖИНКА — СОНЯ

МОРЯК — САША

ПЧЕЛА — ВАЛЕРА
ЗВЕЗДА — МАРЬЯНА

 У.  - На новогодний праздник к нам хочет прийти Незнайка. Он нам прислал письмо. Но он не учился в школе, и не знает как правильно писать слова. Давайте проверим, что он написал.  У вас на партах лежит текст письма. Прочитайте его.

  «Я хачу к вам в гости. Мы будем играть в снижки, нарежать ёлку. Потом я пойду дамой.»

                  У. - Что вы заметили?

                  Д. - Письмо написано с ошибками.

                  У -  Какое правило надо знать, чтобы исправить ошибки?  

                    У. -  Илья, прочитай первое предложение. В каком слове Незнайка сделал ошибку? Иди к доске, напиши это слово правильно, подбери к нему проверочное слово, напиши на доске, остальные в пишут в тетради.

                    У.- Яна, прочитай следующее предложение. В каких словах допущены ошибки?

                     Слово «снежки» идет к доске писать  Алина

                                 «НАРЯЖАТЬ»            -                      ЖЕНЯ

                     У. - Последнее предложение прочитает КСЮША.

                            К доске пойдёт МУНИСА

VI.      Физминутка.

VII.      Продолжение работы над темой урока.

       

        У. - Все тихо сели. Продолжим работу.  Откройте учебники на стр. 100. Найдите упражнение 119. Вслух прочитает текст, выделяя интонацией каждое предложение Яна. Чего не хватает в этом упражнении?

         Д. - Здесь пропущены безударные гласные и нет знаков препинаня в конце предложений.

          У. - Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться какую безударную гласную надо написать в слове? Есть ли здесь слова, которые проверять не надо?

         Д.- «звЕри», «птИцы».

         У. - Почему?

          Д. - Гласные «Е» «И» - ударные.

          У. - Спишите этот текст, ставя точки в конце предложений, в словах с пропущенными безударными гласными вставьте нужные буквы, в скобочках напишите проверочные слова. С какой буквы будете писать начало прадложения? В каком предложении проверочные слова вы не будете писать? (в последнем). Работаем самостоятельно.

          У. - Кто справился поставит руку на локоть. Давайте проверим, что вы написали.

           - Илья прочитает первое предложение.

         Илья. - Пришла зИма.

 

         У. - В каком слове пропущена безударная гласная?

          ИЛЬЯ. - зИма.

          У.  - Назови безударную гласную. Какое проверочное слово подобрал?

           Д. - Зимы, зимний.

         

           У. - Саша прочитает второе предложение.

           Саша   - З* мля покрылась пушистым ковром.

         У. - В каком слове пропущена безударная гласная?

          Д. - зЕмля.

         

         У. -Алина прочитает тртетье предложение.

           Алина: - Всюду видны слЕды.

         У. - В каком слове пропущена безударная гласная?

          Д. - Следы

          У.  - Назови безударную гласную. Кокое проверочное слово?

         

  У. -  Матвей прочитает третье предложение.

          Матвей: Их оставили звЕри и птИцы.

         У. - В каких словах пропущена буква?

          Д. - звЕри и птИцы

          У.  - Надо ли проверять эти слова.

           Д. - Нет.

           У.  - Почему?

           Д.  - В этих словах ударение падает на пропущенные гласные, и мы их четко слышим:

           ЗВЕРИ, ПТИЦЫ.

        Закройте тетради. Вы сегодня хорошо трудились. Давайте проверим, как вы научились проверять слова  с безударными гласными. Для этого мы сейчас побываем в гостях у героев знаменитого мультфильма. (звучит песня «Кабы не было зимы»)

Все узнали? Куда мы отправимся?

           Д. - В Простоквашино.

           

         Давайте научим героев любимого мультфильма как же нам проверить слова, в которых есть безударная гласная.

Я называю слово с безжударной гласной, а вы проверочное.

ДОМА (Дом)  КОЗА (Козы) СОВА (Совы)

         А в словах дорога, машина, воробей можно проверить безударную гласную(нет)

         Где надо искать такие слова? ( в орф.словаре). Правильно, или запомнить правописание этих слов.

VIII. Итог урока.

       

                      У. - Ну вот и подходит к концу наш урок. Мы нарядили елку, помогли Незнайке, побывали в гостях  все же это был урок русского языка, скажите, какое правило мы повторили на уроке? А что еще мы повторяли? Молодцы, ребята. Сегодня за работу на уроке получают оценки:  Миша, Даша, Соня, Илья, Матвей, Алина, Саша и другие дети.

                     

         

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)

На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание....

Урок русского языка 3 класс «Школа России»

Тема: Слова с безударной гласной е, проверяемой буквой ё. Цель урока: Ознакомить с особенностями проверки слов с буквой е в корне. Развивать орфографическую зоркость и умения проверять слова...

Урок русского языка 4 класс Школа России

Открытый урок по русскому языку.Тема урока: «Склонение имён прилагательных единственного числа женского рода»....

Урок русского языка. 4 класс. "Школа России" Тема урока "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов".

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по программе "Школа России". Тема урока: "Распознавание лица и числа глаголов. 2 лицо глаголов единственного числа"...

Урок русского языка 3 класс. Школа России. Тема "Имя существительное"

Урок русского языка 3 класс по теме: "Имя существительное".  "Школа России"...

Конспект урока русского языка 2 класс "Школа России" Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами.

Конспект урока по системе "Школа России" во 2 классе. Тема: Обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами....