Урок русского языка по теме "Учусь писать письмо"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

 

Тема. Учусь писать письмо

Класс: 3 класс

Цель:

Формировать у младших школьников навыков изложения

информации в письменном виде

Задачи:

Учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию

Развивать  коммуникативные навыки (умение четко отвечать на поставленные вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, аргументировать свое мнение)

Развивать навыки самоконтроля.

Воспитывать бережное  отношение к слову (наблюдение за языковым оформлением  писем в зависимости от адресата.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_russkomu_yazyku.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Учусь писать письмо

Класс: 3 класс

Цель:

Формировать у младших школьников навыков изложения

информации в письменном виде

Задачи:

Учить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию

Развивать  коммуникативные навыки (умение четко отвечать на поставленные вопросы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, аргументировать свое мнение)

Развивать навыки самоконтроля.

Воспитывать бережное  отношение к слову (наблюдение за языковым оформлением  писем в зависимости от адресата.)

Ход урока.

Организационный  момент.

Постановка  цели урока. Актуализация знаний.

У меня в сундучке лежит один предмет. Что это, вы узнаете, если внимательно послушаете легенду.

Перенесёмся в далёкое прошлое.

В давние времена подарки дарили с тайным умыслом. Однажды персидскому царю принесли подарки от вождей другой страны. Вот они: птица, мышь, лягушка и стрелы.  Задумался царь, что обозначают эти предметы?

  • Почему задумался царь?
  • Какой смысл  вложили бы вы?  

А вот, что подумал царь?

- Неужели они решили сдаться нам? Мышь обитает в земле,  лягушка в воде, а птица в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, и вместе со стрелами свою храбрость и силу!

   А мудрец, услышав это  толкование,  опечалился.

  • Как вы думаете, почему опечалился мудрец?

А мудрец, услышав это  толкование,  опечалился и  сказал, что, скорее  всего, это послание надо понять так: «Если вы, персы не улетите подобно птицам в небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам в озёра, то погибнете под ударами наших стрел.

  • Почему мудрец и царь по-разному  поняли смысл подарков.

В древности люди обменивались информацией, посылая разные предметы. Это получалось не особенно понятно. И постепенно люди стали использовать то, что лежит сейчас в сундучке. ( С помощью этого люди передают информацию на расстоянии)

Что находится в сундучке? (письмо)

  • Почему возникла необходимость в  письмах?

(В письмах заключалась  наиболее понятная адресату информация.)

В современном обществе существует множество способов передачи информации: телефонный разговор, видеосвязь, смс – сообщения.

  • Так  может быть, письма изжили себя?  

Напомните мне, пожалуйста, что  мы называем письмом? Построим пирамиду знаний о письме. Какие требования к оформлению письма вам уже  знакомы.

  1. Мысли в письме излагаются четко и последовательно
  2. Письмо должно быть написано грамотно. Если вы сомневаетесь в написании того или иного слова, обратитесь к орфографическому словарю.
  3. Не используйте  в письмах слова, значения которых  адресат может не знать.
  4. Не следует писать письмо, когда ты в плохом настроении. Письмо – фотография души
  • Как вы думаете, почему в нашей пирамиде  остались  незаполненные места?

Сегодня на этом уроке мы продолжим знакомиться с особенностями написания писем.  Свою работу на уроке вы сможете  оценить, заполнив таблицу, которая перед вами на парте.

Я успешно

работал на уроке

Я узнал новое (!)

Я сделал открытие

(!!)

Я смогу применить полученные знания на уроке в жизни

Я смогу поделиться  полученными знаниями с друзьями

Изучение нового материала.

Перед вами 3 текста. Какой из данных текстов является письмом? Почему?

1.

Пошла Ленивица к колодцу, да и бух прямо ко дну. Печку с пирожком увидела, дерево с яблочками наливными — ничего не взяла, лень было. Пришла к Морозу Ивановичу с пустыми руками:
Хочу послужить да за работу получить! Дельно говоришь. Взбей-ка мне перину, в доме чисто прибери, да покушать приготовь. Ленивица подумала: «Не стану я себя утомлять», — да и не сделала, что велел ей Мороз Иванович

2.

Всем детям, и даже взрослым, когда они были маленькими, всегда хотелось знать, где же живет Дед Мороз, где он проводит весь год, где готовит подарки для нас. И уж кто бы отказался от поездки в гости к Дедушке Морозу!

Основным местом проживания главного героя новогоднего праздника является город, Великий Устюг в Вологодской  области, в красивом сосновом бору.  У Деда Мороза есть свое почтовое отделение – главное место работы сказочного дедушки и его внучки Снегурочки, куда приходят письма от ребятишек со всей России.

3.

                                                                                         7 декабря 2012г

Здравствуйте, мои дорогие третьеклассники!

Приветствует вас дед Мороз с родины своей  – города Великий Устюг, что находится в Вологодской области.

Дорогие мои друзья! Уже скоро наступит Новый год. В этот праздник  принято дарить друг другу подарки и желать  здоровья, счастья близким.

Я часто спрашивал о вас своих помощников. Иногда они радовали меня, иногда – огорчали. Но я знаю, что у вас добрые сердца, и вы достойны  новогоднего подарка.  Я помогу вам в этом. Порадуйте Дедушку, напишите мне письма.

До свидания.

Ваш Дедушка Мороз.

  • По правилам  хорошего тона,  прочитав письмо от деда Мороза, как мы должны поступить?
  • А можем ли мы послать Дедушке Морозу вместо письма смс?

У нас необычный адресат – Дед Мороз. Он ежедневно получает сотни писем. О чем  мы можем написать в письме Деду Морозу?

Однажды дед Мороз получил вот такое письмо.

                                                                                   4 декабря 2012г

Привет, дед Мороз.

Говорят, что ты даришь детям подарки? Мне очень нужен новый конструктор! Пришли его немедленно!

Петька Ершов, ученик 3 класса.

  • Прочитав это письмо, дед Мороз огорчился.
  • Как вы думаете, почему  Дед Мороз расстроился?

Искусство общения всегда предполагает умение ясно, четко, грамотно и правильно излагать информацию. Вспомните основные  части письма.

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.
  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
  5. Подпись. Дата.

Так как  мы будем писать письмо- просьбу сказочному герою, то оно будет иметь свои особенности. Давайте вместе  составим подробный план письма

Приветствие

С чего начинается письмо?  Перед вами варианты приветствия?  Как нельзя поздороваться с дедушкой Морозом? Каким  вариантом приветствия  вы воспользуетесь?  

      Приветствие

Салют, дед Мороз.

Добрый день, дедушка  Мороз.

Дед Мороз, приветик!

Здравствуйте, уважаемый дедушка Мороз.

Здравствуйте, Мороз Иванович.

Вступление

Вступление.

Вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания

Во вступлении задаются вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

  • Какие вопросы мы можем задать дедушке Морозу?

Здесь существует одно правило, какое, вы узнаете сейчас. Прочитайте  2 предложения

  1. Как твое здоровье?
  2. Как Ваше здоровье?
  • Как правильно спросить деда Мороза о его здоровье?
  • Почему?
  • Как в этом предложении   удалось показать уважение к дедушке Морозу?

Вывод: если вы пишете взрослому человеку, то, чтобы подчеркнуть своё уважение к нему, необходимо писать слова Вы, Ваше, Вас с заглавной  буквы. Например: Как Вы провели этот год? С какими просьбами к Вам  обращаются?

Переходим к основной части письма. В основной части вначале нужно  рассказать о себе, а потом попросить о подарке. Не забывайте, что к Деду Морозу обращаются тысячи людей, поэтому вы должны не просто попросить подарок, но и объяснить, почему он вам так необходим. 

Рассказать о себе можно по плану, который перед вами на слайде.

Почему последнее предложение в рассказе  начинается со слов, я увлекаюсь.

(Должен быть логический переход к просьбе о подарке)

Основная часть

1.Рассказать о себе:

Я учусь  

Меня зовут..    

Я увлекаюсь….

Мне…. лет.

2.Обосновать своё желание

  • Как можно попрощаться с дедушкой в конце  письма? Не забудьте пожелать дедушке здоровья и долгих лет жизни.

Самостоятельная работа.

Составление памятки «Как написать письмо дедушке Морозу»

Домашнее задание

Написать письмо дедушке Морозу.

Подведение итогов

  • Что нового вы узнали на уроке?
  • Чем письмо- просьба отличается от других  писем?
  • Какими знаниями, полученными на уроке,  вы обязательно воспользуетесь?

Мы сегодня много говорите об искусстве писать письма. Но у меня возник вопрос, к какому жанру мы  относится письмо? Давайте выясним это методом исключения.

Перед вами названия жанров: басня, повесть, былина, рассказ, эпистолярный жанр.

  • К какому жанру нельзя отнести письмо?

Вы должны знать, что письма относят  к эпистолярному жанру. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанр – обращение в форме письма.

А теперь заполните таблицу достижений.

Я успешно

работал на уроке

Я узнал новое (!)

Я сделал открытие

(!!)

Я смогу применить полученные знания на уроке в жизни

Я смогу поделиться  полученными знаниями с друзьями

Урок я хочу закончить словами французского философа.

Почти все важные дела люди совершают путем переписки; следовательно, одного умения говорить недостаточно. Люк де Вовенарг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Урок русского языка  "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...

урок русского языка "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"

Урок русского языка  "Развитие умения писать заглавную букву в именах сказочных героев"...

урок русского языка "развитие умения писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.Знакомство с антонимами"3 класс

сценарий урока русского языка, нацеленный на закрепление умений писать безударные гласные в окончаниях имен прилагательных. , по программе "Школа 2100" ...

Технологическая карта урока русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями" 4 класс Школа 2100

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС и направлен на достижение следующих целей:– совершенствование учебно-языковых и правописных умений по теме «Глагол»: находить, образовывать глаголы, пи...

Конспект и презентация к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100"

Конспект к уроку русского языка "Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями, 4 класс, "Школа 2100". Урок сопровождается презентацией, автор Батурина Ж.А....