Развитие речи. Учимся писать письма.
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Медведева Любовь Николаевна

Конспект урока по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvite_rechi.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

                  МАОУ Барыбинская средняя общеобразовательная школа

   

Урок русского языка в 3-м классе

Тема: Урок развития речи.

       Учимся писать письма.

                     Учитель Медведева Любовь Николаевна

                           г. Домодедово, мкрн Барыбино

           Тема урока: «Учимся писать письма»

Цель: познакомить с особенностями эпистолярного жанра;

           формировать умение писать письма;

           воспитывать культуру письменного общения.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Вступительная беседа.

Ребята, можете ли вы представить себе жизнь без телевизора? Без электричества? А теперь попробуйте себе представить жизнь без письменности.

Дорога к письменности была длинной- длинной и трудной. Было это очень давно. Так давно, что даже невозможно себе представить, когда в те далекие времена на земле не было ни одного  дома и люди жили в пещерах, в которых до них обитали медведи. Древние люди выселили древних медведей из пещер, а сами там поселились. Они увидели на стенах своих жилищ таинственные знаки. Это были царапины, которые сделали медведи, когда точили когти о стену. Царапины навели древних людей на очень интересную мысль: на ровной поверхности можно нацарапать какое-то изображение.

(Показ слайдов)

Слайд 1. Из глубокой древности до нас дошли многочисленные тексты, написанные разными буквами на разном материале.

Слайд 2. Долгий был путь к появлению письменности. Люди посылали друг другу различные предметы, придавая им определенный смысл.

Слайд 3. Люди стали писать письма при помощи рисунков. Постепенно рисунки принимали более символический характер. Древние египтяне придумали иероглифы. Каждый иероглиф обозначал определенное слово. Количество слов все увеличивалось и иероглифов стало не хватать.

Слайд 4. Так появился алфавит. Он состоял из знаков-букв. Гласные звуки не обозначались. Алфавит, которым мы сейчас пользуемся, был создан славянскими братьями Кириллом и Мифодием в 9 веке.

Слайды 5,6,7. Материал для письма был разный. Можно процарапать буквы на камнях, на коре дерева. Можно сделать табличку из глины, высушив ее на солнце и писать на ней острой палочкой. Такой способ был распространен в древности. Можно было писать на бересте. Писали на папирусах – это материал из стеблей тростника. Он был очень дорогой, непрочный и хрупкий. Позднее стали использовать обработанные из телячьей шкуры – пергамент. Бумага на Руси появилась в 14 веке.

3.Сообщение темы.

Сегодня мы будем учиться писать письма. Письма бывают разные: письма-пожелания, письма- поздравления, письма- информация. Письма могут быть адресованы разным людям. Получателя письма называют адресатом. Адресат- от немецкого слова «адрес». Я прочитаю несколько писем, а вы попробуйте определить, что это за письма.

а).С днем рождения, мои дорогие внучата! Всегда о вас думаю. Растите веселыми, здоровыми, дружными, упорными в учении и труде. ( письмо-поздравление)

б).Бабуля, здравствуй! Не грусти.

Конфеты кончились, учти.

Я сделал лук. Носки сушу. Два дня письмо тебе пишу.

А у меня большое горе – порвали шорты на заборе.

Здесь скучно. Я в поход ходил.

Кончаю. Все. Твой внук Кирилл. ( письмо-информация)

в).Дорогие дети! От всей души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. М.Горький. (письмо-пожелание).

4.Подготовительная работа.

Письма нужно писать разборчиво, четко, на аккуратном листе бумаги. Иногда это листочки маленького формата, иногда большие с рисунком, Многие дети любят рисовать в своих письмах. А теперь рассмотрим, как надо размещать текст письма на листе бумаги. Письмо не пишется сплошным текстом. В нем выделяются оброащение, подпись. В тексте может быть много абзатцев.

На доске дана таблица.

  1. Приветствие. (Здравствуй. Добрый день. Дорогой … . Милая … .)
  2. Рассказ о своей жизни, о каких-то событиях.
  3. Прощание. (До свидания. Всего доброго. Счастливо. До скорой встречи.)
  4.  Подпись.

Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало, основную часть и концовку. Но обладает и своими особенностям. Оно имеет конкретного адресата, ему присущи диалоговые формы общения: приветствие, обращение, прощание.

5.Работа с таблицей.

- Что включает в себя начало?

- О чем говорится в основной части?

- Как завершается письмо?

6. Написание письма.

В своем письме-сочинении попробуйте рассказать о чем-нибудь интересном, что случилось с вами. Может быть, вы захотите рассказать о книге, которую вы недавно прочитали и посоветуете ее прочитать.

7.Итог урока.

Ребята, воспитанные люди никогда не станут без разрешения читать чужие письма. Но наши письма пока не настоящие, мы еще только учимся их писать. Кто из вас прочитает нам свое письмо? ( дети читают свои письма)

8. Домашнее задание.

Написать мне письмо. Рассказать можете все, о чем захотите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Учимся писать письмо"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята  знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу....

Cценарий урока по развитию речи "Учимся писать письма" , русский язык 4 класс

Урок- презентация в доступной и занимательной форме знакомит уч-ся  с историей почты, правилами написания письма и подписыванием конверта....

Разработка урока по развитию речи "Учимся писать письмо"

 Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построен...

Русский язык 3 класс Урок развития речи. Учимся писать письма. ФГОС

Русский язык 3 класс. Урок развития речи "Учимся писать письма. Фразеологизмы". В разработке представлены конспект урока, презентация в формате PowerPoint. Урок разработан в соответствии с требованиям...

.Развитие речи."Учимся писать письма"

1.   Познакомить учащихся с видами писем, с речевым этикетом, культурой выражения чувств. Расширить словарный запас учащихся, развивать образное мышление.2.   Развивать навык грамо...

Урок русского языка. Развитие речи. "Учимся писать письма" 3 класс

Урок русского языка. Развитие речи. "Учимся писать письма" 3 класс. УМК "Начальная школа ХХI века"...