Урок русского языка в 3 классе. Тема урока развития речи «Учимся писать письма».
план-конспект по русскому языку на тему

Смолина Наталья Михайловна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_n_a_l_i_z.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока развития речи «Учимся писать письма».

Цель урока: расширение фразеологической записи, тренировка в правильном использовании фразеологизмов в речи, составление текстов с фразеологизмами.

Задачи урока: 

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты:

личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;

предметные: формирование  навыка устной и письменной речи, создание связных устных высказываний на заданную тему, осознание важности орфографически грамотного письма и роли знаков препинания в письменном общении; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное.

Оборудование:

учебник «Русский язык. 3 класс»

фразеологический словарь, толковый словарь

компьютер, проектор

интерактивная доска, презентация к уроку

компьютер для учеников

ЦОРы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Приветствие.

Все расселись по местам,

никому не тесно.

По секрету вам скажу:

«Будет интересно!»

Мы приветствовать гостей

Очень-очень рады.

А оценка их в конце

Будет нам наградой.

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку.

КУУД: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность.

2. Проверка домашнего задания

Какие фразеологизмы вы нашли к словам «неожиданно, рано, кое-как, бездельничать, запомнить»

Ученики читают найденные фразеологизмы.

РУУД: контроль, коррекция и оценка и самооценка выполненных действий.

3. Актуализация опорных знаний

Начнем работу в тетради с минутки чистописания.

Для того, чтобы узнать, какие буквы и слова мы будем писать, послушайте вопросы:

1)как написать собака одной буквой?

2)короткое слово, выражающее согласие

3)добавьте букву, чтобы получилось слово синоним слова «пища»

4)добавьте две буквы, чтобы получилось слово – название дня недели

5)решите анаграмму, все буквы слова среда оказались на другом месте

Приглашаю пять учеников написать словарные слова на доске:

деревня, город, улица, площадь, квартира.

Запишите эти слова на новой строке в алфавитном порядке.

Что еще необходимо указывать при написании адреса?

Оформление работы в тетради, запись даты, вида работы.

Запись знаков и слов.

@

да

еда

среда

адрес

Пять учеников одновременно пишут все слова на доске. Остальные проверяют правильность написания слов.

Учащиеся записывают:

город, деревня, квартира, площадь, улица

дом

ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам,  анализ слова с целью выделения признаков,  сравнение, построение  логической цепи рассуждения. 

ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.

РУУД: оценивать результаты деятельности.

4. Определение темы и цели урока

Записанные словарные слова помогут вам определить тему урока.

Мы продолжим разбирать тему «Учимся писать письма».

Какие правила надо помнить при написании писем.

Можно ли письмо назвать текстом? Вспомните и обсудите в группах признаки и особенности текста.

Мы разбираем примеры выдуманных писем, ненастоящих, потому что чужие письма без разрешения читать нельзя.

Прочитайте письмо в учебнике (урок 48 с.116)

С какой целью автор письма включает в свой текст фразеологизмы?

Выход на тему урока учащимися..

Адрес пишут на конверте, когда отправляют письмо.

Учащиеся перечисляют изученные ранее правила (наличие приветствия и слов прощания, выделение обращения запятой, уважительное отношение к старшим на письме, толкование слова адресат, недопустимость использования слов, непонятных адресату, запрет на чтение чужих писем без разрешения и.т.д.)

Работа в группах. (Что такое текст. Виды текстов и их особенности. Структура текстов.)

Учащиеся читают письмо, отвечают на вопросы к упражнению.

Фразеологизмы делают текст ярким, выразительным, позволяют рассказать о событиях эмоционально.

РУУД: определить цель выполнения заданий  на уроке с помощью учителя.

КУУД: оформлять свои мысли в монологической речи.

ЛУУД: воспринимать речь одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Как вы думаете, зачем авторы учебника предложили вам это упражнение?

Как и в какой последовательности вы будете выполнять задание?

Прочитайте интересный материал из истории нашего языка.

Какое толкование дается во фразеологическом словаре?

На уроках развития речи мы учимся составлять собственные тексты. В текстах могут встречаться фразеологизмы, поэтому нужно знать их особенности, чтобы правильно использовать в своих письмах.

Надо выписать фразеологизмы, исправить те, которые употреблены неверно, записать их значение.

Учащиеся выполняют задание на доске и в тетрадях.

Ученики читают в рубрике учебника толкование фразеологизмы «бить баклуши».

Чтение учебной статьи в словаре.

Чтение толкования фразеологизма с ИД.

РУУД: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

КУУД: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Первичная проверка понимания

В данных предложениях устойчивые словосочетания заблудились. Верните их на свои места. Подчеркните фразеологизм и укажите стрелкой его место.

Дождь лил как снег на голову.

Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.

Я знал городские переулки как рыба в воде.

Гости свалились как из ведра.

Он всегда врет как по маслу.

У себя во дворе Димка был как свои пять пальцев.

Учащиеся выполняют это задание в группах на листочках.

Дождь лил как из ведра.

Скоро дело наладилось и пошло как по маслу.

Я знал городские переулки как свои пять пальцев..

Гости свалились как снег на голову.

Он всегда врет как сивый мерин.

У себя во дворе Димка был как рыба в воде.

КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, анализировать и исправлять деформированный текст; находить ошибки , исправлять их,

 развивать монологическую и диалогическую форму речи. 

ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

РУУД: удерживать цель деятельности до получения его результата.

7. Первичное закрепление

Прочитайте письмо, которое написал Незнайка Пончику.

Сегодня я проснулся рано. На душе было плохо. Пошел к Винтику, долго бездельничал. Вернулся еле-еле. Съел кое-как суп. Тут неожиданно появился Пилюлькин. Он сильно рассердился. Велел запомнить, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что.

Какие ошибки в письме Незнайки вы заметили?

Замените, где возможно, слова в предложениях на фразеологизмы.

Если возникнут трудности, то можно взять лист с подсказками, на котором написаны фразеологизмы:

бить баклуши, гонять лодыря

как снег на голову

хоть кол на голове теши

зарубить на носу

на душе кошки скребли

ни свет ни заря

ни жив ни мертв

с горем пополам

метать громы и молнии

РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, удерживать цель деятельности до получения его результата, осуществлять пошаговый контроль.

ЛУУД: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Учащиеся указывают на недочеты в тексте (отсутствуют слова приветствия, прощания, нет обращения)

Возможный вариант выполнения.

Сегодня я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошел к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мертв. Съел с горем пополам суп. Тут, как снег на голову, свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

КУУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, анализировать и исправлять деформированный текст,

находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

Какие виды работ вызвали затруднения? Дома вас ждет аналогичная работа.

РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии.

ЛУУД: мотивировать свои действия,

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

9. Информация о домашнем задании

Запишите  в тетрадь часть письма,  в которой ты употребляешь один или несколько фразеологизмов.

ЛУУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс. Тема урока: "Разделительный мягкий знак"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100"...

Олимпийский урок. Русский язык, 4 класс. Тема урока: "Склонение имён существительных".

Данный материал представляет конспект урока русского языка в 4 классе. Тема урока: "Склонение имён существительных". С целью актуализации информации о XXII  Олимпийских зимних играх и XI Пар...

Урок русского языка. 2 класс. тема урока: "Что такое части речи?"

Дать понятие о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе...

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа Учимся писать сочинение

Задачи:   Создать условия для того, чтобы  школьники самостоятельно составили  письменное сочинение-повествование на основании своих наблюдений за поведением какого- ни- будь живот...

Урок русского языка 3 класс УМК Перспективная начальная школа Учимся писать сочинение

Задачи:   Создать условия для того, чтобы  школьники самостоятельно составили  письменное сочинение-повествование на основании своих наблюдений за поведением какого- ни- будь живот...