Русский язык 3 класс Урок развития речи. Учимся писать письма. ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Русский язык 3 класс. Урок развития речи "Учимся писать письма. Фразеологизмы". В разработке представлены конспект урока, презентация в формате PowerPoint. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.46 КБ |
![]() | 435.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока развития речи «Учимся писать письма».
Цель урока: расширение фразеологической записи, тренировка в правильном использовании фразеологизмов в речи, составление текстов с фразеологизмами.
Задачи урока:
личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;
регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;
познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать, сравнивать, строить логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;
коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить развитие монологической и диалогической речи.
Планируемые результаты:
личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;
предметные: формирование навыка устной и письменной речи, создание связных устных высказываний на заданную тему, осознание важности орфографически грамотного письма и роли знаков препинания в письменном общении; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное.
Оборудование:
учебник «Русский язык. 3 класс»
фразеологический словарь, толковый словарь
компьютер, проектор
интерактивная доска, презентация к уроку
компьютер для учеников
ЦОРы
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Орг. момент | Приветствие. Все расселись по местам, никому не тесно. По секрету вам скажу: «Будет интересно!» Мы приветствовать гостей Очень-очень рады. А оценка их в конце Будет нам наградой. | Приветствие гостей. Проверка готовности к уроку. КУУД: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность. |
2. Проверка домашнего задания | Какие фразеологизмы вы нашли к словам «неожиданно, рано, кое-как, бездельничать, запомнить» | Ученики читают найденные фразеологизмы. РУУД: контроль, коррекция и оценка и самооценка выполненных действий. |
3. Актуализация опорных знаний | Начнем работу в тетради с минутки чистописания. Для того, чтобы узнать, какие буквы и слова мы будем писать, послушайте вопросы: 1)как написать собака одной буквой? 2)короткое слово, выражающее согласие 3)добавьте букву, чтобы получилось слово синоним слова «пища» 4)добавьте две буквы, чтобы получилось слово – название дня недели 5)решите анаграмму, все буквы слова среда оказались на другом месте Приглашаю пять учеников написать словарные слова на доске: деревня, город, улица, площадь, квартира. Запишите эти слова на новой строке в алфавитном порядке. Что еще необходимо указывать при написании адреса? | Оформление работы в тетради, запись даты, вида работы. Запись знаков и слов. @ да еда среда адрес Пять учеников одновременно пишут все слова на доске. Остальные проверяют правильность написания слов. Учащиеся записывают: город, деревня, квартира, площадь, улица дом ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам, анализ слова с целью выделения признаков, сравнение, построение логической цепи рассуждения. ЛУУД: применять правила делового сотрудничества. РУУД: оценивать результаты деятельности. |
4. Определение темы и цели урока | Записанные словарные слова помогут вам определить тему урока. Мы продолжим разбирать тему «Учимся писать письма». Какие правила надо помнить при написании писем. Можно ли письмо назвать текстом? Вспомните и обсудите в группах признаки и особенности текста. Мы разбираем примеры выдуманных писем, ненастоящих, потому что чужие письма без разрешения читать нельзя. Прочитайте письмо в учебнике (урок 48 с.116) С какой целью автор письма включает в свой текст фразеологизмы? | Выход на тему урока учащимися.. Адрес пишут на конверте, когда отправляют письмо. Учащиеся перечисляют изученные ранее правила (наличие приветствия и слов прощания, выделение обращения запятой, уважительное отношение к старшим на письме, толкование слова адресат, недопустимость использования слов, непонятных адресату, запрет на чтение чужих писем без разрешения и.т.д.) Работа в группах. (Что такое текст. Виды текстов и их особенности. Структура текстов.) Учащиеся читают письмо, отвечают на вопросы к упражнению. Фразеологизмы делают текст ярким, выразительным, позволяют рассказать о событиях эмоционально. РУУД: определить цель выполнения заданий на уроке с помощью учителя. КУУД: оформлять свои мысли в монологической речи. ЛУУД: воспринимать речь одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся. |
5. Первичное усвоение новых знаний. | Как вы думаете, зачем авторы учебника предложили вам это упражнение? Как и в какой последовательности вы будете выполнять задание? Прочитайте интересный материал из истории нашего языка. Какое толкование дается во фразеологическом словаре? | На уроках развития речи мы учимся составлять собственные тексты. В текстах могут встречаться фразеологизмы, поэтому нужно знать их особенности, чтобы правильно использовать в своих письмах. Надо выписать фразеологизмы, исправить те, которые употреблены неверно, записать их значение. Учащиеся выполняют задание на доске и в тетрадях. Ученики читают в рубрике учебника толкование фразеологизмы «бить баклуши». Чтение учебной статьи в словаре. Чтение толкования фразеологизма с ИД. РУУД: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). КУУД: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
6. Первичная проверка понимания | В данных предложениях устойчивые словосочетания заблудились. Верните их на свои места. Подчеркните фразеологизм и укажите стрелкой его место. Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Димка был как свои пять пальцев. | Учащиеся выполняют это задание в группах на листочках. Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев.. Гости свалились как снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Димка был как рыба в воде. КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, анализировать и исправлять деформированный текст; находить ошибки , исправлять их, развивать монологическую и диалогическую форму речи. ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь. РУУД: удерживать цель деятельности до получения его результата. |
7. Первичное закрепление | Прочитайте письмо, которое написал Незнайка Пончику. Сегодня я проснулся рано. На душе было плохо. Пошел к Винтику, долго бездельничал. Вернулся еле-еле. Съел кое-как суп. Тут неожиданно появился Пилюлькин. Он сильно рассердился. Велел запомнить, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что. Какие ошибки в письме Незнайки вы заметили? Замените, где возможно, слова в предложениях на фразеологизмы. Если возникнут трудности, то можно взять лист с подсказками, на котором написаны фразеологизмы: бить баклуши, гонять лодыря как снег на голову хоть кол на голове теши зарубить на носу на душе кошки скребли ни свет ни заря ни жив ни мертв с горем пополам метать громы и молнии | РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, удерживать цель деятельности до получения его результата, осуществлять пошаговый контроль. ЛУУД: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. Учащиеся указывают на недочеты в тексте (отсутствуют слова приветствия, прощания, нет обращения) Возможный вариант выполнения. Сегодня я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошел к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мертв. Съел с горем пополам суп. Тут, как снег на голову, свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши. КУУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, анализировать и исправлять деформированный текст, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения. |
8. Рефлексия (подведение итогов урока) | Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке. Какие виды работ вызвали затруднения? Дома вас ждет аналогичная работа. | РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии. ЛУУД: мотивировать свои действия, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; |
9. Информация о домашнем задании | Запишите в тетрадь часть письма, в которой ты употребляешь один или несколько фразеологизмов. | ЛУУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Фразеологизмы как снег на голову ни свет ни заря спустя рукава с горем пополам бить баклуши сидеть сложа руки зарубить на носу неожиданно рано кое-как бездельничать запомнить
Чистописание Словарная работа деревня город улица площадь квартира город деревня квартира площадь улица @ да еда среда адрес
Какие правила надо помнить при написании писем?
Уч.с.116 Что такое текст? Виды текстов и их особенности. С какой целью автор письма включает в свой текст фразеологизмы?
хлопот полон рот ни свет ни заря сломя голову считать ворон волчий аппетит бить баклуши ловить ворон
Бить баклуши учебник словарь ИД
В стародавние времена ночные сторожа обязаны были обходить охраняемую территория и колотить в колотушки, отпугивая воров и показывая, что имущество охраняется. Эти колотушки вполне могли по-другому называться баклушками, или баклушами. Баклуша (или баклушка) было общее название для любой деревянной чурки. Так вот они, сторожа, и били в баклуши всю ночь. Работа ночного сторожа как раз не требует квалификации, навыков или особого напряжения, собственно, сторож должен не работать, а присутствовать. Отсюда - бить баклуши - означало не работать, а лишь присутствовать на работе, по сути бездельничать.
Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Димка был как свои пять пальцев.
Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев.. Гости свалились как снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Димка был как рыба в воде.
Сегодня я проснулся рано. На душе было плохо. Пошел к Винтику, долго бездельничал. Вернулся еле-еле. Съел кое-как суп. Тут неожиданно появился Пилюлькин. Он сильно рассердился. Велел запомнить, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что.
Запиши в тетрадь часть письма, в которой ты употребляешь один или несколько фразеологизмов.
Каков ваш результат работы на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи "Учимся писать письмо"
Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/18/picture-256347-1368894377.jpg)
Cценарий урока по развитию речи "Учимся писать письма" , русский язык 4 класс
Урок- презентация в доступной и занимательной форме знакомит уч-ся с историей почты, правилами написания письма и подписыванием конверта....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/14/picture-296446-1379181020.jpg)
Разработка урока по развитию речи "Учимся писать письмо"
Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построен...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/27/picture-762012-1456577805.jpg)
Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык.
Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык....
![](/sites/default/files/pictures/2023/06/14/picture-1201580-1686748239.jpg)
Урок русского языка. Развитие речи. "Учимся писать письма" 3 класс
Урок русского языка. Развитие речи. "Учимся писать письма" 3 класс. УМК "Начальная школа ХХI века"...