Русский язык 3 класс Урок развития речи. Учимся писать письма. ФГОС
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Богатова Ольга Сергеевна

Русский язык 3 класс. Урок развития речи "Учимся писать письма. Фразеологизмы". В разработке представлены конспект урока, презентация в формате PowerPoint. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока29.46 КБ
Файл презентация к уроку435.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока развития речи «Учимся писать письма».

Цель урока: расширение фразеологической записи, тренировка в правильном использовании фразеологизмов в речи, составление текстов с фразеологизмами.

Задачи урока: 

личностные: способствовать формированию интереса к урокам русского языка, готовности преодолевать школьные затруднения;

регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умения осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

познавательные: создать условия для развития умения анализировать, обобщать,  сравнивать, строить  логическую цепь рассуждения, приводить доказательство высказанной мысли;

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

Планируемые результаты:

личностные: интерес к изучению языка, интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

метапредметные: умение принимать и сохранять учебную задачу; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение строить речевое высказывание в устной форме; умение взаимодействовать в группе и оказывать помощь одноклассникам;

предметные: формирование  навыка устной и письменной речи, создание связных устных высказываний на заданную тему, осознание важности орфографически грамотного письма и роли знаков препинания в письменном общении; правильно списывать слова, предложения, текст, проверять написанное.

Оборудование:

учебник «Русский язык. 3 класс»

фразеологический словарь, толковый словарь

компьютер, проектор

интерактивная доска, презентация к уроку

компьютер для учеников

ЦОРы

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Приветствие.

Все расселись по местам,

никому не тесно.

По секрету вам скажу:

«Будет интересно!»

Мы приветствовать гостей

Очень-очень рады.

А оценка их в конце

Будет нам наградой.

Приветствие гостей.

Проверка готовности к уроку.

КУУД: готовность к деятельности: слушать и вести диалог; положительная эмоциональная направленность.

2. Проверка домашнего задания

Какие фразеологизмы вы нашли к словам «неожиданно, рано, кое-как, бездельничать, запомнить»

Ученики читают найденные фразеологизмы.

РУУД: контроль, коррекция и оценка и самооценка выполненных действий.

3. Актуализация опорных знаний

Начнем работу в тетради с минутки чистописания.

Для того, чтобы узнать, какие буквы и слова мы будем писать, послушайте вопросы:

1)как написать собака одной буквой?

2)короткое слово, выражающее согласие

3)добавьте букву, чтобы получилось слово синоним слова «пища»

4)добавьте две буквы, чтобы получилось слово – название дня недели

5)решите анаграмму, все буквы слова среда оказались на другом месте

Приглашаю пять учеников написать словарные слова на доске:

деревня, город, улица, площадь, квартира.

Запишите эти слова на новой строке в алфавитном порядке.

Что еще необходимо указывать при написании адреса?

Оформление работы в тетради, запись даты, вида работы.

Запись знаков и слов.

@

да

еда

среда

адрес

Пять учеников одновременно пишут все слова на доске. Остальные проверяют правильность написания слов.

Учащиеся записывают:

город, деревня, квартира, площадь, улица

дом

ПУУД: характеристика объекта по одному или нескольким признакам,  анализ слова с целью выделения признаков,  сравнение, построение  логической цепи рассуждения. 

ЛУУД: применять правила делового сотрудничества.

РУУД: оценивать результаты деятельности.

4. Определение темы и цели урока

Записанные словарные слова помогут вам определить тему урока.

Мы продолжим разбирать тему «Учимся писать письма».

Какие правила надо помнить при написании писем.

Можно ли письмо назвать текстом? Вспомните и обсудите в группах признаки и особенности текста.

Мы разбираем примеры выдуманных писем, ненастоящих, потому что чужие письма без разрешения читать нельзя.

Прочитайте письмо в учебнике (урок 48 с.116)

С какой целью автор письма включает в свой текст фразеологизмы?

Выход на тему урока учащимися..

Адрес пишут на конверте, когда отправляют письмо.

Учащиеся перечисляют изученные ранее правила (наличие приветствия и слов прощания, выделение обращения запятой, уважительное отношение к старшим на письме, толкование слова адресат, недопустимость использования слов, непонятных адресату, запрет на чтение чужих писем без разрешения и.т.д.)

Работа в группах. (Что такое текст. Виды текстов и их особенности. Структура текстов.)

Учащиеся читают письмо, отвечают на вопросы к упражнению.

Фразеологизмы делают текст ярким, выразительным, позволяют рассказать о событиях эмоционально.

РУУД: определить цель выполнения заданий  на уроке с помощью учителя.

КУУД: оформлять свои мысли в монологической речи.

ЛУУД: воспринимать речь одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Как вы думаете, зачем авторы учебника предложили вам это упражнение?

Как и в какой последовательности вы будете выполнять задание?

Прочитайте интересный материал из истории нашего языка.

Какое толкование дается во фразеологическом словаре?

На уроках развития речи мы учимся составлять собственные тексты. В текстах могут встречаться фразеологизмы, поэтому нужно знать их особенности, чтобы правильно использовать в своих письмах.

Надо выписать фразеологизмы, исправить те, которые употреблены неверно, записать их значение.

Учащиеся выполняют задание на доске и в тетрадях.

Ученики читают в рубрике учебника толкование фразеологизмы «бить баклуши».

Чтение учебной статьи в словаре.

Чтение толкования фразеологизма с ИД.

РУУД: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

КУУД: развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6. Первичная проверка понимания

В данных предложениях устойчивые словосочетания заблудились. Верните их на свои места. Подчеркните фразеологизм и укажите стрелкой его место.

Дождь лил как снег на голову.

Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин.

Я знал городские переулки как рыба в воде.

Гости свалились как из ведра.

Он всегда врет как по маслу.

У себя во дворе Димка был как свои пять пальцев.

Учащиеся выполняют это задание в группах на листочках.

Дождь лил как из ведра.

Скоро дело наладилось и пошло как по маслу.

Я знал городские переулки как свои пять пальцев..

Гости свалились как снег на голову.

Он всегда врет как сивый мерин.

У себя во дворе Димка был как рыба в воде.

КУУД: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность, анализировать и исправлять деформированный текст; находить ошибки , исправлять их,

 развивать монологическую и диалогическую форму речи. 

ЛУУД: проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.

РУУД: удерживать цель деятельности до получения его результата.

7. Первичное закрепление

Прочитайте письмо, которое написал Незнайка Пончику.

Сегодня я проснулся рано. На душе было плохо. Пошел к Винтику, долго бездельничал. Вернулся еле-еле. Съел кое-как суп. Тут неожиданно появился Пилюлькин. Он сильно рассердился. Велел запомнить, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что.

Какие ошибки в письме Незнайки вы заметили?

Замените, где возможно, слова в предложениях на фразеологизмы.

Если возникнут трудности, то можно взять лист с подсказками, на котором написаны фразеологизмы:

бить баклуши, гонять лодыря

как снег на голову

хоть кол на голове теши

зарубить на носу

на душе кошки скребли

ни свет ни заря

ни жив ни мертв

с горем пополам

метать громы и молнии

РУУД: ставить учебную задачу, корректировать деятельность, удерживать цель деятельности до получения его результата, осуществлять пошаговый контроль.

ЛУУД: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.

Учащиеся указывают на недочеты в тексте (отсутствуют слова приветствия, прощания, нет обращения)

Возможный вариант выполнения.

Сегодня я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошел к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мертв. Съел с горем пополам суп. Тут, как снег на голову, свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

КУУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, анализировать и исправлять деформированный текст,

находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)

Попробуйте сформулировать, каков ваш результат работы на уроке.

Какие виды работ вызвали затруднения? Дома вас ждет аналогичная работа.

РУУД: оценивать учебные действия, освоение начальных форм познавательной рефлексии.

ЛУУД: мотивировать свои действия,

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

9. Информация о домашнем задании

Запишите  в тетрадь часть письма,  в которой ты употребляешь один или несколько фразеологизмов.

ЛУУД: выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок развития речи. Русский язык 3 класс «Учимся писать письма»

Слайд 2

Фразеологизмы как снег на голову ни свет ни заря спустя рукава с горем пополам бить баклуши сидеть сложа руки зарубить на носу неожиданно рано кое-как бездельничать запомнить

Слайд 3

Чистописание Словарная работа деревня город улица площадь квартира город деревня квартира площадь улица @ да еда среда адрес

Слайд 4

Какие правила надо помнить при написании писем?

Слайд 5

Уч.с.116 Что такое текст? Виды текстов и их особенности. С какой целью автор письма включает в свой текст фразеологизмы?

Слайд 6

хлопот полон рот ни свет ни заря сломя голову считать ворон волчий аппетит бить баклуши ловить ворон

Слайд 7

Бить баклуши учебник словарь ИД

Слайд 8

В стародавние времена ночные сторожа обязаны были обходить охраняемую территория и колотить в колотушки, отпугивая воров и показывая, что имущество охраняется. Эти колотушки вполне могли по-другому называться баклушками, или баклушами. Баклуша (или баклушка) было общее название для любой деревянной чурки. Так вот они, сторожа, и били в баклуши всю ночь. Работа ночного сторожа как раз не требует квалификации, навыков или особого напряжения, собственно, сторож должен не работать, а присутствовать. Отсюда - бить баклуши - означало не работать, а лишь присутствовать на работе, по сути бездельничать.

Слайд 9

Дождь лил как снег на голову. Скоро дело наладилось и пошло как сивый мерин. Я знал городские переулки как рыба в воде. Гости свалились как из ведра. Он всегда врет как по маслу. У себя во дворе Димка был как свои пять пальцев.

Слайд 10

Дождь лил как из ведра. Скоро дело наладилось и пошло как по маслу. Я знал городские переулки как свои пять пальцев.. Гости свалились как снег на голову. Он всегда врет как сивый мерин. У себя во дворе Димка был как рыба в воде.

Слайд 11

Сегодня я проснулся рано. На душе было плохо. Пошел к Винтику, долго бездельничал. Вернулся еле-еле. Съел кое-как суп. Тут неожиданно появился Пилюлькин. Он сильно рассердился. Велел запомнить, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть бы что.

Слайд 12

Запиши в тетрадь часть письма, в которой ты употребляешь один или несколько фразеологизмов.

Слайд 13

Каков ваш результат работы на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Учимся писать письмо"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята  знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу....

Развитие речи. Учимся писать письма.

Конспект урока по русскому языку....

Cценарий урока по развитию речи "Учимся писать письма" , русский язык 4 класс

Урок- презентация в доступной и занимательной форме знакомит уч-ся  с историей почты, правилами написания письма и подписыванием конверта....

Разработка урока по развитию речи "Учимся писать письмо"

 Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построен...

Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык.

Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык....

Урок русского языка. Развитие речи. "Учимся писать письма" 3 класс

Урок русского языка. Развитие речи. "Учимся писать письма" 3 класс. УМК "Начальная школа ХХI века"...