Главные вкладки

    Урок русского языка на тему "Обобщение знаний о местоимении как части речи"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Урок русского языка в 3 классе по теме "Обобщение знаний о местоимении как части речи". Образовательная система "Школа 2100"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: « Обобщение знаний о местоимении как части  речи».

                        Цель:

                   Образовательная:

                                      1 уровень.  Обобщить знания о местоимениях; закрепить умения  отличать  местоимения от других

                             частей речи и осознанно употреблять их  речи; закреплять умения правильного  написания  словарных слов

                             и местоимений с предлогами;   закреплять умения выполнять  морфологический разбор местоимений и

                             полный звукобуквенный анализ слов; закреплять   умения применять ранее изученные правила  

                             орфографии на письме; формировать умения   делать выводы; закрепить  знания о признаках басни как

                             литературного жанра.

                                     2 уровень.  Обобщить знания о местоимениях в сопоставлении  с именами  существительными;

                             формировать умения отличать местоимения от других частей речи; закреплять умения правильного

                             написания словарных слов и местоимений с предлогами; закреплять умения выполнять морфологический  

                             разбор местоимений и полный звукобуквенный  анализ слов на основе алгоритма; закреплять умения

                             применять ранее изученные правила орфографии на письме; формировать умения делать выводы по

                             образцу; закрепить знания о признаках  басни как  литературного жанра.

                                     3 уровень.   Обобщить знания о местоимениях в сопоставлении  с именами существительными;

                             формировать умения отличать местоимения от других частей речи с опорой на правила; закреплять умения

                             правильного написания  словарных слов и местоимений с предлогами; закреплять умения выполнять

                             морфологический разбор местоимений и полный звукобуквенный  анализ слов на основе алгоритма и

                            памятки; учить делать выводы;   закрепит знания о признаках басни  как литературного жанра.

                    Развивающая:

                                    1 уровень.   Способствовать развитию орфографической зоркости, логического мышления и памяти на        

                             основе опережающего обучения; развивать связную  речь и творческие способности; способствовать    

                             развитию самооценки; развивать коммуникативные умения;

                                   2 уровень.   Способствовать развитию орфографической зоркости логического мышления и памяти;  

                             развивать связную  речь и творческие  способности; способствовать развитию самооценки;    

                             развивать  коммуникативные умения;

                                   3 уровень.   Способствовать развитию орфографической зоркости на основе образца, логического    

                           мышления и памяти; развивать связную  речь; способствовать развитию самооценки; развивать мелкую         моторику рук и  коммуникативные умения.

                    Воспитательная:

                          воспитывать любовь к русскому языку, желание больше знать о жизни выдающегося баснописца

                         И.А. Крылова;   формировать у детей положительную мотивацию учебной  деятельности.

                      Задачи:

    - развивать умения отличать местоимения от других частей речи;

    - развивать умения узнавать части речи по их существенным признакам;

    - закреплять умения каллиграфически оформлять записи в тетради;

    - развивать умения применять полученные знания на практике;

    - учить реально оценивать результаты своего труда, применять знания в нестандартных ситуациях (тест);

    - обеспечить разноуровневый подход к усвоению и закреплению учебного материала;

    - развивать умение выполнять морфологический разбор местоимений;

    - закреплять умения выполнять звукобуквенный анализ местоимений;

    - развивать умения правильно писать местоимения с предлогами;

    - развивать умения правильно писать словарные слова, а также слова на ранее изученные орфограммы;

    - познакомить с научными фактами;

    - осуществлять межпредметную связь  с уроками литературного чтения;

    - закреплять умения  работать детей в заданном учителем темпе;

    - закреплять приемы  самоконтроля при оформлении работы;

    - прививать любовь к русскому языку;

    - воспитывать чувства товарищества.

                Оборудование:  

                      Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык, 3 класс ( 1-4 ),схема-план урока, таблица с      контрольными  вопросами, магнитофон с аудиозаписью, портрет  И.А.Крылова, опорные  схемы, таблицы, индивидуальные карточки, таблица «Успеха», шкала «Радости», индивидуальные доски.

                    Место урока:     6  урок по данной теме.

                    Тип урока:        Урок закрепления знаний и способов деятельности.

    Методы урока: беседа, практическая работа, самостоятельная работа, наблюдение, тест,             демонстрация наглядных пособий, устный  опрос, опережающее обучение.

                   Формы организации учебной деятельности:

    фронтальная;

    групповая;

    индивидуальная.


      Этап  урока


    Хроно-

    метраж

    Методические

    комментарии,

    оборудование.

    Деятельность

    учителя

    Деятельность      учеников по уровням

              Высокого

           Среднего

          Низкого


    1.Организацион-

    ный этап


     Организация     класса.


    Речевая разминка.





    Сообщение темы и цели урока.
































    Обращаю внимание на тему и  схему-план урока.









    Обращаю внимание на таблицу с контрольными вопросами.


    -Добрый день, друзья! Я рада вас приветствовать на уроке русского языка. Хорошего вам настроения!



    -На вдох поднимаем вверх руки, подбородок;

    на выдох опускаем руки  и подбородок вниз.

                 

    - Прочитайте тему урока. Как вы понимаете  значение слова «обобщить»?

    -Сегодня на уроке мы отправимся в гости к очень интересному человеку. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих знаниях?


    Работать будем по плану.

    Это поможет нам в конце урока подвести итоги и ответить на контрольные вопросы.

















    Обобщить знания о местоимениях.

     Это значит повторить все знания о местоимениях.






    Да




















    Да






























    Да


    2.Актуализация  субъективного опыта уч-ся (что знали до того).



    Минутка чистописания.
























































    3.Этап

    применение изученных знаний

















    А)

    Словарно – орфографический диктант


































































    Б)

     

    Воспроизведение знаний о значении местоимений





    Объяснительный диктант.















































    В)

    Воспроизведение знаний о признаках личных местоимений и особенности их написания.

    Самостоятельная работа по карточкам.








    Проверка сам. работы








    Физкульт-

    минутка.



    Г)

    Выборочный диктант

































    Д)

    Творческая работа


    Работа над «крылатыми» крыловскими выражениями.








    Взаимопроверка






















    Этап

    подведения итогов занятия


    Составление сопоставительной таблицы.





























    Этап информации  о домашнем

    задании.





    Этап рефлексии.















    Обращаю внимание на схему- план урока.




    На доске напечатано  5 строчек с записью слов.

    1) я, он, на, ты, в

    2) мнем, мну, мне, мни, мы

    3) нас, нами, нам, нос, сон

    4) оно, она, они, но








    Оказываю индивидуальную помощь.




















    Шкала «Радости».


    Заполняю

    таблицу «Успеха»














    Работа по учебнику




















    Обращаю внимание на схему- план урока.




    Ученик  на   дополнительной доске записывает слова, а потом объясняет их правописание.




















    Взаимопроверка.


    Шкала «Радости».


    Заполняю

    таблицу «Успеха»



    Оценивание работы ученика, работавшего у доски.









































    Один ученик у доски , а остальные  ученики в тетрадях записывают предложения. Затем выразительно их читают, объясняя постановку знаков препинания в конце предложений.































    Обращаю внимание на схему- план урока





    Оказываю  индивидуальную помощь








    Заполняю

    таблицу «Успеха»








    Включаю магнитофон.

    Звучит музыка.



    Обращаю внимание на схему – план урока.


    Один ученик записывает все местоимения на индивидуальной доске.






    Оценивание работы ученика , выполнявшего задание у доски.






    Заполняю таблицу «Успеха»










    Обращаю внимание на схему – план урока.





    Один ученик выполняет задание на дополнительной доске.


    Оценивание работы ученика , выполнявшего задание у доски


    Взаимопроверка.








    Заполняю таблицу «Успеха»









    Обращаю внимание на схему – план урока.


    Работа по  контрольной диагностической карточке (индивидуальной)



















    Обращаю внимание на таблицу успеха









    -А сейчас минутка чистописания.

    -Выполним её чисто, красиво и аккуратно.



    - Прочитайте слова. Что вы заметили?

    - Найдите в каждой группе «лишние» слова. Докажите.

     



    - Напишите местоимения я, ты, он по образцу. Какие это местоимения?





    - Напишите местоимения  

    мне, мы по образцу




    - Напишите местоимения нас, нами, нам по образцу.

    Назовите начальную форму этих местоимений



    -Напишите местоимения

    Оно, она, они по образцу.

    Что вы можете сказать об этих местоимениях.



    -Какое местоимение 3 лица вы еще знаете?  



    - Являются ли эти местоимения родственными словами?


    - Как вы приблизились к образцу? Оцените по шкале «Радости».

    - Кто выполнил задание без ошибок, на «5».

    - Кто допустил ошибки, но сам исправил её? На «4»

    - Кому было трудно? На»3»

    ( дети выставляют себе оценки)

    Вывод . Молодцы! Вы справились с этим заданием хорошо. Так какие части речи вы записали?


    - Откройте учебники на странице  205.

    Закончите предложения в № 1.


















    Запишите каждое слово с большой буквы, комментируя написание букв, требующих проверки на письме или запоминание.


























    - Возьмите тетради своих соседей по парте.

    - Кто написал правильно, без исправлений? «5»

    - Кто допустил 1 ошибку или 2 исправления? «4»

    - Кто допустил 2 ошибки или 3-4 исправления? «3»

    - Кто допустил более 3 ошибок или 5 и более исправлений? «2»


    - Какой частью речи являются данные слова?


    - Почему вы записали эти слова с большой буквы? Кто догадался?


    - В каких баснях встречаются эти персонажи?


    -  Сегодня на уроке прозвучат строки из басен великого баснописца И.А.Крылова. Напомните, что значит слово басня?










    - Подумайте, а какой частью речи баснописец пользовался, чтобы избежать повторения имен существительных, которые стоят рядом в предложениях?

    - Запишите предложение и приготовьтесь выразительно его прочитать.

    -Злой тоской удручена, к Муравью ползет она.

    - Какие у неё ужимки и прыжки!





























    - Из каких басен эти предложения?



    - Назовите местоимения и тех персонажей басен, на которых указывают местоимения



    - А если бы вы не знали содержания басен, могли бы вы определить, о ком говорится в предложениях?

    Сделайте вывод.


    - Возьмите карточки.

    - Перед вами отрывки из басен. Выпишите местоимения, укажите их признаки. Выполните дополнительные задания.












    - Кто выполнил работу без ошибок? Вам – «5»

    - Кто допустил 1 ошибку или 1-2 исправления?

    Вам – «4»

    - Кто допустил 2 ошибки?

    Вам «3»

    - Кто не смог выполнить задание?






    - Кто подготовил дома отрывки из басен И.А.Крылова с местоимениями? Поднимите руки.

    - Прочитай свой отрывок. А все слушают внимательно и выписывают только местоимения.


    - Сверьте свои записи с записями на доске.

    - У кого написано также?

    - У кого не так записано? Докажите свою правоту.

    - Как вы написали  местоимения с предлогами?

    - Запишите еще 2-3 местоимения с предлогами.




    - Оцените себя по шкале «Радости».

    - Кто выполнил задание на «5»?

    - Кто выполнил задание на «4»?

    - Кто выполнил задание на «3»?

    - Кто не справился с заданием?


    - Прочитайте слова, из них можно составить предложение – пословицу из басни И.А.Крылова. Восстановить порядок слов и оформить предложение на письме вам поможет схема:


    С, выпал, сыр, была, ним, такова, плутовка.

    ___  ___ - _  ___ ___  __   __



    - Возьмите тетради своих соседей и сверьте их записи с записями на доске.

    - Посмотрите на доску. Кто выполнил задание также?

    - У кого не так? Докажите свою правоту.






    - Кто выполнил работу без ошибок? Вам – «5»

    - Кто допустил 1 ошибку или 1-2 исправления?

    Вам – «4»

    - Кто допустил 2 ошибки?

    Вам «3»

    - Кто не смог выполнить задание?


    - Сейчас мы с вами подведем итог нашего урока и  вы составите таблицу.

    Для этого заполните таблицу







     
















    - Сегодня вы неплохо потрудились. На «5» работали …

    На «4» - ….

    На «3» - …

    - Посмотрите на доску и выберете то домашнее задание, которое вам под силу.





    - За что вы себя похвалите?

    - Кто по вашему мнению  лучше работал?

    -Что было трудно?

    - Кто доволен своей работой?

    - Кто старался, но не все получилось?

    -Чем интересен был урок?

    - Почему мы взяли для урока строки из басен И.А. Крылова?

    - Почему басни И.А.Крылова любят и взрослые и дети?

    ( «Дедушкой Крыловым» наименовал народ великого баснописца, выразив этим свое уважение и любовь к нему. Басни Крылова и по сей день живы. И теперь их  читает и стар, и млад. Меткие, ставшие пословицами строки его басен служат нам во всех случаях жизни. Строки из басен И.А.Крылова украсили и наш урок.








    - В каждой строчке написаны  разные части речи.  


    - В первой строчке слова  на, в  предлоги, а остальные слова - местоимения











    - Начальная форма местоимений

    нас, нами, нам - МЫ





























             















    - По родам изменяются только местоимения  3 лица единственного числа














    Ворона, Лисица, Мартышка, Моська, Зеркало, Петух, Очки.









































    - Это герои басен

    И.А Крылова



    - «Ворона и Лисица»

    - «Кукушка и Петух»




























    -Злой тоской удручена, к Муравью ползет она.

    ( Тоской – сл.  слово, пишется с безударной гласной о;

     Муравью пишу с заглавной буквы - герой басни, словарное слово, пишется с безударной гласной а;

    ползет - безударная гласная о, проверяется – полз;

     она – безударная гласная О – проверочное слово – он.

    - Какие у неё ужимки и прыжки!


















    Она - Стрекоза


















    Соседка, перестань срамиться,-

    Ей Шавка говорит: тебе ль с Слоном возиться?








    Ей – н.ф. –она, мест, личное, 3 лицо, ед.ч.

    Ей – ( й э й),  2 б, 3 зв, 1 слог, 1 гл., 2 согл.

    Тебе – н.ф. – ты, мест, личное, 2 лицо, ед. ч.

     













    -Однажды Лебедь, Рак да Щука

    Везти с поклажей воз взялись

    И вместе трое все в него впряглись.

































    Сыр выпал – с ним была плутовка такова.



























    ( заполняют сами все 2 столбика)

    1 столбик

    Существительные            

    1. обозначает предмет.

    2. отвечает на вопросы кто? Что?

    3. имеют род

    4. изменяются по числам

    5. с предлогами пишутся отдельно.

    2 столбик

    Местоимения

    1. указывает на предмет

    2. отвечает на вопросы кто? что?

    3. не имеет рода, кроме Он, Она, Оно

    4. изменяются по числам

    5. с предлогами пишутся отдельно












     Написать сочинение «Да только воз и ныне там»


























    - Это личные местоимения.



    - Во второй сточке слова мнём, мну, мни  - глаголы









    - В четвертой строчке слово но – союз.







    - Местоимение оно- с.р., ед.ч.



    - Нет, это форма одного и того же слова - он





















    - Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только указывают на них.

















    Ворона, Лисица, Мартышка, Моська, Зеркало, Петух, Очки





































    -  Это существительные






    - «Мартышка и Очки»


    - Басня – краткий рассказ, чаще в стихах, носящий поучительный характер, где в иносказательной форме высмеиваются человеческие

    пороки и недостатки в общественной жизни.

     



    - Местоимениями.










    -Злой тоской удручена, к Муравью ползет она.


    Это повествовательное , невосклицательное предложение.









    - Какие у неё ужимки и прыжки!


    -У нее – предлоги с местоимениями пишутся отдельно.

    - Ужимки – жи пишу с и



    - Прыжки – пишу с парной согласной Ж, проверочное слово – прыжочек


    - «Стрекоза и Муравей»



    (У) неё – (у) Мартышки





    - Нет, так как существительные называют людей , животных, а местоимения только указывают на них.







    Спой, Светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

    При красоте такой и петь ты мастерица,- Ведь ты б у нас была  царь- птица.





    - Ты – н.ф.-ты, мест., личное, 2 л, ед. ч.

    - (у) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1 л., мн.ч.


    (с помощью алгоритма)











    - Чижа захлопнула злодейка – западня;

    Бедняжка в ней  и рвался и метался,

    А Голубь молодой  над ним же издевался.





    - Местоимения с предлогами пишутся отдельно.

























    Сыр выпал – с ним была плутовка такова


























    ( заполняют по плану)

    1 столбик

    Существительные            

    1. обозначает предмет.

    2. отвечает на вопросы кто? Что?

    3. имеют род

    4. изменяются по числам

    5. с предлогами пишутся отдельно.

    2 столбик

    Местоимения

    1. указывает на предмет

    2. отвечает на вопросы кто? что?

    3. не имеет рода, кроме Он, Она, Оно

    4. изменяются по числам

    5. с предлогами пишутся отдельно










    Выписать из басни «Лебедь, Щука и Рак» местоимения,  сделать морфологический анализ 2 местоимения, звукобуквенный анализ 1 местоимений




































    - В третьей строчке слова сон, нос - существительные








    - Это местоимения 3 лица.


























    - Местоимения

















    -  Я знаю такие личные местоимения:

    - местоимения 1 лица Я, МЫ

    - местоимения 2 лица

    ТЫ, ВЫ

    - местоимения 3 лица

    ОН, ОНА, ОНО,ОНИ



    Ворона, Лисица, Мартышка, Моська, Зеркало, Петух, Очки


    - Ворона  - сл. слово, пишется с безуд . гл. о

    - Лисица – пишется с безуд гл. и, проверочное слово – лис

    - Мартышка – сл. слово пишется  с безуд гл. – а

    - Моська – пишется с мягким знаком.

    - Зеркало – сл. слово пишется с безуд. гл. а

    - Петух – сл. слово, пишется с безуд. гл Е, но можно еще проверить – Петя

    - Очки – пишется без ь знака. –Чк- пишется без ь знака.,























    - «Слон и Моська»

    - « Зеркало и Обезьяна»


    - Персонажами басен чаще всего бывают животные и растения.






















    -Злой тоской удручена, к Муравью ползет она.















    - Какие у неё ужимки и прыжки!


    - Это повествовательное восклицательное предложение.









    - «Мартышка и Очки»





















    Мартышка тут с досады и печали

    О камень так хватила их,

    Что только брызги засверкали.






    Их- н.ф. они, мест, личное, 3 лицо, мн.ч

    ( с помощью алгоритма на с. 200

    учебника)















    - Чем кумушка считать трудиться,

    Не лучше ль на себя,

    Кума, оборотиться?

    Ей  Мишка отвечал.


































    Сыр выпал – с ним была плутовка такова



























    (первый столбик заполнен, а второй заполняется по аналогии)

    1 столбик

    Существительные            

    1. обозначает предмет.

    2. отвечает на вопросы кто? Что?

    3. имеют род

    4. изменяются по числам

    5. с предлогами пишутся отдельно.

    2 столбик

    Местоимения

    1. указывает на предмет

    2. отвечает на вопросы кто? что?

    3. не имеет рода, кроме Он, Она, Оно

    4. изменяются по числам

    5. с предлогами пишутся отдельно








    Выписать из басни «Лебедь, Щука и Рак» местоимения и указать их лицо и число.
















    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка во 2 классе "Имя прилагательное как часть речи"

    Материал содержит конпект и презентацию по данной теме. Его можно использовать в любой образовательной системе при знакомстве с именем прилагательным....

    Урок русского языка в 3 классе "Имя существительное как часть речи"

    Цель: дать более  глубокое представление об имени существительном как часть речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существ...

    КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 2 КЛАССА «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ»

    УМК «Школа России», учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. «Русский язык» ...

    Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта.

    Методические рекомендации к уроку Русского языка в 4 классе "Самостоятельные и служебные части речи" Технологическая карта....

    Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему: " Местоимение как часть речи". Школа России

    Развивать у учащихся умения определять признаки местоимения как части речи, находить местоимения в тексте, отличать от имён существительных....