Главные вкладки

    Урок русского языка в 3 классе "Имя существительное как часть речи"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

    Серая Татьяна Николаевна

    Цель: дать более  глубокое представление об имени существительном как часть речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «Имя существительное».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя  общеобразовательная школа п. Верхнемарково

    Урок русского языка в 3 классе на тему

    «Имя существительное как часть речи»

    Провела учитель начальных классов

    Серая Т.Н.

    2012 год

      ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  материла

    Серая  Татьяна Николаевна

    Место работы (полное наименование ОУ, ) должность

    Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа МОУ СОШ п. Верхнемарково Усть – Кутского муниципального образования Иркутской области

    Предмет

    Русский язык

    Класс

    3 класс

    Название материала

    Урок по теме « Имя существительное как часть речи»  (введение).

    Вид ресурса (разработка учебного занятия, дидактический материал, тренажер, методические рекомендации, статья и т.п.)

    Разработка урока  

    Название темы или раздела учебного курса

    Раздел курса «Имя существительное»,  3 четверть

    УМК, авторы образовательной программы

    УМК «Классическая начальная школа»  

    Цель, задачи материала (урока, презентации, внеклассного мероприятия и т.п.)

    Цель: дать более  глубокое представление об имени существительном как часть речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное».

    Среда, редактор, в котором выполнен продукт

    Программа Microsoft Office 2003

    Необходимое оборудование и материалы для занятия  

    Компьтер, экран, мультимедийная установка

    Форма использования

    Урок

    Комплектация работы (при наличии дополнительных материалов указать названия файлов, размещенных в загруженной папке)

    Сценарий урока

    Презентация

    Музыкальное сопровождение  F.Goya

    Краткое описание, методические рекомендации по использованию

    На уроке проходит знакомство с  обобщенным  лексическим  значением  имен существительных  Переход по слайдам происходит по щелчку мыши.

    Если авторский материал  был ранее где-то опубликован или размещен, то укажите его местонахождение или адрес сайта.

    Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

    Интернет – портал  «ProШколу. ru»

     

                       Урок русского языка в 3 классе по теме

                         « Имя существительное как часть речи» (введение).

    « Давайте порадуем зиму»

    Цель: дать более  глубокое представление об имени существительном как части речи, отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное». Развивать связную речь учащихся, умения обобщать и делать выводы, выражать  свои мысли  с достаточной полнотой и точностью, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.

    1. Орг. класса: Будем отвечать активно,

                         Хорошо себя вести.

                          Чтобы гости дорогие

                         Захотели вновь прийти!

    2. Ход урока:

    1. – Ребята, как называется наш урок?

     - Сегодня мы идём в гости к зиме. Изменчива погода зимой; то выглянет яркое солнышко, то вдруг нахмурится небо, вихри закружат снежные хлопья.

     - А какой идёт месяц? (запись числа и классной работы)

            Запорошила дорожки,

            Разукрасила окошки.

             В гости к нам идёт сама

            Волшебница …  зима.        Слайд 2.

    2. Минутка чистописания З з

     - Подберите однокоренные слова к слову зима. Как можно назвать зиму красиво?

    3. Зима опустилась на землю во всей своей красе, сверкает снег. Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.

     - А у нас сегодня гость. Кто это, ребята?

    Задание: прочитать слова, вставить пропущенные буквы,                

    записать и объяснить  (проверка устно).        Слайд 3.

    - А посмотрите внимательно на слова. Не захватил ли Снеговик

    «лишнего» слова. Найдите  «лишнее» слово. Почему вы решили,        

    что оно не подходит к этой группе слов?                                                                

    - На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?                                        

    - Что это за слова, которые отвечают на вопросы  кто? что?                 

    - Правильно, это имена существительные. А что такое имя

    существительное?

     Всему название дано, - и зверю и предмету

    Вещей вокруг полным полно, а безымянных  нету,

    И все, что может видеть глаз –

    Над нами и под нами,

    И все, что в памяти у нас, -

    Означено словами.                        Слайд 4.

      Работа с упр. № 389

    - Можно ли без имен существительных прочитать текст?  Выпишите имена существительные.

    - У каждого слова своя работа, одни, - называют предметы, другие – их признаки, третьи – действия. Имя существительное – всё, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ.  У каждой части речи свой дом. И вот сегодня мы будем строить дом имени существительному.

            Каждый дом имеет фундамент.    

    4. – Что вы уже знаете об этой части речи? Назовите имена существительные.

     -А почему слова отвечают на разные вопросы? Да, живые и неживые. А правильно сказать одушевлённые и неодушевлённые. Слайд 5.

     Это первый этаж нашего дома.

    Физминутка:

    - Игра на внимание «Хлопок – молчок»

    (игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.

    5. Классификация существительных.

     - А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?

    Поиграем в группы слов

    Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)

    Пёс, петух, корова, кошка                        - … животные.

    Кукла, мячик и гармошка                        - … игрушки.

    Лук, редиска, огурцы                                - … овощи.

    Молоток, топор, щипцы                          - … инструменты.

    Платье, юбка и рубашка                         - … одежда.

    Бак, стакан, кастрюля, чашка           -…  посуда.

    Василек, ромашка, роза                          -…  цветы.

                    Ветер, дождик и морозы                  - … явления природы.

    - Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?   Слайд 6.

    фрукты -…                ткани - …                реки - …

    мебель  - …          профессии - …        города - …

    Итак, что же могут обозначать имена существительные?

    Это  еще один этаж нашего дома.  Слайд 7.

    Физминутка.         Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне? Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).

    - Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)

    - Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).

    - Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).

    - Потрогаем  белые стволы берёз (потираем руки).

    - У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)

    - Сели (минутка отдыха).

    Реснички опускаются…( музыкальное сопровождение) Слайд 8.

    Глазки закрываются, …

    Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)

    Сном волшебным засыпаем,…

    Дышится легко… ровно… глубоко…

    Наши руки отдыхают,…

    Ноги тоже отдыхают,…

    Отдыхают… засыпают… (2 раза)

    Шея не напряжена.

    И расслаб-ле-на,…

    Губы чуть приоткрываются,…

    Всё чудесно расслабляется.(2раза)

    Дышится легко… ровно…глубоко…

    Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. С мохнатых хвойных ресниц  елей летят снежинки.

    Мы  спокойно отдыхали,

    Сном волшебным засыпали,…

    Хорошо нам отдыхать,

    Но пора уже вставать!

    Крепче кулачки сжимаем.

    Потянуться! Улыбнуться!

    Всем открыть глаза

    И красиво сесть!

         Продолжаем работу.

    6. Роль существительных в речи и предложении.

    Прочитайте текст (на доске):    Слайд 9

       Пушистый  … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей …  . Стучит по стволу дерева …   Только не спит в своей ….        ….  .

    - Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем  говорится.

    - Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.

    Разбор каждого предложения:

     - Почему в первом предложении вставили слово снег? Найдите основу предложения, подчеркните. На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает? Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащими в 1,2,4 предложении.

    - Какой вывод можно сделать?

    Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что?  - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.

     - Какое слово вы вставили в третьем предложении? На какой вопрос оно отвечает? Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения?  Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения. Они служат для смысловой окраски предложения.

    Третий этаж нашего дома   Слайд 9

    (роль в предложении)                

    7. Обобщение – по этажам «дома»

    - Так что же такое имя существительное?

    Но впереди у нас большая работа, изучить четвертый этаж нашего дома. Этим мы займемся на следующих уроках.

    8. Рефлексия «Сегодня на уроке я…» Слайд 10

    - узнал новое…

    - научился …

    - было трудно …

    - всё понял, могу помочь другим …

    - Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня зиму? Понравился вам урока? Спасибо всем за работу. А зима приготовила вам подарки (дарю всем по снежинке).

    Список литературы:

    1. Учебник «Русский язык» под ред. Т.Г.Рамзаевой
    2. Библиотека «Первого сентября».  Я иду на урок в начальную школу. Русский язык. Книга для учителя.
    3. Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

    Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...

    2 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМА:ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

    2 класс Русский язык  Тема:Имя существительное как часть речи...

    Конспект урока русского языка на тему: "Предлог как часть речи. Роль предлога в речи." (УМК "Школа России", 2 класс)

    Цели деятельности учителя:·        формирование знаний о правописании предлогов;·        развитие умения употреблять...

    Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение как часть речи знание и употребление в речи"

    Цели деятельности учителя: формирование представлений о новой части речи – местоимении, его значении и употреблении в речиПланируемые результатыПредметные: знать что такое местоимение; уметь нах...