Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку по теме

Астахова Светлана Геннадьевна

Урок русского языка по теме "Род имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: « Род имен существительных».2 класс

Цель: Дать учащимся понятие « род » имен существительных.

 Задачи:

           1. Развивать навыки грамотного, красивого письма.

           2. Развивать устную и письменную речь.

3. Закрепить знания и навыки по теме «Имя существительное», полученные на

               предыдущих уроках.

           4. Воспитывать ответственное отношение к учению.

Оборудование: 1. Рисунок – Дворец Имени Существительного.

                           2. Ожегов. Толковый словарь.

                           3. Д.И.Фонвизин. « Недоросль».

                           4. Музыкальные записи:

                               Римский – Корсаков. «Сказка о царе Салтане».

                               Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».

                           5. Карта настроений.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний (отрывок из произведения Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».) Театрализация фрагмента.

Правдин. Грамматика, что ж в ней вы знаете?

Митрофан. Много! Существительна да прилагательна!

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь? Котора дверь?

Правдин. Котора дверь? Вот эта!

Митрофан. Эта? Прилагательное.

Правдин. Почему же?

Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вот у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана, так та покамест существительна.

                  Правдин. Да, в грамматике он силен!

  1. Согласны ли вы с объяснением главного героя Митрофана?
  2. А как вы ответите на вопрос: «Дверь какое имя, существительное или прилагательное?»
  3. Да, это имя существительное. С этой частью речи мы работали на последних уроках.
  4. Итак, я предлагаю вам совершить небольшое путешествие. Закройте глаза. ( Музыка)

Это будет трудное путешествие. Успех ждет тех, кто будет внимательным, активным, любознательным, проявит упорство в преодолении всех препятствий.

Стихотворение (читает ученик).

                     Машина времени взревела –

                     Опять куда – то мы летим.

                     Вот только бы не промахнуться,

                     Уж очень хочется вернуться.

Рисунок Дворца Имени Существительного вывешивается на доску.

  1. Каллиграфическая минутка

      Мы попали в страну имени Существительного. Как же нам открыть ворота дворца? Какая буква в русском алфавите похожа на ключик? (р) В каких еще буквах есть похожие элементы? Соединим их ниточками и пусть этот сказочный клубок поможет нам в путешествии.

путешествие  исследователь  следопыт

Друзья, ученье нас объединяет!

( Разбор слов и предложения, объяснение орфограмм.)

  1. Повторение ранее изученного.
  1. На какие вопросы отвечает имя существительное?
  2. Что обозначает имя существительное?
  3. Что еще мы знаем об имени существительном?

     В гости принято ходить с подарками. У меня две сумочки с надписями: «Подарок», «Подарки». Какую сумочку вы бы себе выбрали? Почему? (Мнения детей)

  1. О каком признаке имени существительного напоминают эти слова? (единственное и множественное число).

Игра  «Наоборот».

Измените род имен существительных и запишите новые слова, объясните орфограммы (работа в тетрадях).

Головы – голова, рассказ – рассказы, снегопады – снегопад, группа – группы, вьюга – вьюги, сказки – сказка.

  1. Какой признак имени существительного мы повторили?
  2. Это постоянный признак или непостоянный?
  3. Бывают ли имена существительные, которые не изменяют число? ( пальто, кино, очки, ножницы)

     ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

     ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ НА ПРОДОЛЖЕНИЕ РАБОТЫ ( с закрытыми глазами)

     

На уроке наши уши внимательно слушают и все…(слышат)

Голова хорошо- хорошо…(думает)  

Глаза внимательно смотрят и все…(видят)

  1. А о каком признаке имени существительного напоминают вопросы: Кто? Что?(одушевленные и неодушевленные)

На доске:     Кто? –

                     Что? –

  1. Разбейте слова на группы и запишите в тетради.

Квартира, хозяйка, закон, совесть, сосед, природа, герой, человек, волшебный, командир, характер. ( Взаимопроверка тетрадей)

  1. А этот признак слов постоянный или непостоянный?
  2. Что за слова мы сейчас писали?
  3. Как называется орфограмма в них?
  4. Все ли слова вы записали? (волшебный)
  1. Изучение новых словарных слов.

      МУЖЧИНА     ЖЕНЩИНА    

       ( Толкование по словарю Ожегова, выделение и запоминание орфограмм, запись слов в тетради, запись предложения с комментированием на доску и в тетради, разбор по членам предложения и частям речи)

           Мужчины и женщины нашей страны имеют право на труд.

  1. Изучение нового материала.
  1. В сумочке с подарками, которую вы выбрали , лежат очень необходимые предметы: зеркало, платок, расческа.
  2. По какому признаку их можно классифицировать? Оказывается, все имена существительные можно разделить на три группы. Но сначала я расскажу вам сказку.( Сказка о муже и жене, которые делили слова)
  3. А кто из вас догадается о секрете различия? Найдите на стенах класса слова – подсказки.

             ОН  МОЙ ( платок)

             ОНА  МОЯ ( расческа)

             ОНО  МОЕ ( зеркало)

  1. Как же называется этот признак имен существительных?( род )
  2. Давайте потренируемся определять род имен существительных.
  1. Работа с упражнением учебника, три ученика работают у доски.
  2. Работа с правилом в учебнике.
  1. Закрепление изученного материала. ( Самостоятельная работа с текстом на доске: списать текст, вставить и объяснить пропущенные орфограммы, определить и указать род имен существительных)

Зимний день. Мы п_шли на л_сное оз_ро. В л_су было св_тло и тихо. Вдруг п_явилась сн_говая туч_. Хлоп_ями п_в_лил сне_. (Проверка вслух)

  1. Итог урока.

  1. Понравилось ли вам наше путешествие? Найдите на карте настроений нужную картинку и запишите номер ее на поля тетради.
  2. Чему научились на сегодняшнем уроке?
  3. Обратите внимание на то, что дворец Имени Существительного не достроен, наши путешествия по этой стране будут продолжаться.
  4. А теперь закройте глаза и на машине времени (под музыку) мы возвращаемся назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....