«Обучение письму первоклассников в тетрадях с широкой разлиновкой с помощью листа – помощника»
методическая разработка (русский язык) по теме

Аймалетдинова Сария Сайрулловна

Традиционные методы обучения детей письму удаются, но при этом затрачиваются много физических, умственных и нервных сил ребенка. К тому же практика показывает, что ученик в период обучения письму не развивается: монотонное и однообразное написание элементов букв утомляет, не вызывает в нём интереса, не развивает речь, не активизирует мыслительных и творческих способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пошатовская начальная общеобразовательная школа   - филиал   МБОУ  Семеновская средняя общеобразовательная школа имени С. Абельханова

Методическая разработка раздела образовательной программы по обучению грамоте

«Обучение письму первоклассников  в  тетрадях с широкой разлиновкой  с помощью листа – помощника»

                           

             

                                                  Выполнила:

Аймалетдинова Сария Сайрулловна

                                                                        учительница начальных классов

                                                                        Пошатовской начальной                                         общеобразовательной школы

                                                     Образование: высшее

                                                     Педагогический стаж: 33 года

                                                                 

               

с. Пошатово

2012г/

«Обучение письму первоклассников  в  тетрадях с широкой разлиновкой  с помощью листа – помощника»

Традиционные методы обучения детей письму удаются, но при этом затрачиваются много физических, умственных и нервных сил ребенка. К тому же практика показывает, что ученик в период обучения письму не развивается: монотонное и однообразное написание элементов букв утомляет, не вызывает в нём интереса, не развивает речь, не активизирует мыслительных и творческих способностей.

При написании некоторых букв дети ведут себя необычно, часто плачут, нервничают, когда пишут буквы со сложными элементами. Причина- мышцы пальцев слабые, рука быстро устает. Не хватает мускульной натренированности.

Уже на самых первых этапах обучения у ребят появляется неудовлетворение. Радости труда он не испытывает. Наступает момент, когда появляется нелюбовь к письму, т.е. исчезает положительная мотивация учения. Создается барьер: «не хочу» и « не могу».

В традиционном методе обучения письму мало времени остается на развитие речи, звуко-буквенный анализ, пропедевтику орфографии.

Чтобы преодолеть эти трудности ищу пути эффективных методов обучения.

На партах учащихся проведена линия с наклоном в 35 градусов, что позволяет всегда держать тетрадь наклонно. При начале письма новой строки происходит поправка тетради – тетрадь слегка двигается влево вверх, параллельно той линии, которая проведена на парте.

Для формирования понятия «наклон линии» надо развивать у учащегося восприятие наклонной и ненаклонной линии.

Для этого провожу упражнение, на доске пишу наклонную палочку и рядом с ней перпендикулярную и спрашиваю у учащихся, какая линия наклонная, какая ненаклонная.

Мы будем писать только наклонные линии. А затем знакомлю с понятием «параллельность».

После того как, я познакомилась со статьей Хайбуллиной «Писать красиво – не трудно, или История одного открытия» («Начальная школа» № 8, 1999г.) твердо решила использовать листок – помощник с оригинальной разлиновкой, и при этом сохранить при обучении письму математический расчет В.А. Илюхиной. Решила отказаться от традиционной тетради по письму для 1 класса. Начала работать в тетрадях с широкой строкой. Под страницу тетради подкладываем лист – помощник, где начерчены вспомогательные наклонные линии.

Особенности этого письма.

  1. Наклон и ширину буквы поможет удержать лист – помощник.
  2. Ширина буквы примерно равна 0,5 см.

Вспомогательные линии находятся на расстоянии                 0,5 см друг от друга, что обеспечивает письмо по «клеточкам». Таким образом, ученик может удержать нужную ширину.

С первых шагов рука «запоминает» правильное написание буквы. Создается успех. Ученик не боится предстоящей ему новой работы – а значит, формирование графического навыка проходит успешно.

Рассмотрим некоторые технические моменты, которые очень важны при первоначальном формировании графических навыков.

Первый момент.

Написание длинной наклонной линии.

1. «Подведем палочку по линии помощника прямо вниз на себя до нижней линии строки». «Ставим ручку под верхней строкой на линию помощника, оставляя просвет, где можно было бы поставить точку».

2. «Разделим длинную наклонную линию на две части вертикальной линией».

                                   1/2 половина

  1. Разделим длинную наклонную линию на три части.

                                   1/3 часть

Такая же работа проводится с короткой наклонной линией.

Высота короткой наклонной линии равна ½ части (половине) длинной наклонной линии.

Разделим короткую наклонную линию на ½, на три части.

Здесь мы говорим об интервале между линиями. Интервал должен быть равен половине их высоте. Линии должны быть параллельные.

Письмо в таких тетрадях уже обеспечивает интервал и параллельность при письме.

Второй очень важный момент в первоначальном обучении письму – написание палочки с закруглением внизу – и соединение таких элементов прежде всего в букве «и»

«Ставим ручку на половину линии, ведем вниз на себя наклонную палочку. Немного не доводя до нижней линии, начинаем

закруглять вправо и ведем до половины палочки»

Здесь нужно обращать внимание на то, что при соединении этих

элементов должен получиться просвет между соседними элементами и нижней линией строки.

«и»- Королева букв, поэтому очень важно научить учащихся правильному написанию этой буквы.

На практике при написании буквы «и» допускаются следующие

ошибки.

  1. –очень раннее закругление;
  2. –очень позднее закругление;
  3. –очень большой просвет;
  4. – нет просвета;
  5. – нет параллельности в написании элементов.

Третий момент.

Мы, учителя, обращаем особое внимание на необходимость безотрывного письма.

Безотрывное письмо ведет к формированию скорости письма и влияет на каллиграфию. Опять же примером возьмем букву «и»

                       

Ученик пишет один элемент (крючок). Дальше же, если не сохраняет прием безотрывности, то есть не доводит крючок до верхней линии, он отрывает руку и переносит ее на верхнюю линию в произвольную точку. При этом сохранить нужный интервал очень сложно. В итоге при отрывном письме получаем следующие ошибки.

В итоге вновь теряем  ровное, четкое письмо.

Самое главное, что при прохождении новой буквы дети усваивают ее проговаривание. С первого письма проговариваем все, что пишем. Это приучает детей четко выполнять задание, слышать учителя с одного раза, ведь сбившись на середине букву очень трудно записать. Например, диктую букву «Поставьте ручку на ½ строки, напишите наклонную линию с закруглением внизу (крючок), поднимитесь по крючку до ½ строки, напишите длинную наклонную линию, пересекая нижнюю линию, доходя до ½ строки, слегка закругляйте, пишите петлю, пересекайте на нижней линии строки и наклонять с петлей одновременно

Четвертый момент

Многолетние наблюдения показывают, что ученикам очень трудно написать овал-другой важнейший элемент, входящий в состав букв:а,б,в,д,о,с,ф,ь,ы,ъ,э,ю.

 В практике он нередко сводится к написанию неправильного круга.

 Большую букву О пишем всегда снизу. Строчную букву о пишем и сверху и снизу, учитывая последующую букву.

Строчную букву о при верхних соединениях с последующей буквой начинаем писать сверху, а при нижних соединениях и в конце слова снизу.

Я учу ребят соединять буквы наиболее удобным и экономичным способом. Буква  Д  заглавная при соединении с буквой «е» и при соединении с буквой «в» несколько различна по форме

Буква «в» строчная соединяется с буквами т,л,у неодинаково.

Пятый момент.

После того, как знакомлю учащихся с правильной формой букв, ставлю перед собой задачу вырабатывать у детей умение сохранять ее во всех случаях письма.

Известно, что образцы очень нужны, дети склонны к подражанию, поэтому стараюсь дать хороший образец письма.

После того, как знакомлю учащихся с правильной формой букв, ставлю перед собой и учащимися задачу образовать у детей умение сохранять ее во всех случаях письма.

Красивое письмо - это очень важный и нужный процесс. Аккуратные, красивые работы дают не только грамотное письмо, но и сказываются на формировании мира ребенка, помогают ему

расти внутренне красивым человеком.

          Оценивая результаты работы, учитель должен внушать ребенку уверенность в успешности поставленных задач. Поощрительные слова учителя, показ лучших работ в классе, сравнение последних работ с предыдущими, хорошие записи в тетради- все это неоспоримо ценное средство повышения у ученика

интереса к письменным упражнениям.

            Красота почерка и чистота тетрадей, несомненно, содействуют росту грамотности.

             Заботясь об аккуратности и четкости письма школьника, учитель воспитывает у них аккуратность, трудолюбие, добросовестное и старательное отношение к любой работе, и, наконец, способствует их  эстетическому и нравственному воспитанию.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы. Тренировочные листы для обучения письму первоклассников.

Мои первоклассники с удовольствием работают в тренировочных листах по письму. Чем больше изучаем букв, тем материал на листке сложнее. Листков на каждую букву распечатываю каждому ученику обычно неско...

План- конспект родительского собрания во 4 классе тема «Типичные школьные трудности при обучении письму и чтению. Методические рекомендации родителям по оказанию помощи детям в выполнении домашних заданий»

Материал помогает определить типичные школьные трудности при обучении письму и чтению, в нём представлены методические рекомендации родителям....

Лист-помощник.

Готовность к школе....

Лист-помощник для родителей первоклассников

В помощь родителям првоклассников...

«Повышение мотивации младших школьников к изучению предмета математики и окружающего мира с помощью робота – помощника»

Проблема низкой мотивации к учению у подавляющего большинства учащихся знакома практически каждому учителю.«не хочет учиться»«мог бы прекрасно заниматься, а желания нет»«...