Первичное знакомство со спряжением глаголов.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Елена Николаевна Аветисян

Урок русского языка в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_proekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_4b_klasse.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 4Б классе.

Тема урока:  «Первичное знакомство со спряжением глаголов» ( 1 урок.)

Цели урока:   на основе сравнения глаголов в каждом лице дать понятие о спряжении глаголов;

                         развивать мышление, память, внимание;

                         развивать умение сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу;

                         воспитание навыков культурного общения, аккуратности, толерантности.

Оборудование: А. В. Полякова. Русский язык. 4 класс – М.: Просвещение, 2010,

Ход урока.

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Методический комментарий

  1. Орг. момент.

-Давайте улыбнемся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая  дружная работа поможет разобраться во всем и справиться с любой задачей.

-Все готовы? Значит начинаем!

  1. Создание «ситуации успеха».

-Писатель К. Г. Паустовский как-то сказал:

На доске:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. К. Г. Паустовский

-Чем же интересен русский язык? Какое богатство скрыто в нем?

-Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет.

-Над секретами, какой части речи работаем в последнее время?

-Какие слова относятся к глаголам?

-Что вы знаете об этой части речи?

На доске по мере ответов появляются карточки-опоры.

-С глаголами какого времени сейчас работаем?

В русском языке много интересных выражений слов, множество секретов и тайн.

Над глаголами.

Глаголы – это слова, отвечающие на вопросы что делать? Что сделать? и обозначающие действие предмета.

Глаголы изменяются по временам.

Глаголы бывают прошедшего, настоящего и будущего времени.

Будущее время глаголов бывает простое и сложное.

Они изменяются по числам.

В прошедшем времени единственном числе глаголы изменяются по родам, а в настоящем и будущем времени по лицам и числам – спрягаются.

Не с глаголами пишется раздельно.

Перед глаголами никогда не бывает предлогов.

С глаголами настоящего и будущего времени.

  1. Постановка проблемы.

-Что такое спряжение? Мы пока с вами не знаем. Первая учебная задача – что значит спрягать глагол?

На доске:

Что такое спряжение?

  1. Учебная деятельность. Открытие нового.

-С какой частью речи в русском языке дружит глагол?

-Какого лица и числа бывают личные местоимения?

-Мы будем изменять глагол при помощи личных местоимений, вопросов; выделять окончания  у глаголов. Нести, говорить ( в настоящем времени.

-Можно ли от глаголов неопределенной формы образовать форму настоящего времени?

Коллективная работа.

-Как изменяли глагол?

-Какая часть изменялась?

-Мы изменяли глагол (спрягали)

-Что такое спряжение.

-Попробуйте разделить глаголы на две группы:

На доске:

считаешь, говоришь, читаешь, шепчешь, закончить, решить

-По какому признаку вы их разделили?

-Что общего в первой группе слов? Во второй?

-Какой вывод можно сделать?

-Что общего у этих глаголов?

Продолжим наши наблюдения.

Работа по учебнику. С.94, упр.128

-Распределите выделенные глаголы на две группы.

-Какой вывод можно сделать?

(Что заметили?)

-Как вы думаете, сколько спряжений имеют глаголы?

Работа с таблицей страница 96.

-

С местоимениями.

Единственного и множественного числа.

1, 2, 3 лица.

Можно.

Я несу. Мы несем.

Ты несешь. Вы несете.

Он несет. Они несут.

Я говорю. Мы говорим.

Ты говоришь. Вы говорите.

Он говорит. Они говорят.

По лицам и числам.

Окончание.

Изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.

По окончанию.

По ударению.

В первой группе глаголы имеют окончание –ешь, во второй –ишь.

Глаголы, имеющие окончание –ешь относятся к первому спряжению, имеющие –ишь – ко второму спряжению.

Время.(настоящее)

Лицо.(второе)

Число.(единственное)

Записывают в тетради:

Лежит, стоит, видит.

Растет, живет, поет, грызет, вынимает, собирает.

В первой группе глаголы имеют окончание –ет, во второй –ит.

Глаголы, имеющие окончание –ет относятся к первому спряжению, имеющие –ит – ко второму спряжению.

Два.

  1. Физкультминутка

(релаксация)

Звучит  музыка К.Глюка Жалоба Эвридика. Из оперы «Орфей и Эвридика».

-В природе есть солнце. Оно светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем  к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем к ней лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала ещё больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становиться большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем, всем( руки в сторону).

Открой глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго!

Дети закрывают глаза, слушают музыку.

  1. Учебно-практическая деятельность.

  1. Итоговая рефлексия.

-Узнаем, понравился ли вам урок? Вызвал он у вас хорошее настроение или нет?

-Если урок прошел плодотворно,  и вы остались довольны, то…

-Если урок прошел хорошо, но могло быть еще лучше, повесьте…

-Если вы считаете, что время потрачено напрасно,…

  1. Домашнее задание.

  1. Итог урока.

  1. Оценивание.

Работа по теме.

1.Списывание с доски.

Остр.в на море л.жит, град на остр.ве ст.ит. Ель растет перед дв.рц.м, а под ней хрустальный дом.

-Назовите глаголы.

-Что общего в этих глаголах?

-Чем отличаются?

-Запишите эти глаголы в единственном и множественном числе во 2 и 3 лице.

-Какую работу мы проделали с глаголами?

-Такое изменение по лицам и числам называется спряжением глаголов.

-Вы заметили, что окончания каждого столбика различаются, чем?

-Именно по этому признаку у глаголов различаются два спряжения.

-А теперь скажите, что значит проспрягать глаголы? Эта работа для вас новая?

2. Работа с таблицей, с.96.

-Какие глаголы относятся к 1 спряжению? А ко второму?

-А теперь запишите эти глаголы в 1 лице, ед.числе.

-Что скажите? Можно ли определить спряжение по этим окончаниям? Почему?

Лежит, стоит, растет.

3 лицо, единственное число, настоящее время.

Окончаниями.

Запись в тетрадях.

Ты растешь, лежишь

Он растет, лежит

Вы растете, лежите

Они растут, лежат

Изменяли по лицам и числам.

Гласные е и и в окончаниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения.

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода с использованием электронного тренажера....

Презентация на тему "Понятие о спряжениях глагола. Личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения".

Разработка к уроку русского языка на тему "Спряжение глаголов"....

«Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе  «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения». Урок предъявления новых знаний. Используемые тех...

Презентация к уроку русского языка «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения» 4 класс

Презентация к уроку русского языка по программе "Школа 2100" в 4 классе, тема «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения»...

Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения

Технологическая карта по ФГОС с презентацией Тема: «Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глаголов I и II спряжения».Класс: 4Тип урока: открытие новых знаний.Цель: ознакомлени...

Конспект урока «Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола» 4 класс УМК "Гармония"

laquo;Знакомство с 11 глаголами исключениями и освоение действия по определению спряжения глагола»...

Технологическая карта урока русского языка "I и II спряжения глаголов. Спряжение глаголов в будущем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА  Дата: 27.04.2022ФИО студента: Закирова Эльвира РахимовнаШкола: МАОУ СОШ  № 74Группа: 45Класс: 4ФИО учителя: Новикова Анна АлександровнаКабинет: 21...