конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Перегонцева Наталья Николаевна

правописание безударных глассных

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока по русскому языку111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - путешествие

2 класс

Тема: Правописание безударных гласных в корне слова.

Цель: уточнение знаний учащихся об особенностях проверочного и проверяемого слов, развитие умения подбирать проверочные слова.

Задачи:

Образовательная: учить видеть орфограмму, развивать умения проверять слова

                                  с безударными гласными в корне слова.

Развивающая:

  1. развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.
  2. совершенствование знаний о признаках однокоренных слов;

Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, чувство сопереживания, взаимопомощи, аккуратность.

Тип: урок-закрепление.

Вид: сюжетно-ролевая игра.

Технологии: элементы игровой технологии, элементы технологии развивающего и дифференцированного обучения.

Оборудование: компьютер, видеозапись фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»,  аудиозапись группы «Спейс», карта маршрута, словари: синонимов, толковый, этимологический, орфографический, тест, карточки с дифференцированным заданием, памятка, звездочки.

Знать: правило написание слов с безударной гласной проверяемой ударением и непроверяемой ударением.

Уметь: графически выделять  орфограмму «Безударные гласные в корне слова»; объяснять правописание слов с безударной гласной.

Принципы:

I    этап:

  1. наглядности;
  2. воспитывающего обучения;
  3. активности (игровой момент);
  4. учет возрастных особенностей.

II этап:

  1. коммуникативности (уметь работать в парах);
  2. сознательности (формирование приема самостоятельной работы);
  3. доступности и посильности (учет возможности детей в преодолении трудностей);
  4. прочности (обеспечение многократной встречи с усвояемым материалом в разнообразных упражнениях);
  5. систематичности и последовательности (от текста к звукам).

III этап:

  1. индивидуализации и посильности (темп движения);
  2. Прочности (установление разных видов контроля).

Формы обучения:

  1. коллективная (фронтальная);
  2. индивидуальная;
  3. в парах;
  4. индивидуализированная.

Методы:

  1. организации и самоорганизации учебно – познавательной деятельности:
  1. наглядный;
  2. словесный (рассказ, беседа);
  3. практический (упражнения).

  1. Стимулирование  и мотивация (игровой момент, похвала героев, получение «5» при выполнении заданий);

  1. Контроля и самоконтроля:
  1. устный и письменный;
  2. фронтальный и групповой;
  3. текущий и итоговый.

  1. Самостоятельность ученика:
  1. под руководством учителя;
  2. самостоятельная учебная деятельность.

     Приемы обучения:

             

  1. построение языковых структур (схема предложения);
  2. наблюдение над языковыми явлениями (сравнение, выявление).

Модель урока:

Карта маршрута:

Отлично  - красный

Сомневаюсь – зеленый

Не получается - синий

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Долгожданный дан звонок

Начинается урок.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Ребята вам тепло? (да)

В классе светло? (да)

Уже прозвенел звонок? (да)

Только начался урок? (да)

Хотите вы учиться? (да)

Значит можно все садиться!

  1. Актуализация знаний и сообщение темы урока:

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Видеофрагмент из сказки «В стране невыученных уроков».

«На мое счастье в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке.

 - Ах, ты любишь собак! Очень хорошо! – ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом: «С…бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилось «Сабака».Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугался ее злой морды и побежал. Она погналась за мной.

Остановка кадра.

 - Как вы думаете, почему собака побежала за Витей?

 - Давайте посмотрим, что было дальше.

Я догадался, что неправильно вставил букву. Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мне руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о».

 - Может быть, только эта собака пишется через «о»,  - спросил Кузя,  - а все другие через «а»?»

 - Кто из литературных героев попал в страну невыученных уроков?

 - Почему?

 - Какое правило не знал Витя?

- Назовите тему урока.

 

- Какие цели поставите перед собой?

 - Чему будете учиться?

В течение урока мы будем отвечать на вопросы:

             

                                         

 - Сегодня у нас урок необычный. Мы отправляемся с вами в путешествие. А в какое, вы подскажите мне сами.

 - 12 апреля. Чем знаменательна эта дата?

 - Да, действительно,12 апреля 1961 года  впервые именно советский человек полетел в космос.

 - Кто был первым космонавтом?

 - Ребята, если мы завели разговор о космосе, то может, вы догадались, в какое путешествие мы отправимся?

 - Я предлагаю вам отправиться в путешествие на космическом корабле. Мы с вами побываем на необыкновенных планетах, расположенных в галактике. Нам необходимо будет справиться со всеми препятствиями, которые встретятся на нашем пути, и вернуться назад на нашу планету.

Вот карта нашего пути,

Планеты на ней легко найти.

Но, чтоб пройти все испытанья,

Необходимы ваши знанья.

Итак, мы отправляемся

В загадочный полет.

Успех вам и удачу

Пускай вам принесет.

3. Физминутка.

 

     А сейчас мы с вами, дети

     Улетаем на ракете.

     На носки поднимись,

     А потом руки вниз,

     1, 2, 3, 4. Вот летит ракета  ввысь!

     Скорость света набирая,

     По вселенной мы летим,

     На далекую планету

     Поскорей попасть хотим.

     Сели в кресло, дали газ

     И ракета понеслась!

4. Минутка чистописания.

Мы приближаемся к планете «Безударные гласные». Открываем бортовые журналы. Бортовой журнал нужен для записи событий, наблюдений, решений, операций. Наше путешествие начинается, и мы с вами начинаем вести записи.

Вспомните правила посадки при письме.

Я тетрадочку открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою –

Ручку правильно держу.

Сяду прямо не согнусь,

За работу я примусь!

Запишите в свои борт журналы число и вид работы. Записи должны быть аккуратными, без ошибок.

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное.

Вот жители этой планеты.

      А     О     И     Е     Я   (На дереве)

         - Запишите их в свою тетрадь.

  - К какой группе относятся буквы, которые вы прописали? (гласные буквы)

 - Что вы знаете о гласных звуках? (они образуют слог, могут быть ударными и безударными)

 - Почему именно эти гласные живут на этой планете? (эти гласные нужно проверять)

- Как называется эта планета? (Планета безударных гласных)

- В какой части слова мы изучаем правописание безударной гласной? (в корне)

 - Когда их надо проверять? (в безударном слоге)

 - Почему? (слышатся неясно)  

 - Как их надо проверять?

Гласные буквы – лукавый народ.

В слабой позиции кто их поймет?

Сделай ударной букву такую,

Себе ты окажешь услугу большую.

Если в корне гласный звук

Вызвал вдруг сомнение,

Ты его немедленно

Ставь под ударение.

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

5. Словарная работа.

   Отправляемся к планете «Словарей».

На этой планете живут, посмотри,

Необычные словари.

В каждом слов не сосчитаешь,

Хоть три дня его листаешь.

Толще книг других они

На какой ты не взгляни.

Каждый нужен, каждый важен,

И про все сейчас расскажут.

Словари предлагают выполнить следующее задание.

 - Нужно найти спрятанные слова. Для этого нужно «взять» из каждого слова указанный слог, а затем соединить слоги.

      1-й слог – ранетка                        1-й слог – костер        

2-й слог – океан                            2-й слог – самосвал

      3-й слог - монета

     Р…кета                             Косм…с

 -  Как вы думаете, какие буквы надо вставить?

 - А как это проверить? (по словарю)

Если выйдет затрудненье

И не разрешить сомненье,

И тогда не унываю,

И словарь я открываю.

 - Давайте спросим у словарей, что это за слова и откуда они взялись.

Ракета.

Этимологический словарь: я загадаю вам загадку.

Чудо-птица – яркий хвост –

Полетела в стаю звезд.

Что это?

Заимствовано из немецкого языка. Немецкое Rakete – «ракета» восходит к итальянскому rocchetto – «веретено» (по внешнему сходству ракеты-шутихи с веретеном). У нас это слово существует со времени «огненных потех» Петра I.

Толковый словарь: слово ракета имеет два значения.

1. Применяемый для фейерверков и сигнализаций снаряд, состоящий из гильзы, начиненной пороховым составом, который после выстрела ярко светится при полете в воздухе. (Сигнальная ракета)

2. Летательный аппарат (снаряд с реактивным двигателем). (Космическая ракета. Ракетное вооружение).

Орфографический словарь:

 - Запишите это слово, выделите букву «а». Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.

 - Сколько в слове слогов?

 - Какой первый слог? Второй? Третий?

 - Как слово ракета разделить для переноса?

 - Запишите транскрипцию этого слова. [р а к' э т а]

Космос

Этимологический словарь: Греческое слово «космос» имело несколько значений: «украшение», «наряд» (отсюда наша  «косметика» - то, что должно украшать лицо человека), затем «порядок» (в противоположность «хаосу» - «беспорядку») и, наконец, «вселенная». Мы придаем этому слову значение – Вселенная.

Толковый словарь: Вселенная, мир.

Орфографический словарь:

- Запишите это слово, выделите букву «о» во втором слоге. Поставьте ударение. Выделите корень. Разделите слово на слоги.

 - Сколько в слове слогов?

 - Какой первый слог? Второй?

 - Как слово космос разделить для переноса?

 - Запишите транскрипцию этого слова. [к о с м а с]

Словарь синонимов: К слову «космос» синонимы: Вселенная, мир.

Словарь однокоренных слов: Я словарь однокоренных слов.

Предлагаю вам следующее задание: Подобрать к слову «космос» однокоренные слова.

  1. Как называют человека, совершающего полет в космос с целью испытания космической техники и проведения научных наблюдений? (космонавт)
  2. Как называют комплекс сооружений и технических средств, предназначенных для сборки, подготовки и запуска космических летательных аппаратов? (космодром)
  3. Как называется предмет, относящийся к космосу, к мировому пространству? (космический)

     

 - Запишите эти слова и выделите корень.

6. Работа с предложением.

   

    В космосе сквозь толщу лет

    Ледяной летит объект.

    Хвост его полоска света,

    А зовут объект …кометой.

      - Что бы нам не встретится с кометой, запишите предложение с этими словами по схеме:

                       

                         П                    С

                    какая?             куда?  (Космическая ракета летит в космос.)

 - Какие орфограммы встретились в этом предложении?

 - Посмотрите внимательно на слова космическая, летит, ракета, космос.

 - На какие две группы их можно разделить? (на слова с проверяемыми безударными гласными и слова с непроверяемыми безударными гласными).

 - Какие слова можно проверить ударением? (космическая, летит)

 - Какие слова нельзя проверить ударением? (ракета, космос)

 - А как можно проверить слова ракета, космос? (по словарю)

 - Сделайте грамматический разбор предложения и подпишите части речи.

6.  Закрепление пройденного материала.

  - Мы покидаем с вами планету «Словарей» и отправляемся путешествовать дальше.

 - Перед нами планета «Орфо». Жители этой планеты очень хитры и коварны, они любят обманывать и запутывать путешественников. Чтобы удачно отправиться дальше, нам необходимо справиться с заданиями, которые предлагают вам Орфографики.

 - Какими способами можно проверить безударную гласную?

 - Посмотрите  памятку.

Памятка.

Способы проверки безударных гласных в корне слова.

Измени форму слова.

1. Один – много.

  Трава – травы

  Стена – стены

2. Много – один.

   Шаги – шаг

   Грачи – грач

3. Что делал? Что делать?  - Что делает?

     Смотрел, смотреть – смотрит

     Писал, писать – пишет

Способы проверки безударных гласных в корне слова.

Подбери однокоренное слово.

1. Слово – предмет (имя существительное).

     Трещит – треск

     Цветок – цвет

2. Слово – признак (имя прилагательное).

    Темнота – темный

    Ласкает – ласковый

3. Слово – действие (глагол).

     Кормушка – кормит

     Ходьба - ходит

4. Слово с уменьшительно – ласкательным значением.

      Ковер – коврик

      Гнездо – гнездышко

1. Перед вами группа слов:

   I – в.                      II – в.

тр…па                   сл…ды

зв…зда                  к…смическая

л…тит                   з…мля            

 - Вставьте пропущенные буквы.

  Выполняется взаимопроверка написанного. Ответы на доске.

- Какое слово (лишнее)? Подчеркните его карандашом.

 - Назовите слова с безударной гласной в корне, которое можно проверить изменением формы слова. Подчеркните их зеленой пастой, устно назовите проверочные слова.

 - Все ли слова можно проверить изменением слова? (Нет, можно подобрать однокоренное слово)

 - Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно изменить слово один – много, много – один)

2. Посмотрите внимательно на доску.  Вам надо выбрать проверочное слово.

Л…нивый                          линька, лень

М…стерская                      мост, мастер

Уд…вительный                девочка, диво

      М…нять                             мина, замена

      Л…пить                              липко, лепка

      Скр…пучий                       скрепка, скрип

 - В каком столбике проверяемые слова, а в каком проверочные?

Проверка на доске.

 - Сделайте вывод. (Чтобы проверить безударную гласную, нужно подобрать однокоренное слово).

7. Физминутка.

   

Не зевай по сторонам

Ты сегодня космонавт.

Начинаем тренировку

Чтобы сильным быть и ловким.

Руки в сторону поставим,

Правой левую достанем.

А потом на оборот

Будет вправо поворот.

Раз хлопок, два хлопок,

Повернись еще разок.

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись.

 8.

Летим на следующую планету.

Здесь холодные миры,

Света нет и нет жары.

Вечные зима и ночь.

На это планете живет колдунья.

Опять колдунья дуется

На целый белый свет.

Колдунье не колдуется,

И вдохновенье нет.

 - А не колдуется ей потому, что не может она вспомнить стихотворения.

3. Игра «Закончи стихотворение».

    - Я вам прочитаю отрывки из стихотворений известных поэтов, а вы дополните каждое      из них подходящим словом. Эти слова вы должны записать в три столбика. В первый слова с безударной гласной  - и, во второй – о, в третий – е.

Вянет и желтеет травка на лугах,

Только зеленеет озимь на … (полях).

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки …. (зимы).

В полдень дождь перестал

И, что белый пушок,

На осеннюю грязь

Начал падать …(снежок).

Зима не даром злится –

Прошла ее пора:

Весна в окно стучится

И гонит со … (двора).

Иду по тропинке.

У самой сосны

Синее подснежник –

Фонарик … (весны).

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется …(листвою).

Проверка цепочкой.

9. Самостоятельная работа.

Много планет вокруг Солнца летает

Может быть, люди на них обитают?

Давай-ка, в ракету мы сядем скорей,

Помчимся на другую планету быстрей.

На планете дальней среди звезд океана

Пираты давно уж живут постоянно.

Они на суда нападать перестали,

Заданья друг другу загадывать стали.

И делают это с большою охотой,

А если заданье придумает кто-то

Такое, что сразу и не отгадать,

Все станут завидовать и уважать.

Давай мы с тобою у них побываем

И все их заданья, дружок, разгадаем.

Задание 1 уровня:

Разбилась о берег крутая волна.

Бутылку с запиской швырнула она

На мокрый песок, а пираты нашли,

Но только  посланье прочесть не смогли,

Ведь буквы водою морскою размыты.

А вдруг ты сумеешь, его разгляди ты.

Вставить пропущенные буквы, рядом написать проверочное слово, выделить корень.

М..ря, ст…на, зв…зда, в…лна, л…тательный, см…трел, к…вер.

Задания 2 уровня:

1. Выпишите слова в таком порядке: слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета. Напишите к ним проверочные слова.

Гл…деть, м….рской, стр…на, св…стулька, ст…льной.

2. Выпиши слова с проверяемой безударной гласной в корне слова. Напишите к ним проверочные слова.

Поют чижи. На тропинке появилась травка. В лесу цветут ландыши.

3. Выпиши слова с безударной гласной  и раздели их на два столбика.

Как х…р…ша ты, звездная д…р…га!

Л…тит Гагарин. Он устал чуть-чуть.

И перед ним торжественно и строго

Бл…стит кр…мнистый лермонтовский путь.

                                               (М.Светин)

 

4. Подобрать однокоренное проверочное слово.

     г…ра -  (прилагательное)

     п…ние – (глагол)

     под…рить  - (существительное)

     сн…гурочка – (существительное)

     н…чевать – (уменьшительно – ласкательным)

Задания 3 уровня.

1. Составьте и напишите предложения с данными ниже словами. Вставьте пропущенные буквы. В скобочках напишите проверочные слова.

Дуют, ветры, х…лодные.

Ч…сто, идут, д…жди.

С п…лей, убрали, д…вно, хл…ба.

2. Исправь ошибки.

У нас всаду растут диревя. витя  взял ножык и стал выризать свае имя накаре. Помогите нам!

                                                                                                               Варабей.

10. Мониторинг.

Мы объездили полсвета,

Посетили мы планеты.

Нет планеты лучше нашей.

 - Чтобы вернуться на землю нам надо выполнить последнее задание.

Тест.

    1. Безударную гласную можно проверить:

         а) в приставке;

         б)  в корне;

         в) в суффиксе.

    2. Безударная гласная в корне слова:

       

         а) побег;

         б)  старушка;

         в)  столик.

3. Родственными словами являются:

         а) роль, ролевой, король, роли;

         б)  ледник, лед, ледяной, заледенеть;

         в) рис, рисунок, рисовать, рисовая (каша).

4. Проверочным словом к слову г…ра является:

   

         а) гарь;

         б)  горы;

         в) горький.

5. Слово дом  - проверочное для слова:

 

         а) домино;

         б)  домашний;

         в) домик.

6. В слове нельзя проверить безударную гласную:

         а) зима;

         б)  пальто;

         в)  холод.

7. Всю ночь л…тает,

    Мышей по…дает,

    А станет св…тло,

    Л…тит в дупло.

    В словах пропущены буквы:

               

         а) и, е;

         б)  е;

         в)  и.

       

Проверка.

11. Итог урока.

     С планетами пришла пора проститься,

     На землю всем нам надо торопиться.

     Музыка (позывные из космоса).

 - Для того, чтобы приземлиться, давайте скажем волшебные слова.

   

Лети, лети ракета

На запад, на восток

Считая километры,

И прибывая в срок.

     К концу подходит наш урок –

     Пора нам подвести итог.

   

 - Достигли вы цели, поставленной в начале урока?

 - Какие гласные в корне требуют проверки?

 - Как вы подбирали проверочные слова?

 - Какие вопросы возникли по этому уроку?

     12. Рефлексия.

     

      Кому из вас понравилось в пути?

      Кто ж смог звезду удачи обрести?

 - Давайте зажжем  на нашей планете «Земля» свои звездочки, которые будут напоминать жителям планет, на которых мы побывали о нас.

– чувствовали себя уверенно, нас ничего не тревожило.

– немного волновались.

– очень боялись.

    13. Домашнее задание.

         

          Еще одно задание

          От меня вам на прощание.

                   

                    УПР. № 115.

где?

что?

как?

чем?

Надо проверять?

Написание безударной гласной в корне слова.

Как я помню

предыдущий материал

Самостоятельная

работа

Урок

Актуализация

знаний

Цель

урока

Практическая

работа

Итог

урока

Мой

настрой

Как я

понял

цель урока

Как я понял

основное

правило урока

Как я умею сам

применять

правило

Как я работал