Рабочая программа по русскому языку 2 класс
рабочая программа (русский язык, 2 класс) по теме

Курбангалиева Миляуша Назировна

для 2-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2kl_rus_yaz.doc289 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования  (утвержден приказом Миннобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)

- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»(зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707;

-  Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

   Программа разработана с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования и концепций комплекта «Перспективная начальная школа»

Название программы:  русский язык  

На сколько часов рассчитана рабочая программа: планирование по русскому языку во 2 классе начальной школы рассчитано на 4 часа в неделю на протяжении учебного года, что составляет 136 часов в год.

Учебник :      «Русский язык. 2 класс»,  Москва, Академкнига/Учебник, 2011

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.

Автор: Чуракова Н.А.

 Уровень программы : базовый

Для каких обучающихся составлена:  для учащихся средней степени

Возрастные особенности учащихся для которых составлена программа:   для учащихся во 2 классе,  8-9 летние дети

Связи с другими предметами и их обоснования (кратко): татарский язык, литература, математика

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы:  УМК «Перспективная начальная школа». При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры).

Типовая, авторская, модернизированная, компилятивная:  программа составлена по образцу учителей  РТ, типовая,

Цели и задачи курса:  В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  1. познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  2. социокультурная цель изучения русского языка включает  формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
  4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

 Должны знать/понимать: значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание); типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

      Уметь:  определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков; проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова; выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова; писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; различать на письме приставки и предлоги; употреблять разделительные ь и ъ; выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова; сравнивать слова, связанные отношениями производности; мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс); разграничивать разные слова и разные формы одного слова; определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий; определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать; определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;  грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания; соблюдения орфоэпических норм речи; устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.); написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Практическая   деятельность -какие   виды   деятельности предусмотрены для практической направленности :  диктанты. Использование теоретических знаний в заданиях.

Критерии оценивания различных видов работ:  оценивание знаний и навыков по норме оценок.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты : На уроках используется новые ИКТ. Эти технологии дают очень хороший результат, учащиеся самостоятельно интересуются.  Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке _:  беседа, объяснение, опрос,  выборочная проверка домашнего задания

Формы организации деятельности учащихся(групповая работа, в парах и т.д.):   групповая, парная, индивидуальная

Календарно-тематический план

№ урока

                             Тема урока

Кол.час

ов

Ожидаемый результат

План. срок пров.урока

Фак. срок пров.урока

Примечание

1

Главное сокровище библиотеки Анишит-Йокоповны. Толковый словарь.

1

Знать:

- структуру построения учебника «Русский язык»;

- основные словари русского языка.

Уметь: - ориентироваться в странице «Содержание»;

- выполнять практическую работу со словарями.

2

Обратный словарь. Словари «Пиши правильно» и «Произноси правильно»

1

3

Входная контрольная работа.

1

4

Фонетика и орфография. Звукобуквенная зарядка.

1

Знать значение звукобуквенной зарядки.

Уметь: - различать звуки;

- выделять звуки в слове, давать им характеристику;

- составлять звукобуквенную схему слова.

5

Какие бывают предложения. Связь слов в предложении.

1

6

Главные и неглавные слова в предложении. Основа предложения.

1

Знать понятие «основа предложения».

Уметь:  -выделять основу предложения;

- находить главное слово и зависимое;

- ставить вопрос от главного слова к зависимому;

- дополнять пр-е второстепенными членами, отвечающими на вопросы какая? как? на кого? когда?

7

Изменяемая часть слова – окончание.

1

8

Формы слова.

1

9

Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст?

1

Знать понятие «основа предложения».

Уметь:  -выделять основу предложения;

- находить главное слово и зависимое;

- ставить вопрос от главного слова к зависимому;

- дополнять пр-е второстепенными членами, отвечающими на вопросы какая? как? на кого? когда?

10

Окончания слов- названий предметов.

1

Знать роль окончания слов в русском языке.

Уметь: - изменять форму слова;

- выделять в слове окончание

11

Что такое словосочетание.

1

Знать понятие «ссч».

Уметь: - находить в составе пр-я все ссч;

-различать ссч и основу пр-я;

- работать с толковым словарём.

12

Различение слова, словосочетания и предложения.

1

13

Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

1

Знать понятие «основа слова».

Уметь: -выделять в слове окончание в словах-предметах мужского, женского и среднего рода;

-указать основу слова

14

Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст?

1

Знать, что определённый порядок предложений в тексте позволяет передать развитие мысли и ход событий.

Уметь определять тему и основную мысль текста.

15

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний.

1

Знать понятие «нулевое окончание».

Уметь выделять в слове окончание и основу слова

16

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний. Закрепление.

1

Знать слова, которые не имеют окончаний.

Уметь: -противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

-выделять основу слов, которые не имеют окончания

17

Род неизменяемых и изменяемых слов-названий предметов.

1

Знать понятия «мужской», «женский», «средний род».

Уметь: -определять род слов-названий предметов с помощью слов-«командиров» «он», «она», «оно»;

- определять род неизменяемых слов-названий предметов;

- выделять окончания и основы во всех формах этих слов

18

Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое текст?

1

Уметь: - определять тему и основную мысль текста;

- подбирать окончание к данному тексту

19

Слова-названия предметов, у которых нет окончаний.

1

Уметь: - сравнивать формы изменяемых слов-названий предметов;

- противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний.

20

Слова-названия предметов разного рода.

1

Уметь: - определять род слов-названий предметов;

- работать со словарями;

- выписать из обратного словаря слова-названия предметов разного рода

21

Род слов-названий предметов.

1

Знать роль окончаний в предложении.

Уметь: -выделять окончания у слов-названий предметов;

-изменять слова-предметы по числам;

- размещать слова в таблицу по родам

22

Основа слова.

1

Знать: основу слова

23

Окончания слов-названий разного рода

1

Уметь:

– определять род слов-названий предметов;

– работать со словарями;

– выписать из обратного словаря слова-названия предметов разного рода

24

Слова-названия предметов разного рода. Закрепление.

1

Уметь: - определять род слов-названий предметов;

- работать со словарями;

- выписать из обратного словаря слова-названия предметов разного рода

25

Что такое текст. Работа с картиной Т. Мавриной «Васильки на окне».

1

Уметь: - работать с репродукцией;

- вглядываться в детали живописной картины и понимать её смысл

26

Начальная форма слова.

1

Знать: -понятие «начальная форма слова»;

-структуру словарной статьи.

Уметь: - сравнивать разные формы одного и того же слова;

- определять начальную форму слов-названий предметов.

27

Начальная форма слова. Закрепление.

1

Знать: -что слова-названия признаков изменяются по родам;

- как определить начальную форму слов-признаков.

Уметь: - сравнивать разные формы одного и того же слова;

- определять начальную форму слов-названий признаков

28

Азбука вежливости. «Как писать письмо»

1

Уметь писать письма с соблюдением норм речевого этикета

29

Начальная форма слова.

1

Знать: - понятие «родственные слова»; начальную форму слов-названий действий;

- как изменить форму слов-названий предметов.

Уметь: - определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;

- находить и подбирать родственные слова к данному слову;

- выделять общую часть в родственных словах

30

Это слово и другое слово.

1

Уметь разграничивать разные слова и формы одного слова

31

Это слово и другое слово. Закрепление.

1

32

Слово и формы этого слова. Родственные слова.

1

Знать, что родственные слова – это слова с разными основами.

Уметь: выделять в слове корень, называя однокоренные слова; подбирать к слову-названию предмета родственное слово-название признака

33

Развитие речи с элементами культуры речи. Устное изложение.

1

Уметь: - определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном изложении;

- устно пересказывать текст

34

Родственные слова. Закрепление.

1

Знать, что родственные слова – это слова с разными основами.

Уметь: выделять в слове корень, называя однокоренные слова; подбирать к слову-названию предмета родственное слово-название признака

35

Контрольная работа за 1 четверть.

1

36

Работа над ошибками. Родственные слова. Повторение.

1

Знать, что родственные слова – это слова с разными основами.

Уметь: выделять в слове корень, называя однокоренные слова; подбирать к слову-названию предмета родственное слово-название признака

37

Слова, у которых несколько значений.

1

Уметь правильно читать словарную статью, посвящённую многозначному слову.

Иметь представление о многозначных словах.

38

Тема и основная мысль текста.

1

Знать понятия «тема» и «основная мысль».

Уметь: - определять тему и основную мысль текста;

- понимать содержательность названия текста

39

Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся.

1

Уметь различать многозначные слова и слова-омонимы.

Иметь представление о способах разграничения многозначных и омонимичных слов

40

Слова со сходным значением, которые по-разному звучат и пишутся.

1

Иметь представление о синонимах.

Уметь: - находить синонимы в тексте;

- понимать, как используются синонимы для объяснения значения слов

41

Слова и их дальние родственники.

1

Знать способ проверки слов с учётом их происхождения.

Уметь пользоваться этимологическим словарём.

42

Тема и основная мысль текста.

1

Уметь: - определять тему и основную мысль текста;

- понимать содержательность названия текста

43

Чередование звуков, в корнях слов, которые мы не видим на письме.

1

Знать правило проверки парного согласного на конце слова.

Уметь выделять чередование звуков в корнях слов, которые мы не видим на письме.

44

Безударные гласные в корне слова.

1

45

Парные согласные на конце слова.

1

46

Главное переживание текста. Работа с картиной Т. Мавриной «Костер во дворе»

1

Уметь: - определять тему и основную мысль текста, понимать содержательность названия текста;

- работать с репродукцией; чувствовать и понимать те переживания, которыми делится с нами художник.

47

Чередование звуков, в корнях слов, которые мы не видим на письме. Закрепление.

1

Знать понятие «слово-помощник».

Уметь: - обнаруживать регулярные исторические чередования;

- вставлять пропущенные безударные гласные, парные согласные

48

Чередование звуков, в корнях слов, которое видно на письме.

1

49

Написание парных согласных в корне, в середине и на конце слова.

1

50

Тема и основная мысль текста.

1

Уметь почувствовать и понять те переживания, которыми делится с нами художник

51

Тайна написания жи-ши, ча-ща,чу-щу.

1

Осознавать разницу ударной и безударной позиции написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

52

Безударные гласные в сочетаниях жи-ши, ча-ща,чу-щу.

1

53

Написание слов-названий предметов м.р. и ж.р. с основой на шипящий звук.

1

Уметь: - связывать представление о конечной букве основы слова на шипящий с родом этого слова;

- работу с обратным словарём, выписывать слова, основы которых оканчиваются на –Ш и -ШЬ

54

Работа с картиной А. Рылова «Полевая рябинка».

1

Уметь почувствовать и понять те переживания, которыми делится с нами художник.

55

Повторение темы «Родственные слова и формы слова»

1

Уметь: -подбирать родственные слова на более высоком уровне;

- работать со словарём происхождения слов

56

Азбука вежливости. Как писать письмо. Как написать поздравление.

1

Уметь писать письмо с соблюдением норм речевого этикета

57

Контрольное списывание

1

Уметь: - применять изученные орфограммы;

- работать со словарём

58

Повторение темы «Лексика»

1

Иметь представление о многозначных словах.

Уметь: выполнять работу с толковым словарём в парах; употреблять слова в нескольких значениях

59

Повторение темы «Орфография»

1

Уметь писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом

60

Повторение темы «Синтаксис»

1

Знать типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске

61

Контрольный диктант за 2 четверть.

1

Уметь: - проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные) жи-ши, ча-ща, чу-щу  в разных частях слова;

- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом

62

Работа над ошибками. Повторение пройденного материала.

1

Уметь: - выполнять работу над ошибками;

- пользоваться словарями русского языка

63

Как писать изложение. Изложение «Весенний звон»

1

Знать понятие «текст».

Уметь письменно пересказывать текст по плану.

64

Закрепление пройденного материала.

1

65

Заседание клуба, на котором все учились задавать вопросы.

1

Знать понятие «текст».

Уметь письменно пересказывать текст по плану.

66

Учимся определять начальную форму слов.

1

Уметь: - ставить сущ в начальную форму;

- определять начальную форму глаголов;

- пользоваться обратным словарём

67

Продолжаем определять начальную форму слов.

1

Уметь: определять начальную форму прилагательных; пользоваться толковым словарём; задавать вопросы к словам

68

Проверочная работа. Диктант.

1

69

Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов.

1

Знать понятие «общая часть»;

Уметь: - применять основное правило написания букв И и Ы после Ц в корне слова;

- пользоваться обратным словарём

70

Написание ы после ц в окончаниях слов-названий предметов. Закрепление.

1

Знать понятие «общая часть (корень)».

Уметь:

– применять основное правило написания букв И и Ы после Ц в корне слова;

– пользоваться обратным словарем

71

Что мы знаем о тексте.

1

Уметь выделять тему и основную мысль текста.

Понимать, что и японские трёхстишия (хокку), и пословицы тоже являются текстами благодаря их ёмкости

72

Как делаются слова. Что такое суффикс.

1

Знать определение суффикса.

Уметь: находить суффикс в словах; пользоваться обратным словарём; сравнивать значения родственных слов с разными суффиксами

73

Как делаются слова. Что такое суффикс (суффиксы слов, называющих предметы).

1

Уметь: - находить суффикс в словах;

- образовывать новые слова с помощью суффиксов;

- строить схему образования нового слова

74

Как делаются слова. Что такое суффикс. Закрепление.

1

Уметь: - образовывать слова с помощью суффикса;

- составлять диктант со словами на –ный, используя обратный словарь

75

Деление текста на части.

1

Уметь: - выделять части текста красной строкой или отступом;

- делить текст на части

76

Контрольный диктант.

1

77

Работа над ошибками. Написание буквосочетаний чк, чн.

1

Знать: Написание буквосочетаний чк, чн.

78

Как делаются слова. Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.

1

Знать: Суффиксы слов, называющих предметы и признаки

79

Как делаются слова. Образование сложных слов.

1

Знать: Образование сложных слов.

80

Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.

1

Знать: Суффиксы слов, называющих предметы и признаки.

81

Суффиксы слов, называющих предметы и признаки. Закрепление.

1

82

Как делаются слова. Закрепление.

1

83

 Работа с картиной Анри Матисса «Разговор».

1

Знать понятие «тема картины».

Уметь: - работать с репродукцией;

- выделять части текста красной строкой или отступом

84

Суффиксы слов, называющих предметы: -иц и их.

1

Уметь: - объяснять способ образования новых слов;

- составлять текст диктанта со словами на –ица и –ница, используя обратный словарь

85

Суффиксы слов, называющих предметы: -ник, -ниц, -к, щик.

1

86

Суффиксы слов, называющих предметы. Закрепление.

1

87

Проверочный диктант.

1

88

Работа над ошибками. Повторение пройденного материала.

1

89

Деление текста на части.

1

90

Что такое обращение.

1

Знать понятие «обращение».

Уметь: - находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;

- пользоваться орфоэпическим словарём.

91

Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки.

1

Знать: - определение приставка;

- значение приставки.

Уметь: - образовывать родственные слова с помощью приставок;

- пользоваться обратным словарём

92

Образование слов с помощью приставки. Закрепление.

1

93

Азбука вежливости. Как писать письмо. ч 3. Поздравительная открытка к 8 марта.

1

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности для написания поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета

94

Написание частицы не.

1

Знать правило раздельного написания частицы «не» с глаголами.

Уметь: - писать частицу «не» со словами, называющими действия;

- приводить примеры на изученное правило

95

Написание частицы не со словами, называющими действия.

1

96

Написание частицы не со словами, называющими действия. Закрепление.

1

97

Работа с картиной К.С.Петрова-Водкина «Утренний натюрморт»

1

Знать понятие «натюрморт».

Уметь: - работать с репродукцией;

- пользоваться толковым словарём



98

Написание частицы не со словами, называющими действия.

1

Знать правило раздельного написания частицы «не» с глаголами.

Уметь: - писать частицу «не» со словами, называющими действия;

- приводить примеры на изученное правило

99

Состав слова.

1

Уметь: - выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

- пользоваться обратным словарём;

- объяснять значение слова с разными приставками

100

Состав слова. Закрепление.

1

101

Контрольный диктант за 3 четверть.

1

102

Работа над ошибками. Устное изложение.

1

103

Состав слова.

1

Уметь: - выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

- пользоваться обратным словарём;

- объяснять значение слова с разными приставками

104

Состав слова. Закрепление.

1

105

Образование слов с помощью приставки и суффикса.

1

Знать: Образование слов с помощью приставки и суффикса

106

Образование слов. Закрепление.

1

107

Правильное употребление приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

1

Знать лексическое значение приставок.

Уметь: - правильно употреблять приставки НА- и О- в словах «надеть», «надевать», «одеть», «одевать»;

- пользоваться толковым словарём;

- составлять схемы словообразования

108

Типы текстов. Описание и повествование.

1

109

Правильное употребление приставок на- и о-.

1

110

Как делаются слова.

1

Уметь:

– указывать способ словообразования
(сложением основ с соединительным гласным);

– объяснять значение сложных слов;

– пользоваться обратным словарем

111

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

1

112

Типы текстов. Повествование и описание.

1

Знать, какой текст называется научным.

Уметь различать научный и художественный текст

113

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного.

1

Уметь:

– указывать способ словообразования
(сложением основ с соединительным гласным);

– объяснять значение сложных слов;

– пользоваться обратным словарем

114

Сложные слова из двух корней с буквой соединительного гласного. Закрепление.

1

115

Проверочный диктант с грамматическим заданием.

1

116

Работа над ошибками. Сложные слова.

1

117

Типы текстов. Описание и повествование.

1

118

Разделительный ь и ъ знаки.

1

Уметь: пользоваться орфоэпическим и обратным словарём; правильно писать слова с разделительными Ъ и Ь знаками

119

Написание разделительных ъ и ь знаков.

1

120

Разделительные ъ и ь знаки. Закрепление.

1

121

Типы текстов. Научный и художественный текст.

1

Знать, какой текст называется научным.

Уметь различать научный и художественный текст

122

Написание разделительных ъ и ь знаков.

1

123

Написание разделительных ъ и ь знаков. Закрепление.

1

Уметь:

– указывать способ словообразования
(сложением основ с соединительным гласным);

– объяснять значение сложных слов;

– пользоваться обратным словарем

124

Работа с картиной Н. Рериха «Стражи ночи».

1

Уметь: различать научный и художественный текст; пользоваться толковым словарём; работать с картиной

125

Написание разделительных ъ и ь знаков.

1

126

Разделительные ъ и ь знаки. Закрепление.

1

127

Обучающее устное изложение. Работа с картиной Ван Гога «Подсолнухи»

1

Уметь: работать с репродукцией; определять тему и основную мысль текста; составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении

128

Непроизносимый согласный звук – нулевой звук.

1

Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.

Уметь: пользоваться обратным, орфографическим, этимологическим и орфоэпическим словарями; делить слова на группы по видам орфограмм; выделять обращения на письме.

129

Слова с непроизносимыми согласными звуками.

1

Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.

Уметь: пользоваться обратным, орфографическим, этимологическим и орфоэпическим словарями; делить слова на группы по видам орфограмм; выделять обращения на письме.

130

Слова с непроизносимыми согласными звуками. Закрепление.

1

131

Итоговая контрольная работа за II полугодие.

1

Уметь: проверять сомнительные написания, жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова; писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом

132

Работа над ошибками. Непроизносимый согласный звук – нулевой звук. Самостоятельная работа.

1

Знать алгоритм рассуждения при написании слов с непроизносимыми согласными в корне.

Уметь: выполнять работу над ошибками; писать слова с изученными орфограммами; употреблять предлоги в письменной речи

133

Письменное изложение.  Работа с картиной Ван Гога «Церковь в Овере».

1

Уметь: работать с репродукцией; определять тему и основную мысль текста; составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении.

134

Чередование согласных в корне слова.

1

135

Обучающее письменное изложение по тексту «Ступеньки»

1

Уметь: определять тему и основную мысль текста; составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении; членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме

136

Обобщение и систематизация пройденного материала за год.

1

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами; грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания; пользоваться орфографическим словарём.

Требования к уровню подготовки учащихся по русскому языку

 к концу второго года обучения

Учащиеся должны знать/понимать:

  1. значимые части слова (корень, приставка, суффикс, окончание);
  2. типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.

Уметь:

  1. определять в слове количество слогов, находить ударный и безударные слоги, соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков;
  2. проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;
  3. выбирать буквы и или ы в позиции после ц в разных частях слова;
  4. писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
  5. различать на письме приставки и предлоги;
  6. употреблять разделительные ь и ъ;
  7. выделять в слове окончания (дифференцируя материально выраженное и нулевое окончания) и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;
  8. выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;
  9. сравнивать слова, связанные отношениями производности,
  10. объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, сложением основ с соединительным гласным);
  11. мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленять окончание и основу, в составе основы находить корень, приставку, суффикс);
  12. обнаруживать регулярные исторические чередования («чередования, видимые на письме»);
  13. разграничивать разные слова и разные формы одного слова;
  14. определять начальную форму слов-названий предметов, названий признаков и названий действий;
  15. изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;
  16. изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам;
  17. находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;
  18. определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;
  19. находить в предложении основу (главные члены) и неглавные члены; задавать вопросы к разным членам предложения;
  20. находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно;
  21. находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и «читать» словарную статью, извлекая необходимую информацию;
  22. правильно употреблять приставки на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать;
  23. правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе (что, чтобы, ….);
  24. определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;
  25. членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;
  26. грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;
  27. владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях (встреча, прощание и пр.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. работы со словарями;
  2. соблюдения орфоэпических норм речи;
  3. устного повседневного общения со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета (встреча, прощание и пр.);
  4. написания записки, письма, поздравительной открытки с соблюдением норм речевого этикета.

Словарь

Арбуз, береза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуйте, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай, ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (53 слова).

Содержание тем учебного курса

Фонетика и орфография.

Чередование звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных (в[о]ды – в[а]да); парных глухих и звонких  согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а – дру[к], ло[ж]ечка – ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о – ме[сн]ый).  Общее правило обозначений этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний ЧК, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ъ и ь.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.

Лексика.

Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о  происхождении слова при решении орфографических задач.

Морфемика и словообразование

Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.

Морфология

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.

Синтаксис

Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.

Лексикография

Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.

Развитие речи с элементами культуры речи

Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной

мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.

Предполагаемые результаты УУД:

  1. Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явление национальной культуры; понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.  
  2. Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;  умения выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи, ситуации         общения понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать  различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;
  3. Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:   овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания  (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное;  умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и «Астрель», 2011.

    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе авторской программы «Русский язык», 2 класс, авторы Л.Я.Желтовская, Т.М.Андрианова, В.Л. Илюхина – М.: «АСТ» и  ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Класс 1 Б

В системе предметов общеобразовательной школы курс «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цель.Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о...

Рабочая программа по русскому языку На основе авторской программы М.С.Соловейчик, Н. С.Кузьменко ( к курсу Русский язык для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, 2-е изд. Смоленск: Ассоциация ХХ/ век, 2011 год.) (УМК «Гармония»)для 2 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Рабочая программа по русскому языку  разработана в  соответствии   с программой к курсу  « Русский язык» для 1-4 классов общеобра...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 3 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3

Рабочая программа по русскому языку. Класс: 3 «А»...